Глава 2. Регионализация и региональная политика на примере Португалии

Португалия: региональная политика в отсутствие традиций регионализма

Португалия достаточно поздно приступила к разработке политики регионального развития по сравнению с другими западноевропейскими странами. Во многом, это было связано с исторически сложившейся в стране политической системой, особенно в период диктатуры, начиная с 1928 по 1974 год, что привело к наличию сильной центральной власти и традиционно пассивной позиции местных органов [19].

Первые шаги по разработке регионализации и региональной политики были предприняты в конце 1960-х годов при утверждении третьего плана экономического развития страны (1968 – 1973 гг.). В этот период акцент был сделан на развитие городской инфраструктуры и создание так называемых «полюсов развития» в отдельных регионах страны.

После революции 1974 года приоритетным направлением стала разработка национальной социально-экономической стратегии, а региональные проблемы отошли на второй план и стали рассматриваться лишь как часть общеэкономического развития страны [14, стр. 260].

В 1974 – 1975 годах португальская экономика подверглась глубоким преобразованиям со стороны правительства. Были национализированы крупные промышленные предприятия и финансовые компании. После вступления страны в Евросоюз в 1986 году португальская экономика стала более диверсифицированной с преобладанием сферы услуг. Ускорилась реприватизация государственного сектора, модернизация и либерализация экономики, ее адаптация к требованиям Евросоюза. При этом, проблемам межрегиональных контрастов внимание стало уделяться на достаточно позднем этапе – с середины 90-х годов [19].

Следует отметить, что процессы регионализации страны проходили достаточно сложно, потому что страна является довольно однородной в национальном, языковом, культурном и религиозном плане. Деление Португалии на 18 административных округов сложилось еще в XIX веке. Однако, такое государственное устройство небольшой страны слабо отвечало задачам децентрализации властных полномочий и реализации эффективной региональной политики. Впервые регионы планирования выделены в Португалии в ходе реализации третьего плана развития в 1969 году – Север, Центр, Лиссабон и Юг. Принятая после революции Конституция 1976 года предусматривала определенную децентрализацию власти. Был разработан новый план деления Португалии на административные регионы (хотя это деление формально до сих пор не вступило в силу), муниципалитеты («конселью», их число не превышает 300) и приходы («фрегезиа» - около 4,2 тыс.) [10, стр. 91].

Для улучшения управления экономикой и ее планирования сразу была введена временная схема деления континентальной  Португалии на пять округов – Север, Центр, Лиссабон и долина Тежу, Алентежу и Алгарви [14, стр. 138]. В 1979 году были созданы специальные региональные комиссии для реализации планов развития и координации государственных инвестиций в различных секторах экономики. Именно эти округа через три года после вступления Португалии в Европейское сообщество были отнесены ко 2-му уровню NUTS (см. Приложение 2).  Однако, отсутствие формального административного статуса у округов и недостаточно проработанная территориальная направленность государственной политики развития отдельных секторов экономики свели на нет деятельность региональных комиссий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: