Метод свободных ассоциаций

Особенность этого метода заключается в том, что руководитель записывает слово или фразу, имеющую отношение к существующей проблеме, а каждый из участников дополняет эту фразу своими мыслями, выстраивая ассоциативный ряд. Таким образом, можно получить множество мыслительных цепочек, так или иначе описывающих и раскрывающих проблему с разных сторон.

Отмечено, что на этапе генерирования идей при использовании новых ассоциаций повышается результативность творческой деятельности за счет возникновения новых идей. В процессе зарождения ассоциаций устанавливаются неординарные связи между элементами решаемой проблемы и прежним опытом лиц, привлеченных к коллективной работе. Данный метод и технология его исполнения учитывает особенности деятельности мозга человека, вырабатывающего новые идеи при возникновении новых ассоциативных связей. Так, если члены группы предлагают слово, понятие, то оно может стать базисом для установления новых ассоциативных связей.

Метод инверсии.

При поиске идеи решение проблемы часто можно найти, изменив направление поиска на противоположное, противоречащее сложившимся традиционным взглядам, продиктованным логикой и здравым смыслом. Нередко в ситуациях, в которых логические приемы мышления оказываются бесплодными, оптимальна противоположная альтернатива решения.

При применении данного метода необходимо помнить, что инверсия — это поиск идей в направлениях, противоположных традиционным взглядам, убеждениям, здравому смыслу и, формальной логике. Лучше всего начинать решать проблему с попытки ее переформулировать и стараться ко всякой идее находить контридею. Кроме того, весьма эффективным может оказаться неоднократное переформулирование проблемы и использование противоположных процедур.

Классический пример инверсии — изобретение ракеты К. Циолковским. Он решил, что придумал пушку, но пушку летающую, с тонкими стенками и выпускающую вместо ядер газы. Метод и технология его исполнения базируются на принципе двойственности, диалектического единства и оптимального использования прямых и обратных процедур творческого мышления.[7]

Метод Дельфи.

Этот методполучил название от греческого города Дельфы, прославившегося жившими там мудрецами – предсказателями будущего. Разработанный Хелмером и Делки, он является одним из основных в проведении экспертиз и имеет различные модификации. Сегодня этот метод представляет собой по существу группу методов, объединенных общими требованиями к организации экспертных процедур и форме получения экспертных оценок. В нем предусматривается создание условий, обеспечивающих наиболее продуктивную работу экспертной комиссии, что достигается анонимностью процедуры, с од­ной стороны, и возможностью пополнить информацию о предмете экспертизы, с другой.[14]

Метод Дельфи – это многотуровая процедура анкетирования. После каждого тура данные анкетирова­ния дорабатываются и полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок. Первый тур ан­кетирования проводится без аргументации, во втором – отли­чающийся от других ответ подлежит аргументации или же эксперт может изменить оценку. После стабилизации оценок опрос прекращается и принимается предложенное экспертами или скорректированное решение.[5]

Использование метода Дельфи достаточно сложно. Оно требует особой тщательности еще на стадии отбора экспертов, скрупулезной подготовки опросных листов и их предварительного тестирования. Особенностями этого метода является заочность, анонимность и многоуровневость.

Метод номинальных групп.

Этот метод используется для поиска наилучших вариантов решения проблемы. Для того чтобы данный метод оказался эффективным, необходимо привлекать экспертов, хорошо решающих различные проблемы, но ранее вместе не работавшие. В идеале, эксперты не должны быть связаны служебными отношениями, а в состав группы не должно входить более 15 или менее 6 человек. Участники в процессе совместной работы могут генерировать собственные идеи, но впоследствии, с учетом позиции коллег, их пересматривать.

Суть метода сводится к тому, что сначала ведущий ставит перед участниками группы проблему и в течение 5-10 минут каждый заносит свои идеи и предложения на карточки, после чего другие участники оценивают эти предложения, отвергая несущественные или невозможные идеи и выставляя балльную оценку оставшимся. Таким образом, в результате применения данного метода можно получить 12-15 различных вариантов решения проблемы.

Большое значение всех этих методов состоит в том, что они усиливают элемент коллегиальности в процессе принятия сложных решений и, используя интуицию и коллективную генерацию идей, позволяют находить новые, оригинальные решения проблем, к которым нельзя прийти с помощью только логических рассуждений.

Между рассмотренными методами разработки и оптимизации решений на практике довольно трудно установить чёткие границы, так как разрешение комплексных проблем современного менеджмента требует и комплексного использования различных приёмов.[6]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: