Попустительский стиль педагогического руководства

 

В ходе наблюдения за деятельностью учителя и учащихся во время урока были отмечены благоприятный психологический климат и оживлённая атмосфера совместной деятельности в обоих классах. Преподаватель поощрял инициативу и активность учеников, адекватно оценивал их ответы, с интересом выслушивал мнения школьников, предлагал им творческие задания и выражал удовлетворённость их деятельностью. В то же время учитель был требователен и соблюдал определённую дистанцию в отношениях с учениками. Основными формами обращения являлись просьба, рекомендация, однако в 9 «Б» классе преподаватель несколько раз прибегнул к окрику в целях поддержания дисциплины на уроке. Преподавателя характеризует также дружелюбное отношение к учащимся, но создалось впечатление некоторой скованности в общении с ними. В конце урока после обсуждения плана следующего занятия  учитель поблагодарил учеников за их работу на уроке.

 

 

        

 

 

2.2. Анализ полученных результатов

 

В ходе исследования выявилось незначительное расхождение в оценке стиля руководства учителя  двумя параллельными классами. Доля авторитарного стиля управления в 9 «А» классе соответствует 19%, демократического – 50%, попустительского – 31%. В 9 «Б» классе 23%, 60% и 17% соответственно. Это может быть связанно с более низким уровнем социально-психологического и личностного развития учащихся 9 «Б» класса, так как наблюдение показало более низкую подготовленность учеников к уроку, а также сравнительно невысокий уровень дисциплины по сравнению с 9 «А» классом.

При анкетировании учителя его стиль руководства был определён как смешанный (демократический и попустительский), что в целом не противоречит мнению учащихся.

При наблюдении было установлено преобладание демократического стиля педагогического руководства учителя с элементами авторитарного (особенно в 9 «Б» классе). Это соответствует результатам анкетирования.

Причиной скованности в общении с учащимися может служить непродолжительный срок работы в данном коллективе (менее года), а также присутствие на уроке наблюдателя.

Для повышения эффективности педагогического процесса преподавателю можно воспользоваться системой формирования индивидуального стиля общения, предложенной В. А. Кан-Каликом и состоящей из следующих этапов:

1) изучение и анализ своих личностных качеств и особенностей;

2) установление позитивных и негативных моментов в личностном общении; работа по преодолению застенчивости, скованности;

3) овладение элементами педагогического общения с учетом индивидуальных особенностей;

4) овладение технологией педагогического общения (использовать многообразие приемов, форм взаимодействия, сочетать вербальные и невербальные средства, рефлексировать, эмпатийно воспринимать воспитанников);

5) закрепление индивидуального стиля общения в реальной педагогической деятельности.

 


Заключение

 

Исследование стилей педагогического руководства учителей, выявления причин предпочтения того или иного из них, а так же разработка мер по повышению эффективности образовательного процесса является актуальным направлением исследования в наши дни в связи с резким падением учебной мотивации и познавательного интереса среди школьников.

В данной учебно-исследовательской работе был исследован индивидуальный стиль педагогического руководства, проведено анкетирование учащихся и преподавателя, и выявлена оценка стиля руководства учителя.

Данные анкетирования показали, что для преподавателя характерен смешанный стиль педагогического руководства. Педагогическое наблюдение подтвердило полученные результаты. Также выдвинуто предположение о причинах расхождения результатов между классами, что соответствует мнению о том, что стиль педагогического руководства зависит от особенностей учебной группы: пола и возраста детей, уровня их интеллектуального и социального развития.

Был предложен способ повышения эффективности деятельности учителя путем формирования индивидуального стиля педагогического общения соответствующего индивидуальным особенностям, как преподавателя так и учащихся.


Литература

 

1. Бордовская, Н.В. Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 304 с. – (Серия «Учебник нового века»)

2. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – Спб.: Питер, 2004. – 701с.: ил. – (Серия «Мастера Психологии»).

3. Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. Введениев педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений /под ред. А. С.Роботовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.

4. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /под ред. Сластёнина В.А. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 576 с.

5. Юлия Корчагина. Навстречу подростку. Конфликт учителя и ученика//Здоровье детей. – 2009. – №19. Режим доступа: http://zdd.1september.ru/articles/2009/19/12

6. http://azps.ru/tests/3/test7.html


Приложение 1

Опросник «Определение стиля педагогического руководства учителя»

1)

a) Учитель требует, чтобы обо всех делах докладывали именно ему.

b) Старается все решать вместе с учениками, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы.

c) Некоторые важные дела решаются фактически без участия учителя, его функции выполняет актив класса.

 

2)  

a) Всегда что-нибудь требует, распоряжается, настаивает, но никогда не просит.

b) Требует так, что хочется выполнить.

c) Требовать не умеет.

 

3)  

a) Старается подбирать способных, ответственных учеников в актив класса.

b) Учителю безразлично, кто состоит в активе класса.

c) Он добивается безотказного исполнения и подчинения актива класса.

 

4)  

a) Его интересует только выполнение учебного плана, а не отношение учеников друг к другу.

b) В работе не заинтересован, подходит к делу формально.

c) Решая учебные задачи, старается создать хорошие отношения между учениками в классе.

 

5)  

a) Наверно, он консервативен, так как боится нового.

b) Инициатива актива класса учителем не принимается.

c) Способствует тому, чтобы работали самостоятельно.

 

6)  

a) На критику учитель обычно не обижается, прислушивается к ней.

b) Не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это.

c) Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает.

 

 

7)  

a) Складывается впечатление, что учитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность.

b) Ответственность распределяет между собой и учениками.

c) Учитель единолично принимает решения или отменяет их.

 

8)  

a) Регулярно советуется с классом.

b) Ученики не только советуют, но и навязывают своё мнение учителю.

c) Не допускает, чтобы ученики ему советовали, а тем более возражали.

 

9)  

a) Обычно советуется с активом класса, а не со всем учениками.

b) Регулярно общается с активом класса, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть.

c) Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать учеников.

 

10)  

a) Всегда обращается к ученикам вежливо, доброжелательно.

b) В обращении с учениками часто проявляет равнодушие.

c) По отношению к ученикам бывает нетактичным и даже грубым.

 

11)  

a) В критических ситуациях учитель плохо справляется со своими обязанностями.

b) В критических ситуациях учитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства.

c) Критические ситуации не изменяют способа его руководства.

 

12)  

a) Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком.

b) Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим.

c) Он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны.

 

13)  

a) Пожалуй, он не очень требовательный человек.

b) Он требователен, но одновременно и справедлив.

c) О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым.

 

 

14)

a) Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит учеников.

b) Всегда очень строго контролирует работу отдельных учеников и класса в целом.

c) Контролирует работу от случая к случаю.

 

15)  

a) Учитель умеет поддерживать дисциплину и порядок.

b) Часто делает ученикам замечания.

c) Не может влиять на дисциплину.

 

16)  

a) В присутствии учителя ученикам все время приходится работать в напряжении.

b) С учителем работать интересно.

c) Ученики предоставлены самим себе.

 

Приложение 2

Таблица

Интерпретация ответов на опросник

«Определение стиля педагогического руководства учителя»

 

 

№ вопроса

Варианты ответов

а b c
1 А Д П
2 А Д П
3 Д П А
4 А П Д
5 П А Д
б Д А П
7 П Д А
8 Д П А
9 А Д П
10 Д П А
11 П А Д
12 А Д П
13 П Д А
14 Д А П
15 Д А П
16 А Д П

 

А – Авторитарный стиль педагогического руководства

 

Д – Демократический стиль педагогического руководства

 

П – Попустительский стиль педагогического руководства

 

 

Приложение 3

Методика «Определение собственного стиля педагогического руководства»

 

Высказывание

Редко     Часто

1 Принимаю решения, не советуясь с воспитанниками/учениками; сам их поощряю и наказываю. 1 2 3 4 5
2 Для принятия решений обращаюсь за советом к другим людям (директору, завучу, коллегам...). 1 2 3 4 5
3 Стараюсь все вопросы решать вместе с воспитанниками/учениками. 1 2 3 4 5
4 Стремлюсь к тому, чтобы все вопросы в классе/группе решались только вместе со мной. 1 2 3 4 5
5 Для выполнения поручений приходится уговаривать воспитанников/учеников. 1 2 3 4 5
6 Четко разделяю функции, права и обязанности - свои и учеников. 1 2 3 4 5
7 Приказываю, распоряжаюсь, отчитываю, наставляю. 1 2 3 4 5
8 Случается так, что передаю часть своих полномочий кому-либо из воспитанников/учеников. 1 2 3 4 5
9 Обращаюсь к воспитанникам/ученикам с просьбами, советами, поручениями. 1 2 3 4 5
10 Меня упрекают в чрезмерной мягкости к ученикам. 1 2 3 4 5
11 Меня раздражает, когда ученики проявляют слишком много инициативы. 1 2 3 4 5
12 Я стараюсь развивать в классе сотрудничество и взаимопомощь. 1 2 3 4 5

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: