На практике рыночная экономика работает не так гладко, как мы описали,
Не все решения, которые автоматически принимает рыночный механизм, оказываются вполне удовлетворительными. В таких случаях говорят о «несостоятельности» рынка.
1) Прежде всего, некоторые жизненно необходимые общие блага не могут быть куплены на свободном рынке. (Оборона, милиция, система правосудия, городские парки, телепрограммы издержки которых покрываются за счет налогоплательщиков). Эти блага характеризуются тем, что их использование одним человеком не уменьшает количества блага, которым могут свободно воспользоваться другие. Более того, государство обычно предоставляет содержание безработным, больным, старым и выделяет субсидии на так называемые приоритетные блага, которые не могут окупаться, если не продавать их на рынке.
2) Самые богатые потребители обладают самым большим влиянием, В результате ресурсы могут быть затрачены на производство предметов роскоши для богатых людей, в то время как их не будет хватать для выпуска необходимых благ для малоимущих слоев общества.
3) Эффективность рыночной экономики основана на действии механизма конкуренции, в котором может произойти сбой. В целой округе может оказаться только одно предприятие, которому требуются рабочие данной специальности. Это предприятие сможет диктовать условия работы и навязывать уровень ЗП рабочим которым все равно некуда уйти.
4) Сама конкуренции может приводить к неэффективному размещению ресурсов. Мелкие производители не в состоянии воспользоваться теми преимуществами в технологии и масштабах производства, которыми обладают крупные фирмы. дублирование исследовательских разработок и реклама кон курирующих товаров приводят к пустой трате ресурсов.
5) Возможны нарушения суверенитета потребителя те. право принять добровольное самостоятельное решение. Крупные фирмы, проводящие агрессивные рекламные кампании, подчас обманом навязывают товар потребителю, убедив его, что их продукт—это как раз то, что ему нужно.
6) Ценовой механизм может оказаться слишком неповоротливым на практике из-за несовершенной информации и/или недостаточной мобильности факторов производства. В результате предложение будет слишком медленно приспосабливаться к изменившимся условиям спроса.
7) Мотив частной прибыли не всегда гарантирует, что будет максимизировано общественное благосостояние. В ходе частнопредпринимательской деятельности могут возникать внешние, или экстернальные преимущества и издержки.
8) ресурсы могут остаться и недоиспользованными так как фирмы сами решают, что и в каком количестве производить. Если предприниматели посчитают, что перспективы получения прибыли плохи, они уменьшат закупку ресурсов.
Командная экономика
Командная экономика описывается как система, в которой доминирует общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования.
- Переход к социализму в СССР на практике вылился в полное огосударствление экономики. В период форсированной индустриализации и сплошной коллективизации происходит формирование административно-командной системы. Новоявленная авторитарная власть находит опору в жестком централизме мелочном администрировании. С течением времени плановое хозяйство становится чрезвычайно громоздким и неповоротливым. В начале 80-х годов число плановых показателей оценивалось в огромную величину — 2,7-3,6 млрд., в том числе в центре утверждалось порядка 2,7-3,5 млн.
Характерной чертой командной экономики является монополизм производства, который в конечном итоге тормозит научно-технический прогресс. Государственное регулирование цен, монополизм производства, торможение технического прогресса закономерно рождают экономику дефицита. Парадокс заключается в том, что дефицит возникает в условиях всеобщей занятости и почти полной загрузки производственных мощностей. Гиперцентрализм закономерно способствует разбуханию бюрократического аппарата. Основой его роста была монополизация роли в иерархическом разделении труда. Административно командная система — это своеобразная, идеологизированная форма бюрократизма. Для нее характерно сращивание законодательной и исполнительной, военной гражданской, административной и судебной власти, слияние партийного и государственного аппарата.
Вертикальная, зависящая от центра, форма распределения продукта воплощается в номенклатурных уровнях распределения, торговля соединяется с распределением, становится не формой обмена, а формой редистрибуции (спецмагазины, спецбуфеты, спецстоловые и тд.). Поэтому главной формой социальной борьбы становится не борьба за собственность на факторы производства, а борьба за доступ к ключевым рычагам распределения, за контроль над каналами распределения. доход в обществе зависит, прежде всего, от статуса, чина и должности. В этих условиях прокламируемое всеобщее равенство все более и более превращается в фикцию.






