Оборотные капиталы предприятия

    Оборотный капитал — это капитал, инвестируемый фирмой, компанией в текущую деятельность на период каждого операционного цикла. Иными словами, это средства фирмы, вложенные в текущие активы (оборотные средства). Оборотный капитал, как и основной капитал, выражает определенные производственные отношения, складывающиеся с развитием предпринимательства.

Оборотный капитал непосредственно участвует в создании новой стоимости, функционируя в процессе кругооборота всего капитала. При этом соотношение основного и оборотного капитала влияет на величину получаемой прибыли. Оборотный капитал обращается быстрее, чем основной капитал. Поэтому с увеличением доли оборотного капитала в общей сумме авансированного капитала время оборота всего капитала сокращается, а следовательно, увеличивается возможность роста новой стоимости, т.е. прибыли.

Существует понятие чистого оборотного капитала. Его величина определяется как разница между текущими активами и текущими обязательствами, текущими пассивами. В нормальных условиях функционирования хозяйствующих субъектов величина текущих активов выше текущих обязательств, т.е. сумма оборотных средств превышает кредиторскую задолженность.

Оборотный капитал характеризуется не только объемом и структурой, но и ликвидностью текущих активов. Степень ликвидности определяется способностью текущих активов превращаться в процессе кругооборота в денежные средства. При этом учитывается, что, например, производственные запасы менее ликвидны, чем готовая продукция, а абсолютно ликвидны денежные средства.

  При возникновении дополнительной потребности в средствах, обусловленной, например, сезонным характером производства и реализации или другими объективными причинами, образуется переменный оборотный капитал.

Таким образом, эффективность управления оборотным капиталом определяется рядом факторов: объемом и составом текущих активов, их ликвидностью, соотношением собственных и заемных источников покрытия текущих активов, величиной чистого оборотного капитала, соотношением постоянного и переменного капитала и другими взаимосвязанными факторами.

Оборотный капитал — это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения, обеспечивающие как процесс производства, так и процесс обращения.

Оборотный капитал (оборотные средства) предприятия, участвуя в процессе производства и реализации продукции, совершает непрерывный кругооборот. При этом средства переходят из сферы обращения в сферу производства и обратно, принимая последовательно форму фондов обращения и оборотных производственных фондов. Таким образом, проходя последовательно три фазы, оборотные средства меняют свою натурально-вещественную форму.

В первой фазе (Д — Т) оборотные средства, имеющие первоначально форму денежных средств, превращаются в производственные запасы, т.е. переходят из сферы обращения в сферу производства.

Во второй фазе (Т...П...Т,) оборотные средства участвуют непосредственно в процессе производства и принимают форму незавершенного производства, полуфабрикатов и готовых изделий.

Третья фаза кругооборота оборотных средств (Т — Д) совершается вновь в сфере обращения. В результате реализации готовой продукции оборотные средства принимают снова форму денежных средств.

Разница между поступившей денежной выручкой и первоначально затраченными денежными средствами (Д — Д) определяет величину денежных накоплений фирмы. Таким образом, совершая полный кругооборот (Д — Т...П...Т — Д,), оборотный капитал функционирует на всех стадиях параллельно во времени, что обеспечивает непрерывность процесса производства и обращения, Кругооборот оборотного капитала представляет собой органическое единство трех его фаз.

По источникам формирования оборотный капитал подразделяется на собственный и заемный (привлеченный). Собственный оборотный капитал предприятий с развитием предпринимательской деятельности и акционирования играет определяющую роль, так как обеспечивает финансовую устойчивость и оперативную самостоятельность хозяйствующего субъекта. Собственные оборотные средства приватизированных предприятий находятся в полном их распоряжении. Предприятия имеют право их продавать, передавать другим хозяйствующим субъектам, гражданам, сдавать в аренду и т.д.

Заемный капитал, привлекаемый в виде банковских кредитов других форм, покрывает дополнительную потребность предприятия в средствах. При этом главным критерием условий кредитования банком служит надежность финансового состояния предприятия и оценка его финансовой устойчивости.

Размещение оборотного капитала между предприятиями различных отраслей предопределяет отраслевую структуру оборотного капитала. Так, в сфере производства структура оборотного капитала определяется степенью концентрации, характером и длительностью процесса производства, его материалоемкостью, уровнем технического оснащения и другими факторами.

Размещение оборотного капитала в воспроизводственном процессе приводит к подразделению его на оборотные производственные фонды и фонды обращения. Оборотные производственные фонды функционируют в процессе производства, а фонды обращения — в процессе обращения, т.е. реализации готовой продукции и приобретения товарно-материальных ценностей. Оптимальное соотношение этих фондов зависит от наибольшей доли оборотных производственных фондов, участвующих в создании стоимости.

К оборотным производственным фондам относятся производственные запасы (сырье, материалы, топливо, тара, запасные части), незавершенное производство, расходы будущих периодов. Фонды обращения — это готовая продукция, товары отгруженные, денежные средства, дебиторская задолженность и средства в прочих расчетах.

Управление оборотным капиталом тесно связано с его составом и размещением. В различных хозяйствующих субъектах состав и структура оборотного капитала неодинаковы, так как зависят от формы собственности, специфики организации производственного процесса, взаимоотношений с поставщиками и покупателями, структуры затрат на производство, финансового состояния и других факторов. Типовой состав и размещение оборотного капитала представлены на рисунке:

Состояние, состав и структура производственных запасов, незавершенного производства и готовой продукции являются важным индикатором коммерческой деятельности предприятия. Определение структуры и выявление тенденции изменения элементов оборотных средств дают возможность прогнозировать параметры развития предпринимательства.

Длительность одного оборота в днях (О) определяется на основании формулы:

где - остатки оборотных средств среднегодовые или на конец периода;

В – выручка (НЕТТО) РТ реализации продукции, руб.;

ЧД – число дней в отчетном периоде.

Рассчитаем длительность одного оборота в днях.

 

Вывод: длительность одного оборота составила 135 дней.

Коэффициент оборачиваемости () показывает количество оборотов, совершаемых оборотными средствами за год, и определяется по формуле:

Определим коэффициент оборачиваемости:

Вывод: за год было совершено 3 оборота оборачиваемости оборотных средств (чем выше Ко тем выше объем производства при неизменном количестве оборотных средств).

Коэффициент загрузки оборотных средств () – это показатель, обратный коэффициенту оборачиваемости. Он характеризует величину оборотных средств, приходящихся на единицу реализованной продукции. Исчисляется по формуле:

Коэффициент загрузки оборотных средств:

Вывод: коэффициент загрузки значительно небольшой, следовательно, предприятие эффективно использует оборотные средства.

Чистый оборотный капитал предприятия (ЧОК) и эффект финансового рычага (ЭФР) определяются по формулам:

где - соответствующие разделы актива и пассива баланса.

Определим чистый оборотный капитал предприятия и эффект финансового рычага:

Вывод: рассчитав чистый оборотный капитал предприятия на начало и на конец года можно сделать вывод, что предприятие обеспечено собственными оборотными средствами.

где
- ставка налога на прибыль

ЭР- экономическая рентабельность

- рентабельность собственных средств;

 - средняя процентная ставка за пользование кредитом;

ЗС – заемные средства предприятия;

СС – собственные средства предприятия.

Вывод: показатель составляет 68%, предприятие рентабельно, т.к. сумма выручки от реализации продукции достаточна не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: