Национализм в Восточной Европе 1990-2000-х гг. стал той идеологией немалой части населения и борющихся за власть политических сил, которая заполнила вакуум, образовавшийся после краха коммунизма и разочарования в результатах провозглашенных либерально-демократических реформ. По замыслам реформаторов вакуум должен был быть заполнен либерально-демократическими ценностями. Однако этого не произошло - не было необходимых социально-экономических и политических условий, лишь некие предпосылки, как оказалось, перечеркнутые ложным пониманием степени зрелости собственных обществ и ложными надеждами на эффективность одномоментной модернизации по примеру развитых государств.
Эта объективная ситуация неизмеримо усугубилась неготовностью политических и экономических элит в странах региона к выполнению задач, диктуемых не групповыми, корпоративными, личными, а общественными и государственными интересами. Что могло духовно и политически активировать ту часть населения, которая видела, что пути назад (к государственному социализму) нет, а путь вперед (к капиталистическому благоденствию) прослеживается плохо? Отчасти религия, но главным же образом национализм, предлагающий рассматривать общество, его группы и ячейки не как поля социального единения и разъединения, а как общенациональную конгрегацию. Как не столько социальный, сколько этнонациональный организм, у которого есть свои вековые и неменяющиеся ценности.
|
|
Этот традиционалистский стержень, связывающий десятилетия и века, также сближает национализм и популизм, хотя популизм извечен, а национализм относительно молод.
Используя теоретические разработки национализма в мировой науке, сравнивая исторические стадии возникновения и развития этого явления в Восточной Европе и других странах, важно подчеркнуть несколько основных моментов.
Во-первых, все посткоммунистические страны Восточной Европы исторически либо входили в состав многонациональных империй под властью других этносов, либо находились в вассальной зависимости от них. Накопив богатый и героический опыт борьбы за независимость в прошлом, они не имели сколько-нибудь длительного времени для своего национально-государственного строительства. Период между двумя мировыми войнами XX в. был коротким и к тому же омраченным непримиримыми глобальными противоречиями между коммунизмом и капитализмом, а также европейским противостоянием нарождающегося фашизма, западных демократий и Советского Союза. На этом отрезке времени речь шла не столько о поиске оптимальных путей создания национальных государств, сколько о выборе внешнеполитического патрона или лавировании между крупнейшими державами.
|
|
Во-вторых, развитие Восточной Европы всегда было обременено острейшими внутренними этноконфессиональными конфликтами, проникающими в жизненную ткань даже этнически близких народов (знаменитый «спор славян между собой»). Такая ситуация была особенно характерна для Юго-Восточной Европы, накануне первой мировой войны он вылился в две балканские войны 1912-1913 гг., которые свели между собой практически все народы полуострова, ранее сталкивавшиеся с единой угрозой турецкого господства.
В-третьих, общая принадлежность к «социалистическому лагерю» после Второй мировой войны стимулировала не формирование наций, а конструирование неких интернациональных общностей, ведомых гиперинтернациональным образованием - СССР. Внешне при этом этнонациональные противоречия исчезали, но в действительности не разрешались окончательно (несмотря на несомненные успехи политики компартий в выравнивании уровней экономического и культурного развития разных народов), а загонялись вглубь - что подтвердилось распадом СССР, Чехословакии и Югославии.
С началом посткоммунистической трансформации, в конце 1980-х - начале 1990-х годов, латентные и тлеющие этнонациональные противоречия были скрыты под пеленой политического «освобождения» от коммунистического прошлого. Неудовлетворенность ходом и результатами посткоммунистической трансформации заставили конфликты разгореться с новой силой. Проявление их в новых условиях было в любом случае неизбежно, но масштаб и накал страстей могли быть меньшими.
Взаимосвязь решения национальных и социальных проблем не была адекватно осознана новой властью, новыми политическими элитами ни в одной из стран Восточной Европы, включая Россию. Партии включали в свои программы трафаретные и нередко тождественные декларации приверженности демократии, гражданскому обществу, социальной справедливости, законности, равенству прав, но при этом ориентировались на определенные социальные и этнические слои электората, распознававшие в программах акценты и ключевые слова, а главное - чутко внемлющие публичным выступлениям политиков, которые умело выстраивали партийные приоритеты. Организаций и сил, подобных право- и левоцентристским партиям Западной Европы, стремящимся предложить избирателям различающиеся по приоритетам, но в основе неконфронтационные, консенсусные общенациональные проекты, в Восточной Европе не было.
Не было таких сил, которые могли бы удовлетворительно решить сложнейшие проблемы демократического «транзита» - перехода от прежней системы к новой, для которой мало создать институциональный остов, а необходимо снабдить его «начинкой»: непротиворечивыми идеями, четко проработанными законами и нормами, кадрами, управленческим искусством и т.д., причем в интересах огромных масс населения, а не десяти процентов избранных.
Неразрешенность или недостаточная разрешенность социальных проблем обусловила маятникообразную динамику политических предпочтений восточноевропейского электората на протяжении более полутора десятилетий истории «после коммунизма». Общее движение по спирали, сначала взяв резко вправо (эра апологетов быстрой декоммунизации, либерализации и приватизации по образцам США и Великобритании), затем пошло влево (приход к власти сторонников европейского социального государства), затем снова вправо, но уже со скорректированным курсом, на знамени которого значились популистские и национальные лозунги.
Националистические и популистские лозунги были едва различимы в одних странах (Чехия, Словения) и громко продекларированы в других (Румыния, Болгария, Сербия, Польша). Объяснение этого различия кроется в степени остроты социальных и особенно национальных проблем в разных странах.
|
|
В Болгарии и Румынии - наиболее бедных по меркам ЕС государствах континента - оба фактора совпадают. Здесь наиболее востребовано сочетание социальных обещаний, антипатий к этнически «чужим» (особенно лучше материально обеспеченным) и упований на сильную личность во главе государства. Западник Петр Стоянов продержался у власти в Болгарии всего один срок (1997-2001), став не оправдавшей надежд промежуточной фигурой между правлениями социалистов Желю Желева и Георги Пырванова, сейчас президентствующего во второй срок.
Между тем с начала XXI в. в болгарской политической жизни появился политик, напоминающий о монархическом прошлом страны, когда царь выступал от имени всех болгар, независимо от социальной принадлежности. Из эмиграции в Испании вернулся делегитимированный коммунистическим режимом наследник престола, никогда от него, однако, не отрекавшийся, Симеон Саксобургготский, который инициировал популистское движение «Симеон Второй», получив на парламентских выборах 2001 г. 43% голосов, что позволило Симеону стать премьер-министром.
Но если «Симеон Второй» олицетворяет скорее социально, чем этнически ориентированных популистов, то партия «Атака» привлекает под свои знамена националистов, обвиняющих во всех невзгодах инородцев - евреев, турок, цыган - и спекулирующих на демографических прогнозах, согласно которым к середине XXI в. на 3 млн. этнических болгар (сейчас их вдвое больше) придется 2 млн. цыган и 1 млн. турок.
В Румынии ход политического маятника практически совпадает с болгарским. Румынский президент-западник Эмиль Константинеску также находился у власти один срок (1996-2000), став «либеральной прокладкой» между правлениями социалиста, бывшего коммуниста-оппозиционера Иона Илиеску. Популизм был и остается свойствен как лево- так и правоориентированным политикам и партиям в Румынии, но малая эффективность выполнения программ тех и других выдвинула на авансцену политиков типа нынешнего президента Траяна Бэсеску и лидера партии «Великая Румыния» Вадима Тудора - националиста, апеллирующего к антивенгерским, антицыганским и антисемитским чувствам избирателей (среди более чем 20-миллионного населения Румынии - полтора миллиона венгров и полмиллиона цыган). На сегодня Бэсеску, личность авторитарного толка, располагает более широкой поддержкой в массах и вообще не имеет себе равных по популярности (парламент вынес ему вотум недоверия, но 75% населения в ходе референдума в мае 2007 г. отвергли решение парламента).
|
|
История свидетельствует, что для многих вождей, завоевавших массовые симпатии обещаниями лучшего будущего, в случае задержки этого будущего и продления трудных времен спасительной соломинкой становятся внешние вызовы и угрозы, объединяющие население вокруг вождей под лозунгами защиты отечества. Таким образом уже почти полвека, к примеру, продлевается мандат народного доверия к Фиделю Кастро, который, отнюдь не являясь националистом, сплачивает кубинский народ в условиях низкого уровня жизни благодаря постоянно висящему дамоклову мечу агрессии США. Ни у одного восточноевропейского лидера сейчас нет аналогичного мобилизационного ресурса - хотя в 1990-х годах им пользовался Слободан Милошевич в Югославии, а затем в Сербии.
В ситуации распада СФРЮ Милошевич выразил настроения той части сербской верхушки Коммунистической партии Югославии, которая увидела шанс на продление доверия сербского народа в объединении всех сербов, равно как и территорий их компактного проживания. Великосербская идея поддерживалась авангардом сербской интеллигенции в лице Академии наук; известный сербский политик Воислав Шешель, баллотировавшийся на пост президента Югославии в 2002 г., но проигравший Воиславу Коштунице, видит историческое обоснование великосербского национализма в противодействии попыткам создания «Великой Хорватии».
Выдвижение идеи Великого Национального Государства - феномен не столь уж большого числа европейских стран. Многие из них сумели избежать этой претенциозной мании; это страны, не искушаемые великодержавным прошлым, громкими военными победами над соседями и территориальными притязаниями. Но даже отсутствие подобных благоприятствующих укреплению национализма факторов не гарантирует от его роста, если этнические меньшинства громко отстаивают свои права и начинают казаться противниками титульных этносов.
В Словакии популярности праворадикальной Словацкой национальной партии, вошедшей после выборов 2006 г. в правящую коалицию, способствовала критика, направленная в адрес Партии венгерской коалиции, представляющей, по разным оценкам, от 500 тыс. до 600 тыс. венгров, проживающих в Словакии, - основного национального меньшинства в стране с населением более 5 млн. человек.
В Польше наиболее высокий всплеск национализма и популизма зарегистрирован уже после ее вхождения в Европейский союз; он связан с претензиями этой самой крупной посткомунистической страны Центрально-Восточной Европы на особую роль в восточной политике ЕС, с пока не оправдывающимися надеждами населения на материальные дивиденды от вступления и, наконец, с прошлым, в котором запечатлены исторические обиды на великодержавных соседей - Германию и Россию. Польский национализм несет в себе гораздо более заметный (особенно с начала правления братьев Качиньских и в их интерпретации) антироссийский запал, чем все остальные этнонациональные фобии в Восточной Европе. Этот запал настолько силен, что Польша в последние годы пошла на беспрецедентное сближение с Украиной, патронируя процесс инициации ее вхождения в НАТО и ЕС и рассчитывая на нее как на союзника в выстраивании отношений с Россией. И украинская прозападная политическая элита была готова предать забвению собственные исторические обиды на Польшу ради укрепления националистической политики и идеологии «помаранчевой революции», имплицитно направленной на ослабление традиционной социокультурной общности и связей с Россией.
Можно сказать, что в целом восточноевропейская популистско-националистическая диспозиция перекликается с образованием и развитием аналогичных политических сил в России, и это естественно в силу схожести причин и параметров общественной трансформации. Следует отметить, что на новоявленный российский национализм огромное влияние оказали и оказывают, во-первых, исторический статус России как великой мировой державы (что объясняет его неизмеримо более явную развернутость во внешнеполитическую плоскость) и, во-вторых, исключительная этническая и конфессиональная гетерогенность российского общества.
Россия - страна многоликого национализма, наиболее умеренные формы которого проявляются в позициях праволиберальных сил, умеренные - в политике самого государства, экстремистские - в движениях типа РНЕ (баркашовского «Российского национального единства»). И Россия, и Восточная Европа показывают, что национализм начала XXI в. имеет сильную этническую компоненту, возникшую как «ответ на кризис государственных и социальных институтов, определявших идентичность человека как гражданина и личности», где этнос взял на себя главную роль.
В какой степени национализм способен затормозить или исказить движение стран Восточной Европы (включая Россию) к гражданскому обществу и правовому государству? Взаимосвязь между демократическими и националистическими принципами достаточно сложна. Национализм, способствующий ренессансу нации после периода политического и идейного разброда, вполне совместим с демократией и может опираться на ее постулаты. Национализм, утверждающий себя за счет ограничения прав нетитульных (и вообще других) этносов, несовместим с демократией по определению.
С точки зрения мировой истории Восточной Европе суждено переболеть всеми болезнями более ранних стадий формирования современной европейской цивилизации, но в новых условиях и со своей спецификой.
Типы национальной государственности в посткоммунистической Европе:
Все пять старых и 18 новых государств в посткоммунистической Европе предъявляют претензию быть национальным государством. Однако степень признания этих 23 государств как «свое государство», конечно же, различна.
Обычно государства не заинтересованы в выявлении этого признания в ходе опроса общественного мнения, тем самым такое выявление возможно только посредственно путем некоторых индикаторов. Самой низкой была идентификация крупного меньшинства граждан с Федеративной Республикой Югославией в период с 1992 по 2003 год или до 2006 года, а также с Сербией. Из почти двух миллионов албанских граждан Сербии, очевидно, лишь немногие идентифицируют себя со «своим государством», т. е. рассматривают себя членами «сербской нации».
Также граждане Боснии и Герцеговины, которые рассматривают себя членами «боснийско-герцеговской нации», как правило, упрощенно называемые «боснийцами», еще многие годы после Дейтонского мирного договора в 1995 году вряд ли станут подавляющим большинством, даже если они откажутся от насильственной или политической борьбы за присоединение частей территории своего государства к Сербии или Хорватии. Во всех де-факто государствах наверняка крайне мало число тех, кто рассматривает себя членами все еще существующего в соответствии с международным правом государства и желает воссоединения с ним, чаще всего их можно встретить, пожалуй, среди молдавского меньшинства в Приднестровье.
Также степень непризнания Латвии и Эстонии среди собственных граждан, не говоря уже о людях с неопределенным, в прошлом советским гражданством, является довольно высокой. Насколько велико национально-сепаратистское сознание, например, на востоке или юге Украины, на юге Словакии, на севере Румынии и в пограничной зоне некоторых других стран, очень трудно поддается определению. Оно, конечно же, значительно меняется в зависимости от меняющейся культурной репрессии со стороны государственных экспонентов титульного этноса и в соответствии с социально-экономической тенденцией развития и разницей жизненных условий, по сравнению с соседним государством.
Этническая структура является одним из индикаторов, хотя и крайне ненадежным, идентификации граждан со своим государством, так как во многих государствах этнические группы чувствуют терпимость по отношению к ним и не имеют национального стремления к достижению собственной государственной независимости или присоединения части существующей территории государства к соседнему государству. С другой стороны, однако, этническая гомогенность является вполне надежным индикатором национального согласия, так как сепаратистские склонности внутри одного этноса встречаются довольно редко.
Стремящееся к сепарации национальное сознание в большинстве случаев развивается в пограничных регионах, в которых определенный этнос представляет собой большинство населения, а значит, гипотетически имеет шанс стать титульным этносом отдельного государства или присоединиться к конэтническому соседу. В соответствии с этим, этническая гетерогенность государств намного больше, чем их национальная разобщенность.
Число крупных этнонациональных сепаратистских движений после последней волны образования национальных государств и после геноцидов, этнических изгнаний и вынужденного бегства народов в XX веке значительно понизилось, так что процесс образования национальных государств в Европе, очевидно, более или менее завершен.
Все государства посткоммунистической Европы, за исключением Боснии и Герцеговины, являются государствами с абсолютным этническим большинством. Однако только Польша и Албания этнически почти гомогенны.
Тогда как Боснию и Герцеговину следует рассматривать как полиэтническое государство, остальные 22 государства могут быть названы гибридными этногосударствами (государствами с абсолютным этническим большинством и с более или менее крупным этническим меньшинством). Поэтому можно исходить из того, что все 23 посткоммунистических государства являются желаемыми государствами с точки зрения значительного большинства государственного народа и являются национальными государствами, т. е. одно из них полиэтническое национальное государство, два почти гомогенных этнонациональных государств и 20 гибридных этнонациональных государств. Гибридное этнонациональное государство в Западной Европе также представляет собой доминирующий тип современного национального государства.
Этническое многообразие в далеких от этнической гомогенности государствах совершенно по-разному учитывается в подразделениях государства. До 1988 года в коммунистической Восточной Европе существовало 65 больших национальных (54 мононациональных, шесть бинациональных и три многонациональных) территорий, в 1995 году в посткоммунистической Европе их было 68, если не учитывать десять новых кантонов в босняцко-хорватской федерации.
Под территориями понимаются правовые пространства различного характера, начиная от чисто административных единиц до независимых государств. Под национальными территориями понимаются правовые пространства, которые эксплицитно или имплицитно имеют национальный, бинациональный или многонациональный характер.
В первом случае территория носит название титульного этноса (например, Татарстан, Словения), в последнем случае характер территории фактически определяется одной или несколькими этнонациями (например, Косово, Нагорный Карабах). Значит, число территорий поразительно мало изменилось. Некоторые территории были разделены, другие объединены.
Из девяти коммунистических государств три были федеративными национальными государствами, из 22 посткоммунистических государств начиная с 1993 года — также три, сегодня — всего лишь два из 23 государств. Все федерации в Восточной Европе были и остаются в отличие от США, Швейцарии или ФРГ федерациями национальных, а не региональных государств. После распада Федеративной Республики Югославии федеративными государствами остались только Босния и Герцеговина и Россия, которая, однако, является средним вариантом между мультирегиональным федеративным государством доминантного этноса русских и многонациональным федеративным государством.
Заключение
Сам ход развития мировой цивилизации показывает, что значимость национальных культур возрастает в современном мире, где каждая специфическим образом воспринимает мировые формы развития и вносит свой вклад в процесс становления общечеловеческой культуры.
Цивилизация зародилась тысячи лет назад среди песков и камней долин Тигра, Евфрата, Нила, а позднее - на берегах Средиземного моря. Навсегда культурными достижениями человечества останутся: Шумерское письмо, появившееся почти 5 тыс. лет назад; Греческая Олимпия, где В 776 году до н.э. был зажжён первый Олимпийский огонь; древнеримский театр Колизей на 50тыс и цирк Максимус-350тыс зрителей; Пирамиды в Египте; Гуманизм эпохи Возрождения; кругосветное плавание Магеллана и открытие Америки Колумбом; изобретение первой электрической лампочки П.Н. Яблочковым в 1876году; создание американцем Х. Эйкеном первого компьютера (вычислительной машины, весом 5 тонн с 3304 переключателями); первый полет в космос Ю.А. Гагарина на космическом корабле "Восток"12 апреля 1961.
Однако были в истории человечества и печальные вехи. Это войны. Первая мировая война привела к серьёзным ослаблениям, вторая к колоссальным разрушениям в Европе. В ХХ веке существовала модель монокультуры, отрицающая многообразие существующих в мире культур, основанная на утверждении господства одной национальной культуры, одной нации и одного государства - тысячелетнего рейха -германский фашизм. В любых своих разновидностях фашизм противопоставляет ценностям демократии т. н. новый порядок и предельно жесткие средства его утверждения: идеологический, массовый террор, шовинизм, переходящий в геноцид; ксенофобия по отношению к "чужим" национальным и социальным группам, к враждебным ему ценностям цивилизации. Культура превращена в антикультуру.
Становление мировой культуры 20 века сопровождалось мощным движением роста национальных культур. Всех объединяет единая общечеловеческая культура, связывающая людей и народы общими общечеловеческими ценностями, гуманизмом, распространением передовых знаний, взаимообогащением национальных культур, экологическим отношением к природе.
Список литературы
Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996
Цукерман B.C. Народная культура. - Свердловск, 1982.
Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Сов. этнография. - 1981.
Михайлова Н.Г. Ориентация на традиционную культуру в современном народном творчестве // Ориентиры культурной политики. Информ. вып. № 10. - М., 1997.