Анализ налоговых доходов Федерального бюджета РФ

Классификация налоговой системы РФ.

1. В зависимости от объекта обложение, взаимоотношения плательщика и государства различаются прямые и косвенные налоги.

Налог – это обязательный и безвозмездный взнос, подлежащий уплате в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, муниципальных образований и соответствующие внебюджетные фонды.

Прямые налоги, взимаемые непосредственно с дохода и иму­щества, — это налог на прибыль предприятий, подоходный на­лог с физических лиц, налог на имущество предприятий и др.

Косвенные налоги устанавливаются на товары и услуги, опла­чиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец то­вара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет казне. Покупатель товара или услуг стано­вится действительным плательщиком налога. К косвенным с носятся НДС, акцизы, таможенные пошлины.

2. По их использованию налоги подразделяются на общие специальные (целевые).

Общие налоги обезличиваются и поступают в бюджет для финансирования различных мероприятий. Специальные налоги имеют строго определенное назначение, «например, налоги реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорож­ные фонды и предназначены для строительства, реконструкции текущего ремонта дорог.

3. Основное деление налогов: в зависимости от органа, кото­рый взимает налог и в распоряжение которого он поступает, различают федеральные налоги, региональные налоги налоги субъектов РФ, местные налоги.

Федеральные налоги - (размер их ставок, объекты обложения, плательщики и льготы, в также порядок зачисления их в бюджет) – это налоги, устанавливаемые налоговым законодательством и обязательные к уплате на всей территории РФ. Основными федеральными налогами являются: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, акцизы, таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами и др.Такие налоги, как акцизы на импортные товары, таможенные пошлины, государственная пошлина, федеральные регистрационные и лицензионные сборы полностью поступают в федеральный бюджет и являются собственными его доходами. К регулирующим доходам относят НДС, налог на прибыль предприятий, налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, подоходный налог, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения и др., которые направляются в бюджеты других уровней в виде определённой, установленной при утверждении федерального бюджета норме.

Налоги субъектов РФ (региональные) – устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории России. К налогам субъектов РФ относятся налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.

Местными налогами и сборами, по определению Налогового кодекса, признаются налоги и сборы, устанавливаемые в со­ответствии с налоговым законодательством РФ, решениями представительных органов субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного само­управления и обязательны к уплате на всей территории соответствующих муниципальных образований.

Мест­ные налоги и сборы подразделяются на две группы.

Первая — налоги, введенные законодательной властью и дей­ствующие на всей территории России в обязательном порядке. К ним относятся:

• налог на имущество физических лиц;

• земельный налог, налог на рекламу;

• сбор за право торговли.

Конкретные ставки этих платежей определяются решением органов государственной власти субъектов РФ. По трем первым налогам действуют специальные федеральные законы, а Министерство РФ по налогам и сборам разработало по ним инструкции о порядке взимания и уплаты.

Ко второй группе относятся остальные налоги и сборы:

• сбор за парковку автомобилей;

• налог на перепродажу автомобилей, вычислительной тех­ники и компьютеров;

• сборы (целевые) с граждан и юридических лиц на содер­жание милиции, благоустройства территорий, на нужды образовательных учреждений и др.

Эти налоги и сборы, предусмотренные Законом «Об основах налоговой системы РФ», могут вводиться специальными реше­ниями органа местного самоуправления и действуют лишь на его территории. В целях обеспечения единого подхода при введении местных налогов и сборов второй группы, для которых нет об­щих инструкций, Минфин РФ и Министерство РФ по налогам и сборам разработали примерные положения по отдельным ме­стным налогам и сборам и рекомендовали их использовать при принятии местными органами соответствующих решений.

Анализ налоговых доходов Федерального бюджета РФ.

В 2009 году поступления налогов в бюджетную систему России снизились на 16,5% и составили 8 379,3 млрд руб., говорится в сообщении Федеральной налоговой службой России (ФНС).

В федеральный бюджет в прошлом году поступило 3 012,4 млрд руб. доходов, администрируемых ФНС, что на 26% меньше, чем в 2008 году.

При этом отмечается, что показатели, заложенные на 2009 год в законе "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" в части ФНС России, выполнены. Бюджет получил дополнительно 402 млрд руб.

Основная масса администрируемых ФНС России доходов госбюджета обеспечена поступлениями НДС (39%), налога на добычу полезных ископаемых (33%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (6%).

Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2009 году составили 195,4 млрд руб. По сравнению с 2008 годом поступления снизились в 3,9 раза.

Как разъясняет ФНС, снижение поступлений обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций и снижением с 2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2%.

Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2009 году составили 509,8 млрд руб. и по сравнению с 2008 годом выросли на 3 млрд руб., или на 1%.

Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, в 2009 году составили 1 176,6 млрд руб. и по сравнению с 2008 годом выросли на 18%.

Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые в Россию из Белоруссии, поступило в 2009 году 30,6 млрд руб., что на 24% меньше, чем в 2008 году.

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2009 году 81,7 млрд руб. и снизились относительно 2008 года на 35%.

Снижение поступлений по сводной группе акцизов в госбюджет обусловлено изменением законодательства в части акцизов на нефтепродукты. С 2009 года уплата акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта РФ в полном объеме.

Налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в 2009 году поступило в федеральный бюджет 981,5 млрд руб., в том числе на добычу нефти - 887,6 млрд руб., газа горючего природного - 75,0 млрд руб., газового конденсата - 6,6 млрд руб.

По сравнению с 2008 годом поступления НДПИ снизились в 1,6 раза, что обусловлено снижением цены на нефть (с 98,2$ в декабре 2007 года - ноябре 2008 года до 57,8$ в декабре 2008 года - ноябре 2009 года, или в 1,7 раза).

Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в 2009 году поступило 1 267,7 млрд руб., что на 1% больше, чем в 2008 году.

В Фонд социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.) в 2009 году поступило 61,5 млрд руб., что на 17% меньше, чем в 2008 году.

В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2009 году поступило 89,8 млрд руб., что на 1% больше, чем в 2008 году.

В территориальные фонды обязательного медицинского страхования в 2009 году поступило 162,2 млрд руб., что соответствует уровню 2008 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: