Субкультура Рэпа, как специфическая социальная группа

 Стержень любой молодежной субкультуры — это уличный стиль. Некоторые субкультуры (в том числе рэп и хип-хоп) имеют национальные и социальные корни и, по сути своей, изначально являлись порождением «криминализированных трущоб». Сленг — одна из главных отличительных черт субкультуры. Владение специфическим языком — пропуск в группу. Начиная с примерно с середины ХХ века различные распространенные в то время субкультурные общности (такие, как рокеры, тедди бойз, моды/стиляги) — начали исчезать как на Западе, так и в России, оставив после лишь понятие «неформальная субкультура», которое в то время многими воспринималось по-разному и «обыватели» просто не знали, как именно нужно относится к подобным общественным образованиям и как реагировать на проявления со стороны этих молодежных объединений. Новая волна молодежных объединений начала набирать обороты примерно во второй половине 80-е гг. 20 века. Страну буквально заполонили панки, металлисты, рокеры, рэперы и многие другие. Подобные новообразования можно было объяснить глобальными изменениями в обществе и государстве, ликвидацией привычных обществу советских устоев, естественно подобная ситуация повлекла за собой необратимые последствия глобального культурного разрыва, поиск новых культурных образцов. Источником для подражания и основой для возникновения новых стандартов для молодежи того времени во многом стал Запад. Многие молодежные стили смешались, неразбериха в использовании понятий «молодежные культуры», «субкультуры», «контркультуры» отражает не только сложную историю их российской адаптации, но и смешение соответствующих явлений на современных молодежных сценах. Субкультуры, как специфические группы потребителей модных продуктов - явление не новое, ведь именно субкультурными различиями общества на протяжении веков было обусловлено появление разных стилей в одежде и их постепенная эволюция. Однако современное общество, структура которого определяется не только общими «кастовыми» (групповыми), но и более мелкими, индивидуализированными характеристиками, демонстрирует разнообразие представленных в нем субкультур. Основной способ воздействия молодежной рэп-субкультуры на общество — РЭП (или речитатив). Смысл текста в рэпе имеет решающее значение, так как он изначально формировался как субкультура протеста, поэтому рэп принимал лозунговые формы. Фактически, рэп можно назвать мелодекламацией. Главное в рэпе ритм слов и текст. При умелом подборе звуков в рэпе достигается эффект мелодичности простого произнесения (начитывания) текстов. При кажущейся незамысловатости подхода стать мастером очень непросто, поскольку чтение текстов должно быть не монотонным, а запоминающимся, поэтому громадное значение имеет правильный подбор рифм, интонаций, принцип аллитерации. Естественно, существует не только англоязычный рэп. Широко известны и французские, немецкие, испанские исполнители. Рэп постоянно набирал популярность и сейчас эта тенденция только усилилась.Таким образом, делаем вывод — субкультура есть ни что иное, как попытка молодёжи самоутвердиться за счет неких ценностей, которые в данном случае принимаются за константу и основной принцип жизнедеятельности. Начиная с 80-х годов крупные производители спортивной одежды активно работают с хип-хоп культурой в США. Как Вы заметили огромную роль для становления рэпа и вообще хип-хоп культуры играли несколько районов Нью-Йорка (Гарлем, Бронкс). Все что начинали носить «лидеры улиц» начинала носить вся субкультура и огромное количество «белых американцев», которые увлекались брейк-дансом, граффити или рэпом. Молодежные субкультуры, создают собственную культуру, которая помогает молодым людям адаптироваться к жизни, берет на себя часть функций социализации индивидов, с которыми не справляются семья, школа, формальные молодежные организации и государство.

В приведенной ниже таблице рассмотрим 4 основные социальные роли в субкультуре (хип-хоп культуре). Вполне возможно, что существуют и другие представители рэп культуры в нашей стране, но я остановлюсь на наиболее ярких и заметных.

Изображение Краткое описание Различия
Представители данной группы, являются частью другой субкультуры, но на них оказала сильное влияние хип-хоп и они слушают «легкий вариант рэпа» — «нео-соул» (nu soul). R&B-ишники не носят «бейсболки», у них менее массивные украшения (кулоны, часы) и не мешковатая одежда.Джинсы с заниженной талией, часто узкие и «дырами», ремни с большой пряжкой (на пряжке свое имя), футболки и массивные очки, «боксерские» кеды или кроссовки. Представителей этой группы на данный момент большинство и они формируют общий образ субкультуры. Наиболее подвержены воздействию маркетинга и рекламы коммерческих компаний. В основном барьером для вступления в их ряды служит уровень доходов, т.к. одежда и украшения, а так же посещение развлекательных учреждений требует больших расходов. В основной в среде R&B-ишников присутствует т.н. «золотая молодежь» — дети обеспеченных родителей. Они очень подвержены веяньям моды и легко покидают данную субкультуру, переходя в другие. Слушают то, что модно на данный момент и их мало интересует история субкультура или биографии исполнителей.

Рэппер

Большинство рэпперов носят джинсы-»трубы» и плотные рубашки или спортивные футболки (хоккей или баскетбол), куртка-аляска, ювелирные украшения, стилизованные под рэп-культуру. Одежда больших размеров приветствуется. Есть 2 версии, почему это является частью моды: 1) Одежда заключенных в США раньше шилась большой, что бы подходить разным по комплекции заключенным; 2) Взрослые братья или отцы передали младшим свою поношенную одежду, которая была больших размеров. Часто рубашки на рэперах свисают до колен, а сползающие джинсы задевают пол. Однако одежда должна быть чистой, ее отличает лишь небрежная мешковатость. Шапочки, «бейсболки», повёрнутые назад, рюкзаки до пояса, цепочки, спортивные курточки, футболки — все это обязательные «примочки» молодого рэпера. Украшениям уделяется отдельное внимание. В настоящее время хип-хоп одежда — это в первую очередь роскошь. Это очень дорогие вещи, как правило, из золота с обилием камней. Обязательность наличия подобных украшений вызвана тем, что в гетто афроамериканцы могли только одним способом демонстрировать свой «успех и значимость», а так как большая часть из них была малограмотна, то особое внимание уделялось драгоценностям. К тому же долгое влияние криминального мира на становление рэпа и то, что многие звезды состояли в бандах отразилось на рэп-моде. Самая открытая и большая группа в субкультуре. Никаких требований к вступлению не выдвигает. «Одевайся, как рэпер, говори как рэпер и слушай рэп!» — вот основные требования. В основном участниками данной группы являются школьники и студенты. Интересуются разными стилями рэпа и, как правило, знают историю своего стиля и биографии полюбившегося исполнителя. Могут формировать «фан-клубы».

Бэкпэкер

У данной группы нет общих опознавательных знаков. Основа философии бэкпэкера — это принципиальное отсутствие какой либо привязки к местности и готовность к путешествию. Есть пункт назначения, есть билеты туда и обратно. Пункт путешествия не важен. В остальном — абсолютная свобода. Кроме любви к «некоммерческому» рэпу и к рэпу «золотого века» (90-е гг.) их характерный атрибут — рюкзак за спиной (backpacking, то есть «рюкзак за спиной», или «все свое ношу с собой»). В данной среде принято критиковать и не воспринимать популярную музыку, все те композиции, которые можно услышать по ТВ или радио. Избегание предметов роскоши или элементов одежды, связанных с гангста-рэпом и r`n`b. Кроссовки, одежда цвета хаки, куртка с капюшоном и другая одежда — главное требование удобство для путешествий. Очень активная, закрытая и наименьшая группа в субкультуре. Имеет свои ритуалы по принятию (например: наличие «неформальных поручителей» при приеме в свою среду) в ряды, требования к интеллектуальному уровню. Причем «бэкпэкеры» стоят на стыке двух субкультур — музыкальной и туристической (напоминает чем-то субкультуру путешественников автостопом или как их еще называют «трассеры»). Часть из них увлекается рэпом и сильно влияет на сообщество рэпперов. Данный вид можно охарактеризовать как, «повзрослевших хиппи», получивших высшее образование.

Бэггер

В субкультуре хип-хопа есть группа людей, которые не слушают рэп, не танцуют брэйк и не рисуют граффити. Их интересует только стиль одежды рэперов. Их называют «бэггеры» («baggyers», «baggyboys», «baggy» — широкие штаны, «boy» — парень). «Бэггер» предпочитает просторные спортивные штаны и аккуратно заправляет штанины в высокие кроссовки или вставляет на концах штанин резинки, а за его плечами всегда болтается капюшон «кенгурушки» (куртка с капюшоном). Одежда рядового «бэггера» — это мягкая широченная футболка с капюшоном и лёгкие просторные спортивные или камуфляжные штаны. В отличие от «рэперов», края штанин и рукава которых болтаются и пачкаются, у «бэггеров» штанины и рукава непременно заканчиваются резинкой или манжетой. В среде бэггеров не принято употребление спиртного и курение. Достаточно большая группа в субкультуре рэперов. Требований к вступлению в свою группу не выдвигают, в основном упор делается на общение и соблюдение требование своей моды.

В Америке на протяжении последних 50 лет активно развивается спортивный стиль одежды. Если раньше спортивная одежда использовалась только для занятий спортом, то в начале 80-х были сделаны первые попытки создать так называемый полуспортивный стиль одежды для повседневного ношения, удобный и вместе с тем элегантный.В 1981 году французский модельер Пьер Горше (Pierre Haurchet) написал книгу «Размышления о молодёжной моде». В течение нескольких лет он изучал, как одежда влияет на привлекательность людей, и нашёл те элементы одежды, с помощью которых парни и девушки могли стать симпатичнее. Пьер Горше соединил полуспортивный стиль и мешковатую хип-хоп одежду, и в результате этого получился так хорошо известный ныне всем стиль бэггер-прикидов или «wide-urban». Благодаря этому в конце 80-х появились новые фирмы, которые смогли создать свои популярные спортивные коллекции (с 2001 года в Нью-Йорке проводятся ежегодные фестивали «Urban Fashion Awards»). Так и ношение чересчур откровенной одежды, ставшей необходимой атрибутикой модных на Западе направлений рэп и хип-хоп, уже перестает вписываться в рамки концепции свободы самовыражения. В последние годы Америку буквально захлестнул бум на ношение приспущенных брюк, экстремально коротких юбок с низкой талией, а также других элементов одежды, минимально скрывающих тело. Такой стиль особо активно пропагандировался современными рэперами. Сейчас многие в Америке и за ее пределами часто жалуются на то, что рэп-культура навязывает людям слишком агрессивно-сексуальный стиль, в том числе и в одежде. И что ношение, к примеру, слишком приспущенных брюк в рэп-стиле уже давно перестало граничить со здравым смыслом и превратилось в вызывающую атрибутику, которая в том числе наносит вред не только общественной морали, но и здоровью. В некоторых штатах США уже ввели разного рода штрафы на ношение одежды в стиле рэп или хип-хоп.В крупных городах России довольно много молодежи в одежде, стилистически связанной с рэпом. Но фанаты рэпа относятся к «крутым парням в широких штанах», изображающих из себя рэперов, с «презрением» или иронией. На то обстоятельство, что подобная рэперская одежда встречается достаточно часто в Москве и в некоторых других крупных российских городах, в большей мере влияет экономический фактор: такая одежда продается на оптовых вещевых рынках и относительно недорога. Поэтому, разумеется, определенная часть молодежи вполне сознательно ориентирована на хип-хоп культуру не только как на музыкальное направление, а как на стиль жизни, прежде всего проявляющийся в манере одеваться, выглядеть как «рэперы от шоу-бизнеса» (демонстрировать статус). Практически с самого рождения рэп субкультуры, молодые люди стали выделяться и своей одеждой. А там где речь заходит об одежде, вскоре обязательно поднимаются темы стиля и моды. Некоторые рэперы со временем даже стали попадать в списки «Best Dressed» (самых хорошо одетых людей). Как видно, рэп-культура очень интересна и оригинальна. Молодежь, которая является частью данной субкультуры можно классифицировать, как достаточно специфическую и неординарную. Хип-хоп мода и дальше будет влиять на очередные молодые поколения потребителей, а артисты и их поклонники находить новые пути развития субкультуры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: