В чем разница между лидерством и менеджментом?

 

Лидерство — нестареющая тема. Присутствуя почти в каждом случае межличностных отношений, оно является более широким понятием, чем менеджмент с его сосредоточенностью на выполнении конкретных целей предприятия.

Современный менеджмент появился на свет около ста лет назад, чтобы помочь людям, чьи имена стали почти легендой, сделать качественный рывок в промышленности. Без менеджмента гигантские сталелитейные и автомобильные корпорации, развивающиеся как единый организм, превращались бы в хаос и просто не могли быть созданы.

 Менеджмент — это процесс, благодаря которому предприятие реализует свои цели, организуя усилия своих работников. Лидерство — это процесс, благодаря которому человек с идеями может оказывать нужное воздействие на поведение других. Хотя менеджеры обладают властью в силу своего положения, компании стремятся назначать менеджерами лидеров, которые бы воздействовали на подчиненных силой личности, опытом и т.д. Быть менеджером и быть лидером в организации – это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство, как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе психологического воздействия. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Собственно отношения «начальник – подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление заменяются отношениями «лидер – последователь».

Чтобы стать лидером, не просто менеджером, даются следующие рекомендации:

1. Будь решителен: менеджеру приходится принимать сотни решений в день. Ты начальник и принимай такие решения, которые лучше всего соответствуют твоим целям и не противоречат твоей этике. А потом обнародуй свои решения.

2. Будь обязателен: никогда не обещай того, чего не сможешь сделать, никогда не сей ложных надежд. Разбитые надежды служащего — трещина в репутации босса.

3. Бери в свою команду лучших: начальника делают его подчиненные, и если, ты хочешь быть хорошим начальником, окружай себя хорошими специалистами, на суждение которых ты всегда сможешь положиться. Не торопись закрывать вакансии: изучай анкеты, проводи собеседования, отсевай даже квалифицированных работников, которые не имеют требуемых личностных качеств.

4. Вселяй в подчиненных уверенность: дай им возможность проявить себя в работе, почувствовать свою незаменимость. Чем выше их самоуважение, тем лучше они работают.

5. Помогай людям расти. Большинство работников хотят повышать квалификацию, и хороший начальник должен предоставлять им эту возможность. Но после того как компания потратит время и средства на обучение работника, его могут переманить конкуренты. Чтобы этого не происходило, надо обеспечивать хорошим работникам постоянное продвижение по служебной лестнице внутри фирмы.

6. Заручайся поддержкой. Индустрия гостеприимства меняется каждый божий день — от типа предлагаемых услуг до способов их предложения. И в зависимости от того, насколько умело новшества встраиваются в сложившуюся систему, служащие могут сопротивляться им или поддерживать. Поэтому, прежде чем производить какие-либо изменения, способные затронуть интересы твоих подчиненных, всегда старайся заручиться поддержкой твоих подчиненных.

7. Не будь всезнайкой: начальник, который боится признаться, что чего-то не знает, который считает, что у него есть ответы на все вопросы, не имеет никаких шансов высоко подняться по служебной лестнице.

8. Не лезь напролом: поначалу люди могут с перепугу выполнить твои требования, но когда такие наскоки становятся регулярными, страх сменяется раздражением. Если хочешь, чтобы люди подчинялись твоим приказам по доброй воле, создавай в них мотивацию к действию на их условиях, а не на твоих. Все это значит, что надо проявлять чуткость, общаясь с подчиненными.

9. Не играй в политику. Некоторые менеджеры закладывают свое будущее, чтобы хорошо выглядеть сейчас. Знать нужных людей и уметь добиться от них поддержки — это хороший способ обеспечить будущее, но в какой-то момент можно переиграть и поставить под угрозу и свою карьеру, и судьбу компании.

10. Не расстреливай гонца с плохими новостями — этим ты не изменишь их на хорошие. Расстрелять гонца можно и не пулями, а просто обвинениями на собрании всего коллектива в «очернительстве», в том, что он стоит на пути прогресса и вообще нехороший человек.

Так что стать хорошим начальником очень просто. Все рассуждения на эту тему рано или поздно возвращаются к одному: к взаимоотношениями между вами и людьми, работающими под вашим началом. Другими словами, обращайтесь с другими так, как вам бы хотелось, чтобы другие обращались с вами.

Лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа. Оно – суть неформальное руководство. Причем роль руководителя заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет… Руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство – психологический». Руководство – явление более стабильное, менее подверженное перепадам мнений и настроений членов группы, чем лидерство.

Сила и принуждение при лидерстве часто заменяются побуждением и воодушевлением. В результате лидерского подхода воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления власти. Способность лидера влиять на людей дает ему возможность использовать власть и авторитет, получаемые от его последователей.

В целом лидерские отношения отличает то, что последователи признают лидера составной частью организации только тогда, когда он доказал свою компетентность и ценность. Лидер получает свою власть от последователей, поскольку они признают его в качестве лидера. Для поддержания своей позиции лидер должен предоставлять им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они удовлетворяют лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также оказывают ему необходимую поддержку в достижении организационных целей.

Неудачи постигают лидеров по разным причинам, но успех к лидерам приходит во многом при наличии у них достаточно одинаковых способностей и умений. Изучение опыта работы многих лидеров-практиков свидетельствует. Что для успеха им необходимо иметь способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей. Также успешного лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели, может признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские. В передаче последователям видения в такой форме, чтобы оно вселяло в них энтузиазм и обязательства, лидеру может помочь использование эффективной коммуникации. В современных условиях эффективное лидерство – это не железная или твердая рука, а высокая чувствительность к потребностям последователей, которая проявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей.

 

Теория лидерства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: