Взаимоотношения с родными

Только треть российских пенсионеров живут отдельно от более молодых родственников. Это сильно сказывается на уровне благосостояния семей, причём не в лучшую сторону. Если например, в 90-ых годах довольно часто бывало, что вся семья жила на «бабушкину пенсию», сейчас все совершенно иначе. Исследование показало, что пенсионер (как и ребёнок) это дополнительные проблемы для семьи. 32% семей, где есть пенсионеры признались социологам, что их материальное положение значительно ухудшилось. Но всё же большинство детей помогают свои родителям.

Помощь много значит для пожилого человека. Видимо, через неё реализуется потребность в том, чтобы чувствовать себя нужным и полезным своим детям: пожилой человек стремится оказывать им поддержку, «пока ноги держат». Причём спектр видов помощи у пенсионеров довольно высок: начиная от помощи деньгами и заканчивая помощью по хозяйству. И это тоже требует значительных усилий. Выявлена закономерность, согласно которой пенсионеры – женщины значительно чаще помогают своим внукам чем пенсионеры – мужчины. Одинокое проживание затрудняет получение помощи. Пенсионеры, получающие помощь, чувствуют себя намного лучше с точки зрения здоровья и материальной обеспеченности. Также социологами была отмечена связь между оказанием помощи и образованием. Отсюда было выявлено, что пенсионеры имеющие высшее образование помогают родным деньгами и отрицают помощь «силой».

Учёные выделяют три группы по характеру обмена помощью:

1. Оказывающие и получающие помощь

2. Чистые доноры (оказывают, но не получают)

3. Чистые реципиенты (получают, но не оказывают)

Наиболее многочисленной группой являются те кто получает помощь и одновременно оказывают помощь.

Вывод: Исследование показало, что нынешнее старшее поколение России помогает своим родным во всём чем могут. Будь то помощь деньгами или помощь в ведении хозяйства.

 

Трудоспособность

Работа – один из способов всё-таки остаться в обществе и не чувствовать себя брошенным. Для многих пенсионеров очень важно «быть на людях». После достижения пенсионного возраста, люди устраиваются на должности, не требующие особой квалификации: консьержами, вахтёрами, дворниками, билетёрами, гардеробщицами и т.д.

В целом же пенсионеры по большей части оказываются «нужными» в бюджетной сфере экономики (образовании, науке, культуре, здравоохранении, соцобеспечении). Зарплаты здесь невелики, отсюда следует, что молодёжь не пойдёт работать в такие органы а гастарбайтеры не справятся. Как и в прежние времена, работодатели неохотно берут в штат тех, кому немного осталось до пенсии. Эти люди соглашаются «снизить статус» и идут работать на менее престижные должности.

Как выяснили социологи, пенсионеры очень боятся потерять работу, т.к. конкуренции с молодёжью они не выдерживают, а государство от заботы о них в данном случае устранилось.

Основная причина, по которой пенсионеры идут работать после достижения этого возраста – это нехватка денег. Как выяснили социологи, именно те, кто живёт «с молодыми», чаще всего старается найти хоть какой-то приработок. Кроме того, очень важна для таких людей возможность получить какие-либо льготы за счёт предприятия или фирмы. Моральные стимулы в этом играют очень большую роль. Работающие пенсионеры чувствуют себя востребованными, нужными. Работающие пенсионеры очень выгодны для страны. Мало того, что они не просят у государства, а зарабатывают сами, но ещё и отрабатывают пенсию, делая взносы в Пенсионный фонд. Использование потенциала пожилых людей является определённой базой для дальнейшего развития, поскольку у общества в результате появляются дополнительные ресурсы, а у пожилых людей возможность к самореализации.

Было отмечено, что состояние здоровья у работающих пенсионеров несколько лучше чем у безработных.

Но и на работе у пенсионеров существует целый ряд проблем, о которых речь пойдёт дальше.

Например, в современных образовательных практиках, как и в других областях социальной действительности, проявляются элементы эйджизма. Эйджизм – это дескриминация по возрасту. Социальная среда, социальное давление в виде практик исключения по возрасту при найме и увольнении провоцирует многих людей покидать работу в возрасте, когда они ещё способны трудится. Как правило объяснением служит указание на неспособность, например, в нужные сроки выполнить работу, невосприятие инноваций, снижение профессионального уровня, их заторможенность и др. Иными словами, речь идёт о профессиональных деструкциях, которыми пожилые работники подвержены в сильной степени.

Необходимо дать определение понятию «Профессиональная деструкция». Под профессиональной деструкцией понимают разрушение, изменение или деформацию структуры личности в пространстве профессионального труда. Э.Ф.Зеер определяет это понятие, как «постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействие с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности». Под этим понятием, мы понимаем «пусковой механизм» ведущий к кризису профессиональной адаптации человека

В современных демографических условиях представляется актуальной задача – выявить факторы, определяющие профессиональные деструкции в пожилом возрасте и, что не мало важно, определить меру их непреодолимости, установить границы влияния.

Традиционно старение связывают с самоощущением человека своего возраста. Была выделена зависимость влияния факторов возраста, дохода и статуса на признаки старения: Социальный статус человека, общение, ориентация на прошлое.

Был выделен ещё один важный фактор, который влияет на профессиональную деструкцию человека – это эмоциональное выгорание.

Термин «Синдром эмоционального выгорания» был предложен в 1970-ых гг. американским исследователем К. Маслачем. Этот термин часто используется для описания и анализа профессиональных деформации. Учёный Г.С.Никифоров определяет выгорание как ответ на хронический стресс, который включает в себя 3 компонента: Эмоциональное и\или физическое истощение, снижение рабочей продуктивности, дегуманизация межличностных отношений. Некоторые учёные определяют выгорание как реакцию организма на продолжительное воздействие профессиональных стрессов средней интенсивности.

Синдром встречается у всех представителей возрастных групп и в различных видах деятельности, однако глубина воздействия у всех возрастных групп неодинакова. Такой вывод напрашивается уже из определений понятия «эмоциональное выгорание», приведённых нами выше, в которой подчёркивается, что «пусковым механизмом» расстройства служит стресс, носящий хронический характер, либо продолжительное воздействие на работника. Частота встречи этого синдрома у зрелых специалистов намного выше чем частота встречи у молодых специалистов. Следовательно, эмоциональное выгорание пожилых работников при прочих равных условиях выражается рельефнее. Социологи приводят пример, что от пожилых работников не редкость услышать такие слова: «Я выработался». На их взгляд, подобные высказывания, говорят о эмоциональном выгорании работника.

Крайняя сложная ситуация – это повышенное состояние депрессии у пожилых работников. Депрессии в этом возрасте характеризуются способностью радоваться, снижением активности, чувство тревоги, а также распространённым опасением стать «обузой». Доказано, что работники пожилого возраста, подверженные профессиональным стрессам, переживают их болезненнее и глубже, нежели их более молодые коллеги.

Таким образом, в более позднем возрасте, человек больше подвержен различным болезням психологического характера. Это говорит о том, что в пенсионном возрасте люди также имеют определённые трудности.


 


Заключение

По итогам данной работы стало выяснено, что пенсионеры – это определённая социальная группа.

Нами было выявлено что, в основном, самооценка у пенсионеров достаточно занижена. Это определяется такими факторами как неудачный брак, неудачная карьера, тяжёлые и продолжительные болезни, особенности характера и т.д. В настоящее время для пенсионеров характерны пессимистические настроения которые также связаны с некоторыми трудностями.

По результатам исследований были выявлены такие проблемы как, бедность, нетрудоспособность, удовлетворительное состояние здоровья. Также мы выявили, что некоторые пенсионеры испытывают проблемы во взаимоотношениями с родственниками. Приведённые в пример исследования показали, что с выходом на пенсию социальный мир человека сужается, круг общения ограничивается в основном ближайшими родственниками и, отчасти, соседями и коллегами по работе, немногими друзьями. Наиболее важная ценность пенсионеров становится семья. В ней же реализуются многие потребности пожилого человека. А если такие связи отсутствуют, то это главным образом отражается на здоровье, самооценке, материальной обеспеченности и других показателях. Было также выявлено, что пенсионеры всё-таки нуждаются в особом внимании со стороны органов социальной защиты населения.


 


Список литературы

 

1. Владимиров, Д.Г. Старшее поколение как фактор экономического развития // СоцИс. – 2004. – №4. – С. 57-60.

2. Добрынина, Е. Пенсия меньше чем жизнь // <http://www.rg.ru/2006/11/23/pensionery.html> Российская Газета. –2006. – № 4229.

3. Елютина, М.Э., Чеканова, Э.Е. Пожилой человек в образовательном пространстве современного общества // СоцИс. –2003. – № 4. – С. 43-48.

4. Ковалёва, Н.Г. Дифференцированный подход к изучению потребностей и ценностных ориентаций пожилых. < http://mgsu.narod.ru/lena2/www/gerontol.html> 26.12.2010.

5. Козлова, Т.З. Самооценка пенсионеров // СоцИс. – 2003. – № 4. – С. 58-63.

6. Козлова, Т.З. Социальное время пенсионеров //СоцИс. – 2002. – № 6. – С. 130-135.

7. Макеева, И.В. Социальное самочувствие пенсионеров северного города // <http://do.teleclinica.ru/184865/> 14.12.2010.

8. Парахонская, Г.А. Пожилой человек в семье // СоцИс. – 2002. – № 6. – С. 103-110.

9. Писарев, А.В. Образ пожилых в современной России // СоцИс. – 2004.– № 4. –С. 51-56.

10. Померанцева, Т.Н. Старость к социокультурный феномен. // < http://www.dslib.ru/soc-struktura/pomerantzeva.html >. 26.12.2010.

11. Смирнова, Т.В. О профессиональных деструкциях в пожилом возрасте // СоцИс. –2007. – № 5. – С. 21-28.


[1] Померанцева, Т.Н. Старость к социокультурный феномен. < http://www.dslib.ru/soc-struktura/pomerantzeva.html >.

[2] Козлова, Т.З. Социальное время пенсионеров. // Социс.- 2002.- № 6.-С. 130-135.

[3] Ковалёва, Н.Г. Дифференцированный подход к изучению потребностей и ценностей ориентации пожилых

<http://mgsu.narod.ru/lena2/www/gerontol.htm>



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: