Реферат
История экономических учений
(Сокращено)
Екатеринбург
2003
Характеристика физиократии. «Концепция естественного права»
Физиократами именовали представителей школы французских экономистов, основная идея которых заключалась в том, что ведущую роль в экономике играет сельское хозяйство: только там происходит увеличение богатства, приращение материи.
К школе физиократов относят Анн-Роберта-Жака Тюрго, Пьера Буагильбера, Франсуа Кенэ — автора знаменитой «Экономической таблицы».
Ф. Кенэ (1694—1774) принадлежал к той блестящей плеяде французских деятелей, которую породила критическая эпоха предреволюционной Франции.
Франсуа Кенэ (1694—1774) — глава школы физиократов — попытался представить картину кругооборота товаров и денег в масштабе национального хозяйства.
Главное в таблице Кенэ — не арифметические расчеты, иллюстрирующие движение продуктовых и денежных потоков, а графический анализ общей картины воспроизводства, в котором отдельные акты производства и обмена представлены в виде зигзагообразной схемы («зигзаги» — потоки товаров и денег от одного класса к другому).
|
|
Заслуга Ф. Кенэ состоит в том, что он создал первую макроэкономическую картину взаимосвязи трех основных классов (отраслей). В Экономической таблице он представил схему движения продукта в виде годового оборота в масштабе всего общества. Идея Кенэ позже получила развитие в схемах воспроизводства, принципах исчисления общественного продукта, в моделях народно-хозяйственного баланса.
Следующая важнейшая позиция физиократов, отразившая наступление новой, еще мало проявившей себя эпохи — капитализма свободной конкуренции, — требование «laissez faire» («свободы действий»).
Свою главную задачу Кенэ видел в том, чтобы выявить воспроизводственные пропорции, обеспечивающие гармоничное экономическое развитие страны. Его таблица — это схема движения годового продукта, в которой приняты необходимые для определения наиболее общих закономерностей абстракции: рассматривается только простое воспроизводство, предполагается неизменная стоимость денег, стабильность товарных цен, исключается влияние внешней торговли на процесс реализации. И вместе с тем это — воплощенная в логически стройную абстрактно-математическую форму мечта Кенэ о государстве богатом, процветающем и гармоничном.
Полемизируя с Кенэ и его школой, Смит не пытается упрекнуть или опровергнуть другого яркого представителя французских экономистов Анн-Роберт-Жака Тюрго (1727— 1781). И это, пожалуй, естественно. Основной труд Тюрго «Размышления о создании и распределении богатств» представляет несомненный шаг от физиократии к классической школе.
|
|
Физиократы не понимали природы «ценности» — по сути, узловой категории экономической науки. У них ценность возникает только под воздействием «работы» сил природы. Тюрго приходит к более широкой трактовке ценности. В небольшой работе «Ценность и деньги» она определяется им по степени важности, значимости благ.
Теоремы Тюрго — это еще не система, а отдельные положения, порой догадки. Его представление о принципах хозяйственной и социальной деятельности опирается на естественное право. Естественный ход событий определяется законами, которые заложены в самой природе. В течение двух лет Тюрго был генеральным контролером финансов (при Людовике XVI). По его инициативе и при его непосредственном участии во Франции были проведены важные реформы, облегчены налоги, упрочен бюджет, устранена цеховая регламентация, созданы условия для роста промышленности.
Краткие выводы
Труды и реформы физиократов выражали интересы не только сельского хозяйства. «Наука естественного порядка» открывала окно для развития рыночных, капиталистических отношений в городе и деревне. Провозглашенная физиократией формула «laissez faire, laissez passer» означала требование свободы промышленной деятельности, развития инициативы, экономического прогресса, не связанного лишь с аграрными интересами.
К.Маркс был первым, кто понял и то, что концепции физиократов не остались простыми теоретическими построениями, что, напротив, в свое время, особенно в период французской революции, они оказали воздействие на формирование взглядов прогрессивных сил. Он подчеркивал, что взгляды Тюрго (в которых «...физиократическая система выступает как выражение нового капиталистического общества, пробивающего себе дорогу в рамках феодального общества»2) сыграли большую роль в формировании идей французской буржуазной революции, что теоретическая система физиократов в целом была тесно связана с концепциями просветителей, чем оказала большое влияние на умонастроения широких кругов населения. Исследование русского ученого М.Ковалевского, проведенное в конце XIX в., позволило сделать вывод, что влияние экономических взглядов физиократов весьма значительно сказалось на наказах избирателей революционной Франции. В конце XIX в. в России в условиях переходной экономики, когда капитализм развивался при существенных остатках крепостничества, был проявлен широкий интерес к идеям физиократов. «В системе Кенэ и его учеников мы находим, как в зародыше, многое из того, что не только вошло в систему А.Смита, но и сделалось предметом обсуждения и для писателей XIX века»[1], — отмечал автор предисловия к первому русскому изданию избранных трудов основателя физиократии А. Миклашевский.
«Концепция естественного права»
В самой общей и первой по времени формулировке естественное право представляет собой высшее, божественное установление, которое служит мерилом правильности или неправильности не только отдельных человеческих поступков, но и правовых норм государства.
В истории философии были три различные концепции источников естественного права:
1. Первая концепция возводит естественное право к божественному промыслу, как своему источнику.
2. Концепция рассматривает естественные законы как привычки или даже инстинкты всех одушевленных существ.
3. Источником естественного права считают разум человека, перенося, таким образом, источник в человека.
Развитые концепции естественного права создали Платон и Аристотель.
Платон приложил много усилий, чтобы вписать “подлинные” принципы регуляции человеческой жизни в общий строй бытия, исходя из иерархии способностей души. Высшим потенциям души соответствуют высшие вечные законы, которые поддаются априорной дедукции, и “справедливость” оказывается принципом распределения прав и обязанностей в совершенном государстве. Естественное право выступает у него и в качестве критерия для критики существующих порядков и установлений, и как программа социального преобразования. Первоначально Платон был уверен в возможности такого преобразования (“Государство”); позже (“Политик”) он говорит о неосуществимости в реальности вечного закона, ставит под сомнение способность обычных граждан к познанию его (они должны лишь подчиняться закону писаному), резервируя эту способность лишь за совершенным государственным деятелем.
|
|
Фома Аквинский дополняет эту схему еще одной ступенью. Он понимает естественный закон как рациональную норму, т.е. ту часть божественного порядка, которая присутствует в разуме человека. Выше “естественного закона” он помещает “вечный закон”, т.е. “высший порядок, существующий в Боге”, мерой участия в котором определяется и мера зависимости от этого “высшего разума” иных законов. Согласно этому вечному закону, который не может быть до конца постигнут людьми, исключая разве “тех блаженных, кто сущностно созерцает Бога”, в миропорядке, покоящемся на божественном разуме, определено место всякой твари. В принципе мог быть создан иной мир и иной порядок. Но создан все-таки данный, и в нем значимы предписания естественного права. Однако не все частности могут регулироваться через естественное право. Поэтому требуются и писаные законы позитивного права. А из общего согласия людей (рассуждая так, как это делал уже Аристотель) можно заключать о “праве народов”.
Сторонники договорной теории права считали, что люди первоначально находились в естественном состоянии, где они все были равны и свободны, имели собственность и находились в состоянии мира и безопасности. Естественное право, по их мнению, присуще человеку от рождения. Закон природы, утверждал Дж. Локк, предписывает мир и безопасность. Однако любой закон нуждается в гарантиях. Люди отказались от права самостоятельно обеспечивать свои естественные права.
|
|
Оценка теории. Ранние теории естественного права как бы снимали проблему происхождения права вовсе, делая упор на изначальном присутствии у человека как социального существа определенной суммы прав.
Выдающийся голландский мыслитель Гуго Гроция (1583 -1645) признается основоположником рационалистической концепции естественного права. В его лице соединились две эпохи - Средневековье и Новое время. Воспитанный в духе гуманизма, христианства, свободомыслия, Гроций, стремился разрешить разнообразные современные ему конфликты, используя правовые категории, в основе которых лежали нравственные принципы. Поэтому его правовая концепция охватывает обширный круг юридических вопросов» ранее вообще не исследованных в правовой литературе.