1. Адам Смит (1723-1823) «исследование о природе и причинах богатства народа»принесла автору титул Отца экономики.
§ Богатство народов создается производительным трудом во всех отраслях экономики, поскольку труд – источник богатства, необходимо создать условия для повышения производительности труда, огромную роль в этом играет разделение и специализация труда;
§ Роль разделения труда проявляется не сама собой, а благодаря деятельности предприимчивых людей, тех, кто организует производство, вкладывает накопленные трудолюбием и бережливостью деньги в производство, они дают возможность работникам получать заработную плату, землевладельцам –ренту, государству – налоги, а себе обеспечивает доход на капитал. Поэтому содействовать богатству народов – это значит дать свободу, простор для деятельности предпринимателей;
§ Невмешательство государства в в действия предпринимателей – либеральный подход;
§ А. Смит говорил, что если будет либерализм, то не будет хаоса. Он считал что невидимая рука проведения (законы спроса и предложения) наведет в экономике порядок;
§ Источник общественного богатства – труд, стремление каждого человека к благополучию. Он выделял 3 основных условия процветания государства: Господство частной собственности; Невмешательство государства в экономику; Отсутствие препятствий для развития личной инициативы.
2. Давид Риккардо «Начало политической экономии и налогообложения»
§ Разработал трудовую теорию стоимости. Он показал что труд рабочего является единственным источником стоимости товара и лежит в основе доходов различных классов.
§ Разработал теорию факторов производства.
Идея либерализма – создание условий для развития предприимчивости, предпринимательства.
| Функции государства | |||
| Ограждать общество от насилия и внешней агрессии | Защищать жизнь граждан | Содержать армию, полицию, органы правосудия | Заботиться об образовании низших классов |
Социалисты-утописты
Утопический социализм, учения об идеальном обществе, основанном на общности имуществ, обязательном труде, справедливом распределении. Понятие «утопический социализм» восходит к сочинению Т. Мора «Утопия» (1516). Крупнейшие представители утопического социализма: Т. Мюнцер, Т. Кампанелла, Дж. Уинстэнли, Ж. Мелье, Морелли, Г. Б. Мабли, Г. Бабеф, Т. Дезами, К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн; А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский. В начале 19-го века они мечтали о справедливом (социалистическом) обществе
Идея: в основе экономических процессов лежит потребление, экономика решает проблемы человека
| Основы идеального государства «Утопия» - благословенная страна | |||
| Общее имущество граждан | Обязательное участие всех граждан в производительном труде | Ликвидация паразитического состояния привилегированных слоев и групп | Справедливое распределение общественных благ. |
Критиковали капиталистический строй, показывая, что общество, основанное на частной собственности и эксплуатации не сможет обеспечить ни свободы, ни равенства, ни братства людей. Оуэн организовал в США общину, которую назвал «Новая гармония» устав на принципах уравнительного коммунизма.
Марксизм
Учение сформировалось в середине 19 века, когда по Европе прокатилась волна буржуазных революций, сметая феодальные режимы, появился капитализм и вслед за ним первые экономические кризисы.
Труд «Капитал» в котором К. Маркс делает следующие выводы: первоосновой развития общества является трудовая производительная деятельность, направленная на удовлетворение материальных потребностей. Общественное бытие определяет общественное сознание, т.е. духовную сторону жизни. Люди вступают в производственные отношения, в основе которых лежит отношении их по поводу производства.
В условиях капитализма капиталист, владея средствами производства, оплачивает лишь часть труда, затраченную работником на производство товара, а другую, неоплачиваемую часть труда безвозмездно присваивает – в этом сущность капиталистической эксплуатации.
МАРКСИЗМ, философское, экономическое и политическое учение, основоположники которого — К. Маркс и Ф. Энгельс. Опираясь на изучение немецкой классической философии (Гегель, Фейербах и др.), английской политэкономии (Смит, Рикардо и др.), французского утопического социализма (Сен-Симон, Фурье и др.), Маркс и Энгельс разработали диалектический материализм, теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме. Общество в марксизме рассматривается как организм, в структуре которого производительные силы, которые являются базисом, определяют производственные отношения, формы собственности, которые в свою очередь обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию, искусство, то есть надстройку. Единство и взаимодействие этих сфер образуют определенную общественно-экономическую формацию; их развитие и смена составляют процесс поступательного движения общества. Борьба господствующих и угнетенных классов — движущая сила истории, а ее высшее выражение — социальная революция. Капитализм — последняя эксплуататорская формация, которая создает мощные стимулы развития общества, но постепенно превращается в препятствие его прогресса. В условиях капитализма созревает пролетариат, свергающий господство буржуазии и устанавливающий свою власть, с помощью которой осуществляется переход к коммунизму (уничтожение частной и утверждение общественной собственности, создание бесклассового общества и условий свободного развития личности).
В марксизме абсолютизировалась роль социальных антагонизмов, классовой борьбы и насилия, отрицались возможности эволюции буржуазного общества, значение частной собственности как основы гражданского общества, романтизировалась историческая роль пролетариата, неадекватно истолковывался труд как источник стоимости; утверждалась необходимость ликвидации парламентских институтов и разделения властей; отвергалась общечеловеческая нравственность. Марксизм стал идеологической основой социал-демократического движения, которое с нач. 20 в. разделилось на революционное (В. И. Ленин и др.) и реформистское (Э. Бернштейн и др.) течения. В реформизме подверглись критике теоретические основы марксизма, что привело к отказу от его основных положений. В революционном течении возобладало крайне левое истолкование марксизма. После Октябрьской революции в России марксизм подвергся догматизации и вульгаризации и был поставлен на службу коммунистическому тоталитаризму. Крушение тоталитарных режимов с кон. 80-х гг. во многих странах, где марксизм был государственной идеологией, открыло новый этап его изучения и оценки.






