Несмотря на очевидную значимость политической культуры для понимания мира политического, в нашей обществоведческой литературе она еще не получила должного освещения. В настоящее время существует самый широкий спектр мнений и позиций в трактовке понятия «политическая культура». Нередко ее отождествляют с образовательным и культурным уровнем человека, его способностью соответствующим образом вести себя на публике, умением четко и ясно излагать свои политические позиции. Иногда можно услышать, что у такого-то нет политической культуры, у другого высокий или низкий уровень политической культуры. Некоторые полагают, что политическая культура может быть только у образованных людей, а у людей с низким уровнем образованности ее нет. Ее часто путают с политической системой и политическим поведением. В настоящее время определений политической культуры насчитывается несколько десятков. Это объяснимо, если учесть сложность и многовариантность проблемы, невозможность ее сведения к какому-либо четко очерченному, раз и навсегда установившемуся феномену.
|
|
Термин «политическая культура» ввел в научный обиход немецкий философ-просветитель И. Гердер. В политическую науку он был введен американским политологом Г. Алмондом. Разрабатывая модель политической системы, Алмонд выделил не только ее формальную структуру, но и субъективную ориентацию на политическую систему. Последняя была названа политической культурой. Ее классическое определение, сформулированное Г. Алмондом и Г. Пауэлллом, звучит следующим образом: «Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы. Эта субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение». Указанные индивидуальные ориентации, по мнению американских ученых, включают в себя несколько элементов: а) познавательную ориентацию – истинное или ложное знание о политических объектам и идеях; б) аффективную ориентацию – чувство связи, ангажированности, противодействия и т.д. в отношении политических объектов; в) оценочную ориентацию – суждения и мнения о политических объектах, которые обычно предполагают использование в отношении к политическим объектам и событиям оценочных критериев.
Таким образом, политическая культура – это система ценностей, знаний и убеждений, средств и способов, вырабатываемых человеком и его объединениями в процессе участия в политической деятельности и отражающих их отношение к политической власти.
Политическая культура по своей структуре весьма сложное и многоуровневое явление. Оно включает в себя политические ценности, современные знания, мышление, идеалы и убеждения, чувства и действия, средства и способы. Перечисленные структурные элементы могут складываться в различного рода субкультуры, проявляться на практическом и мировоззренческом уровне, взаимодействовать и отторгаться друг от друга, приобретать решающее значение в определенных политический ситуациях, на конкретных исторических отрезках времени.
|
|
Схема 1. Политическая культура
| |||||
Схема 2. Виды политических культур
Политическая культура предстает как совокупность ориентаций на политическую деятельность, это еще не сама деятельность, а субъективная установка на нее, она не задает индивиду определенный тип поведения, необходимый для достижения поставленных целей, но предполагает выбор направленности деятельности. Политическая культура предстает как структура ориентаций, в которую включены: знания о политической системе, ее ролях, функциях, решениях и действиях, возможностях и способах влияния на принятие политических решений (когнитивные ориентации); чувства относительно политической системы, ее структур, ролей, функций и политических деятелей, их исполняющих (эмоциональные ориентации); суждения, мнения и представления о политической системе, ее ролях, функциях, состоящие из комбинации ценностей стандартов и критериев, информации и эмоций (оценочные ориентации).
Как признавался сам Алмонд, введенное им понятие представляло попытку классифицировать с помощью одного термина то, что «раньше представало как отношение к политике, политические ценности, идеология, национальный характер, культурная среда». Оно позволяло выделить качественную сторону политической системы, объяснить различия в функционировании и результатах деятельности внешне схожих политических систем, соединить исследование формальных и неформальных компонентов политических систем с анализом национальной политической психологии, политической идеологии, фундаментальных ценностей общества.
Политическая культура выполняет в обществе определенные функции:
1. идентификации, реализуя потребность человека в понимании групповой принадлежности;
2. ориентации, объясняя смысл политических явлений;
3. адаптации и социализации – через приобретение к навыкам политического поведения;
4. интеграции, направленной на сохранение ценностей и объединение вокруг них различных групп;
5. коммуникации, осуществляя взаимодействие субъектов и институтов на основе стереотипов, мифов и символов.
Среди политических ценностей выделяются следующие:
1. прошлый политический опыт, воплотившийся в реальные и идеальные политические конструкции (формы государственного устройства и правления, виды политических режимов);
2. знания о таких политических явлениях, с которыми субъекты политической деятельности неразрывно связывают свое существование (о правах и свободах, о равенстве и справедливости);
3. политические традиции и нормы, выкристаллизовавшиеся в ходе исторического развития, на которые ориентируются участники политической деятельности, считая из наиболее правильными и эффективными (право старших по возрасту депутатов открывать первое заседание парламента);
4. политические символы и памятники политической культуры (флаги, гербы, гимны, документы и реликвии).
Ценности играют роль ориентированной и мотивационной базы политической культуры. Различают ценности свободы, порядка, развития, равенства и справедливости. Культивирование ценностей, овладение ими дают возможность субъектам политической деятельности избежать многих ошибок, эффективно использовать свой позитивный потенциал. Игнорирование же ведет к возникновению разрушительных тенденций, деградации политических явлений, хаосу в политической жизни.
|
|
Современные политические знания (теории, концепции, идеи, принципы) составляют важный блок политической культуры. Они могут основываться на политических ценностях прошлого, могут быть добыты при помощи других современных отраслей знания (естественных и гуманитарных, фундаментальных и прикладных). В своей совокупности они составляют науку политологию, которая в свою очередь подразделяется на политическую философию, политическую историю, политическую социологию.
Политическое мышление выступает как форма и способ существования политических знаний. Благодаря политическому мышлению знания выстраиваются в систему, которая вырабатывает различного рода компенсаторные и защитные механизмы, позволяющие ему нормально функционировать на индивидуальном и общественном уровнях.
Политические идеалы и убеждения базируются на знаниях и политических ценностях, нормах и традициях. Они формируются под воздействием идеологических и психологических факторов, характеризуют устойчивую, стабильную часть политической культуры.
Политические чувства (эмоции) отражают психологические особенности восприятия политических явлений индивидом, социальной группой, классом, обществом. Чувства «очеловечивают» политику, придают политической культуре нравственно-эмоциональное значение.
Политические действия выступают в качестве наиболее динамичного и реального структурного элемента политической культуры. Они связывают субъекта с политической практикой; посредством действий осуществляются идеалы и убеждения, претворяются в жизнь знания, достигаются намеченные цели. В своей совокупности такие действия составляют политическую деятельность, из них формируются политические отношения, в обобщенном и системном виде они олицетворяют политику.
Политические средства и способы решения общественных проблем также относятся к структурным элементам политической культуры, ибо действие самого механизма ее реализации практически невозможно без таковых (политических переговоров, консультаций, собраний, выборов, компромиссов).
|
|
Важно подчеркнуть, что все элементы политической культуры неразрывно взаимосвязаны, действуют в единстве, последовательно и системно. В зависимости от различного рода объективных факторов (этнических, географических, демографических) и выбора людьми тех или иных ценностных ориентаций они могут формироваться в отдельные субкультуры (религиозные, национальные, территориальные, лидеров и элиты, женские, молодежные).