Общая характеристика эпохи

Предпосылки для формирования философии Нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натуралистической философии. В тот же период имеют место попытки философов заново обосновать естествознание, соединив эксперимент и размышления как основу теоретического метода. В 17 веке интерес философов был направлен на вопросы познания.

ГНОСЕОЛОГИЯ - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания и реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

Теория познания рассматривается как отношение объекта и субъекта познания, выявляется связь чувственного и рационального, исследуются проблемы истины и другие гносеологические вопросы.

Два основных направления философии Нового времени:

1. Эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний.

а) идеалистический эмпиризм (представители Беркин, Юм). Эмпирический опыт совокупность ощущений и представлений, величина мира равны величине опыта.

б) материалистический эмпиризм (представители Бекон, Гоббс) - источник чувственного опыта, существующий внешний мир.

2. Рационализм (лат. - разумный) выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности.

Выдающиеся представители эпохи

Рене Декарт.

Рене Декарт (1596-1650) -- французский философ и ученый, живший в Голландии, где он создал основные сочинения "Рассуждение о методе", "Метафизические размышления", "Начала философии". Декарт разработал принципы познания, которые он считал применимым к любой науке: (1) принцип ясности и отчетливости (необходимо исходить из ясных и отчетливо мыслимых идей, (2) принцип разделения сложной проблемы на более простые, (3) принцип восхождения от простого к сложному и (4) принцип энумерации (последовательного рассмотрения логических звеньев). Он также создал систему физики, долгое время соперничающую с ньютоновой, и оставил значительный след в математике (математизация геометрии благодаря созданию системы координат).

Философию Рене Декарта можно считать образцовой системой рационализма. Главной задачей своей жизни Декарт считал построение системы наук при помощи рационального метода, исходя из подлинно достоверных начал. С этой целью он подверг все знания, которыми может обладать человек радикальному сомнению: все, в чем существует хотя бы малейшее сомнение, должно быть отброшено. Единственная истина, в которой невозможно усомниться -- cogito ergo sum -- "я мыслю, следовательно, я существую", а именно как мыслящая вещь или субстанция (res cogitans). Но обнаруживая в себе идею наисовершенного существа (Бога) и свое собственное несовершенство, Декарт приходит к выводу, что причиной этой идеи может быть только реально существующее наисовершеннейшее существо (таким образом Декарт доказывает бытие Бога). В учении о материальном мире Декарт стремился следовать идеалу математического знания: "Книга мира написана на языке математики" (математику Декарт считал единственной достоверной наукой из существующих в его время). Недостаток аристотелевской физики (господствующей в течении многих веков) Декарт видел в том, что она пользуется темными, неясными для разума понятиями, такими как присущая предметам сила, которая, с точки зрения Декарта, является проекцией духовного на материальное.

Декарт стремился с рационалистических позиций подходить к этике. Правда он не отвергал существующие моральные нормы, как бы несовершенны и неразумны они бы ни были - поскольку исследование этики требует значительного времени в виду сложности, Декарт принимает временные правила морали, рекомендующие следовать существующим нормам. Рациональное решение вопроса о морали связано с учением о страстях (переживаниях) души. Согласно Декарту, та часть мира, на которую распространяется наше познание, оказывается меньше той части, на которую распространяется воля. Там, где воля выходит за границы познания, совершаются ошибочные суждения и безнравственные поступки. Правильное мышление Декарт считал необходимым для того, чтобы разум мог управлять волей.

Наряду с философией Декарта может быть признана в основном рационалистической философия Мальбранша, Лейбница и Спинозы.

 

Бенедикт Спиноза.

Бенедикт Спиноза (1632 - 1677) - философ из Нидерландов, выходец из еврейской общины, подвергшей его отлучению за вольномыслие. На его философию оказала влияние средневековая иудейская мысль (Маймонид, Ибн Эзра), а также труды Гоббса и Декарта. В "Богословско-политическом трактате" Спиноза утверждал, что религия и государство могут без ущерба для себя предоставить полную свободу мысли. Целью философских исканий Спинозы было создание нравственного учения, которому он следовал и в своей личной жизни.

Спиноза выделяет три вида познания:

Ø чувственное познание, не способное адекватно (соответствующим образом) постичь суть вещей и являющееся источником заблуждений;

Ø разумное познание, способное составить адекватные (т.е которые сами в себе заключают истину) идеи, если оно рассматривает вещи "под формой вечности" (sub specie aeternitatis);

Ø интуитивное познание, истинное и адекватное знание вещей, исходящее из знания божественных атрибутов.

В своем трактате "Этика" Спиноза создал философскую систему, построенную геометрическим способом (ordine geometrico): она начинается с определений и аксиом, на основании которых доказываются теоремы, из которых выводятся следствия (королларии). Помимо "Этики", его перу принадлежат "Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье", "Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом", "Трактат об усовершенствовании разума", и др.

 

Готфрид Лейбниц.

Готфрид Лейбниц (1646 --1716) -- немецкий философ и математик. Основные труды: "Новые опыты о человеческом разуме", "Монадология", "Новая система природы". Занимался также лингвистикой (проект создания "универсальной грамматики"), комбинаторикой (создание счетной машины); является одним из создателей дифференциального и интегрального исчислений.

Лейбниц проводил различие между двумя видами истин:

Ø истины разума необходимы, и противоположное им невозможно;

Ø истины факта случайны, и противоположное им возможно.

    Основание для необходимой истины можно найти, разлагая ее на истины более простые, пока не дойдем до первичных истин, которые не могут быть доказаны и не нуждаются в доказательстве, поскольку это самотождественные положения, противоположные которым заключает в себе явное противоречие.

 

 

Фрэнсис Бэкон.

Бэкон (Bacon) Фрэнсис - родоначальник английского материализма и методологии опытной науки.

Философия Бэкона соединила в себе эмпиризм с теологией, натуралистическое миросозерцание - с началами аналитического метода.

Рассуждениям о Боге Бэкон противопоставил доктрину "естественной" философии, которая базируется на опытном сознании (эмпиризм - empeiria - опыт). Как материалистический эмпирист Бэкон (наряду с Гоббсом, Локком, Кондильяком) утверждал, что чувственный опыт отражает в познании только объективно существующие вещи, (в противоположность субъективно-идеалистическому эмпиризму, который признавал единственной реальностью субъективный опыт).

В противоположность рационализму (Декарт) в эмпиризме рационально-познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания.

Здесь эмпиристы столкнулись с неразрешимыми трудностями выделения исходящих компонентов опыта и реконструкции на этой основе всех видов и форм сознания. Для объяснения реально совершающегося познавательного процесса эмпиристы вынуждены выходить за пределы чувственных данных и рассматривать их наряду с характеристиками сознания (таких как память, активная деятельность рассудка) и логическими операциями (индуктивное обобщение), обращаться к категориям логики и математики для описания опытных данных в качестве средств построения теоретических знаний. Попытки эмпиристов обосновать индукцию на чисто эмпирической основе и представить логику и математику как простое индуктивное обобщение чувственного опыта потерпели полный провал.

 

ВЫВОД

В истории философской мысли проблема отношения человека и мира всегда оставалась центральной в фило­софском осмыслении действительности. Однако решение ее было ограничено как уровнем развития самого чело­века, общества как системы его непосредственного бы­тия, так и уровнем познавательных способностей и воз­можностей человека. Кроме того, каждый этап истории выдвигал специфические задачи в осмыслении особенно­стей взаимоотношений человека и мира. В силу этого каждый раз актуальной становилась какая-либо одна из сторон этого сложного взаимоотношения.

Подводя итог анализу античной философии, следует отметить, что в период ее формирования и развития сложилась основная проблематика философии, обнаружились ее основные линии развития. Философия возникает как учение о бытие. На начальных этапах бытие отождествляется с природой. Отсюда – объективистская, натуралистическая тенденция в раннегреческой философии. Позднее, с развитием общественных отношений и формированием личности, бытие осмысливается, прежде всего, как бытие человека. Бытие в античной философии рассматривается как упорядоченная система – Космос, важной составной частью которого является человек. Все проблемы человека рассматриваются и решаются в органической связи с занимаемым им местом и ролью в Космосе.

В отличие от античности, где истиной надо было овладевать, средневековый мир мысли пребывал в уверенности об открытости истины, об откровении в Священном Писании. Идея откровения была разработана отцами церкви и закреплена в догматах. Так понятая истина сама стремилась овладеть человеком, проникнуть в него. Предполагается, что человек рожден в истине, он должен постичь ее не ради себя, но ради нее самой, ибо ею был Бог. Считается, что мир сотворен Богом не ради человека, но ради Слова, второй Божественной ипостаси, воплощением которой на земле являлся Христос в единстве Божественной и человеческой природы.

С периода Нового времени наука стала средством, методом философии на пути познания мира. С этого времени наука стала неотъемлемой частью предмета философских мышлений.

 Меняется образ мира, меняется образ человек, но постепенно меняется также образ науки. Оно заключается не только в создании новых, отличных от предыдущих, теорий астрономической вселенной, динамики, но и человеческого тела или даже строения Земли. Наука – это итог революции, который Галилей объяснил с чрезвычайной четкостью, - больше не является ни привилегированной интуицией отдельного мага или просвещенного астролога, ни комментарием к авторитету, который все сказал.

Скорее всего, как это не раз доказывала история, истина окажется где-то в стороне от ристалища, но философы по-прежнему будут пытаться выяснить «что важнее», «что раньше появилось», «что первично - идея или материя», пытаясь запустить колесо истории от какой-то одной абсолютной точки («начала времени») пространственных координат.

Занятие увлекательное и достойное уважения, но совершенно непосильное человеческому разуму в его теперешнем уровне развития, ибо невозможно найти начало у идеального круга. Идея порождает материю и наоборот. Этот процесс бесконечен, был всегда и будет вечно.

 

 

Список литературы

1. А. Г. Спиркин. Основы философии. – Москва: Изд-во политической литературы, 1988.

2. С.Н. Трубецкой. Курс истории древней философии. - Москва: Гуманит. Изд-во центр ВЛАДОС; Русский Двор, 1997.

3. В.П. Лега. История античной философии. Изд-во Православного Свято-Тихоновского Института, 1997.

4. А.Н. Волкова, В.С. Горнев. История философии: Учебное пособие для – М.: «Издательство ПРИОР», 1997.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: