Цель дисциплины: формирование у студентов представлений об уровнях организации и планах строения животных, основных направлениях эволюции животного царства, формирование как общей, так экологической культуры личности, осмысления восприятия многообразия животного мира и его значение для существования биосферы как глобальной экосистемы.
Основные задачи курса зоологии беспозвоночных:
– ознакомить студентов с разнообразием животного мира;
– дать представление о животных как системных биологических объектах на трех уровнях организации: организменном, популяционно–видовом и биоценотическом;
– раскрыть основные закономерности индивидуального и исторического развития животных;
– ознакомить с основами экологии животных, ролью экологических факторов в их эволюции, со значением животных в биосфере;
– привить навыки натуралистической работы и природоохранной деятельности;
– обеспечить развитие биологической культуры;
– способствовать формированию научного мировоззрения, диалектического и материалистического мышления.
Изучение дисциплины способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности в учреждениях среднего общего (полного) образования:
в области учебно-воспитательной деятельности:
– осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;
– использование научно-обоснованных форм, методов, приемов и средств обучения;
– применение в обучении технических средств, информационных и компьютерных технологий;
– воспитание учащихся как формированию у них естественнонаучного мировоззрения, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;
– организация и проведение внеклассных мероприятий;
в области научно-методической деятельности:
– выполнение научно-методической работы, участия в работе научно-методических объединений;
– анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;
в области культурно-просветительской деятельности:
– формирование общей и экологической культуры учащихся.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студенты должны знать:
· предмет, задачи и значение курса «Зоология беспозвоночных»;
· основные этапы эволюции животного мира;
· многообразие форм беспозвоночных;
· основные принципы зоологической систематики;
· особенности морфологии, физиологии и воспроизведения, географическое распространение и экологию представителей основных таксонов;
· принципы организации и функционирования систем органов животных;
· эволюцию систем органов в ряду беспозвоночных;
· филогенетические связи в мире беспозвоночных животных;
· происхождение многоклеточных животных;
· эмбриологию и индивидуальное развитие животных;
· анализ жизненных циклов важнейших представителей беспозвоночных животных;
· значение изучаемых животных в формировании состава отдельных зооценозов;
· экологию систематических групп животных;
· основные пути эволюционного развития беспозвоночных животных;
· значение отдельных представителей животного мира в природе и для человека;
· биологические особенности размножения вредных беспозвоночных для организации активных и предупредительных мер борьбы с ними;
· основных представителей животного мира республики Башкортостан;
· правила организации и проведения наблюдений, опытов и практических работ, связанных с животным миром;
· основные наглядные пособия и ТСО по зоологии и экологии животных;
· рекомендованную литературу по зоологии и экологии животных.
Студенты должны уметь:
· применять полученные знания по зоологии беспозвоночных на практике;
· систематизировать знания о животных, полученные при изучении учебников, лекций, монографий и других источников;
· пользоваться современными методами исследований природных явлений и процессов;
· владеть методами световой микроскопии;
· владеть общими навыками наблюдений над животными, описания, идентификации, классификации и культивирования биологических объектов;
· оформлять результаты наблюдений за животными (зарисовки, схемы, таблицы, графики);
· проводить анализ эволюционного развития животного мира, используя знания, приобретенные в процессе изучения «Зоологии беспозвоночных»;
· свободно, грамотно излагать теоретический материал, вести дискуссии;
· использовать теоретические знания о животных при изучении прикладных дисциплин;
· пользоваться определителями животных;
· школьниками и населением по охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов;
· решать конкретные научно–педагогические и другие задачи;
· использовать полученные данные при написании рефератов, курсовых и дипломных работ;
· вести себя в природе в соответствии с правилами ее охраны.
владеть навыками:
• организации и проведения экскурсий в природу;
• спланирования и организации живого уголка, учебно-опытного участка.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тематический план (1 курс, дневное отделение)
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
лекции | лабораторные занятия | СРС | ||
1 | Предмет и задачи зоологии. Краткие сведения по истории зоологии. Современная система животного мира | 2 | – | 2 |
2 | Подцарство Одноклеточные, или Простейшие. Тип Саркомастигофоры | 2 | 4 | 2 |
3 | Тип Апикомлексы | 2 | 2 | 2 |
4 | Тип Миксоспоридии. Тип Микроспоридии. | – | 2 | |
5 | Тип Инфузории | 2 | 4 | 2 |
6 | Подцарство Многоклеточные. Тип Пластинчатые | 2 | – | 2 |
7 | Тип Губки | 2 | 2 | 2 |
8 | Тип Кишечнополостные | 4 | 4 | 4 |
9 | Тип Гребневики | – | 2 | |
10 | Тип Плоские черви | 4 | 6 | 4 |
11 | Тип Первичнополостные, или Круглые черви | 2 | 2 | 4 |
12 | Тип Кольчатые черви | 4 | 6 | 6 |
13 | Тип Моллюски | 4 | 4 | 6 |
14 | Тип Членистоногие | 10 | 14 | 10 |
15 | Тип Иглокожие | – | 2 | 2 |
Всего | 40 | 50 | 52 |
Распределение фонда учебного времени по семестрам и видам занятий
(дневное отделение)
№ семестра | Число учебных часов | Формы контроля | ||||||||
Общ. труд. | Аудиторные часы |
СРС |
Экз. |
Зач. |
КР | |||||
Всего | Лекц. | Семин. | Лабор. | КР | ||||||
1 | 74 | 46 | 20 | – | 26 | – | 28 | + | – | |
2 | 68 | 44 | 20 | – | 24 | – | 24 | + | – |
Тематика лекций