Внутренняя политика ИВАНА IV

Первый Земский собор.

Началом государственных преобразований считают событие, показавшееся странным очевидцам: в феврале 1549 г. в Москве на Красной площади возле Кремля были собраны жители Москвы. Царь обратился к собравшимся с речью, в которой просил у народа прощения, бояр называл причинами всех бедствий и обещал, что отныне все будет иначе. Этот собор стал первым Земским собором, и положил начало сословно-представительской монархии в России.

 Сословно-представительская монархия – это закономерный этап развития феодального государства. Власть монарха опиралась на орган сословного представительства, имевший довольно широкие полномочия и включавший представителей господствующего класса. Вхождение сословий в Земской собор происходило постепенно – сначала формируется Боярская дума, ставшая впоследствии постоянным участником Земских соборов. Без ее одобрения ни одно решение Земского собора не приобретало силы. Вторым бессменным участником Земского собора становится Освященный собор – собрание архиепископов и епископов. Несмотря на сложные отношения между государством и церковью в этот период, светская власть нуждалась в поддержке церкви в своих начинаниях.

Позднее в Земский собор начинает входить приказная и дворцовая администрация, выборные представители уездного и городового дворянства и купечества. Земский собор представлял собой некий компромисс между отдельными группами феодалов и способствовал формированию единого класса – сословия. На Земском соборе принимались решения об объявлении войны и заключении мира, оформлялись основные законодательные акты, назначались новые налоги и подати т.д.

На Соборе была оглашена программа реформ.

Избранная Рада.

Вскоре после бурных событий 1547 г. вокруг молодого царя образовалась группа приближенных к нему лиц, которую один из ее участников, князь А.М. Курбский, впоследствии назвал по польскому образцу Избранной Рады. Во главе этого кружка служилой знати и придворных встали дворянин А.Ф. Адашев и протопоп Благовещенского собора Кремля Сильвестр. К ним примыкали знатные князья Д.Курлятев, А.Курбский, Н.Одоевский, М.Воротынский и др. В состав Рады входил и первый начальник Посольского приказа думный дьяк И.М.Висковатый. Активно поддерживал деятельность этого кружка митрополит Макарий. Не являясь формально государственным учреждением, Избранная Рада была, по сути, правительством России и в течении 13 лет управляла государством от имени царя, последовательно осуществляя целую серию крупных реформ. По своему содержанию они совпадали с предложенными реформами  И.С.Пересветова.

Выработанная программа Избранной Рады была выражением компромисса между различными слоями господствующего класса.

Одной из первых задач было изменение системы органов государственной власти. Необходимо было приспособить существующую систему управления к усиливающейся царской власти, сделать ее более мобильной и подконтрольной и переориентировать на формирование не по принципу родства и происхождения, а по выбору государя.

Несомненно, программа Избранной Рады была направлена на оформление прав и привилегий дворянства, поскольку они были более других заинтересованы в усилении царской власти. Сокращаются права и привилегии боярства, а так же духовенства, начинается борьба за сокращение церковного и монастырского землевладения.

Следующая важная задача, стоявшая перед государством – заведение войска, что требовало больших расходов, поэтому государство вводит новые налоги и подати и пытается упорядочить их взимание.

Падение Избранной рады.

Правительство Избранной рады просуществовало до 1560 г. Главной причиной являлась проблема выбора основных путей политического развития России. Избранная рада была сторонницей постепенных реформ, ведущих к упрочению централизации, а Иван IV предпочел путь, способствовавший быстрому усилению его власти. Дилеры Рады А.Ф. Адашев и протопоп Сильвестр оказались в опале и умерли в ссылке. В 1564 г. один из бывших участников Избранной рады, князь Андрей Курбский, командовавший в это время русскими войсками, перешел на сторону поляков, опасаясь за свою жизнь. Эта измена усилила недоверие и подозрительность Ивана IV по отношению к своему окружению.

Царский Судебник.

В 1550 г. был принят новый Судебник, пришедший на смену старому, составленному еще при Иване III в 1497 г.

В результате принятия Царского Судебника, число приказов значительно выросло (к концу XVI века их было уже тридцать), совершенствовались формы их работы. В 1552 г. была создана Дворцовая тетрадь – список членов государева двора. На местах управляли бояре – наместники и волостели, которые за свою службу брали доходы с населения. Их служба назвалась «кормлением». Подтверждены и уточнены нормы крестьянского перехода в Юрьев день. В новом Судебнике

В Судебник были внесены изменения и дополнения, связанные с усилением центральной власти – контроль за наместниками, взимание единой государственной пошлины, право бора торговых пошлин переходило к царской администрации. Население должно было нести тягло – совокупность натуральных и денежных повинностей. В середине XVI в. была установлена единая для всего государства мера взимания налогов – «соха» (земельная единица, зависевшая от положения владельца и качества земель, в среднем 400-600 гектаров).

Были установлены единые и общеизвестные размеры судебных наместнических пошлин. Взяточничество, волокита, мздоимство карались по закону.

Согласно новому Судебнику в стране была проведена так называемая губная реформа, утверждавшая местное самоуправление. В масштабах округа – губы – избирались губные старосты, которые взяли на себя ведение некоторых уголовных дел.

Вместо наместнических «кормов» и пошлин устанавливался оброк, шедший в царскую казну на жалованье ратным людям и другие нужды. Так канула в прошлое система «кормлений» наместников.

В дополнение к Судебнику был принят Указ о местничестве. При назначении на военную, административную и придворную службу надо было учитывать знатность рода, происхождение предков человека и личные заслуги.

По новому Судебнику усилилось законодательное значение Боярской думы. Дума руководила действиями приказов и имела контроль над областным управлением. Она же решала множество судебных дел, как высшая инстанция.

Судебник 1550 г. сыграл очень важную роль в жизни страны. Это был систематизированный свод законов, который навел порядок в области законодательства в центре и на местах. В результате проведенных реформ начала оформляться сословно-представительская монархия, означавшая новый шаг в развитии государства.

Стоглавый собор.

Вслед за решением административных и судебных вопросов Иван IV занялся проблемами Церкви. В январе - мае 1551 г. прошел Стоглавый собор, названный по количеству глав в сборнике, в который были сведены его решения. На соборе присутствовали митрополит, девять святителей, все архимандриты, игумены, а также высшие светские сановники и бояре. Открыл собор царь.

По решению Стоглавого собора был утвержден единый пантеон русских святых единого Русского государства. Это демонстрировало всему миру, что Россия может претендовать на ведущее место истинного центра восточного христианства.

Были также унифицированы церковные обряды, упорядочено богослужение, что укрепляло церковное управление. Были также установлены общие правила для церковной живописи – каноны. На Церковь возложили обязанность устраивать школы для мирян.

Затронули на соборе и вопрос о церковном землевладении, т.к. у Церкви было огромное количество земель. Решено было не трогать земли, уже принадлежавшие Церкви, но в дальнейшем их приобретение или получение в дар можно было осуществить только после доклада царю.

 «Сей достопамятный собор, по важности его предмета, знаменитее всех иных, бывших в Киеве, Владимире и Москве», - считал Н.М. Карамзин.[4]

Военные реформы.

Важнейшим направлением деятельности Избранной рады стали преобразования в военной сфере. Первым шагом на этом пути можно считать отмену местничества на время военных походов.

В Московском уезде была «испомещена» «избранная тысяча» - более 1000 провинциальных дворян, которые должны были составить ядро дворянского ополчения – опору царя.

«Уложение о службе».

Был определен единый порядок происхождения воинской службы. Разработали и установили четкий регламент: служба по происхождению и служба по набору. По происхождению служили дворяне и дети бояр. Порядок определялся «Уложением о службе», принятом в 1556 г. Статьи «Уложения» создавали заинтересованность помещиков в ратном деле: та служба, что проходила по происхождению переходила по наследству и начиналась с пятнадцати лет. До этого дворянин считался недорослем. За службу платили землей и деньгами. С каждых 150 десятин земли бояре и дворяне должны были выставлять одного воина «конно и оружно».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: