Главные уклонения в деле воспитания

Исходя из всего выше изложенного св. Феофан указывает главные, по его мнению, уклонения в деле воспитания:

 

1)отдаление от Церкви и благодатных её средств. Это заморяет росток христианской жизни, разобщая его с источниками и он увядает, как увядает цвет, поставленный в тёмном месте.

2)Невнимание к отправлениям телесным. Думают, что тело может всячески развиваться без вреда для души: между тем, в его отправлениях седалища страстей, кои вместе с его развитием развиваются, коренятся и овладевают душою. Проникая телесные отправления, страсти получают в них себе оседлость, или устрояют из них неприступную некоторую крепость и тем упрочивают за собой власть на всё последующее время.

3)Безразборное, не направленное к одной цели развитие сил души. Не видят цели спереди, - не видят пути к ней. Отсюда, при всей заботе о современнейшем образовании, ничего более не делают, как только раздувают пытливость, своеволие и жажду наслаждений.

4)Совершенное забвение о духе. Молитва, страх Божий, совесть редко берутся во внимание. Была бы исправность видимая, а о внутреннем состоянии души никто не заботится, предполагая, что оно само по себе развивается правильно.

5)Во время обучения – закрытие главнейшего дела побочными, заслонение его единого – множеством других [33].

Как улучшить современное воспитание.

После этого не трудно определить, какие нужно принять в руководство педагогические меры в целях улучшения современного воспитания. Со своей стороны св. Феофан настоятельно рекомендует:

1)Хорошо понять и усвоить начала истинного христианского воспитания и действовать по ним, прежде всего дома. Домашнее воспитание есть корень и основание всему последующему. Хорошо воспитанного дома, превратное школьное воспитание не так легко собьёт с прямого пути.

2)Вслед за тем, перестроить по новым, истинным началам школьное воспитание, внести в него христианские элементы, неисправное исправить; главное – держать во всё время воспитания воспитываемого под обильнейшим влиянием св. Церкви, которая всем своим устроением спасительно действует на созидание духа. Это не давало бы разгореться греховным возбудителям, отвевало бы дух мира и отгоняло бы дух из бездны.

3)Нужнее же всего воспитывать воспитателей под руководством таких лиц, которые знают истинное воспитание не по теории, а по опыту. Образуясь под надзором опытнейших воспитателей, они передадут своё искусство другим, последующим[34].

Нужно знать возрастную психологию.

И ещё в обязанность воспитателей епископ Феофан вменял (хотя это и не пишется явно) основательное знание возрастной психологии, педагог должен знать особенности того возраста с которым он сталкивается и соответственно тому располагать свою деятельность[35]

 

Целью христианского воспитания святой епископ естественно поставлял насаждение христианского образа мысли и научение христианскому образу мысли. По окончании курса воспитания душа питомцев, как дева чистая, должна быть представлена Христу уготованной на всякое дело благое [36]. Плодом такого воспитания бывает, как показывает опыт, какая-то особенная нравственная чистота, невинность и неведение зла, в соединении с кроткой устойчивостью в добродетели.

Плоды доброго воспитания.

 Перечисляя плоды доброго воспитания, епископ Феофан первым и главным поставляет сохранение благодати св. Крещения, следствием чего бывает характерным для такого человека – живость, лёгкость. В чертах нравственного его характера отражаются чувства невинного ребёнка, которые проявляют себя через необыкновенное радушие, искреннюю доброту и тихость; сохраняется непритворное детское веселонравие, радость о Духе Святом. Таковому свойственна даже некоторая прозорливость и мудрость, по причине чистоты сердечной. Сила Духа обитающая в нём и явно действующая, невольно влечёт к себе всех, кто с ними имеет какое-то общение.

Сохранение добродетели на всю жизнь.

«Главнейшее же нравственное совершенство, принадлежащее сохранившемуся целым в лета юности, - по слову Святителя, - есть некоторая непоколебимость добродетели во всю жизнь. Самуил остаётся твёрдым при всех искушениях соблазна в доме Илии и среди волнений народных в обществе. Иосиф среди недобрых братьев, в доме Пентефрия, в темнице и в славе, равно сохранил свою душу непорочною. Поистине, благо есть мужу, егда возмет ярем в юности своей (Плач. Иер. 3, 27). Чадо, от юности твоея избери наказание и тогда до седин обрящеши премудрость. В делании ея мало потрудишися и скоро ясти будеши плоды ея (Сирах. 6, 18. 20). Правое настроение обращается как бы в природу, и если иногда несколько нарушается, скоро приходит в первый строй. Потому в Четь–Минеях святыми находим большею частью тех, кои сохранили нравственную чистоту и благодать крещения в юности»[37].

Заключение.

Таково в общих чертах учение святого Феофана Затворника о семейном воспитании и школьном образовании. Его педагогические взгляды по вопросам христианского воспитания и образования встречаются во многих его произведениях и поучениях, но главным образом сгруппированы в сочинении «Путь ко спасению», первой его части. Он здесь систематически изложил нам целую науку о воспитании, «в которой, - по словам исследователя, - с поразительной глубиной психологического наблюдения и замечательной широтой жизненного опыта раскрыты все важнейшие вопросы христианской педагогики. В ней яркими чертами нарисован истинный идеал воспитания и образования и в соответствие ему указаны требования о личности учителя и воспитателя» [38]. Причём, эти взгляды не только возвышенны, но и целесообразны; они вытекают из основательного знания человеческой природы. Отсюда является необходимость усвоить и принять в руководство эти взгляды всем, желающим воспитывать как своих детей, так и учеников в духе христианской веры и благочестия.

 

 

Список литературы

[1] Св. Феофан Затворник. Путь ко спасению. М., 1994. – С. 64.

[2] Мысли на каждый день года. // Смирнов П. А. Жизнь и учение Преосвященного Феофана Вышенского Затворника. Изд. 2-е. М., 1915. С. 21.

[3] Блаж. Августин. // Настольная книга священнослужителя. Том. 8. М., 1988. – С. 111.

[4] Авва Дорофей Поуч. 17.

[5] Смирнов П. А. Жизнь и учение... С. 78.

[6] Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться. Л.: «Соборный разум»., - 1991. – С. 15.

[7] Описание сторон человеческой природы заимствуется из книг св. Феофана: «Что Есть духовная жизнь и как на нее настроиться» (Письма № 5-9) и «Внутренняя жизнь» (№7).

[8] Ср.: св. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. М., 1994. - С. 326.

[9] Ср.: Там же. С. 685.

[10] Там же С. 46.

[11] Св. Феофан Затворник. Путь ко спасению. С. 25.

[12] Там же. С. 27.

[13] Там же. С. 28.

[14] Сам святитель Феофан, когда ещё был инспектором в Киевском училище располагал студентов к физическому труду: к столярному, переплётному ремеслу. В летнее время предпринимал с ними продолжительные загородные прогулки.

[15] Св. Феофан Затворник. Путь ко спасению С.35.

[16] Там же С.35.

[17] Там же С.41.

[18] Там же С.44.

[19] Там же С.44.

[20] Мысли на каждый день года. Нед.25. по Пятидесятнице. Вторник.

[21] Св. Феофан Затворник. Путь ко спасению. С. 234 – 235.

[22] См.: Смирнов П.А. Жизнь и учение… С. 38.

[23] Святитель Феофан Затворник. Созерцание и размышление. М.; 1998., С. 241.

[24] Там же. С. 244.

[25] Там же. С. 245 – 246.

[26] Св. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь С. 29.

[27] Св. Феофан Затворник. Путь ко спасению. С. 191.

[28] Там же. С. 64.

[29] Для не имеющих ещё такой способности Св. Феофан советует: «Нынешних естественников не слушай; они всё навыворот толкуют: что естественно, то у них неестественно, а что неестественно, то у них естественно, - называют лукавое добрым, а доброе лукавым. Смотри, что говорит Господь в Евангелии и св. апостолы в писаниях своих, и по их указаниям определяй естественное» (Мысли Нед. 7-я по Пятид. Суббота. С. 101).

[30] Св. Феофан Затворник. Созерцание и размышление... С. 247.

[31] Там же. С. 406.

[32] Там же. С. 402 – 407.

[33] Путь ко спасению. С. 60-61. Видя все эти недостатки в современном образовании Святитель Феофан с грустью констатирует тот факт, что в школьное воспитание допущены нехристианские начала, которые портят юношество и воспитывают в них антихристианский дух. Вдобавок к этому и в общество вошли нехристианские обычаи, которые окончательно развращают молодёжь по выходе из школы. «Если не изменят у нас образа воспитания и обычаев общества, - пророчески говорил он ещё в XIX веке, - то будет всё больше и больше слабеть истинное христианство, а наконец, и совсем кончится; останется только имя христианское, а духа христианского не будет. Всех преисполнит дух мира» (Мысли. Нед. 28 по Пятид. С. 172).

[34] Св. Феофан Затворник. Путь ко спасению. С. 63-64. Большую помощь христианским воспитателям может оказать священство, которых прямая обязанность - юное поколение с первых сознательных лет учить христианской вере. «Школ нечего дожидаться. - говорит Святитель. - Это надо делать словесно, собирая детей в Церковь и в дом по воскресным вечерам, или когда и как будет удобнее» (Мысли Нед. 10 по Пятид. Понед. С. 109).

[35] В помощь воспитателям св. Феофан даёт, например, подробную характеристику юношеского возраста, как возраста, более других представляющего затруднений для воспитательного воздействия. Смотри на этот счёт очень интересные психологические заметки в его книге – «Путь ко спасению» (Отдел I. С. 49 – 60).

[36] Св. Феофан Затворник. Созерцание и размышление. С. 248.

[37] Св. Феофан Затворник. Путь ко спасению. С. 66.

[38] Смирнов. П. А. Жизнь и учение. С. 23.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: