Особенности состояния контрафактной продукции в России и за рубежом и его структура

Необходимо отметить, что сегодня в России распространение контрафактной продукции вызвано тем, что население имеет мало информации о масштабах и сегментах распространения. Контрафакт - один из быстроразвивающихся видов экономических преступлений, угрожающий бизнесу, подрывающий торговые отношения, угрожающий здоровью общества и его безопасности. Производство и реализация контрафактной и фальсифицированной продукции занимают значительную часть российского "теневого рынка", который, по разным оценкам, достигает 30 - 40% от объема ВВП и представляет сегодня серьезную угрозу экономической безопасности России.[5] В настоящее время Россия вышла из периода тотального товарного дефицита, планово-директивного снабжения, и пришла к фундаментальным основам рыночной экономики. Сейчас большее внимание интересам потребителя, ведь в итоге именно удовлетворенность потребителя качеством приобретаемых товаров и оказанных услуг и предопределяет эффективность товарораспределительной деятельности и многих отраслей и сфер производства.

По оценкам Международной торговой палаты (МТП), торговля контрафактной продукцией во всем мире составляет 5—7% от объема всей международной торговли товарами, что в абсолютных величинах составляет порядка 500 млрд долл. США в год.

По официальным данным Роспатента, оборот всей поддельной продукции, включая товары народного потребления, на российском рынке составляет 80—100 млрд руб. в год, в результате чего экономика недосчитывает 1,5 млн рабочих мест, а госбюджет — 30 млрд руб. По неофициальным данным, оборот контрафакта в России значительно больше и оценивается в 150—200 млрд руб. в год. По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), одни только прямые убытки от контрафактной продукции и пиратства в мире превышают сегодня 100 млрд долл. в год. Если же считать и косвенные (подрыв экономики, потеря рабочих мест, ухудшение социальной сферы), то мировые потери, по мнению экспертов, могут достичь 300 млрд. долл. и более. По данным Европейской комиссии, в прошлом году только в странах ЕС было изъято 75 млн единиц поддельной продукции, из них более 5 миллионов — продукты питания и напитки, а еще 500 тысяч — поддельные медикаменты.

По информации, предоставленной Международной организацией производителей фонограмм (International Federation Phonographic Industry (IFPI)), Россия находится в списке 10 стран, в которых наиболее распространена реализация контрафактной продукции. При этом заключение об уровне контрафактности конкретной страны базируется в основном на информации, предоставляемой самими правообладателями, потерпевшими ущерб от контрафактной продукции, и не учитывает сведения из других источников — например, деятельность уполномоченных органов по выявлению контрафактных товаров.

Проблема контрафакта существует во многих странах мира. Ее становление как отмечает ряд ученых прошло долгий путь, но постепенно происходит ступенчатое снижение контрафакта, означающее, что многие товарные категории перешли в другую сферу с более низким уровнем его распространения. Так, например, лекарственные средства — из сферы массового в сферу широкого распространения; спортивная одежда и обувь перешли из сферы господству­ющего в сферу массового распространения; чай и кофе — из сферы широкого в сферу ограниченного распространения.

Население понимает, что если бы не было контрафакта, многие престижные вещи были бы для них недоступными по цене (джинсы, часы, украшения и др.), и в основном это продукция "раскрученных" марок. Спрос при этом всегда стимулирует предложение. А всеядность контрафакта такова, что, ставя вопрос о его преодолении, следует посмотреть, насколько эта интеллектуальная собственность сама чиста от контрафакта.

В целях повышения объективности подсчета объемов контрафактной продукции на территории РФ необходимо учитывать параметры, к которым можно отнести:

—общий объем рынка аудиовизуальной продукции, программного обеспечения и иных товаров, содержащих интеллектуальную собственность, в стоимостном выражении;

—доля в нем содержащей интеллектуальную собственность продукции, распространяемой через сеть Интернет и иные новые технологии, в стоимостном выражении;

—соотношение легальной и контрафактной продукции в общем объеме продукции, содержащей интеллектуальную собственность, как в процентном, так и в стоимостном выражении;

—совокупный ущерб от оборота контрафактной продукции (как для правообладателей, так и для государства и общества).

К основным источниками получения указанных сведений можно отнести:

• данные правообладателей и представляющих их организаций;

• информацию компетентных органов власти и статистические данные, в том числе о результатах выявленных нарушений интеллектуальных прав;

• результаты опросов потребителей.

К основным объектам правовой охраны, можно отнести средства индивидуализации и объекты авторских и смежных прав.

Сильно различаются оценки масштабов распространения контрафакта и в зависимости от источника информации — контролирующие или правоохранительные органы, правообладатели, организации, представляющие их интересы, и др.

В целом необходимо учитывать наличие противоборствующих подходов к оценке уровня контрафакта на российском рынке. В соответствии с одним из них какие-либо серьезные проблемы в этой сфере отсутствуют, в то время как согласно другому формируются представления о том, что в условиях высокой коррумпированности государственных контролирующих органов и низкой культуры населения с контрафактом ничего нельзя поделать.

Существуют следующие подразделения по борьбе с контрафактной продукцией:

1. -подразделения ФТС России,

2. Управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД России,

3.  Управления по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке МВД России,

4. Роспатент,

5. Роспотребнадзор,

6. ФАС России,

7. органы прокуратуры.

Еще одним немаловажным показателем работы по направлению защиты прав интеллектуальной собственности является общая стоимость конфискованных товаров, признанных судом контрафактными и впоследствии в соответствии с законодательством РФ уничтоженных. Принимая во внимание тот факт, что стоимость выявленных товаров, которые перемещались помимо таможенного контроля, не может быть подсчитана ввиду отсутствия какой-либо ценовой информации, учитывается лишь стоимость товаров, в отношении которых такая информация, зафиксированная в решениях судов, имеется.

В 2008 г. были попытки оформить товары с нарушением прав интеллектуальной собственности по следующим видам продукции:

-   кондитерские изделия (67,3%);

-   аксессуары (9,6%);

-   жевательные резинки (8,5%);

- автомобильные принадлежности (4,2%);

- спортивная обувь (3,1%);

- иное — менее 3%.

В 2007 г. номенклатура выявленных контрафактных товаров была практически такой же. Однако если сравнивать с аналогичным периодом 2006 г., то более 80% выявленных контрафактных товаров приходилось на оптические носители.

Что касается деятельности органов внутренних дел, то по данным Главного информационно-аналитического центра (ГИАЦ) МВД России, в результате проведенного комплекса мероприятий в 2007 г. по ст. 146 УК (нарушение авторских и смежных прав) выявлено 7874 преступления; из них 7418 — в крупном или особо крупном размере. В суд направлены уголовные дела о 5405 преступлениях, привлечено к уголовной ответственности 4088 лиц. Размер причиненного материального ущерба по оконченным и приостановленным уголовным делам составил свыше 1 млрд руб., наложен арест на имущество и изъято предметов на сумму 2,4 млрд руб.

По ст. 180 УК (незаконное использование товарного знака) выявлено 1031 преступление и 187 лиц, совершивших данные преступления.

В апреле и сентябре 2007 г. МВД России организовано проведение двух этапов федерального оперативно-профилактического мероприятия «Контрафакт», в ходе которого проверено 50 933 объекта, связанных с производством, хранением и реализацией потребительских товаров.

В связи с выявленными правонарушениями органами внутренних дел приостановлена деятельность 628 организаций, в том числе связанных с изготовлением контрафактной аудиовизуальной продукции и фонограмм — 69, промышленных товаров — 47, контрафактных продуктов питания — 71.

Из незаконного оборота изъято 4,9 млн единиц контрафактной продукции на сумму 569,3 млн руб., в том числе 4,5 млн шт. аудиовизуальной продукции и фонограмм на сумму 399,2 млн руб., оборудования — на сумму около 27,5 млн руб. Уничтожено контрафактной продукции на сумму 32,4 млн руб.

В целом, поданным МВД России, к рисковым категориям товаров, среди которых наиболее часто встречается контрафактная продукция, относятся:

- одежда и обувь;

- кондитерские изделия и продукты питания;

- парфюмерия и косметика;

- алкогольная и табачная продукция;

- CD- и DVD-диски; кожгалантерея, часы, аксессуары, бытовая техника;

- фармацевтическая продукция.

По данным Роспатента, к таким рисковым категориям товаров относятся:

- продукты питания: консервы, колбасные изделия, кофе, чай, растительное и сливочное масло;

- алкогольная продукция и минеральные воды;

- промышленные товары: трикотажные, швейные и чулочно-но­сочные изделия;

- товары бытовой химии, игрушки, парфюмерия и косметика;

- интеллектуальная собственность (CD- и DVD-музыка, фильмы, компьютерные игры и программное обеспечение);

- лекарственные препараты.

Некоторые практические работники органов внутренних дел отмечают, что качество контрафактной продукции, ее состава и упаковки, с годами существенно улучшается. В результате затруднения с определением подделок возникают даже у подготовленных экспертов, что требует проведения лабораторных экспертиз.

Анализ практики рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях в сфере интеллектуальной собственности свидетельствует о том, что большая часть лиц, осужденных за совершение преступлений в этой области, привлекалась к уголовной ответственности за незаконное использование таких объектов авторского права, как фонограммы и программное обеспечение.

Российский продовольственный рынок, по прогнозам экспертов, может уже к 2010 г. превратиться в самый крупный рынок в Европе и пятый рынок в мире.

В целом российский рынок становится все более привлекательным для мировых производителей, продажи которых в России ежегодно увеличиваются на 20—30% и более.

Страны с самым низким уровнем компьютерного пиратства: США (20%), Люксембург (21%), Новая Зеландия (21%), Япония (23%). При этом, несмотря на снижение уровня компьютерного пиратства в США на 1%, потери правообладателей выросли до 8 млрд долл.

Страны с самым высоким уровнем компьютерного пиратства: Армения (93%), Молдова (92%), Азербайджан (92%), Бангладеш (92%) и Зимбабве (91%).

Уровень компьютерного пиратства в странах БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) составил 75%. При этом самый высокий уровень пиратства был зафиксирован в Китае (82%), самый низкий — в Бразилии (59%).

Уровень компьютерного пиратства на Украине в 2007 г. снизился на 1% и составил 83%.

Уровень компьютерного пиратства в странах ЕС в 2007 г. составил 35%, при потерях 12,3 млрд долл. Высокие показатели уровня пиратства в ЕС зафиксированы в Греции (58%) и Италии (49%).

Поскольку доли контрафакта сильно варьируют в зависимости от товарных категорий, в другом исследовании, проведенном коллективом Государственного университета — Высшей школы экономики (ГУ — ВШЭ) по заказу Содружества производителей фирменных торговых ма­рок (Русбренд)[6], предложено разделить их на четыре основные сферы:

•  сферу господствующего распространения контрафакта — на уровне 70—80% (CD, DVD-продукция с объектами авторского права и смежных прав);

• сферу массового распространения контрафакта — на уровне 30—40% (одежда и обувь, алкогольная продукция);

• сферу широкого распространения контрафакта — на уровне 10—15% (парфюмерия, медикаменты и лекарственные средства);

• сферу ограниченного распространения контрафакта — на уров­не 1—2% (чай, кофе, бритвенные лезвия и др.).

Согласно этому исследованию приблизительный «портрет контрафакта» выглядит следующим образом.

Объектами подделок и параллельного ввоза чаше всего становятся товарные знаки, пользующиеся устойчивым спросом (бренды), относительно дорогие, но при этом достаточно массовые, раскрученные.

При этом подделываются чаще всего товары:

• продаваемые на территории России;

• не связанные со сложной технологией изготовления и упаковки;

• не требующие уникальных или дефицитных обязательных ингредиентов.

В свою очередь, объектами параллельного ввоза чаще всего становятся товары:

• не ввозимые официальными дилерами и не производимые на территории России;

• продающиеся со скидками в других странах;

• не относящиеся к акцизным товарам;

• не скоропортящиеся.

Необходимо отметить, что потребителей прежде всего беспокоит подделка товаров, которые могут нанести ущерб здоровью и жизни. По оценкам экспертов это минеральные удобрения, строительные и ремонтные материалы, в том числе бытовые и технологические клеи, строительные смеси.

Согласно выводам, содержащимся в утвержденной распоряжением Правительства Москвы от 11.02.2008 № 260-РП Концепции городской целевой программы «Развитие телекоммуникаций и средств массовой информации в г. Москве» (2009—2011 гг.), для России характерно сокращение доли активно читающих людей. Сейчас она составляет в России приблизительно 23%. Доля систематически читающей молодежи в Российской Федерации снизилась с 48% (1991 г.) до 28% (2005 г.). Если в 1991 г. 79% жителей нашей страны читали хотя бы одну книгу в год, то в 2005 г. эта цифра составила 63%. В 1991 г. 61% россиян ежедневно читали газеты, в 2005 г. — только 24%. Для журналов аналогичные цифры составляют 16 и 7% соответственно. Падение интереса к книгам во многом обусловлено объективным снижением значимости книг как источников информации.

Значимость проблемы распространения контрафакта по каналам сети Интернет и с использованием иных высоких технологий подтверждает устойчивый рост выявляемых преступлений в этой сфере.

В результате борьбы с интернет-пиратством за девять месяцев 2007 г. блокировано 178 интернет-ресурсов, в связи с чем возбуждено 48 уголовных дел.

Происходят изменения в географии реализации контрафактной продукции. Если раньше основная доля контрафакта была сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге, через которые проходят наиболее крупные оптовые потоки, то сейчас есть основания считать, что значительная часть контрафакта перемещается в регионы, где менее активно ведется борьба, в том числе ввиду территориальной отдаленности, и где ниже уровень потребительской культуры населения, а основным критерием спроса является цена.

При этом, по данным МВД России, в ходе проведения мероприятий по противодействию распространения контрафактного программного обеспечения и мультимедийной продукции в российском сегменте сетей общего доступа (интернет-пиратство) органами внутренних дел выявлены факты создания недобросовестными предпринимателями информационных ресурсов на зарубежных площадках, что в значительной мере осложняет процедуру пресечения подобных противоправных деяний. Так, в большинстве случаев хранение и распространение указанной контрафактной продукции осуществляется с использованием файлообменных ресурсов, находящихся в Германии, Нидерландах, Швеции и Великобритании.

При этом зарубежные администраторы в нарушение интересов правообладателей либо игнорируют их законные требования, либо ссылаются на пробелы национального законодательства. Подобные негативные тенденции свидетельствуют о необходимости консолидации усилий и разработки единых подходов правоохранительных органов РФ и зарубежных стран с целью защиты прав и законных интересов российских и иностранных производителей программного обеспечения и мультимедийной продукции.

Усилилась сегментация рынка контрафактной продукции в отношении торговых форматов. В магазинах сетевых компаний доля контрафакта считается минимальной, в то время как во внемагазинной торговле эта доля продолжает оставаться значительной. В связи с изменением структуры российского рынка розничной торговли происходит перераспределение потоков брендовой продукции.

Во-первых, с начала десятилетия наблюдается ускоренный рост новых торговых форматов (их доля возрастает в секторе продуктов питания на 6—7% в год). Снижается доля розничных рынков в среднем на 1 % в год, в том числе в результате их закрытия и перепрофилирования муниципальными властями[7].

Во-вторых, компании-правообладатели сокращают свое присутствие во внемагазинных форматах. Одновременно это облегчает обнаружение и локализацию контрафакта.

Наблюдается также общая тенденция к уменьшению числа крупных производителей и распространителей контрафакта при соответствующем росте мелких реализаторов.

Создание более сложных схем производства и реализации контрафактной продукции. Зачастую в Россию ввозятся товары или упаковка без товарных знаков, которые наносятся уже впоследствии, затрудняя процесс выявления правонарушений.

Все чаще контрафакт «маскируется» за потоками оригинальной продукции.

В свою очередь дешевые партии контрафактного товара все чаще маскируются под «таможенный конфискат» или выдаются за дисконтированную лицензионную продукцию.

Изучение, а главное, восприятие богатого зарубежного опыта по защите прав на интеллектуальную собственность становится в настоящее время необходимым элементом в деле совершенствования национального законодательства и улучшения практики его применения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: