Пояснительная записка

Цель дисциплины: формирование у студентов представлений об уровнях организации и планах строения животных, основных направлениях эволюции животного царства, формирование как общей, так экологической культуры личности, осмысления восприятия многообразия животного мира и его значение для существования биосферы как глобальной экосистемы.

Основные задачи курса зоологии беспозвоночных:

– ознакомить студентов с разнообразием животного мира;

– дать представление о животных как системных биологичес­ких объектах на трех уровнях организации: организменном, популяционно–видовом и биоценотическом;

– раскрыть основные закономерности индивидуального и ис­торического развития животных;

– ознакомить с основами экологии животных, ролью эколо­гических факторов в их эволюции, со значением животных в биосфере;

– привить навыки натуралистической работы и природоох­ранной деятельности;

– обеспечить развитие биологической культуры;

– способствовать формированию научного мировоззрения, диалектического и материалистического мышления.

Изучение дисциплины способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности в учреждениях среднего общего (полного) образования:

в области учебно-воспитательной деятельности:

– осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;

– использование научно-обоснованных форм, методов, приемов и средств обучения;

– применение в обучении технических средств, информационных и компьютерных технологий;

– воспитание учащихся как формированию у них естественнонаучного мировоззрения, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

– организация и проведение внеклассных мероприятий;

в области научно-методической деятельности:

– выполнение научно-методической работы, участия в работе научно-методических объединений;

– анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

в области культурно-просветительской деятельности:

– формирование общей и экологической культуры учащихся.

 

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студенты должны знать:

· предмет, задачи и значение курса «Зоология беспозвоночных»;

· основные этапы эволюции животного мира;

· многообразие форм беспозвоночных;

· основные принципы зоологической систематики;

· особенности морфологии, физиологии и воспроизведения, географическое распространение и экологию представителей основных таксонов;

· принципы организации и функционирования систем органов животных;

· эволюцию систем органов в ряду беспозвоночных;

· филогенетические связи в мире беспозвоночных животных;

· происхождение многоклеточных животных;

· эмбриологию и индивидуальное развитие животных;

· анализ жизненных циклов важнейших представителей беспозвоночных животных;

· значение изучаемых животных в формировании состава отдельных зооценозов;

· экологию систематических групп животных;

· основные пути эволюционного развития беспозвоночных животных;

· значение отдельных представителей животного мира в природе и для человека;

· биологические особенности размножения вредных беспозвоночных для организации активных и предупредительных мер борьбы с ними;

· основных представителей животного мира республики Башкортостан;

· правила организации и проведения наблюдений, опытов и практических работ, связанных с животным миром;

· основные наглядные пособия и ТСО по зоологии и экологии животных;

· рекомендованную литературу по зоологии и экологии животных.

        

Студенты должны уметь:

· применять полученные знания по зоологии беспозвоночных на практике;

· систематизировать знания о животных, полученные при изучении учебников, лекций, монографий и других источников;

· пользоваться современными методами исследований природных явлений и процессов;

· владеть методами световой микроскопии;

· владеть общими навыками наблюдений над животными, описания, идентификации, классификации и культивирования биологических объектов;

· оформлять результаты наблюдений за животными (зарисовки, схемы, таблицы, графики);

· проводить анализ эволюционного развития животного мира, используя знания, приобретенные в процессе изучения «Зоологии беспозвоночных»;

· свободно, грамотно излагать теоретический материал, вести дискуссии;

· использовать теоретические знания о животных при изучении прикладных дисциплин;

· пользоваться определителями животных;

· школьниками и населением по охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов;

· решать конкретные научно–педагогические и другие задачи;

· использовать полученные данные при написании рефератов, курсовых и дипломных работ;

· вести себя в природе в соответствии с правилами ее охраны.

владеть навыками:

• организации и проведения экскурсий в природу;

• спланирования и организации живого уголка, учебно-опытного участка.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тематический план (1 курс, дневное отделение)

№ п/п

Тема

Количество часов

лекции лабораторные занятия СРС
1   Предмет и задачи зоологии. Краткие сведения по истории зоологии. Современная система животного мира 2 2
2 Подцарство Одноклеточные, или Простейшие. Тип Саркомастигофоры 2 4 2
3 Тип Апикомлексы 2 2 2
4 Тип Миксоспоридии. Тип Микроспоридии.   2
5 Тип Инфузории 2 4 2
6 Подцарство Многоклеточные. Тип Пластинчатые 2 2
7 Тип Губки 2 2 2
8 Тип Кишечнополостные 4 4 4
9 Тип Гребневики   2
10 Тип Плоские черви 4 6 4
11 Тип Первичнополостные, или Круглые черви 2 2 4
12 Тип Кольчатые черви 4 6 6
13 Тип Моллюски 4 4 6
14 Тип Членистоногие 10 14 10
15 Тип Иглокожие 2 2

Всего

40 50 52

Распределение фонда учебного времени по семестрам и видам занятий

(дневное отделение)

№ семестра

Число учебных часов

Формы контроля

Общ. труд.

Аудиторные часы

 

СРС

 

Экз.

 

Зач.

 

КР

Всего Лекц. Семин. Лабор. КР
1 74 46 20 26 28   +
2 68 44 20 24 24 +  

Тематика лекций


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: