В настоящее время в России насчитывается около 10 000 акционерных предприятий и свыше 1 500 акционерных коммерческих банков. На 1-е января 2008 года из общего числа 5 573 тысяч предприятий и организаций 70 % находятся в частной собственности.
Сложившаяся отраслевая структура российского бизнеса, занятости на предприятиях и структура выручки от реализации свидетельствует о преимущественном его развитии в сфере торговли и общественного питания. Приоритетные отрасли реального сектора, в том числе инновационная деятельность, развиваются незначительно.
По-прежнему сохраняется высокая дифференциация по уровню развития предпринимательства между российскими регионами, а потенциал предпринимательства в развитии экономики регионов задействован неравномерно.
Особенностью российского предпринимательства продолжает оставаться высокая доля “теневого” сектора. По разным оценкам, она составляет от 30 до 50% реального оборота субъектов предпринимательства. Следовательно, значительная часть потенциальных ресурсов не задействована в решении общегосударственных задач.
Как свидетельствует мировой опыт, эффективность функционирования экономической системы может быть достигнута только в том случае, если на всех основных рынках товаров и услуг экспансия крупных производителей уравновешивается необходимым количеством мелких и средних производителей, которые в решающей степени обеспечивают формирование и сохранение конкуренции и препятствуют тенденциям монополизации рынков.
Мировая практика свидетельствует о том, что: [Усенко Л.Н. Формирование условий для развития малого предпринимательства на региональном уровне.// Ведомости. 2006. №2. С. 9.]
Во-первых, малый и средний бизнес является важнейшим структурообразующим сектором развитой экономики, деятельность которого напрямую влияет на успешное развитие не только крупного бизнеса, но и экономики страны в целом, обеспечивая наполнение внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами, рост экспортного потенциала, решение проблем занятости и повышения уровня реальных доходов населения.
Во-вторых, в условиях глобализации экономики, которая сопровождается ужесточением соперничества и конкуренции на мировом рынке, именно малый и средний бизнес в силу своей относительно меньшей капиталоемкости, гибкости и маневренности легче, чем крупный производитель, обеспечивает модернизацию производства и обновление номенклатуры выпускаемой продукции, тем самым приспосабливается к меняющимся условиям конъюнктуры рынка и периодически повторяющихся экономических кризисов.
С развитием малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации связывается решение целого комплекса социально-экономических задач, а именно: [Сидоров М.А. Проблемы малого бизнеса в России. // Материалы VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий “Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления”, состоявшейся 26 апреля 2008 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации.]
· реализация конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности;
· обеспечение устойчивого социально-экономического развития и увеличения доходов бюджета;
· увеличение занятости и повышение качества и уровня жизни населения.
По состоянию на 01.01.2008 г. в Российской Федерации зарегистрировано 4496,9 тыс. индивидуальных предпринимателей и 3070,7 тыс. организаций, из которых (по данным Госкомстата России) около 980 тыс. являются малыми предприятиями, в то же время, по данным налоговых органов, более половины организаций (в т.ч. малых предприятий) не осуществляют хозяйственную деятельность, не представляют налоговую отчетность или сдают “нулевые” балансы. [www.nalog.ru]
По данным Госкомстата, средняя численность занятых на малых предприятиях работников по состоянию на 01.01.2008 г. составляла 8045,2 тыс. человек, численность населения по месту основной работы в сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица и по найму у физических лиц – 7455,0 тыс. человек. Таким образом, в сфере малого бизнеса легально занято около 15 млн. человек, или 24% от общей численности занятого населения в стране. [www.nalog.ru]
Несмотря на рост производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в валовой внутренний продукт России явно не отражает их потенциала. Соотношение производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях и ВВП, по оценке Госкомстата России, составило в 2007 г. 8,7% (доля же малых предприятий в производстве ВВП реально ниже) при удельном весе занятых на малых предприятиях в общей численности занятых на уровне 12%.
Инвестиционная активность малых предприятий также находится на низком уровне по сравнению с крупными и средними предприятиями: доля малых предприятий в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составляет только около 3%. О потенциале малого предпринимательства (производственном, инвестиционном, налоговом) можно говорить и имея в виду высокую трудно оцениваемую “теневую” составляющую.
Несмотря на преимущество малых предприятий перед крупными и средними по доле прибыльных предприятий, уровень рентабельности малого бизнеса значительно ниже. В целом рентабельность малых предприятий меньше в 7 раз и составляет 1,8 %, а на крупных и средних – 13,2 %. При этом в промышленности разрыв составляет 4,7 раза (3,8 % и 17,9 % соответственно), в торговле и общественном питании 9 раз (1,4 % и 12,7 % соответственно), информационно-вычислительном обслуживании в 5,8 раз (1,9 % и 11,1 % соответственно). [Дыбова Е.Н. Некоторые актуальные проблемы малого бизнеса. Взгляд предпринимателя. // Материалы VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий “Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления”, состоявшейся 26 апреля 2008 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации.]
Можно выделить следующие проблемы малого и среднего бизнеса в современной России. [Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. – М.: ИНФРА, 2008. С. 297.]
а) Финансирование.
Развитие малого бизнеса затруднено, в первую очередь, вследствие отсутствия источников финансирования ранних стадий развития бизнеса.
б) Административные барьеры.
в) Способности и квалификация предпринимателей.
Низкая квалификация предпринимателей с точки зрения организации и управления бизнесом также является важной проблемой.
г) Инфраструктура для поддержки и развития малого и среднего бизнеса.
д) Нехватка информации.
е) Проблемы, связанные с несовершенством законодательства.
Очевидно, что активизация действий государства по поддержке малого предпринимательства в благоприятный экономический момент является более чем актуальной, а не решение давно назревших проблем сектора малого предпринимательства может существенно затормозить его начавшееся развитие.






