Мусульманская правовая система

Мусульманская правовая система принадлежит к семье так называемого религиозно-традиционного права, свойственного странам Востока, Азии и Африки.

Правовые системы этих стран не обладают той степенью единства, которая свойственна ранее охарактеризованным правовым системам. Однако у них много общего по существу и форме, все они основываются на концепциях, отличающихся от тех, которые господствуют в западных странах. Конечно, все эти правовые системы в какой-то мере заимствуют западные идеи, но в значительной мере, остаются верны взглядам, в которых право понимается совсем иначе и не призвано выполнять те же функции, что в западных странах.

Мусульманское право является неотъемлемой частью мусульманской религии. Согласно религиозным канонам, мусульманское право происходит от Аллаха, который открыл и довел это право до людей через своего пророка и посланника Мухаммеда, жившего в 570 (по некоторым источникам 571 г.) — 632 годах. Мусульманское право формулировалось пророком главным образом в проповедях, которые в последующем были записаны в священную книгу мусульман — Коран. Другая часть юридически значимых норм сложилась в результате обобщения действий и высказываний самого Мухаммеда. Обобщения были осуществлены известными богословами и зафиксированы в сунне'.

Третье место в иерархии источников мусульманского права занимает иджма'. Она складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами. Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом.

 После смерти пророка мусульманское право создавалось ближайшими сподвижниками Мухаммеда — «праведными» халифами: Абу-Бакром, Омаром, Османом и Али. Опираясь на Коран и сунну, они формулировали новые правила поведения, соответствующие, на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда. В VIII—Х вв. существенное влияние на развитие мусульманского права оказали исламские правоведы и судьи. Их роль в формировании мусульманской правовой системы была столь значительной, что некоторые исследователи стали определять мусульманское право как право юристов. В этот период в связи с различным толкованием Корана зародились главные ветви (толки) ислама. Они создали множество новых правовых предписаний, восполнив пробелы Корана и сунны.

Новым этапом в развитии мусульманского права стал XIX век. Резкое усиление роли законов в правовом регулировании привело к постепенному снижению роли толков, хотя в содержательном плане они продолжали оказывать определенное воздействие на правовую систему. Со второй половины XIX столетия происходит активное заимствование европейского права, в частности романо-германского, которое в настоящее время в отдельных странах, например в Турции, практически вытеснило мусульманские правовые нормы. В других странах — Алжире, Египте, Сирии — мусульманское право сохранилось в качестве основного регулятора общественных отношений, в частности, в сфере личных отношений мусульман.

Иными словами нормативистский подход к мусульманскому праву, изучению его как совокупности норм, порождающих конкретные права и обязанности, в действительности оказываются недостаточным для понимания того места, которое мусульманское право занимает в современных правовых системах и во всей правовой надстройке рассмотренных стран.

Не случайно, в ряде стран был взят курс на конкретизацию норм мусульманского права и их закрепление в действующем законодательстве. Так в Иране, Пакистане, Ливии, Судане сфера его действия охватывает не только "личный статус", но и уголовное право и процесс, отдельные виды финансово экономических отношений и даже институты государственного права.

Подобная практика развития правовых систем ряда стран в последние годы вносит известные коррективы и в структуру действующего здесь мусульманского права, отдельные нормы и институты которого, ранее вытесненные законодательством, заимствующим западные правовые модели, вновь возрождаются и начинают применяться на практике.

В настоящее время ни в одной из рассмотренных стран мусульманское право не является единственным действующим правом. Но в то же время ни в одной мусульманской стране оно не потеряло своих позиций в качестве системы действующих правовых норм. В конечном счете, направление и глубина воздействия мусульманского права на современные правовые системы той или иной страны обусловлены достигнутым ею уровнем экономического и культурного развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: