В ходе наблюдения за деятельностью учителя и учащихся во время урока были отмечены благоприятный психологический климат и оживлённая атмосфера совместной деятельности в обоих классах. Преподаватель поощрял инициативу и активность учеников, адекватно оценивал их ответы, с интересом выслушивал мнения школьников, предлагал им творческие задания и выражал удовлетворённость их деятельностью. В то же время учитель был требователен и соблюдал определённую дистанцию в отношениях с учениками. Основными формами обращения являлись просьба, рекомендация, однако в 9 «Б» классе преподаватель несколько раз прибегнул к окрику в целях поддержания дисциплины на уроке. Преподавателя характеризует также дружелюбное отношение к учащимся, но создалось впечатление некоторой скованности в общении с ними. В конце урока после обсуждения плана следующего занятия учитель поблагодарил учеников за их работу на уроке.
2.2. Анализ полученных результатов
|
|
В ходе исследования выявилось незначительное расхождение в оценке стиля руководства учителя двумя параллельными классами. Доля авторитарного стиля управления в 9 «А» классе соответствует 19%, демократического – 50%, попустительского – 31%. В 9 «Б» классе 23%, 60% и 17% соответственно. Это может быть связанно с более низким уровнем социально-психологического и личностного развития учащихся 9 «Б» класса, так как наблюдение показало более низкую подготовленность учеников к уроку, а также сравнительно невысокий уровень дисциплины по сравнению с 9 «А» классом.
При анкетировании учителя его стиль руководства был определён как смешанный (демократический и попустительский), что в целом не противоречит мнению учащихся.
При наблюдении было установлено преобладание демократического стиля педагогического руководства учителя с элементами авторитарного (особенно в 9 «Б» классе). Это соответствует результатам анкетирования.
Причиной скованности в общении с учащимися может служить непродолжительный срок работы в данном коллективе (менее года), а также присутствие на уроке наблюдателя.
Для повышения эффективности педагогического процесса преподавателю можно воспользоваться системой формирования индивидуального стиля общения, предложенной В. А. Кан-Каликом и состоящей из следующих этапов:
1) изучение и анализ своих личностных качеств и особенностей;
2) установление позитивных и негативных моментов в личностном общении; работа по преодолению застенчивости, скованности;
3) овладение элементами педагогического общения с учетом индивидуальных особенностей;
|
|
4) овладение технологией педагогического общения (использовать многообразие приемов, форм взаимодействия, сочетать вербальные и невербальные средства, рефлексировать, эмпатийно воспринимать воспитанников);
5) закрепление индивидуального стиля общения в реальной педагогической деятельности.
Заключение
Исследование стилей педагогического руководства учителей, выявления причин предпочтения того или иного из них, а так же разработка мер по повышению эффективности образовательного процесса является актуальным направлением исследования в наши дни в связи с резким падением учебной мотивации и познавательного интереса среди школьников.
В данной учебно-исследовательской работе был исследован индивидуальный стиль педагогического руководства, проведено анкетирование учащихся и преподавателя, и выявлена оценка стиля руководства учителя.
Данные анкетирования показали, что для преподавателя характерен смешанный стиль педагогического руководства. Педагогическое наблюдение подтвердило полученные результаты. Также выдвинуто предположение о причинах расхождения результатов между классами, что соответствует мнению о том, что стиль педагогического руководства зависит от особенностей учебной группы: пола и возраста детей, уровня их интеллектуального и социального развития.
Был предложен способ повышения эффективности деятельности учителя путем формирования индивидуального стиля педагогического общения соответствующего индивидуальным особенностям, как преподавателя так и учащихся.
Литература
1. Бордовская, Н.В. Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 304 с. – (Серия «Учебник нового века»)
2. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – Спб.: Питер, 2004. – 701с.: ил. – (Серия «Мастера Психологии»).
3. Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. Введениев педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений /под ред. А. С.Роботовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.
4. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /под ред. Сластёнина В.А. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 576 с.
5. Юлия Корчагина. Навстречу подростку. Конфликт учителя и ученика//Здоровье детей. – 2009. – №19. Режим доступа: http://zdd.1september.ru/articles/2009/19/12
6. http://azps.ru/tests/3/test7.html
Приложение 1
Опросник «Определение стиля педагогического руководства учителя»
1)
a) Учитель требует, чтобы обо всех делах докладывали именно ему.
b) Старается все решать вместе с учениками, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы.
c) Некоторые важные дела решаются фактически без участия учителя, его функции выполняет актив класса.
2)
a) Всегда что-нибудь требует, распоряжается, настаивает, но никогда не просит.
b) Требует так, что хочется выполнить.
c) Требовать не умеет.
3)
a) Старается подбирать способных, ответственных учеников в актив класса.
b) Учителю безразлично, кто состоит в активе класса.
c) Он добивается безотказного исполнения и подчинения актива класса.
4)
a) Его интересует только выполнение учебного плана, а не отношение учеников друг к другу.
b) В работе не заинтересован, подходит к делу формально.
c) Решая учебные задачи, старается создать хорошие отношения между учениками в классе.
5)
a) Наверно, он консервативен, так как боится нового.
b) Инициатива актива класса учителем не принимается.
c) Способствует тому, чтобы работали самостоятельно.
6)
a) На критику учитель обычно не обижается, прислушивается к ней.
b) Не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это.
c) Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает.
|
|
7)
a) Складывается впечатление, что учитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность.
b) Ответственность распределяет между собой и учениками.
c) Учитель единолично принимает решения или отменяет их.
8)
a) Регулярно советуется с классом.
b) Ученики не только советуют, но и навязывают своё мнение учителю.
c) Не допускает, чтобы ученики ему советовали, а тем более возражали.
9)
a) Обычно советуется с активом класса, а не со всем учениками.
b) Регулярно общается с активом класса, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть.
c) Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать учеников.
10)
a) Всегда обращается к ученикам вежливо, доброжелательно.
b) В обращении с учениками часто проявляет равнодушие.
c) По отношению к ученикам бывает нетактичным и даже грубым.
11)
a) В критических ситуациях учитель плохо справляется со своими обязанностями.
b) В критических ситуациях учитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства.
c) Критические ситуации не изменяют способа его руководства.
12)
a) Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком.
b) Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим.
c) Он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны.
13)
a) Пожалуй, он не очень требовательный человек.
b) Он требователен, но одновременно и справедлив.
c) О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым.
14)
a) Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит учеников.
b) Всегда очень строго контролирует работу отдельных учеников и класса в целом.
c) Контролирует работу от случая к случаю.
15)
a) Учитель умеет поддерживать дисциплину и порядок.
b) Часто делает ученикам замечания.
c) Не может влиять на дисциплину.
16)
a) В присутствии учителя ученикам все время приходится работать в напряжении.
|
|
b) С учителем работать интересно.
c) Ученики предоставлены самим себе.
Приложение 2
Таблица
Интерпретация ответов на опросник
«Определение стиля педагогического руководства учителя»
№ вопроса | Варианты ответов | ||
а | b | c | |
1 | А | Д | П |
2 | А | Д | П |
3 | Д | П | А |
4 | А | П | Д |
5 | П | А | Д |
б | Д | А | П |
7 | П | Д | А |
8 | Д | П | А |
9 | А | Д | П |
10 | Д | П | А |
11 | П | А | Д |
12 | А | Д | П |
13 | П | Д | А |
14 | Д | А | П |
15 | Д | А | П |
16 | А | Д | П |
А – Авторитарный стиль педагогического руководства
Д – Демократический стиль педагогического руководства
П – Попустительский стиль педагогического руководства
Приложение 3
Методика «Определение собственного стиля педагогического руководства»
№ | Высказывание | Редко Часто | ||||
1 | Принимаю решения, не советуясь с воспитанниками/учениками; сам их поощряю и наказываю. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2 | Для принятия решений обращаюсь за советом к другим людям (директору, завучу, коллегам...). | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3 | Стараюсь все вопросы решать вместе с воспитанниками/учениками. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4 | Стремлюсь к тому, чтобы все вопросы в классе/группе решались только вместе со мной. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5 | Для выполнения поручений приходится уговаривать воспитанников/учеников. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | Четко разделяю функции, права и обязанности - свои и учеников. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
7 | Приказываю, распоряжаюсь, отчитываю, наставляю. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
8 | Случается так, что передаю часть своих полномочий кому-либо из воспитанников/учеников. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
9 | Обращаюсь к воспитанникам/ученикам с просьбами, советами, поручениями. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
10 | Меня упрекают в чрезмерной мягкости к ученикам. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
11 | Меня раздражает, когда ученики проявляют слишком много инициативы. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
12 | Я стараюсь развивать в классе сотрудничество и взаимопомощь. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |