Система добровольной сертификации услуг общественного питания

 

Согласно Закону РФ «О техническом регулировании», сертификация делится на обязательную и добровольную.

Обязательная сертификация – это минимальный набор требований, который предъявляет государство с точки зрения безопасности продукции.

Добровольная сертификация услуг и товаров - это в первую очередь проверка качества. Добровольный сертификат позволяет гарантировать покупателю высокие потребительские свойства товара или услуги. Следует отметить, что сертификация услуг носит исключительно добровольный характер.

Добровольная сертификация продукции и услуг в системе ГОСТ Р – это процедура подтверждения независимой стороной соответствия данной продукции/услуг действующим стандартам и правилам (ГОСТ, ГОСТ Р, ГОСТ Р ИСО и др.).

Процедура добровольной сертификации в системе ГОСТ Р аналогична процедуре обязательной сертификации в системе ГОСТ Р. 

Добровольная сертификация проводится в тех случаях, когда строгое соблюдение требований существующих стандартов или другой нормативной документации на продукцию, услуги или процессы государством не предусмотрены, т.е. когда стандарты или нормы не касаются требований безопасности и носят добровольный характер для товаропроизводителя. Потребность в добровольной сертификации появляется при развитии свободных рыночных отношений. Производитель хочет получить независимое подтверждение качественных и других преимуществ перед покупателем и идет на добровольную сертификацию.

Добровольная сертификация ограничивает доступ на рынок низкокачественной продукции. Добровольная сертификация проверяет эффективность, надежность, эстетичность и другие потребительские показатели.

Добровольная сертификация не подменяет обязательную. Она не запрещает продавать продукцию или услуги. Она информирует покупателя о состоянии товара.

В России действуют более 80 систем добровольной сертификации, охватывающих в основном рынок потребительских товаров и услуг. К их характерным особенностям относятся:

· активная роль заявителя, который определяет подтверждаемые требования к объекту сертификации, методы их проверки, стандарты или другие нормативные документы, устанавливающие, требования, выбирает схему сертификации

· самоорганизация системы, т. е. инициирование ее создания и регистрации любыми субъектами хозяйственной деятельности

· открытость, возможность для заинтересованных сторон ознакомиться с составом участников системы, правилами и процедурами сертификации;

Добровольную сертификацию может проводить орган по обязательной сертификации.

Официальную информацию о зарегистрированных системах добровольной сертификации, в том числе их правила, знаки соответствия и формы сертификата, публикуются Госстандартом РФ на основе данных Государственного реестра систем сертификации.

Добровольная сертификация в России основана на соблюдении рекомендуемых международных принципов, своеобразного кодекса добровольной сертификации.

К таким принципам относят следующие положения:

· в системе добровольной сертификации должны быть определены правила и процедуры, о которых заявители информируются заранее

· объекты сертификации и их характеристики, которые может подтвердить данная система, должны четко оговариваться с указанием конкретных нормативных документов.

Необходимость добровольной сертификации объясняется тем, что обязательная сертификация осуществляется согласно техническим регламентам по параметрам (критериям) безопасности продукции, тогда как потpeбителя может интересовать ряд других показатeлeй качества, а также гарантии соответствия продукции заявленным в рекламе или сопроводительной документации

Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, условиям договоров, повышенным требованиям к качеству и т.д. Добровольная сертификация является свидетельством стремления компании соответствовать более высоким требованиям, повышать качество и конкурентоспособность своей продукции/услуг.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. В результате успешного прохождения сертификации компания получает сертификат соответствия требованиям, установленным для данного вида продукции/услуг.

 

Организационную структуру системы сертификации образуют:

1. ФСБ России (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный проводить работу по обязательной сертификации средств защиты информации);

2. центральный орган системы сертификации (создается при необходимости);

3. органы по сертификации;

4. испытательные центры (лаборатории);

5. учебно-методический центр;

6. заявители (разработчики, изготовители, продавцы, потребители).

 

При проведении сертификации продукции применяются различные схемы. 

Схемы сертификации устанавливают в системах (правилах) сертификации однородной продукции с учетом специфики продукции, ее производства, обращения и использования.

Конкретную схему сертификации продукции определяет Орган по сертификации.

Схему добровольной сертификации определяет заявитель и предлагает ее органу по сертификации.

Применение схем сертификации

Схемы сертификации 1 - 6 и 9а - 10а применяются при сертификации продукции, серийно выпускаемой изготовителем в течение срока действия сертификата, схемы 7, 8, 9 - при сертификации уже выпущенной партии или единичного изделия. Схемы 1 - 4 рекомендуется применять в следующих случаях:

- схему 1 - при ограниченном, заранее оговоренном, объеме реализации продукции, которая будет поставляться (реализовываться) в течение короткого промежутка времени отдельными партиями по мере их серийного производства (для импортной продукции - при краткосрочных контрактах; для отечественной продукции - при ограниченном объеме выпуска);

- схему 2 - для импортной продукции при долгосрочных контрактах или при постоянных поставках серийной продукции по отдельным контрактам с выполнением инспекционного контроля на образцах продукции, отобранных из партий, завезенных в Российскую Федерацию;

- схему 3 - для продукции, стабильность серийного производства которой не вызывает сомнения;

- схему 4 - при необходимости всестороннего и жестокого инспекционного контроля продукции серийного производства.

Схемы 5 и 6 рекомендуется применять при сертификации продукции, для которой:

· реальный объем выборки для испытаний недостаточен для объективной оценки выпускаемой продукции;

· технологические процессы чувствительны к внешним факторам;

· установлены повышенные требования к стабильности характеристик выпускаемой продукции; 

· сроки годности продукции меньше времени, необходимого для организации и проведения испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории;

· характерна частая смена модификаций продукции;

· продукция может быть испытана только после монтажа у потребителя.

Условием применения схемы 6 является наличие у изготовителя системы испытаний, включающей контроль всех характеристик на соответствие требованиям, предусмотренным при сертификации такой продукции, что подтверждается выпиской из акта проверки и оценки системы качества.

Схему 6 возможно использовать также при сертификации импортируемой продукции поставщика (не изготовителя), имеющего сертификат на свою систему качества, если номенклатура сертифицируемых характеристик и их значения соответствуют требованиям нормативных документов, применяемым в Российской Федерации.

Схемы 7 и 8 рекомендуется применять тогда, когда производство или реализация данной продукции носит разовый характер (партия, единичные изделия).

Схемы 9 - 10а основаны на использовании в качестве доказательства соответствия (несоответствия) продукции установленным требованиям - декларации о соответствии с прилагаемыми к ней документами, подтверждающими соответствие продукции установленным требованиям.

В декларации о соответствии изготовитель (продавец) в лице уполномоченного представителя под свою ответственность заявляет, что его продукция соответствует установленным требованиям.

Декларация о соответствии, подписанная руководителем организации - изготовителя (продавца), совместно с прилагаемыми документами направляется с сопроводительным письмом в орган по сертификации.

Орган по сертификации рассматривает представленные документы и, в случае необходимости, запрашивает дополнительные материалы (претензии потребителей, результаты проверки технологического процесса, документы о соответствии продукции определенным требованиям, выдаваемые органами исполнительной власти в пределах своей компетентности и т.д.). Одновременно орган по сертификации сопоставляет образец продукции с представленными документами.

При положительных результатах орган по сертификации выдает изготовителю сертификат соответствия.

Условием применения схем сертификации 9 - 10а является наличие у заявителя всех необходимых документов, прямо или косвенно подтверждающих соответствие продукции заявленным требованиям. Если указанное условие не выполнено, то орган по сертификации предлагает заявителю сертифицировать данную продукцию по другим схемам сертификации и с возможным учетом отдельных доказательств соответствия из представленных документов.

Данные схемы целесообразно применять для сертификации продукции субъектов малого предпринимательства, а также для сертификации неповторяющихся партий небольшого объема отечественной и зарубежной продукции.

Схемы 9 - 10а рекомендуется применять в следующих случаях:

- схему 9 - при сертификации неповторяющейся партии небольшого объема импортной продукции, выпускаемой фирмой, зарекомендовавшей себя на мировом или российском рынках как производителя продукции высокого уровня качества, или единичного изделия, комплекта (комплекса) изделий, приобретаемого целевым назначением для оснащения отечественных производственных и иных объектов, если по представленной технической документации можно судить о безопасности изделий; 

- схему 9а - при сертификации продукции отечественных производителей, в том числе индивидуальных предпринимателей, зарегистрировавших свою деятельность в установленном порядке, при нерегулярном выпуске этой продукции по мере ее спроса на рынке и нецелесообразности проведения инспекционного контроля;

- схемы 10 и 10а - при продолжительном производстве отечественной продукции в небольших объемах выпуска.

Схемы 1а, 2а, 3а, 4а, 9а и 10а рекомендуется применять вместо соответствующих схем 1, 2, 3, 4, 9 и 10, если у органа по сертификации нет информации о возможности производства данной продукции обеспечить стабильность ее характеристик, подтвержденных испытаниями.

Необходимым условием применения схем 1а, 2а, 3а, 4а, 9а и 10а является участие в анализе состояния производства экспертов по сертификации систем качества (производств) или экспертов по сертификации продукции, прошедших обучение по программе, включающей вопросы анализа производства.

При проведении обязательной сертификации по этим схемам и наличии у изготовителя сертификата соответствия на систему качества (производства) анализ состояния производства не проводят.

Схемы сертификации из числа приведенных устанавливают в системах (правилах) сертификации однородной продукции с учетом специфики продукции, ее производства, обращения и использования.

 

Показатели качества услуг:

- Доступность: услугу легко получить в удобном месте, в удобное время, без излишнего ожидания ее предоставления.

- Коммуникабельность: описание услуги выполнено на языке клиента и является точным.

- Компетентность: обслуживающий персонал обладает требуемыми навыками и знаниями.

- Обходительность: персонал приветлив, уважителен и заботлив.

- Доверительность: на компанию и ее служащих можно положиться, т. к. они действительно стремятся удовлетворить любые запросы клиентов.

- Надежность: услуги предоставляются аккуратно и на стабильном уровне.

- Отзывчивость: служащие отзывчивы и творчески подходят к решению проблем и удовлетворению запросов клиентов.

- Безопасность: предоставляемые услуги не несут с собой никакой опасности или риска и не дают повода для каких-либо сомнений.

- Осязаемость: осязаемые компоненты услуги верно отражают ее качество.

- Понимание/Знание клиента: служащие стараются как можно лучше понять нужды клиента и каждому из них уделяют внимание.

 

Знак соответствия - защищенный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами Системы сертификации ГОСТ Р и указывающий, что система менеджмента качества Организации соответствует требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008).   

Знак соответствия или как его обычно называют, знак РСТ наносится на упаковку, товарный ярлык или этикетку к продукции. Таким образом знак соответствия информирует покупателя продукции о том, что продукция сертифицирована и соответствует установленным стандартам качества и на нее оформлен сертификат соответствия.

Если продукция не подлежит обязательной сертификации, но заявитель или производитель все же оформил сертификат соответствия, то продукция маркируется знаком соответствия добровольной сертификации.

В данном знаке соответствия отражена информация "добровольная сертификация"

Правила нанесения знака соответствия регламентируются документом ГОСТ Р 50460-92

Изображение знака может быть выполнено гравированием, травлением, литьем или другим способом, обеспечивающим соблюдение предъявляемых к нему требований

Знак соответствия наноситься непосредственно на продукцию и (или) упаковку, сопроводительную документацию. Знак наноситься на несъемную часть каждой единицы сертифицированной продукции или на каждую упаковку. Возможно использование ярлыков, лент (например, для канатов).

Не допускается нанесение знака соответствия системы на продукцию, тару, упаковку и этикетки, сопровождающие продукцию, или использование его таким образом, чтобы он мог быть интерпретирован как знак соответствия продукции.

Исполнение знака соответствия должно быть контрастным и четким на фоне поверхности, на которую он нанесен, стойким к воздействию внешних факторов в течение установленного срока службы или годности продукции.

 

Список литературы

Аронов И., Версан В., Теркель А. Основные вопросы задания требований безопасности в технических регламентах//Стандарты и качество, 2003, сентябрь: http://www.stq.ru/riasite/index.phtml?page=1&tbl=tb_88&id=653

Груздов В. Техническое регулирование как механизм обеспечения технологической безопасности Российской Федерации//Стандарты и качество, 2003, март: http://www.stq.ru/riasite/index.phtml?page=1&tbl=tb_88&id=555

Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. – 4-е издание перераб. и доп. – М.: ЮРАЙТ, 2004.

Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник/Ю.И.Борисов, А.С. Сигов, В.И. Нефедов и др.; Под ред. профессора А.С.Сигова. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.

Обыденов А. Ю. Техническое регулирование: мировой опыт и российское законодательство//Информационно-аналитический бюллетень, 2003, №49: http://www.opec.ru/library/article.asp?d_no=4055&c_no=9&c1_no=

Федеральный закон Российской Федерации «О техническом регулировании» от 1 июля 2003 г. № 184-ФЗ

Фомин В.Н. Комментарий к Федеральному закону РФ «О техническом регулировании»: Постатейный. М.: Ось-89, 2003.

 [1] Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник/Ю.И.Борисов, А.С. Сигов, В.И. Нефедов и др.; Под ред. профессора А.С.Сигова. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: