Понятие и правовые основы прав несовершеннолетних

Введение

Актуальность темы исследования. Актуальность темы работы. Вопросы защиты прав и законных интересов являются актуальными для современной юридической науки, в частности гражданского, семейного, жилищного и наследственного права. Они являются значимыми и для всего российского общества, государства. Значительное ухудшение положения детей и возможностей семьи и государства по их жизнеобеспечению, развитию и социализации побудили общество к определению приоритетных направлений социально-экономической защищенности детей, обеспечения их конституционных прав и свобод.

Начало экономических, политических и правовых реформ конца XX в. построение новой государственности – демократической России, пересмотр функций и ориентиров государства, утверждение новых принципов права стало первым значительным этапом пересмотра имевшихся научных взглядов на вопросы защиты гражданских прав. Конституция России 1993 г. зафиксировала осуществленные преобразования и наметила ориентиры государственного и общественного развития. В ней была впервые в отечественном праве установлена возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, гарантирована судебная защита прав и свобод каждому человеку, закреплена возможность использования международно-правового механизма защиты прав и свобод.

В настоящее время российским обществом признана обязанность государства с повышенным вниманием относиться к социально незащищенным гражданам, среди которых значительную часть составляют именно несовершеннолетние. Конвенция ООН по правам ребенка, Всемирная декларация обеспечения выживания, защиты и развития детей и другие международно-правовые акты, ратифицированные Россией, налагают на нее серьезные обязательства по совершенствованию государственных институтов, обеспечивающих реализацию и защиту прав несовершеннолетних граждан.

Ориентирами в этом направлении служат Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организаций Объединенных Наций 19 декабря 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года. Они провозглашают права каждого человека на жизнь, свободу, свободу передвижения и выбор места жительства, личную неприкосновенность, неприкосновенность личной, семейной жизни, корреспонденции, чести, репутации, тайны жилища.

К сожалению, в современных российских реалиях состояние дел в области охраны прав ребенка пока оставляет желать много лучшего, поэтому необходимость усиления законодательного регулирования в этой области вполне очевидна. Ведь от того, насколько эффективно защищены в государстве права детей, зависит будущее государства.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере защиты прав и свобод, а также законных интересов несовершеннолетних.

Предметом исследования выступает содержание и правовое регулирование гарантий защиты основных прав и свобод несовершеннолетних в России.

Цель исследования – изучить особенности реализации и защиты прав несовершеннолетних.

В соответствии с целью работы ставятся следующие исследовательские задачи:

изучить историю развития института прав несовершеннолетних;

рассмотреть систему законодательных и нормативно-правовых актов РФ в области защиты прав детей;

раскрыть понятие и правовой статус ребенка в Российской Федерации;

охарактеризовать гражданско-правовое положение несовершеннолетних;

раскрыть особенности реализации прав несовершеннолетних в семейном праве;

рассмотреть особенности обеспечения личных и политических прав ребенка;

дать анализ обеспечения социально-экономических и культурных прав ребенка;

раскрыть механизмы реализации прав ребенка;

предложить направления совершенствования обеспечения прав ребенка.

Методологической основой работы выступает диалектический подход к рассматриваемым проблемам с использованием общих и частных методов научного познания: сравнительно-правового, формально-юридического, конкретно-исторического, логического, системного анализа. В процессе исследования использовались достижения теоретико-правовой, международно-правовой науки, отраслевых юридических наук, в том числе гражданского, гражданского процессуального, административного, конституционного права.

Теоретической основой исследования послужили труды Ю.С. Гамбарова, Д.И. Мейера, И.Я. Фойницкого, В.С. Джатиева, Ю.К. Толстого, А.С. Мордовец, В.Ф. Яковлева, В.М. Ведяхина, О.С. Иоффе, Б.М. Гонгало, В.А. Тархова, Э.П. Гаврилова, С.С. Алексеева, Н.Г. Александрова, В.П. Грибанова, С.Н. Братуся, и других ученых.

Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Понятие и правовые основы прав несовершеннолетних

История развития института прав несовершеннолетних

Важнейшей гарантией гармоничного развития общества на пути формирования правового государства является обеспечение прав несовершеннолетних. Значительные изменения в общественно-политической жизни и экономическом развитии России требуют совершенствования всех общественных отношений. В первую очередь это относится к отношениям, обеспечивающим личную безопасность несовершеннолетних граждан, защиту их жизни, здоровья, личные права и свободы, как этого требует Конституция Российской Федерации[1].

История развития прав несовершеннолетних уже неоднократно привлекала внимание исследователей.

Человеческое общество на ранних этапах своего развития относилось к слабейшим своим членам, в том числе и к несовершеннолетним, по-разному. «Многочисленные работы, посвященные предыстории человечества, говорят о том, что убийства детей (видимо, используемых в качестве пищи в голодные годы) и отказ в помощи престарелым, больным и раненым членам орды были тогда в порядке вещей, повседневной практикой... Безусловно, полуживотное состояние человека делало неизбежным преобладание биологического начала над социальным...»[2].

Позднее общество нашло применение подрастающему поколению. Это происходит тогда, когда человечество научилось добывать огонь и возникла необходимость его сохранения, и тогда несовершеннолетним наряду с женщинами поручалось охранять очаг - источник жизни. «Постепенное усложнение труда повлекло за собой необходимость обучения подрастающего поколения приемам профессиональной деятельности, передачи трудовых навыков и хитрости охоты...».

В итоге общество перешло от инстинктивного к осознанному пониманию необходимости защиты и воспитания своих будущих членов. А когда появились нормы права, то, понятно, возникла необходимость их применения в отношении младших членов общины.

Первоначально применение обычая не носило возрастного характера, но постепенно люди стали осознавать, что с точки зрения применения закона к детям должно быть иное отношение, более гуманное. Как считает Л.С. Казакова, человечество пришло к осознанию необходимости раздельного применения закона в отношении взрослых и младших членов общества в результате долгой и непростой эволюции сознания человечества и вместе с ней - эволюции права. Не умаляя роли права, следует отметить влияние социологических факторов[3].

В древнейший период развития первых государств основополагающей позицией в отношении прав детей была позиция полной власти взрослого (чаще отца) над ребенком практически любого возраста. Например, в Римском государстве власть отца была абсолютной. Гай в Институции Гая (II - I вв. до н.э., 3-я книга, § 1) называет институт отцовской власти «us proprium civium romanorum» (строго национальным институтом римских граждан).

Дальнейшее развитие прав ребенка на жизнь и охрану здоровья в римском законодательстве заключается в постепенном ослаблении абсолютной власти домовладыки.

Средневековое право Германии («Салическая правда», V - VI вв. н.э.) закрепляло власть отца в семье, но она была не столь широка, как, например, в Риме, напоминая, скорее, строгую пожизненную опеку над дочерью или сыном, которая прекращалась по достижении ими 14 лет[4].

Феодальное брачно-семейное право Англии (Правда Этельберта, VI в. н.э., Правда Инэ, VII в. н.э., Правда Альфреда, IX в., Законы Кнута, XI в.) определяло патриархальный характер семьи, строящейся под управлением отца.

В Индии (Законы Ману, II в. до н.э. - II в. н.э.) потомство, как и скот, признавалось основным видом богатства (ЗМ, IX, 52 - 55). В силу этого законным отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто был им фактически. Допускалась, хотя и считалась грехом, продажа детей (ЗМ, XI, 69); при этом продажа сыновей не влекла, как правило, обращения их в рабов. Подаренные и проданные в крайних обстоятельствах сыновья получали права прямых родственников в новых семьях.

Право Древнего Китая определяло главу семьи как ее властителя. В древности отец мог продавать детей, кроме старшего сына, пользовавшегося рядом преимуществ перед другими детьми. Безнаказанность убийства отцом, матерью, дедом и бабкой по отцу сына или внука вследствие нанесения им побоев сохранилась до XIX в. Наказывались также сыновья и внуки, пытавшиеся без разрешения отселиться от большой семьи или присвоить часть семейного имущества.

Несовершеннолетние дети в патриархальных обществах стран обычного права тропической Африки также были полностью зависимы от отца, имевшего над ними неограниченную власть. В Древней Аравии до ислама родители избавлялись от нежеланных новорожденных дочерей, закапывая их в землю живьем (поскольку научный прогресс позволил людям узнать пол ребенка еще в утробе матери, даже сегодня некоторые китайцы и индийцы предпочитают сделать аборт, узнав, что плод женского пола).

С самых истоков ислама право на жизнь и здоровье распространяется на всех детей независимо от их пола, расы или происхождения. В соответствии с хадисом, традицией времен пророка Мухаммеда, одним из самых больших грехов является убийство детей из страха, «что они разделят вашу пищу». Священный Коран строго запретил детоубийство, широко распространенное в языческой Аравии.

Родительская власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители, по-видимому, формально никогда не имели. Однако убийство детей не рассматривалось в качестве серьезного преступления. По Уложению 1648 г. за убийство ребенка отец приговаривался к году тюремного заключения и церковному покаянию. Дети же, убившие своих родителей, подвергались смертной казни[5].

Принуждение детей к повиновению осуществлялось отцом с помощью домашних наказаний. «Домострой» рекомендует в этом случае «биение жезлом и сокрушение ребер». Государство принципиально в эти отношения не вмешивалось. Жаловаться на родителей дети не могли. За одну только попытку подать жалобу Уложение 1648 г. предписывало «бить их кнутом нещадно».

В петровские времена родители уже не вправе насильно венчать своих детей или отдавать их в монастырь. Таким образом, можно констатировать улучшение положения детей.

Право родителей применять физические наказания в отношении детей не было отменено до 1917 г., хотя начиная с XVIII в. оно постепенно стало ограничиваться запретом калечить и ранить их, а также введением ответственности за доведение несовершеннолетних до самоубийства. Но и в конце XIX в. если за умышленное убийство своих детей родители наказывались даже строже, чем за убийство постороннего лица, то за неосторожное убийство детей в процессе наказания они подвергались гораздо менее тяжкой каре, чем другие неосторожные убийцы (за особо жестокое обращение с детьми родители отделывались внушением за закрытыми дверями)[6].

Родители по-прежнему могли использовать публично-правовые меры против непокорных детей. Уложение о наказаниях (ст. 1593) разрешало по требованию родителей заключение детей в тюрьму на срок от трех до четырех месяцев за неповиновение родителям или развратную жизнь. В XIX в. такое положение стало настолько противоречить существующим в обществе представлениям, что губернаторы, к которым родители все еще изредка обращались с подобными требованиями, отказывались их осуществлять.

В Своде законов Российской империи (ст. 161 Законов гражданских) было записано, что «власть родителей простирается на детей обоего пола и всякого возраста с различием в пределах, законом для сего поставляемых». Родительская власть только несколько ограничивалась с поступлением сыновей на службу и выходом дочерей замуж, поскольку дочь не могла одновременно находиться под неограниченной властью мужа и родителей.

Справедливости ради надо заметить, что практически во всех странах мира в разные исторические периоды, несмотря на то что родители имели право распоряжаться своими детьми, они же были обязаны их воспитывать и предоставлять им необходимую заботу.

Особую роль в вопросе прав несовершеннолетних традиционно играло правосудие. Становление и развитие уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних в разных странах и в разные периоды истории происходило неодинаково. В России до XVII в. не было гарантий защиты прав данной категории лиц. Уместно упомянуть работу Бычкова, одну из немногих рассматривающих данный институт всесторонне и полно.

В начале XVIII в. одной из гарантий защиты прав несовершеннолетних являлся запрет пыток в их отношении, но возрастные границы не указываются.

Впервые об особом статусе малолетних и несовершеннолетних по вопросу применения наказания говорится в ст. ст. 143 - 150 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. В данном документе гарантируется смягчение наказания несовершеннолетним либо освобождение от наказания несовершеннолетних в зависимости от возраста и от тяжести совершенного преступления[7].

В XX в. были зафиксированы небывало высокие темпы преступности молодежи и подростков. Поэтому в конце XIX в. прогрессивные юристы Европы и Америки подняли голоса в защиту детей и подростков, поставили вопрос о необходимости создания для них специальных судов. В России специализированные суды по делам несовершеннолетних были созданы в 1910 - 1917 гг.

Первый такой суд начал действовать еще в 1910 г. в Санкт-Петербурге[8]. Суды для несовершеннолетних просуществовали в России недолго. Вскоре после Октябрьской революции 1917 г. Декретом от 14 января 1918 г. суды для несовершеннолетних были упразднены.

После издания Постановления ВЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. в Москве и ряде других городов СССР дела о преступлениях несовершеннолетних были переданы в ведение общих судов с созданием специальных камер (участков) для рассмотрения дел подростков до 16 лет. Однако специальные камеры (участки), созданные при общих судах, просуществовали недолго, так как были упразднены Законом «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» от 16 августа 1938 г. (ст. 5), вводившим унифицированные организационные формы судебной деятельности страны[9].

В тот период было издано немало инструкций, директивных писем и приказов Наркомата юстиции СССР и Прокуратуры СССР. Эти акты, способствовавшие защите прав и интересов несовершеннолетних, носили в основном формальный характер.

Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» в целях повышения ответственности самих несовершеннолетних и их родителей были ликвидированы комиссии по делам несовершеннолетних.

УПК РСФСР, вступивший в действие с 1 января 1961 г., включал главу 32, которая называлась «Производство по делам несовершеннолетних». Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в целом воспринял подход УПК РСФСР 1960 г. к производству уголовных дел о несовершеннолетних (глава 50 УПК РФ), но с учетом положений современного законодательства Российской Федерации и тенденций к защите прав и законных интересов личности. Одним из наиболее приоритетных направлений в современном уголовном судопроизводстве является обеспечение защиты прав несовершеннолетнего обвиняемого. На основе историко-правового анализа системы ювенальной юстиции можно сделать вывод о поэтапном становлении в России системы защиты прав несовершеннолетних.

Далее, переходя к истории становления международной системы защиты прав детей, следует отметить, что деятельность международных правовых организаций в области регламентации статуса несовершеннолетних началась довольно давно.

Так, еще в 1924 г. Лига Наций приняла так называемую Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного, физического развития. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних[10].

В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи, естественной и основной ячейки общества, со стороны общества и государства. Кроме того, п. 5 ст. 25 этой Декларации посвящался праву на особое попечение и помощь материнству и младенчеству. Одна из норм Декларации гласит: «Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой»[11].

В 1959 г. ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены основные принципы, касающиеся защиты и благополучия детей[12]. При всей своей краткости эта Декларация заложила основополагающие начала, имеющие принципиальный характер.

Следующим документом, регламентирующим правовое положение несовершеннолетних, является Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях[13].

Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 г. Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Через два года, в 1948 г., Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В ее положениях и положениях Международных пактов 1966 г., касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты.

Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала упомянутая выше принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 г. Декларация прав ребенка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющие действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство».

В 1991 г. был создан Комитет ООН по правам ребенка. Это международный избираемый орган, куда входят эксперты с опытом работы в области защиты прав детей.

В 1992 г. Россия представила в этот Комитет свой первый Государственный периодический доклад. В январе 1993 г. Комитет принял «Заключительные замечания», в которых, в частности:

- рекомендовал государству-участнику провести всеобъемлющую судебную реформу в том, что касается отражения правосудия в отношении несовершеннолетних;

- выразил озабоченность практикой направления детей, лишенных семейного окружения, в интернатные учреждения и рекомендовал активно развивать альтернативные формы ухода за детьми, заменяющие уход в интернатных учреждениях;

- выразил озабоченность случаями грубого и жестокого обращения с детьми как в семье, так и вне ее и предложил «разработать процедуры и механизмы для рассмотрения жалоб детей на грубое и жестокое обращение с ними».

Нормы права, непосредственно посвященные правам несовершеннолетних детей в семье, впервые появились в российском законодательстве лишь с принятием СК РФ. По КоБС права детей рассматривались сквозь призму правоотношений родителей и детей, при этом дети в силу своей недееспособности часто оказывались не в положении самостоятельных носителей прав, а в положении объектов родительской опеки.

На данный момент учреждены посты уполномоченных по правам ребенка на уровне субъектов Российской Федерации (Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Краснодарский и Красноярский края, Волгоградская, Ивановская, Калужская, Кемеровская, Новгородская, Самарская области, г. г. Москва и Санкт-Петербург и др.). Проблемы прав несовершеннолетних находят отражение в научных публикациях. Создаются и соответствующие специальности, так, в Воронежском юридическом институте МВД России готовят следователей по преступлениям несовершеннолетних[14].

Итак, завершая краткий обзор истории прав несовершеннолетних, следует отметить, что любое сравнительное исследование, в котором речь идет об изучении юридических институтов, должно включать в них исторически-правовой анализ, оценку исторического пути развития. Применение исторического подхода способствует полноте изучения взаимосвязи институтов правосудия по делам несовершеннолетних, их преемственности и противоречий. Лишь при таком подходе можно ожидать определенных позитивных результатов, сравнения и использования их для выработки модели правосудия, приближающейся к оптимальной. Бедственное положение несовершеннолетних в современной России еще больше усугубляется и ввиду того, что отечественное законодательство до настоящего времени в должной мере не гарантировало им надежную правовую защиту от жестокого обращения взрослых: в семье, в воспитательных учреждениях, обществе. Недостаточно разработаны также правовые меры борьбы с детской проституцией, наркоманией, алкоголизмом. Остается надеяться, что обращение к истории позволит с большей эффективностью решать указанные проблемы.

Система законодательных и нормативно-правовых актов РФ в области защиты прав детей

Все нормативные документы, защищающие права несовершеннолетних, и соответствующие правовые нормы можно классифицировать по различным основаниям: по назначению, по территории действия, по юридической силе, по отраслевой принадлежности и др. Эта классификация, хотя и имеет условный характер, помогает точному и грамотному осуществлению правового регулирования[15].

По назначению нормы ювенального права подразделяются на:

а) общие нормы, провозглашающие основные права и свободы человека, распространяющие свое действие и на несовершеннолетних, являющихся полноправными членами общества, и содержащиеся в Конституции и ряде отраслевых федеральных законов;

б) нормы, специально созданные для охраны прав несовершеннолетнего. Например, нормы гл. 14 УК РФ «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних[16]», гл. 42 ТК РФ «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет[17]», гл. 50 УПК РФ «Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних»[18].

По территории действия можно выделить:

а) международные правовые акты. В их числе: Декларация прав ребенка 1959 г.; Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.; Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г.; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г. (Пекинские правила) и др. [19];

б) федеральные нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты), действующие на всей территории РФ. В их числе Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и др.[20].;

в) региональное законодательство, включающее, например, Постановление Губернатора Белгородской области от 24.02.2009 № 9 «Об Уполномоченном по правам ребенка в Белгородской области»[21],

По юридической силе можно выделить:

а) международные нормативные правовые акты;

б) Конституцию;

в) законы РФ и федеральные законы;

г) подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств);

д) законодательство субъектов РФ;

е) акты органов местного самоуправления.

По отраслевой принадлежности выделяются нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус несовершеннолетних в сфере конституционного, семейного, гражданского, трудового, административного, уголовного, уголовно-исполнительного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и иного регулирования общественных отношений.

Особое место в определении правового статуса несовершеннолетнего занимает Конституция РФ 1993 г. Ее юридическая и социально-политическая сущность выражается помимо прочего в том, что она закрепила отношение государства к различным социальным группам, каковыми являются семья и ее члены. Содержание этих установлений служит основой всех последующих нормативных правовых актов, определяющих положение ребенка в семье.

Расширение международно-правовых связей России, ее приобщение к европейскому сообществу, признание и ратификация целого ряда международных договоров обусловили необходимость соответствующего пересмотра действующего законодательства, особенно в духе Конвенции о правах ребенка, признанной Россией обязательным для нее международным актом.

Принципиально важными для семьи являются установления ст. 17 Конституции РФ, признающей и гарантирующей права и свободы человека и гражданина[22]. Их государственная защита обеспечивается положениями ст. 45 Конституции. Согласно ст. 46 каждому, следовательно, и несовершеннолетнему гарантируется судебная защита его прав.

Статья 23 Конституции РФ гарантирует право граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, запрет произвольного вмешательства в дела семьи.

Общая идеология Конституции РФ повлияла и на принципы семейного законодательства (п. 3 ст. 1), в частности приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Нормотворческая деятельность по обеспечению и защите прав детей в России происходит в двух направлениях: создания и принятия актов, полностью посвященных детям и семье, и принятия актов отраслевого характера, содержащих отдельные нормы, регулирующие отношения, связанные с положением детей в обществе[23].

В сфере правовой защиты семьи имеются практически все виды нормативных правовых актов: федеральные законы и законы субъектов РФ, указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ, подзаконные акты субъектов РФ. Сюда входят Федеральные законы «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»[24], «Об образовании»[25], и другие.

Конституция России предоставила право субъектам Федерации развивать собственное законодательство в области охраны прав детей, отнеся семейное законодательство и координацию вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства к совместному ведению РФ и ее субъектов (п. п. "ж", "к" ч. 1 ст. 72).

Среди всего массива законодательных актов наибольшего внимания заслуживает Семейный кодекс РФ. В соответствии с Конституцией РФ Семейным кодексом сформулированы основные принципы семейного законодательства, установлен круг общественных отношений, которые регулируются семейным законодательством. В отсутствие специального комплексного законодательства, регулирующего права ребенка во всех областях его жизни, Семейный кодекс РФ на сегодняшний день остается основополагающим нормативным актом, охватывающим большинство сторон не только брачно-семейных отношений, но и правового положения несовершеннолетних[26].

Семейный кодекс развивает конституционные положения применительно к внутрисемейным отношениям, тем целям, которые это законодательство преследует. Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой "линия на сближение Основного Закона государства (Конституции) и закона отраслевого (Семейного кодекса) идет по нескольким направлениям, куда входят:

- признание самостоятельности прав ребенка;

- усиление начал свободы выбора средств и способов защиты интересов несовершеннолетних;

- последовательное воплощение в действительность идеи приоритета прав ребенка;

- превращение семейно-правовой нормы в действенный инструмент помощи детям;

- соблюдение требований Конвенции «О правах ребенка[27]».

В данном контексте положениями Семейного кодекса РФ, имеющими наиболее принципиальное значение, являются: стратегия, направленная на расширение и защиту прав индивида в семье; адекватные современным требованиям подходы к регулированию имущественных отношений; усиление правовой защиты детей, в том числе воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Некоторые положения Семейного кодекса имеют перспективный характер. В этом отношении интерес представляет регулирование его нормами правового статуса ребенка в семье. По методу правового регулирования в сфере действия ювенального права следует выделить два основных вида правовых норм:

а) императивные нормы - категорические и строго обязательные предписания, не допускающие отступления от их формулировки (присущи в наибольшей степени нормам уголовного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального законодательства);

б) диспозитивные правовые нормы, предписывающие вариант поведения или предоставляющие субъектам возможность регулировать отношения по своему усмотрению (примером таковых могут служить нормы гражданского, гражданско-процессуального, семейного права).

Ювенальное право в правовой доктрине и юридической литературе принято рассматривать и как самостоятельную отрасль права, и как межотраслевой институт, и как отрасль законодательства, и как область научного познания, и, наконец, как учебную дисциплину[28].

Ювенальное право как наука составляет часть юридической науки. Оно представляет собой систему идей, взглядов, представлений, знаний, положений, предложений о правах и законных интересах несовершеннолетних в российском обществе и государстве, истории развития и становления правового статуса ребенка в России, особенностях правового положения несовершеннолетних за рубежом и специфике международных стандартов в области правового регулирования общественных отношений с участием несовершеннолетних. Эта наука находится в стадии своего развития, привлекая к себе внимание все новых и новых исследователей.

Предметом науки ювенального права необходимо признать теоретические положения, касающиеся правового положения несовершеннолетних как участников правоотношений; взаимоотношения ювенального права с другими отраслями отечественной системы права; изучение особенностей деятельности специализированных органов и учреждений (органов ювенальной юстиции); основные направления ювенальной политики на современном этапе развития общества и государства.

Предмет науки ювенального права шире предмета ювенального права как отрасли права, ибо в содержание первой входит исследование не только действующего ювенального законодательства и практики его применения, но и история развития ювенально-правовой науки, изучение ювенального права зарубежных государств.

Науке ювенального права присущи известные и другим наукам методы исследования: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-догматический, конкретно-социологический, диалектический, статистический.

Среди основных задач науки ювенального права необходимо обозначить следующие[29]:

теоретическое комментирование отечественного законодательства в сфере обеспечения прав и законных интересов ребенка;

изучение отечественного и зарубежного опыта в сфере деятельности органов ювенальной юстиции;

исследование особенностей правовой защиты несовершеннолетних в российском обществе и государстве;

анализ деятельности органов ювенальной юстиции по обеспечению прав и законных интересов ребенка в РФ;

разработка рекомендаций по дальнейшему улучшению правового регулирования общественных отношений с участием несовершеннолетних;

формирование предложений, направленных на совершенствование ювенального законодательства и создание специализированных правовых актов, регулирующих права и законные интересы несовершеннолетних;

изучение законодательного опыта других государств, особенно тех, в которых приняты правовые акты, соответствующие международным стандартам.

Отечественная наука ювенального права тесно связана с деятельностью законодательных и правоприменительных органов. Это, в частности, выражается в форме участия ученых и практиков в разработках, консультировании и экспертной оценке законопроектов по вопросам ювенального права и законодательства, проходящих в Федеральном Собрании РФ на парламентских чтениях по тем или иным вопросам правовой защиты несовершеннолетних.

Заключая обзор законодательства о несовершеннолетних, можно сделать следующие выводы. Изначально правовое регулирование положения ребенка осуществлялось в рамках внутрисемейных отношений, поскольку только через семью реализовывалась большая часть связей личности и общества. Семейное законодательство в России, на развитие которого оказывали влияние социально-экономические и политические изменения, в определенной степени отражало правовое положение ребенка в семье, но в большинстве своем не рассматривало его как самостоятельную личность.

Принятие Конституции РФ 1993 г. способствовало развитию семейного законодательства, что выразилось в его новой кодификации, а также в признании за несовершеннолетним самостоятельного субъекта прав, поставив задачу приведения российского законодательства в соответствие с международными стандартами. Однако ни Семейный кодекс РФ, ни другой закон, в определенной мере способствуя развитию и совершенствованию семейных отношений, обеспечению прав членов семьи, в том числе несовершеннолетних, по существу, не может выразить права и законные интересы детей в полном объеме и рассматриваться как системный нормативный правовой акт в этой сфере.

Поэтому в развитие конституционных положений о государственной поддержке семьи целесообразно разработать Концепцию об охране семьи, на основе которой возможны обсуждение и принятие пакета законодательных актов, в том числе Федеральных законов «Об охране семьи в Российской Федерации», «Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье», «О государственной поддержке многодетных семей».

Ювенальное право представляет собой также специальную учебную дисциплину. Основное содержание этой дисциплины - изучение действующего международного и отечественного законодательства и практики его применения в сфере обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетнего.

Глава 2. Юридическая природа прав детей

2.1. Понятие и правовой статус ребенка в Российской Федерации

Конституционно-правовые основы статуса ребенка отдельно не закреплены в Конституции РФ, а устанавливаются исходя из основных положений конституционно-правового статуса гражданина. Под правовым статусом гражданина принято понимать определенный набор прав, которыми он обладает для вступления в предполагаемое правоотношение. Это понятие синонимично понятию «правосубъектность». Таким образом, конституционно-правовой статус ребенка - это совокупность прав, свобод, обязанностей ребенка и гарантий их реализации, установленная конституционным законодательством, а именно: Конституцией, федеральным законодательством РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ[30].

Вследствие того, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, законы субъектов РФ лишь расширяют права ребенка и устанавливают дополнительные гарантии их реализации.

В главе 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина» понятия «ребенок» и «дети» употребляются только в трех статьях: в ст. 38, которая закрепляет обязанность государства и родителей заботиться о детях; в ст. 39, содержащей нормы о социальной защите детей; в ст. 43, устанавливающей право на образование[31]. В остальных нормах ребенок подразумевается в качестве субъекта правоотношений и включается в термины «гражданин», «каждый». Следовательно, несовершеннолетний обладает всеми правами и свободами, присущими любому гражданину России.

Как уже было сказано, конституционно-правовой статус ребенка основывается на обладании лицом не только правами, но и обязанностями.

Важнейшей обязанностью гражданина является соблюдение Конституции РФ и законов. Данная обязанность зафиксирована в ст. 15 Основного Закона. Помимо этого ст. 44 устанавливает, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; ст. 57 закрепляет обязанность платить законно установленные налоги и сборы; ст. 58 гласит, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Юридические гарантии как элемент правового статуса представляют собой все правовые средства, обеспечивающие реализацию прав и свобод человека и гражданина[32]. В первую очередь к ним относится конституционное закрепление принципа гарантии прав, который получает детальное обоснование в действующих отраслях российского права.

В понятие конституционно-правового статуса включается и институт гражданства, который регламентируется Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее - Закон о гражданстве)[33].

В соответствии со ст. 12 указанного Закона ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка);

б) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства или признан безвестно отсутствующим или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

в) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

Ребенок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня его обнаружения.

Для приобретения или прекращения гражданства РФ ребенком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие. Гражданство РФ ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства РФ он станет лицом без гражданства.

Гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. В случае изменения гражданства ребенка не требуется согласие его родителей, лишенных родительских прав.

В гражданство РФ принимаются в упрощенном порядке ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство РФ, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства РФ. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории РФ;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство РФ, - по заявлению родителя;

в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство РФ (п. 6 ст. 14)[34].

Выход из гражданства РФ ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя (п. 3 ст. 19).

Закон о гражданстве регламентирует также вопросы изменения гражданства ребенка при прекращении или приобретении гражданства родителями, при усыновлении (удочерении), при установлении опеки или попечительства.

Ребенок приобретает гражданство РФ, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство РФ.

Гражданство РФ ребенка прекращается при прекращении гражданства РФ обоих его родителей или единственного его родителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства (ст. 24).

Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство РФ, их ребенок, проживающий на территории РФ, может приобрести гражданство РФ по заявлению его родителя, приобретающего гражданство РФ.

Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство РФ, их ребенок, проживающий за пределами РФ, может приобрести гражданство РФ по заявлению обоих его родителей.

Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, их ребенок может приобрести гражданство РФ по заявлению его родителя, приобретающего гражданство РФ.

Если один из родителей, приобретающих гражданство РФ, является лицом без гражданства, а другой родитель имеет иное гражданство, их ребенок может приобрести гражданство РФ по заявлению обоих его родителей.

Если гражданство РФ одного из родителей прекращается, а другой родитель остается гражданином РФ, их ребенок сохраняет гражданство РФ. Гражданство РФ ребенка может быть прекращено одновременно с прекращением гражданства РФ одного из родителей при наличии данного в письменном виде согласия другого родителя, являющегося гражданином РФ, и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства (ст. 25).

Ребенок, являющийся гражданином РФ, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами или иностранным гражданином сохраняет гражданство РФ. Гражданство РФ ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином, может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства[35].

Ребенок, усыновленный (удочеренный) гражданином РФ, или супругами, являющимися гражданами РФ, или супругами, один из которых является гражданином РФ, а другой - лицом без гражданства, приобретает гражданство РФ со дня его усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя, являющегося гражданином РФ.

Ребенок, усыновленный (удочеренный) супругами, один из которых является гражданином РФ, а другой имеет иное гражданство, может приобрести гражданство РФ в упрощенном порядке по заявлению обоих усыновителей независимо от места жительства ребенка.

В соответствии с п. 3 ст. 26 Закона о гражданстве при отсутствии в течение одного года со дня усыновления (удочерения) заявления обоих усыновителей ребенок приобретает гражданство РФ со дня усыновления (удочерения), если он и его усыновители проживают на территории РФ (п. 4 ст. 26)[36].

Дети и недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство гражданина РФ, приобретают гражданство РФ в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попечителя.

Ребенок или недееспособное лицо, находящееся на полном государственном попечении в воспитательном или лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении РФ, приобретает гражданство РФ в упрощенном порядке по заявлению руководителя учреждения, в котором содержится ребенок или недееспособное лицо.

Ребенок или недееспособное лицо, над которым установлены опека или попечительство иностранного гражданина, приобретающего гражданство РФ, может приобрести гражданство РФ одновременно с указанным гражданином по его заявлению.

Ребенок или недееспособное лицо, которое является гражданином РФ и над которым установлены опека или попечительство иностранного гражданина, сохраняет гражданство РФ (ст. 27).

Таким образом, конституционно-правовые основы статуса ребенка отдельно не закреплены в Конституции РФ, а устанавливаются исходя из основных положений конституционно-правового статуса гражданина.

2.2.Гражданско-правовое положение несовершеннолетних

Прежде чем говорить о правовом положении ребенка в сфере гражданских отношений, следует отметить, что гражданское законодательство, закрепляя права и обязанности ребенка, использует два термина: «малолетний» - в силу возраста им признается гражданин с момента рождения до достижения 14 лет - и «несовершеннолетний» - в возрасте от 14 до 18 лет. Это обусловлено различным объемом возможностей самостоятельно реализовывать предусмотренные законом права и обязанности в силу психологической зрелости ребенка[37].

Одним из основных понятий гражданского права является понятие субъектов права, т.е. лиц, выступающих в качестве участников общественных отношений (имущественных и личных неимущественных), регулируемых данной отраслью права. Гражданское законодательство признает субъектом гражданского права каждого человека независимо от его возраста и состояния здоровья. Таким образом, несовершеннолетний, как и любой другой гражданин, обладает правосубъектностью, т.е. признается субъектом гражданских правоотношений.

Категория гражданской правосубъектности включает гражданскую правоспособность и дееспособность.

Согласно ст. 17 ГК РФ гражданин в возрасте до 18 лет имеет такую же правоспособность, как и совершеннолетний гражданин, т.е. равную способность (возможность) иметь гражданские права и нести обязанности[38]. Определяя содержание правоспособности граждан, закон уделяет внимание главному - правам, примерный перечень которых закреплен в ст. 18 ГК РФ, где предусматривается, что гражданин может:

иметь имущество на праве собственности;

наследовать и завещать имущество;

заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью;

создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами;

совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах;

избирать место жительства;

иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности;

иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

К числу наиболее значимых имущественных прав несовершеннолетних следует отнести право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в соответствии с нормами Семейного кодекса РФ[39].

Также необходимо отметить, что согласно гражданскому законодательству дети и родители, проживающие совместно, не имеют права собственности на имущество друг друга. Однако они могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию. В случае возникновения права общей долевой собственности родителей и детей их отношения регулируются общими нормами гражданского законодательства.

Несовершеннолетние наравне со взрослыми обладают такими личными неимущественными правами, как право на жизнь и здоровье, честь и достоинство, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, право на имя и др. (ст. 150 ГК РФ). Все эти права неотчуждаемы и непередаваемы.

Рассмотрим более подробно право наследования имущества.

Статья 1142 ГК РФ детей наследодателя относит к числу наследников первой очереди. К наследованию по закону могут быть призваны не только дети наследодателя, родившиеся до его смерти, но и те, которые были зачаты при жизни, но родились в течение 300 дней после его смерти (п. 2 ст. 48 СК РФ[40]).

Несовершеннолетние дети относятся к группе наследников, имеющих право на так называемую обязательную долю в наследственном имуществе, - при наличии завещания несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы им при наследовании по закону (ст. 1149 ГК РФ). Они имеют право на получение обязательной доли также в случаях, когда они были эмансипированы или вступили в брак до достижения совершеннолетия (ст. 27 и п. 2 ст. 21 ГК РФ).

Не допускается отказ от обязательной доли в наследстве (ч. 1 ст. 1158 ГК РФ).

Обязательная доля определяется с учетом стоимости всего наследственного имущества, в том числе и стоимости предметов обычной домашней обстановки и обихода.

Помимо вышеназванных норм Гражданский кодекс содержит ряд специальных положений, направленных на защиту наследственных прав ребенка. Так, при наличии зачатого, но еще не родившегося наследника раздел наследства может быть осуществлен только после рождения такого наследника (ст. 1166), а также при наличии среди наследников несовершеннолетних раздел наследства осуществляется с соблюдением правил ст. 37 ГК РФ. В целях охраны законных интересов указанных наследников о составлении соглашения о разделе наследства (ст. 1165) и о рассмотрении в суде дела о разделе наследства должен быть уведомлен орган опеки и попечительства (ст. 1167 ГК РФ).

Что касается права ребенка завещать имущество, то в соответствии со ст. 1118 ГК РФ оно может быть реализовано лишь с приобретением полной дееспособности[41].

Наряду с гражданскими правами граждане (в том числе несовершеннолетние) также могут иметь любые не противоречащие закону гражданские обязательства.

При этом способность своими действиями (лично) приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает лишь с достижением определенного возраста, поскольку для выполнения этих действий необходимо разумно рассуждать, понимать смысл норм права, сознавать последствия своих действий, иметь жизненный опыт, т.е. необходимы психическое здоровье человека и его возрастная психологическая зрелость[42].

В связи с этим выделяют такие понятия, как полная, неполная (частичная), ограниченная дееспособность и недееспособность граждан.

Полная дееспособность - способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять любые допускаемые законом имущественные и личные неимущественные права, принимать на себя и исполнять любые обязанности, т.е. реализовать принадлежащую ему правоспособность в полном объеме. Согласно п. 1 ст. 21 ГК РФ такая дееспособность возникает по достижении 18-летнего возраста. Однако закон предусматривает два исключения из этого правила.

Во-первых, лицо, вступившее в порядке исключения в брак до достижения 18 лет, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак (п. 2 ст. 21 ГК РФ).

Согласно ст. 13 Семейного кодекса РФ при наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту регистрации заключения брака вправе по просьбе лиц, желающих вступить в брак, разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста 16 лет. Законами субъектов РФ могут быть определены порядок и условия, при наличии которых вступление в брак разрешено с учетом особых обстоятельств до достижения возраста 16 лет.

В случае расторжения брака между супругами, если один из них (оба) вступил в брак до достижения совершеннолетия, полная дееспособность за ним сохраняется. Но если брак признан недействительным, то вопрос о сохранении полной дееспособности решается судом (п. 2 ст. 21 ГК РФ[43]).

Во-вторых, несовершеннолетний, достигший 16 лет, согласно ст. 27 ГК РФ может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимается предпринимательской деятельностью и зарегистрирован в качестве предпринимателя. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным, именуемое эмансипацией (от лат. emancipatio), что означает освобождение от зависимости, производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия - по решению суда.

Несовершеннолетний может быть объявлен полностью дееспособным лишь в случаях, когда это соответствует уровню его развития и отвечает его интересам.

Представляется, что в орган опеки и попечительства с таким требованием может обратиться сам несовершеннолетний или его законный представитель (родитель, усыновитель, попечитель).

Дееспособность малолетних регулируется ст. 28 ГК РФ. По общему правилу сделки за них и от их имени могут совершать только их родители, усыновители или опекуны.

Самостоятельно малолетние вправе совершать следующие сделки:

1) мелкие бытовые сделки.

Эти сделки должны соответствовать возрасту ребенка, предусматривать уплату незначительных сумм или передачу предметов, имеющих небольшую ценность, и совершаться за счет средств родителей (усыновителей, опекуна). Под бытовыми понимаются сделки, направленные на удовлетворение обычных потребностей малолетнего (приобретение продуктов питания, канцелярских принадлежностей и т.п.);

2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации.

В первую очередь здесь имеются в виду договоры дарения, в соответствии с которыми малолетний получает какое-то имущество (вещь, деньги) в дар. Помимо этого возможно и получение какой-либо вещи в безвозмездное пользование;

3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с его согласия третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Иные сделки, совершенные малолетним самостоятельно от своего имени, признаются абсолютно недействительными (ничтожными). Однако в интересах малолетнего совершенная им сделка может быть по требованию его родителей, усыновителей или опекуна признана судом действительной, если она совершена к выгоде малолетнего (п. 2 ст. 172 ГК РФ[44]).

Имущественную ответственность за малолетнего несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине.

Дееспособность несовершеннолетних регулируется ст. 26 ГК РФ. Несовершеннолетние совершают все сделки, за исключением нижеперечисленных, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителей[45].

Самостоятельно они вправе:

1) распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами (например, доходами от предпринимательской деятельности, дивидендами по ценным бумагам, гонорарами за использование произведений науки, литературы или искусства и т.п.);

2) осуществлять права автора результата интеллектуальной деятельности (заключать авторские договоры, требовать выдачи патента на изобретение и т.п.);

3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

4) заключать все сделки, которые вправе самостоятельно совершать малолетние.

По достижении 16 лет несовершеннолетний может являться членом кооператива.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет считаются деликтоспособными, т.е. сами отвечают за имущественный вред, причиненный их действиями. Однако, если у несовершеннолетнего нет имущества или заработка, достаточного для возмещения вреда, вред в соответствующей части должен быть возмещен его родителями (усыновителями, попечителем), если они не докажут, что вред возник не по их вине (ст. 1073 ГК РФ).

Если несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет совершил сделку, выходящую за пределы его дееспособности, без письменного согласия его законных представителей или их последующего одобрения, то такая сделка может быть признана судом недействительной по иску родителей, усыновителей или попечителя несовершеннолетнего (ст. 175 ГК РФ). Однако, если такая сделка полностью отвечает интересам несовершеннолетнего, она может быть признана действительной при последующем одобрении ее законными представителями.

Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет может быть ограничен или лишен частичной дееспособности. Согласно п. 4 ст. 26 ГК РФ при наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителей либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами. Достаточными основаниями следует признать расходование денег на цели, противоречащие закону и нормам морали (покупка спиртных напитков, наркотиков, азартные игры и т.п.), либо неразумное их расходование, без учета потребностей в питании, одежде и т.п[46].

Срок ограничения дееспособности несовершеннолетнего устанавливается судом, в противном случае ограничение действует до достижения несовершеннолетним 18 лет либо до отмены ограничения судом по ходатайству тех лиц, которые обращались с заявлением об ограничении.

Что касается граждан, являющихся недееспособными, то по возрасту ими признаются граждане, не достигшие 6 лет. Они не вправе совершать никаких сделок, в том числе и мелких бытовых; полную ответственность за них несут их законные представители.

Таким образом, несовершеннолетний может стать полностью дееспособным и, следовательно, во всем объеме пользоваться предусмотренными законом гражданскими правами и обязанностями только в указанных двух случаях.

Неполной (частичной) дееспособностью могут обладать граждане в возрасте от 6 до 14 лет (малолетние) и граждане в возрасте от 14 до 18 лет (несовершеннолетние).

2.3. Реализация прав несовершеннолетних в семейном праве

Права ребенка, предусмотренные семейным законодательством, носят срочный характер, поскольку их обладателем является только несовершеннолетний (это вытекает из названия гл. 11 СК РФ «Права несовершеннолетних детей»).

В качестве самостоятельных можно выделить личные неимущественные и имущественные права в семье[47].

1. Жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ[48]). Поскольку семья является естественной средой обитания ребенка, где закладываются предпосылки его физического и духовного развития, данное право является одним из важнейших прав ребенка, предусмотренных Кодексом. В связи с этим в качестве основного принципа семейного законодательства (ст. 1) выступает защита права ребенка на семейное воспитание. При этом имеется в виду, прежде всего, собственная семья, которую образуют родители. В отношении детей, лишившихся по каким-то причинам своей семьи, обеспечение права жить и воспитываться в семье означает то, что при выборе форм воспитания детей преимущество отдается семейным формам воспитания: усыновление, приемная семья, передача в семью опекуна (попечителя).

Как правовой институт право жить и воспитываться в семье состоит из нескольких правомочий ребенка:

1) право знать своих родителей, насколько это возможно.

Данное право ребенка было включено в Семейный кодекс в соответствии со ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка.

Право ребенка знать своих родителей, безусловно, является одним из основных личных неимущественных прав несовершеннолетнего, поэтому необходимо его уточнение и пояснение.

Во-первых, необходимо дать понятие "родители", поскольку в законодательстве такой термин отсутствует. На наш взгляд, применительно к данному праву ребенка родителями следует считать кровных родственников I степени, удостоверенных в установленном законом порядке государственным органом. Усыновители родителями не являются, даже если будут записаны в этом качестве (ст. 136 СК РФ)[49].

Во-вторых, с правом ребенка знать своих родителей связаны и из него вытекают все основные личные неимущественные и имущественные права ребенка (право на имя, право на содержание и др.).

В-третьих, указание на то, что ребенок вправе знать своих родителей "насколько это возможно", безусловно, является пределом осуществления данного права. В основном это касается процесса получения сведений о своих родителях, т.е. использование всех доступных и предусмотренных законом способов.

Еще одним пределом права ребенка знать своих родителей являются интересы самого ребенка, под которыми, на наш взгляд, следует понимать сохранение его здоровья, нормальное физическое и психическое развитие, а также надлежащие материально-бытовые условия. Данный критерий представляет особую значимость и, на наш взгляд, может стать одним из способов разрешения проблемы соотношения права ребенка знать своих родителей с тайной усыновления и тайной биологического происхождения ребенка при применении методов искусственной репродукции человека.

Статья 139 СК РФ предусматривает тайну усыновления. Ее сохранению служит и ст. 135 Кодекса, позволяющая по просьбе усыновителя изменить место рождения усыновляемого, а также дату его появления на свет (но не более чем на три месяца и в отношении ребенка в возрасте до одного года).

В-четвертых, законные представители несовершеннолетнего, государственные и муниципальные органы, организации, а также все другие лица, так или иначе занимающиеся розыском граждан, обязаны оказывать помощь в розыске родителей ребенка.

В-пятых, следует отметить, что право ребенка знать своих родителей должно быть исключением из общего правила о срочности прав несовершеннолетних, поскольку именно с достижением совершеннолетия у гражданина возникает больше возможностей реализовать данное право;

2) право на заботу со стороны родителей.

К родителям следует относить лиц, записанных в этом качестве в свидетельстве о рождении несовершеннолетнего.

Право ребенка на заботу со стороны родителей служит предпосылкой удовлетворения его жизненно важных потребностей. Под заботой следует понимать все виды помощи ребенку (обеспечение его питанием, лечением, одеждой, учебными пособиями и т.п.).

С правом ребенка на заботу тесно связано еще одно право - право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. В данном случае имеется в виду выполнение семьей функции становления личности ребенка, обеспечение жизненно важных потребностей ребенка;

3) право на совместное проживание со своими родителями.

Согласно п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Как правило, с ними проживают и несовершеннолетние дети более старшего возраста.

Место жительства ребенка при раздельном жительстве родителей определяется соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор разрешается судом[50].

2. Право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой,братьями, сестрами и другими родственниками (ст. 55 СК РФ[51]). В соответствии со ст. 55 на право ребенка общаться со своими родителями и родственниками не влияют: расторжение брака родителей, признание брака родителей недействительным, раздельное проживание родителей, проживание родителей в разных государствах, а также так называемые экстремальные ситуации (задержание несовершеннолетнего, его арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и др.).

Не имеется каких-либо ограничений, касающихся форм общения, не влияет и степень родства с ребенком при обеспечении его права на общение.

Однако следует отметить, что общение должно быть ограничено либо запрещено в случаях, когда оно таит в себе угрозу воспитанию ребенка, нарушает его интересы.

Особую сложность представляет осуществление права ребенка на общение со своими родителями в случае их проживания в другом государстве или в разных государствах.

Согласно п. 2 ст. 10 Конвенции ООН о правах ребенка несовершеннолетний, родители которого проживают в различных государствах, имеет право поддерживать на регулярной основе, за исключением особых обстоятельств, личные отношения и прямые контакты с обоими родителями[52]. С этой целью и в соответствии с обязательством государств - участников Конвенции они уважают право ребенка и его родителей покинуть любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

3.Право ребенка выражать свое мнение при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы (ст. 57 СК РФ), в том числе право быть заслушанным в ходе любого судебного и административного разбирательства, затрагивающего его интересы.

Закрепление этого права еще раз подчеркивает, что к ребенку необходимо относиться как к личности, с которой следует считаться, особенно в случаях разрешения тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (ст. 12 Конвенции ООН о правах ребенка).

Данное право предоставляется ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды. Так, мнение несовершеннолетнего учитывается:

при выборе родителями образовательного учреждения, формы обучения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: