Подготовительная часть урока

 

Подготовительная часть урока должна проводиться так, чтобы:

 

· Подготовить учеников к уроку и настроить их на продуктивную работу и выполнение поставленных задач

 

· Подготовить учащихся к овладению некоторыми упражнениями

 

· Подготовить организм учащегося к выполнению действий с повышенной нагрузкой

 

· Содействовать формированию осанки, ловкости

 

 

Следовательно, подготовительная часть решает задачи, связанные с обеспечением наилучших условий реализации общих задач урока и одновременно имеет относительно самостоятельное образовательное и оздоровительное значение.

 

Начинается урок общим построением класса и рапортом дежурного ученика о готовности к началу урока. Процедура рапорта необязательна в работе с учащимися младшего школьного возраста. Программой она предусмотрена начиная с 3 класса.

 

Но уже при первом ознакомлении детей с рапортом надо иметь в виду его воспитательное значение и категорически требовать абсолютной дисциплины.

 

 Учитель стремится избегать шаблона в построениях и перестроениях, разнообразить формы размещения и перемещения.

 

В младших классах начальное построение осуществляет учитель, в средних и старших классах - дежурный ученик по согласованию с учителем. До начала урока и до прихода учителя к месту проведения занятия учащиеся должны быть построены и готовы к приветствию.

 

После приветствия на первых уроках с целью изучения состава класса учитель делает перекличку. А в дальнейшем приступает сразу к проверке домашнего задания.

 

Проверка домашнего задания может проводиться по ходу урока, в основной и даже заключительной частях.

 

Далее учитель сообщает задачи урока. Их сущность может уточняться в основной части занятия.

 

  Средствами подготовительной части являются построения и перестроения; ходьба мягким, острым, обычным, высоким и пружинящим шагом, с перекатом с пятки на носок, другими способами; различные способы бега и прыжков; подскоки; танцевальные упражнения; преодоления препятствий; упражнения на внимание типа заданий  и неожиданностей; обще-развивающие упражнения без предметов, с предметами и на снарядах (стенка, скамейка), в движении и на месте, в парах.

 

 Для выполнения упражнений используются разнообразные формы построения в разомкнутом и сомкнутом строю, кругу, (двух-трех кругах), квадрате, треугольнике, дугами, и др.

 

Если в зале установлены снаряды, учащиеся занимают места врассыпную, так чтобы было удобно выполнять упражнения, видеть учителя и не мешать товарищам.

 

 

Если в зале установлены снаряды, учащиеся занимают места врассыпную, так чтобы было удобно выполнять упражнения, видеть учителя и не мешать товарищам.

 

Подобранные упражнения должны при наименьшей затрате времени обеспечить одновременное и наиболее эффективное решение нескольких задач.

  

 Подготовительная часть, проводимая игровым способом, должна быть четко направленной на решение задач подготовки организма занимающихся к предстоящей работе, повышение эмоционального состояния учащихся. В то же время благодаря включению в игры и игровые задания целенаправленных движений и упражнений решаются задачи закрепления пройденного материала и развития качеств.

Заслуживает внимания подбор приемов управления учащимися при выполнении упражнений. Они должны быть разнообразны и эффективны. Учителя пользуются подсчетом, хлопками, самостоятельным подсчетом учащихся (вслух или про себя), пол музыку, по заданию на результат и т.д. При любом способе управления учитель должен иметь возможность делать замечания, исправлять ошибки, подбадривать учеников.

 

Заслуживает внимания подбор приемов управления учащимися при выполнении упражнений. Они должны быть разнообразны и эффективны. Учителя пользуются подсчетом, хлопками, самостоятельным подсчетом учащихся (вслух или про себя), пол музыку, по заданию на результат и т.д. При любом способе управления учитель должен иметь возможность делать замечания, исправлять ошибки, подбадривать учеников.

 

 

                               Основная часть урока.

 

 Задачами основной части урока являются:

· приобретение учащимися знаний, умений и навыков выполнять физические упражнения, предусмотренные планом данного урока

 

· обучение учащихся самостоятельно заниматься физическими упражнениями формирование осанки занимающихся в процессе выполнения сложных упражнений

 

· воспитание физических качеств, способных обеспечить успешное обучение двигательным действиям и жизнедеятельность организма

 

· содействовать моральному и эстетическому воспитанию, укрепление воли занимающихся

 

· повышение уровня спортивных достижений учащихся

 

Эти задачи и определяют особенности проведения основной части урока.

 

В основной части учитель должен обеспечить достаточно высокий уровень физической нагрузки путем достижения оптимальной интенсивности и необходимого количества повторений упражнений, доводя их до 15-20 при разучивании и 30-40 при закреплении.

 

Для этого следует максимально использовать все имеющиеся условия материальной базы.

  

Проводя уроки на свежем воздухе, надо помнить, что в холодную погоду следует избегать длительных объяснений, ограничиваясь краткими указаниями, командами, насыщать урок интенсивными упражнениями.

 

В жаркую погоду нужно опасаться перегрева, для чего место занятий выбирают по возможности в тени, внимательно наблюдают за состоянием учеников, чередуют упражнения повышенной интенсивности с малоинтенсивными.

 

Некоторые школы страны имеют опыт круглогодичного проведения уроков на свежем воздухе даже с учащимися младших классов. Тротуары и тропинки, естественные горки и многоступенчатые ярусные лестницы, гимнастический городок и лужайки, кроссовая дистанция вокруг пруда и даже белки, прыгающие на деревьях,- все это учитывается в организации занятий с детьми. Здесь и нагрузка, и эмоциональная разрядка.

 

Расстановка и уборка снарядов должны осуществляться по ходу урока без выделения на это специального времени.

Убирать следует только те снаряды, которые мешают дальнейшему ходу занятий.

 

Устанавливать снаряды, готовить оборудование и инвентарь рекомендуется до начала урока силами временно освобожденных от занятий и дежурных учеников.

 

На специальных стендах у мест занятий выставляются учебные карточки, регулирующие деятельность учащихся.

 

Весь ход урока должен подчиняться образовательной направленности. В этом отношении наряду с формированием умений и навыков особую значимость приобретают теоретические сведения.

 

Основываясь на теоретических сведениях. Учителю необходимо находить возможность в ходе каждого урока пополнять знания учащихся применительно к специфике изучаемого материала.

 

 

Большой эффективности при этом можно добиться, если при сообщении теоретических сведений использовать межпредметные связи. При этом сообщение сведений не должно быть формальным (как и усвоение), оно должно вытекать из потребностей урока (усвоение материала).

 

Учащиеся должны прочувствовать необходимость этих занятий.

 

Обязательным условием эффективности основной части урока является обеспечение оптимального эмоционального состояния.

 

Положительные эмоции содействуют не только обучению. На их фоне успешнее совершенствуются физические качества.

Каждый урок должен содействовать воспитанию физических качеств учащихся.

 

Непременное условие результативности основной части занятий - внимательное наблюдение учителя за правильностью выполнения учениками заданий, упражнений и их оценка.

 

Не опасаясь частичного снижения моторной плотности урока, педагоги должны тут же исправлять допускаемые ошибки, вносить необходимые корректив. Ведь плотность не самоцель, а одно из условий успешного решения задач уроков.

 

Заключительная часть урока.

Заключительная часть урока используется для постепенного снижения уровня физического и эмоционального возбуждения.

 

Но этим задачи заключительной части не исчерпываются. Главной задачей заключительной части является подведение итогов урока, которое немыслимо без оценки деятельности учеников со стороны учителя и их самооценки.

 

При подведении итогов учитель нацеливает учеников на последующий урок, дает задания на дом, проверяет выполнение предыдущих, выставляет оценки.

 

Заслуживает внимания и всемерного распространения опыт проведения так называемых образных или сюжетных уроков в младших классах.

 

Положительная эмоциональная обстановка на уроке обеспечивает каждому возможность добиться успеха, испытать чувство радости и удовлетворения от своей деятельности и работы всего класса.

 

Новизна такого урока достигается своеобразной организацией класса: изменением начала урока, места построения, включением песен, речитативов, элементов ритмики, музыки.

 

 

В такой урок можно внести элементы и атрибутику различных профессий, что одновременно будет способствовать профессиональной ориентации учащихся.

 

Место проведения занятий превращается то в стартовую площадку для полета в космос, то в атомоход, бороздящий безбрежные просторы океана, то в автодром и т.д.

 

Например, при изучении акробатических упражнений ученики не просто выполняют перекаты, кувырки, а вырабатывают навыки сохранения равновесия тела в необычных условиях, умения ориентироваться в безопорном положении в условиях невесомости, развивают устойчивость  организма к укачиванию.

 

 

                      Дозирование нагрузки на уроке.

 

Для урока физической культуры характерным является строгая регламентация деятельности занимающихся и дозирование нагрузки. Этим частично достигается оздоровительная направленность урока. Малые нагрузки не дают необходимого эффекта, слишком высокие могут принести вред здоровью детей. Четкая регламентация необходима и для выполнения образовательной функции занятия. Усвоение каждого упражнения требует определенного количества повторений.

 

Наконец, воспитание физических качеств невозможно без предъявления высоких требований к организму, что достигается правильной дозировкой нагрузки.

 

Физическая нагрузка – это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся.

 

Дозирование нагрузки -изменение ее объема и интенсивности.

Объем нагрузки определяется количеством выполненных упражнений, весом отягощений, длиной преодоленной дистанции и др.

 

Интенсивность нагрузки  характеризуется временем, затраченным на выполнение конкретного объема работы.

 

Названные характеристики - это внешнее проявление нагрузки. Они используются при подготовке учителя к уроку.

 

Действием нагрузки является реакция организма на выполненную работу.

Интегральным показателем реакции величина частоты сердечных сокращений (ЧСС).

 

 

Верхняя граница ЧСС после интенсивной нагрузки для учащихся основной медицинской группы – 170-180 уд/мин (возможны случаи для хорошо подготовленных учащихся - и до 200 уд/мин.)

 

Работой средней интенсивности следует считать такую, которая вызывает ЧСС 140-160уд/мин, и низкой –110-130 уд/мин. В каждое занятие рекомендуется включать 2-3 коротких «пика» нагрузки продолжительностью до 2 мин при ЧСС 90-100% от максимальной.

 

В процессе урока, особенно тренировочного, для решения задач воспитания выносливости, быстроты, силы учитель должен контролировать частоту пульса учащихся. Он должен быть внимателен и к появлению первых внешних признаков утомления.

 

Регламентировать нагрузку необходимо индивидуально в зависимости от реакции организма занимающегося.

 

Учитель должен стремиться не просто к повышению, а педагогически оправданному повышения нагрузки. Естественно, что в тренировочных уроках не обойтись без высокой нагрузки, но при обучении упражнениям она может стать помехой.

 

Нагрузка зависит также от суммарного количества выполненной работы на уроке и от интенсивности этой работы, поэтому ее показателем следует считать и плотность урока.

 

На каждом уроке выполняется много действий: двигательные, обслуживающие, умственные, отдых. Значимость их для решения задач физического воспитания разная, но все они необходимы, и нельзя при обсуждении эффективности работы учителя на уроке все сводить лишь к оценке двигательной активности детей.

 

Необходимо всесторонне оценить целесообразность тех или иных действий педагога, его усилия, направленные на обеспечение образовательного и воспитательного воздействия проведенного урока.

 

В связи с этим все действия следует разделить на педагогически оправданные и нецелесообразные.

 

К педагогически оправданным относятся выполнение физических упражнений, участие в демонстрации, участие во взаимообучении, слушание педагога, наблюдение выполнения задания учителем и товарищами, осмысление воспринимаемого, планирование предстоящих действий, анализ выполнения движений, взаимоконтроль, оценивание, обсуждение, установка и перемещение снарядов, раздача и сбор инвентаря и учебных пособий, подготовка мест занятий, отдых.

 

Для всесторонней оценки уроков прибегают к их хронометрированию и определению реакции организма на предложенную нагрузку. С этой целью под наблюдение берется средний ученик. Со звонком включается секундомер и не останавливается до конца урока. Наблюдающий последовательно в специально подготовленный протокол записывает все действия, в которых принимает участие занимающийся. Каждые четыре минуты показатели того же ученика записываются в протокол.  Первый замер пульса производится сразу после предыдущего урока и считается нормой, второй - на четвертой минуте, последний - после окончания урока.

 

Ведущий протокол сначала записывает показания секундомера, потом в соответствующей графе - очередное действие.

 

Время, затраченное на каждое действие, определяется путем вычета предыдущего показателя, зарегистрированного в графе 3, от очередного показателя секундомера.

 

В протоколе фиксируется все действия занимающихся (двигательные, умственные и др.) и в зависимости от эффективности деятельности учителя могут быть целесообразными и нецелесообразными.

 

Все нецелесообразные затраты на работу и отдых определяются сразу по ходу хронометрированию и записываются в графу со знаком «минус».

 

После окончания урока время граф суммируется по вертикали, и эти данные служат для определения плотности занятия.

Плотность занятия определяется в процентах путем соотношения суммы времени, затраченного рационально (графы со знаком «+») на все виды деятельности, ко времени всего урока (45 мин).

 

 

Общая                   сумма времени, затраченного рационально Х 100%

плотность     =

урока                                       45 минут (время урока)

 

 

Однако, определяя общую плотность урока, нельзя дать оценку педагогическому мастерству учителя, его организаторским способностям. Разные учителя затрачивают неодинаковое время на установку и уборку снарядов, подготовку мест занятий, перевод группы к следующему месту занятий, постановку задач, сообщение следующего задания и др.

 

Поэтому, кроме общей плотности занятия, определяют и его моторную (двигательную) плотность.

 

Моторная               Сумма времени, затраченного на выполнение упраж. Х 100%

плотность =

урока                                                     45 минут (время урока)

 

 

Сравнивая данные моторной и общей плотности урока, можно найти резервы повышения качества работы каждого учителя.

 

В примечания записывают реплики, позволяющие при анализе деятельности  учителя вспомнить и осмыслить наблюдаемое на уроке. Учитель должен стремиться к 100% общей плотности. Моторная плотность в тренировочных уроках-70-80 %, в учебных-50 % и ниже. Определять плотность урока необходимо в целом и по частям.

 

Это обусловлено неодинаковыми возможностями и условиями организации работы в подготовительной, основной и заключительной частях занятия.

Плотность урока зависит от многих факторов. Наиболее важные из них следующие:

 

· Количество учащихся в группах, командах, играх. Учитель должен стремиться объединять небольшое количество занимающихся в группы, команды при организации основной части урока, эстафет; избегать игр, в которых к двигательной активности привлекается одновременно ограниченное количество детей.

 

· Качество материальной базы. На уроке должны использовать много-пропускные снаряды. Следует использовать несколько мест занятий для  прыжков, метаний, бросков по корзине, воротам и др.

 

· Количество инвентаря. На уроках с использованием легкоатлетических упражнений необходимо обеспечить каждого ученика специальными  снарядами, в играх - мячами, на соответствующих уроках - лыжами,  коньками, клюшками и др.

 

· Использование эффективных методов организации деятельности занимающихся, способов выполнения заданий и управления классом.

 

· Интенсификация вспомогательных действий на уроке и подготовка мест занятий до урока.

 

· Привлечение к уроку детей, временно освобожденных от занятий.

 

 

· Краткость объяснений, замечаний, обсуждений.

 

· Широкое использование дополнительных заданий.

 

 

После окончания урока величина ЧСС должна приближаться к исходной или быть немного выше, если урок стоит в расписании последний или после него следует большая перемена.

 

 

Список литературы:

 

 

1. Б. Н. Минаев, Б. М. Шиян – Учебное пособие для высших учебных заведений: Основы методики физического воспитания школьников. Москва, 1989г.

 

2. Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицын – Учебное пособие: Физическая культура. Москва, 1998г.

 

3. В. А. Головина, В. А. Маслякова – Учебник: Физическое воспитание. Москва, 1983г.

 

4. Б. А. Ашмарин – Теория и практика педагогических исследований в физическом воспитании. Москва, 1978г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: