Размещение транспортного комплекса России

В целом по стране транспортный комплекс размещен неравномерно. В основном он располагается в европейской части нашей страны. Это объясняется тем, что здесь располагаются основные промышленные центры и населенные пункты.

Рассмотрим размещение каждого вида транспорта более подробно.

2.1.Работа транспортного комплекса России в 2008 году Грузооборот транспорта
 

2008г., млрд.т-км

В % к
2007г.

Декабрь
2008г., млрд.т-км

В % к

Справочно

декабрю
2007г.

ноябрю
2008г.

2007г.
в % к
2005г.

декабрь 2007г. в % к

декабрю 2005г. ноябрю 2007г.
Грузооборот транспорта 4546,7 106,2 396,2 103,4 102,8 107,7 109,4 104,5
в том числе:                
железнодорожного 1801,6 108,0 154,1 101,2 98,1 110,5 113,5 105,3
автомобильного 182,1 105,2 15,2 108,3 100,4 103,5 108,6 101,1
морского 58,9 69,9 8,0 111,2 172,1 75,1 76,9 107,2
внутреннего водного 87,8 108,7 2,6 100,2 59,4 96,0 127,3 63,3
воздушного (транспортная авиация) 3,0 109,4 0,3 110,4 85,2 102,8 123,5 92,0
трубопроводного 2413,3 106,2 216,0 104,5 106,0 108,2 108,0 104,9

Объем погрузки основных видов грузов
на железнодорожном транспорте

 

2008г., млн.
тонн

В % к
2007г.

Декабрь
2008г., млн.
тонн

В % к

Удельный вес в об-щем объ-еме пог-рузки в декабре 2008г., %

Справочно

декабрю 2007г.

ноябрю
2008г.

2007г.
в % к
2005г.

декабрь 2007г. в % к

декабрю 2002г. ноябрю 2007г.
Грузы 1220,9 105,2 103,1 103,5 99,1 100 107,1 107,7 99,9
из них: каменный уголь 273,5 105,2 24,7 101,5 98,0 23,9 107,4 104,4 103,4
кокс 12,6 105,3 1,0 96,2 101,3 1,0 107,1 113,0 105,0
нефть и нефтепродукты 209,1 101,6 18,1 98,9 105,0 17,6 115,4 113,9 104,7
руда железная и марганцевая 99,3 106,4 8,5 102,3 98,6 8,3 109,9 116,7 101,6
руда цветная 22,7 100,5 1,8 94,6 95,3 1,7 106,3 104,9 98,0
черные металлы 71,1 105,3 6,4 107,4 106,9 6,3 106,7 107,4 104,9
лом черных металлов 25,4 126,6 2,1 118,1 84,7 2,0 121,4 135,9 94,7
химические и минеральные удобрения 41,5 108,3 4,0 109,9 111,9 3,9 103,7 111,3 107,5
строительные грузы 184,0 109,4 13,0 116,0 91,9 12,6 100,8 101,9 87,0
цемент 32,4 110,6 1,8 105,6 79,4 1,8 110,0 123,1 77,0
лесные грузы 59,2 109,7 5,4 107,6 125,7 5,2 104,4 108,0 123,4
зерно и продукты перемола 21,1 83,1 2,4 103,7 105,0 2,3 96,5 73,7 95,4
комбикорма 1,6 93,2 0,1 102,8 114,1 0,1 90,4 84,5 100,7
импортные грузы 9,9 98,7 0,8 95,4 98,6 0,8 96,3 114,7 116,4

 

 

 














Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт - вид транспорта, выполняющий перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или мотор-вагонной тяги.

Среди всех видов транспорта во многих странах ведущее место занимает железнодорожный транспорт, что объясняется его универсальностью: возможностью обслуживать все отрасли экономики и удовлетворять потребности населения в перевозках практически во всех климатических зонах и в любое время года.

Основные преимущества железнодорожного транспорта:

1. Высокая провозная способность;

2. Эффективность перевозок массовых грузов на большие расстояния;

3. Сравнительно большие скорости;

4. Надежность и безопасность;

5. Низкая себестоимость перевозок;

6. Меньшее воздействие на окружающую среду, чем другие виды транспорта.

Доля железнодорожного транспорта в общем объеме перевозок каждой страны складывается с учетом экономико-географических, демографических и других факторов:

1. Размещения природных ресурсов и производительных сил;

2. Численности населения;

3. Размера территории;

4. Наличия незамерзающих водных путей.

В Российской Федерации с ее обширной территорией и природными особенностями, удаленностью сырьевой базы от перерабатывающих предприятий железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы, выполняя более 80% грузооборота всех видов транспорта (без трубопроводного) и свыше 40% пассажирооборота транспорта общего пользования в дальнем и пригородном сообщениях.

Российские железные дороги - крупнейшая, хорошо развитая, динамично и эффективно функционирующая система. Железнодорожная сеть и имеет протяженность более 85 тыс. км.

Автомобильный транспорт

Как и железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт размещен неравномерно. Основные дороги расположены в европейской части России, за Уралом плотность автодорог уменьшается. Это связано с тем, что наибольшее сосредоточение население располагается именно в европейской части страны.

Среди всех выделяются дороги федерального назначения. Этим дорогам уделяется большое значение, так как по ним передвигаются основные грузопотоки. От состояния этих дорог будет зависеть качество доставляемого груза.

Кроме дорог федерального назначения выделяют дороги республиканского значения. Эти дороги связывают республики СНГ. Им также уделяется большое значение так как эти дороги улучшают экономические связи между государствами бывшего СССР.

Как и в железнодорожном транспорте, Москва является крупным дорожным узлом России. Все дороги более или менее ориентированы на Москву. Конфигурация дорог – радиально-кольцевая. От Москвы отходят важнейшие автомагистрали во всех направлениях.

Водный транспорт

Морской транспорт

Размещение водного транспорта в целом, а в частности морского транспорта зависит от природных условий. Резко сократили возможности применения морского транспорта в международной торговле изменения в геополитическом положении России, так как большая часть крупных и хорошо оснащенных морских портов Черноморского и Балтийского бассейнов отошла к другим государствам.

Первое место в грузообороте принадлежит к Дальневосточному бассейну (46,5 % всех отправленных грузов морским транспортом России). Через его порты осуществляются внешнеторговые связи с прибрежными регионами Дальнего Востока. На втором месте – Черноморско-Азовский бассейн (23,7 % всех отправленных грузов). Через оставшиеся у России порты Черноморского бассейна ведется в основном экспорт нефти. В бассейне Северного Ледовитого океана (третье место по грузообороту – 15 % грузов) выделяют два порта – Мурманск на побережье Баренцева моря и Архангельск в Белом море. На их долю приходится более половины грузооборота всего бассейна. Архангельск – специализированный лесоэкспортный порт России. Мурманск – единственный незамерзающий порт России на севере. Большое значение для обеспечения районов Крайнего Севера России имеют порты, расположенные на трассе Северного морского пути. Балтийский бассейн занимает примерно такое же место по отправлению грузов, как и бассейн Северного Ледовитого океана (14,5 % всего грузооборота). В его пределах расположен самый крупный и универсальный российский порт на Балтике – Санкт-Петербург. Меньший грузооборот имеет Калининградский порт.

Внутренний речной транспорт

Внутренний речной транспорт располагается в основном в течениях больших рек, главное требование, к которым – судоходность.

Внутренние судоходные водные пути относятся к различным речным бассейнам. Преобладающую часть грузовых перевозок и грузооборота выполняют пароходства трех воднотранспортных бассейнов: Волжско-Камского, Западно-Сибирского и Северо-Западного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: