Глава 2. Направления реформирования налоговой системы России в 2003-2005 гг

В данной главе изложен не законодательный материал, а лишь основные предложения, рассматриваемые Правительством РФ для дальнейшего проведения реформы в 2003-2005 гг.

Одной из главных задач в сфере экономической политики является проведение налоговой реформы, которая должна стать важнейшим условием обеспечения ускоренного экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, возврата в Россию капиталов, вывезенных за границу, а также привлечения в страну иностранных инвестиций. В этой связи важное значение принадлежит налоговому законодательству, которое призвано создать четкие условия для функционирования налоговой системы и организации налоговых отношений.

Первым шагом в области налоговой реформы явилось принятие в 1998 г. и вступление в действие с 1 января 1999 г. первой (общей) части НК РФ, что позволило решить целый ряд вопросов, связанных с взаимоотношениями между плательщиками и налоговыми органами, а так же налоговым администрированием. Однако сделанные в 1998-1999 гг. шаги в целом носили половинчатый характер, не затрагивали наиболее существенные для плательщиков вопросы конкретного порядка уплаты налогов и сборов. При проведении дальнейших этапов реформы необходимо обеспечить решение следующих основных задач:

- совершенствования налогового законодательства, обеспечения стабильности налоговой системы, повышения ее прозрачности и справедливости, увеличения на этой основе доходной базы бюджетов всех уровней за счет расширения налогооблагаемой базы;

- последовательного снижения налогового бремени, в первую очередь на законопослушных налогоплательщиков, путем реформирования отдельных налогов, сокращения общего числа налогов и сборов, пересмотра перечня налоговых льгот (налоговые доходы к ВВП снизились с 33,5% в 2001 г. до 32,9 в 2002 г. и до 30,7% в 2003 г. (бюджет));

- в целях сохранения и некоторого повышения объема доходов бюджетной системы при снижении налогового бремени — совершенствование законодательных норм, регулирующих систему налогового администрирования, устранения имеющихся недостатков в этом вопросе, перекрытия каналов ухода от налогообложения, повышения экономической заинтересованности и ответственности налогоплательщиков в своевременном и полном исполнении налоговых обязательств.

Введение с 1 января 2001 г. четырех глав части второй НК РФ, включающих регулирование налогообложения таких основных налогов, как налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, акцизы, единый социальный налог, а также отменяющих налоги, взимаемые с выручки, обеспечило снижение налоговой нагрузки на экономику примерно на 3-4%. В плане реализации задачи снижения налогового бремени прежде всего отметим введение единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13%. Наибольший рост поступление доходов в бюджетную систему России произошел за период 2001-2002 гг. именно по этому налогу, что на первый взгляд, дает основание для вывода о прямой взаимосвязи между либерализацией налогообложения и ростом доходных поступлений.

С 01.01.2001 были отменены налог на реализацию ГСМ, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, а также снижена стайка налога на пользователей автомобильных дорог с 2,5 до прибыли включены военнослужащие. Поскольку в экономике в целом наблюдается общий рост оплаты труда, весьма сложно оценить влияние фактора снижения ставки на рост поступлений налога на доходы физических лиц. Среди новых моментов уплаты налога отметим систему четких и носящих всеобщий характер стандартных, социальных, профессиональных и имущественных налоговых вычетов, а также “освобождение” основной массы физических лиц от необходимости предоставления в налоговые органы деклараций о доходах. В дальнейшем в целях стимулирования строительства и приобретения жилья населением, в том числе с использованием ипотеки, предусматривается возможность увеличения имущественного вычета с 600 тыс. руб. до 1 млн руб. — с учетом фактически складывающихся цен в среднем по Российской Федерации.

Единый социальный налог (ЕСН) был введен взамен существовавших ранее самостоятельных взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. Это позволило установить для плательщиков унифицированный порядок исчисления налоговой базы в виде выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу работников. Одновременно была несколько снижена ставка налога (в суммарном выражении с 39,5 до 35,6%), а также предусмотрена регрессивная шкала налоговых ставок. Функции по администрированию ЕСН были переданы налоговым органам, что способствовало усилению контроля за его уплатой. Вместе с тем налоговые ставки по ЕСН продолжают оставаться высокими, что является сдерживающим фактором для легализации расходов на оплату труда. Поэтому налоговое бремя по ЕСН должно быть снижено, причем существенно, хотя методы снижения и сроки реализации остаются предметом споров.

В новом порядке исчисления НДС, который остается крупнейшим налогом федерального бюджета, не предусмотрено принципиальных изменений. Постепенное сокращение льгот, ориентация на международные стандарты, упорядочение правил налогообложения — вот краткий перечень изменений, определенных в гл. 21 НК РФ. Важной мерой, направленной на стимулирование инвестиций, стало введение нормы о праве на получение возмещения НДС, уплаченного по объектам завершенного капитального строительства (ранее эти суммы относились на увеличение балансовой стоимости объекта). Одной из проблем применения НДС продолжает оставаться возмещение НДС экспортерам, применяющим ставку налога в размере 0%. Ситуация обострилась в связи с распространением такой ставки с 1 июля 2001 г. на поставку товаров в государства — участники СНГ (за исключением Белоруссии). Четкая регламентация деятельности налоговых органов и налогоплательщиков в этой ситуации, резкое сокращение времени для возврата из бюджета денежных средств, причитающихся экспортерам, будут способствовать установлению только легитимных отношений между плательщиками-экспортерами и налоговыми органами. В плане дальнейшего реформирования НДС активно обсуждается возможность снижения его ставки, а также обязательность предоставления счетов-фактур налогоплательщиками в налоговый орган в электронном виде.

Серьезные изменения в рамках налоговой реформы произошли по акцизам,особенно в отношении акцизов на нефтепродукты. В связи с отменой с 1 января 2001 г. налога на реализацию ГСМ в перечень подакцизных товаров были включены дизельное топливо и автомобильные масла, с 1 января 2003 г. — прямогонный бензин. В течение 2001-2002 гг. была произведена повышенная индексация ставок акцизов на нефтепродукты, а с 2003 г. изменился порядок их уплаты, имея в виду его преимущественную уплату по месту потребления. При разработке такого механизма уплаты налога ставилась задача повысить заинтересованность региональных органов власти за объемами нефтепродуктов, реализуемых через АЭС, учитывая, что часть данных акцизов должна поступать в территориальные дорожные фонды. В плане дальнейших изменений акцизного налогообложения предусмотрено реформирование системы взимания акцизов на природный газ на основе унификации ставок при сокращении льгот.

В целях совершенствования порядка налогообложения при использовании природных ресурсов, расширения практики применения рентных принципов налогообложения в этой сфере деятельности с 1 января 2002 г. был введен налог на добычу полезных ископаемых с одновременной отменой налога на недра, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза на нефть. Совершенствование налогового законодательства в области недропользования направлено на решение проблемы правильной оценки факторов ценообразования для целей налогового контроля, в том числе трансфертных цен в нефтяном секторе экономики, поскольку на период 2002-2004 гг. предлагается установить специфическую ставку на 1 т добываемой нефти, корректируемую в случае изменения мировых цен на эту продукцию.

В конце 2001 г. была установлена система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Это — специальный режим налогообложения, который вводится в действие законом субъекта РФ об этом налоге. Новым налогом смогут воспользоваться лишь те хозяйства, выручка которых не менее чем на 70% обеспечена за счет реализации сельскохозяйственной продукции.

Кардинальные изменения произошли в налоге на прибыль с 1 января 2002 г., что определено в главе 25 НК РФ. Совокупная ставка налога снижена с 35 до 24% с одновременной отменой льгот. Реформирование налогообложения прибыли предусматривает: снятие ограничений на возможность отнесения налогоплательщиками на затраты таких расходов, связанных с извлечением прибыли, как расходы на рекламу, медицинское и имущественное страхование; принятие к вычету всех необходимых документально подтвержденных производственных расходов; установление единой ставки налога для разных сфер деятельности; либерализацию амортизационной политики. Кроме того, предусмотрено возмещение расходов на проводимые предприятиями геологоразведочные работы за счет ускоренного списания таких затрат, что будет служить источником для финансирования этих расходов взамен той части отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, которая ранее оставалась у предприятий. Реализация мер, предусмотренных в 25 главе Налогового кодекса Российской Федерации “Налог на прибыль организаций”, обеспечит снижение налогового бремени на налогоплательщиков в общей сумме порядка 197,8 млрд руб., что составляет 1,9% к ВВП.

Отмена льгот по налогу на прибыль распространяется в том числе и на бюджетные учреждения, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Парадокс ситуации заключается в том, что, согласно бюджетному законодательству, доходы бюджетных учреждений от предпринимательской деятельности являются неналоговыми доходами бюджетов. Кроме того, это дестимулирует бюджетные учреждения к привлечению внебюджетных источников и, следовательно, не способствует развитию их деятельности.

Важно подчеркнуть, что в ходе парламентских слушаний по 25 главе НК РФ рассматривалось несколько вариантов проекта закона. Компромисс снижения ставки до 24% по сравнению с 35%, но с отменой льгот оказался для большинства депутатов Федерального Собрания России вполне приемлемым. Представляется, что этот компромисс потенциально достигнут за счет плательщиков, так как реальная ставка налога на прибыль с учетом ранее действовавших льгот за последние три года составляла около 19-20%, а для некоторых инвестиционно активных предприятий — 7-10% (с учетом действия региональных инвестиционных льгот). Отрицательный эффект состоит в том, что не все плательщики находятся в одинаковых условиях и в зависимости от сферы деятельности и отраслевой специфики ими применяются различные пропорции распределения средств между фондом накопления и фондом потребления.

Обратимся к данным Госкомстата РФ. Так, рост инвестиций в 2000 г, составлял 17%, в 2001 г, — 8,5%, в 2002 — 2,5% при этом доля основных средств со сроком использования менее 5 лет составила: в 1991 г. — 26,4%, в 2001 г. — уже 3,6%. При таких показателях вряд ли оправдано снижать регулирующую роль налога на прибыль посредством отмены льгот, которые стимулировали бы инвестиции в расширение и техническую реконструкцию производства. Здесь следует также отметить, что возможности применения инвестиционного налогового кредита, определенные ст. 66-67 I части НК РФ, ни в коей мере не компенсируют потерь организаций от отмены льготы по финансированию капитальных вложений. Отмена данной льготы означает отказ от налоговых методов стимулирования инвестиционной активности организаций. Глобальный отказ от льгот является для России преждевременной мерой, так как даже имеющиеся весьма ограниченные финансовые ресурсы домашних хозяйств в условиях неразвитости финансового рынка, вопреки теории экономики предложений, не увеличат инвестиционные возможности хозяйствующих субъектов. Считаем целесообразным вернуться к “старой” льготе, но “ужесточить” ее, применять только в целях модернизации и инноваций.

Законодатели полагали, что инвестиционная активность может быть восполнена новой амортизационной политикой, которая позволяет применять ускоренный метод амортизации и повысить амортизационные нормы за счет применения 10 групп, по которым установлены сроки полезного использования согласно Постановлению Правительства РФ от 01 01.2002 №1 “О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы”. Действительно, новые амортизационные нормы, по расчетам Минэкономики РФ, позволяют увеличить величину амортизации примерно на 30%. Но здесь следует обратить внимание на то, что ускоренная амортизация будет применяться к остаточной стоимости основных средств, а линейная — к балансовой стоимости амортизируемого имущества. Ранее действующее положение о применении норм амортизации позволяло применять их к балансовой стоимости с учетом переоценки (учет фактора инфляции), новый порядок по налогу на прибыль этого не предусматривает. Как известно, амортизация как источник финансирования капитальных вложений обеспечивает простое воспроизводство основных средств, а в условиях инфляции этого не достигается. Не трудно подсчитать, что даже ускоренная амортизация нового оборудования в течение 5 лет не компенсирует потери при годовом темпе инфляции =15%, при этом у организации сегодня отсутствуют возможности сохранения от “обесценения” накопленного амортизационного фонда ввиду отсутствия соответствующих нерисковых финансовых инструментов, позволяющих получать доходность выше темпа инфляции. В СМИ неоднократно поднимался вопрос о возвращении инвестиционной льготы по налогу на прибыль, хотя Минфин РФ занял весьма “жесткую” позицию, состоящую в невозможности реанимации льготы. Тем не менее в качестве дополнительной меры для стимулирования инвестиционной активности хозяйствующих субъектов предлагается предусмотреть возможность получения налогоплательщиками “инвестиционной премии”- в виде отнесения на расходы сразу после ввода в действие основных средств и принятия к учету 25% стоимости введенных основных средств со сроком использования свыше 5 лет.

Однако есть еще целый ряд положений гл. 25 НК РФ, которые отрицательно повлияют на деловую активность организаций и структурную перестройку экономики. Отметим некоторые. Для многих предприятий, применявших ранее учетную политику в целях налогообложения прибыли по кассовому методу, серьезные затруднения вызвал переход на метод начислений, определенный ст. 271 -272 НК РФ. Соответственно с 2002 г. им пришлось изменить условия сбыта своей продукции, переходить к предоплате, что, естественно, создает напряженность в расчетах между предприятиями, особенно в начале года, увеличивает размер взаимных неплатежей, а в ряде случаев способствует возврату к бартерным операциям.

Для большинства организаций чрезвычайно сложным оказался одновременный переход с 2002 г. на новый план счетов бухгалтерского учета, введение новых критериев отнесения имущества к амортизируемому (ликвидация МБП), серьезные изменения в ряде Положений по бухгалтерскому учету, переход на метод начислений для целей налога на прибыль (проблема пересчета остатков), введение новой системы уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль. Малые предприятия вообще лишились льготного порядка уплаты авансов, т. е. раньше они были освобождены от ежемесячных платежей, а платили только по итогам квартала. Теперь они вынуждены отвлекать оборотные средства на уплату налога на прибыль ежемесячно.

Явно не достигнута цель упрощения налогообложения. Достаточно привести некоторые сравнения: гл. 25 содержит 87 статей и более 200 страниц текста; закон РФ от 27.12.1991 № 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” содержал всего 14 статей и 23 страницы текста. Налоговая декларация по налогу на прибыль ранее занимала 4 страницы, в новых условиях плательщики должны заполнить 14 листов (форм) объемом более 20 страниц. По оценке экспертов, время заполнения такой декларации возросло в 10 раз. Безусловно, проблема “расхождения” налогового и бухгалтерского учета требует отдельного рассмотрения, но нельзя не заметить, что существует явная угроза игнорирования правил и стандартов именно бухгалтерского учета, который должен осуществляться с позиций интересов собственников, так как ведение “двух учетов” потребует многократного увеличения времени и затрат, но организации, минимизируя эти расходы, будут выбирать тот учет, который снижает существенные риски, т. е. налоговый. В новых условиях органы власти субъектов РФ практически лишились реальных налоговых рычагов влияния на региональную экономику. Согласно ст. 284 Налогового кодекса РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе снижать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ. Указанная ставка не может быть ниже 10,5%.

Итоги сбора налогов за 2002 г., опубликованные МНС РФ, свидетельствуют, что по сравнению с 2001 г. поступления в бюджет выросли, но при этом утвержденные бюджетные назначения исполнить не удалось (недобор составил 4%). Одна из важнейших причин невыполнения бюджетного плана — снижение поступлений по налогу на прибыль на 10% по сравнению с 2001 г. Наверное, можно было бы говорить об издержках “привыкания” к новым правилам налогообложения по налогу на прибыль, но если по данным Госкомстата РФ прибыль организаций за 2002 г. снизилась и составляет 70% по отношению к 2001 г., а доля убыточных организаций равна 43% (2001 г. — 37%), то причинно-следственные связи следует трактовать по-иному.

2003 г. стал следующим этапом налоговой реформы, связанным прежде всего с реализацией последовательного курса снижения налогового бремени. С 1 января 2003 г. отменены: налог на покупку иностранной валюты, налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств. Последние два налога являлись основными доходными источниками территориальных дорожных фондов. Поскольку территориальные дорожные фонды сохраняют свое действие, что направлено на поддержание дорожного строительства в регионах, то их наполнение с 2003 года осуществляется за счет следующих источников:

· транспортного налога;

· акцизов на нефтепродукты в размере 50% доходов;

- земельного налога в размере 100% доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ;

- поступлений от погашения задолженности, образовавшейся на 1 января 2003 г. по налогу на пользователей автомобильных дорог, штрафам и пеням за несвоевременную уплату указанного налога;

- субвенций бюджетам субъектов РФ, выделяемых из федерального бюджета на финансирование дорожного хозяйства.

Для укрепления доходов бюджетов регионов в связи в проведением мероприятий налоговой реформы с 2003 года предусмотрено также увеличение доли налога на прибыль, зачисляемой в бюджеты субъектов РФ, с 14,5 до 16,0% — с одновременным уменьшением доли федеральной ставки налога с 7,5 до 6,0%. Кроме того, осуществлена индексация ставок земельного налога и арендной платы за землю в 1,8 раза, предусмотрено также полное (100%) зачисление земельного налога в бюджеты субъектов РФ.

Отдельный вопрос — налогообложение субъектов малого предпринимательства. С введением в действие гл. 25 НК РФ “Налог на прибыль организаций” произошла отмена всех льгот по налогу на прибыль, включая большой блок льгот для малых предприятий. Этот факт не мог не вызвать отрицательную реакцию со стороны представителей малого бизнеса, которые лишились значительной государственной поддержки. В начале апреля 2002 г. Президент РФ выступил с инициативами, направленными на развитие малого предпринимательства в стране, предполагающими значительное снижение налогового бремени, создание стимулов и мотиваций у малых предприятий по добросовестному исполнению своих налоговых обязанностей, возможность проведения активной инвестиционной политики. В качестве инструмента реализации данных предложений был выбран не налог на прибыль, а другие налоги. Летом 2002 г. был утвержден и подписан федеральный закон “О внесении дополнений и изменений в часть вторую НК РФ”, который вводит еще две главы: 26.2 “Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства” и 26.3 “Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности”. Рассмотрим на примере упрощенной системы налогообложения основные элементы единого налога, сравнивая различные варианты его установления, предлагаемые и принятые в 2002 г..

Можно констатировать реальное снижение налогового бремени, предусмотренное законом, которое оценивается как минимум в 2-2,5 раза. В таблице представлены основные моменты упрощенной системы, но есть много деталей, дающих существенные преимущества налогоплательщикам. Так, хозяйствующим субъектам, перешедшим на упрощенную систему, предоставлено право не только добровольно переходить на данный режим, но и выбирать объект налогообложения (прибыль или доход). Определен кассовый метод признания доходов для целей налогообложения, т. е. по мере поступления средств в оплату товаров, работ и услуг на расчетный счет или в кассу. Это особенно важно для малых предприятий, практически не имеющих собственных оборотных средств для работы по методу начисления. В законе предусмотрены весьма льготные условия формирования налогооблагаемой базы, особенно по прибыли. Вызывает сомнение фиксация выручки в размере 15 млн руб., что в условиях ежегодной инфляции приведет к необходимости корректировки этого показателя либо спровоцирует сокрытие выручи для целей налогообложения. Поэтому не случайно в законе введено ограничение по стоимости основных средств в размере 100 млн руб., но даже эти меры не предотвратят искусственное “дробления” малых предприятий в целях соблюдения указанных ограничений по причине особой привлекательности упрощенной системы.

По единому налогу на вмененный доход, который также касается преимущественно малых предприятий, осуществляющих деятельность в сфере бытовых услуг, розничной торговли и общественного питания, автотранспортных услуг, предусмотрен максимально прозрачный и простой порядок расчета налогооблагаемой базы на основе установления непосредственно в законе показателя “базовой доходности” *>. До 2003 г. этот показатель устанавливался законодательством субъектов РФ, и на практике это приводило к спорным моментам и недовольству плательщиков. Плательщики вмененного налога, помимо целого ряда других, не уплачивают единого социального налога. Тем не менее они вносят платежи во внебюджетные фонды, исчисляемые как определенная часть установленной ставки. Согласно ст. 2 федерального закона от 31.12.2001 №198-ФЗ “О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах”, с 01.01.2002 для плательщиков вмененного налога была уменьшена ставка с 20 до 15%, но при этом они должны были уплачивать единый социальный налог, установленный гл. 24 части второй НК РФ, который ранее исчислялся ими как определенная часть ставки вмененного налога. Произошло резкое увеличение налогового бремени, которое могло спровоцировать уход плательщиков “в тень”, снизить поступления налогов в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды. Кроме того, сам Федеральный закон №198-ФЗ, подписанный 31.12.2001, вступил в силу с нарушениями сроков введения в действие налогового законодательства, установленных в ст, 5 части первой НК РФ. Поэтому на 2002 г. действие данной нормы было изменено.

Положительным моментом нового порядка уплаты вмененного налога является установление места уплаты налогов по принципу осуществления деятельности для всех плательщиков, включая предпринимателей — физических лиц. По общему правилу физические лица регистрируются и уплачивают налог по месту жительства, поэтому в практике применения вмененного налога до 2003 г, часто возникали случаи “ухода” от налога тех предпринимателей, которые живут (правильнее сказать, прописаны) в одном регионе, где не установлен этот налог, а деятельность осуществляют в другом субъекте РФ, где налог взимается. В результате в бюджеты не поступали положенные средства, нарушался принцип равенства, предусмотренный налоговым законодательством.

Макроэкономические показатели состояния экономики в конце 2002 г, не внушали оптимизма, поскольку их динамика не только не подтверждала устойчивости экономического роста, но и свидетельствовала о его возможном существенном снижении в 2003 и 2004 гг., поскольку благоприятные факторы развития экономики после дефолта 1998 г. себя исчерпали, а, казалось бы, благоприятный фактор для роста экспортной составляющей ВВП (высокие цены на энергоносители) в долгосрочном периоде действует угнетающе на другие сектора экономики, которые быстрыми темпами теряют свою конкурентоспособность, В этих условиях Правительство РФ было вынуждено вернуться к проблеме дальнейшего реформирования налоговой системы, поскольку результаты ее реформирования в 2001 -2002 гг. хотя и удовлетворяли фискальные интересы государства, были в целом отрицательно оценены деловым сообществом. Поэтому в начале 2003 г. Правительство РФ приступило к активной разработке следующего этапа налоговой реформы на период 2003-2005 гг. Основная цель — дальнейшее снижение налогового бремени на 1 % ВВП ежегодно, что приведет к потерям для бюджетной системы в размере около 150 млрд рублей в год. Поэтому налоговая реформа должна проводиться во взаимосвязи с реформой межбюджетных отношений, решением задач укрепления финансовой базы местного самоуправления, сокращением непроцентных расходов бюджетов. При этом ставятся задачи повышения эффективности государственных расходов, сокращения целого ряда необеспеченных социальных обязательств.

При этом несколько меняются приоритеты реформы. Так в частности одним из приоритетов налоговой реформы ставится задача создания условий, позволяющих России конкурировать на рынке капиталов и других инвестиционных ресурсов, т. е. повысить ее инвестиционную привлекательность и тем самым обеспечить рост конкурентоспособности отечественных предприятий. Следующим приоритетом становится выравнивание налоговой нагрузки между отраслями экономики, прежде всего налоговое бремя должно снизиться для обрабатывающей промышленности, при сохранении налоговой нагрузки на сырьевой сектор. Выравнивание налоговой нагрузки должно произойти между отдельными хозяйствующими субъектами, занимающимися одной и той же экономической деятельностью.

Самый значительный шаг на пути дальнейшего снижения налогового бремени — предполагаемая отмена с 1 января 2004 г. налога с продаж. Данное решение, зафиксированное в гл. 27 НК РФ, Минфин РФ считает “окончательным и не подлежащим ревизии”. Налог с продаж изначально был введен как временная мера, С теоретических позиций его существование не оправдано, так как он во многом дублирует НДС. Но проблема ослабления доходной базы бюджетов субъектов РФ из-за его отмены является весьма серьезной и оценивается примерно в 70 млрд руб. Федеральным центром принимаются некоторые меры для решения указанной проблемы. Так, с 2004 г. предполагается полностью передать акцизы по нефтепродуктам в бюджеты субъектов РФ.

Предложения налоговой реформы на 2003-2005 гг. активно обсуждаются в Правительстве РФ, Государственной думе РФ, общественностью. Рассмотрим далее основные предложения по реформированию налоговой системы.

На заседании правительства 23 апреля 2003 г. наконец были одобрены основные согласованные предложения Минфина РФ в области реформирования налоговой системы на 2004-2006 гг. Наиболее важными из них являются следующие:

1. Снижение с 2004 г. основной ставки НДС с 20 до 18%, при сохранении пониженной ставки (10%) по социально-значимым товарам и услугам, что обеспечивает снижение налогового бремени на сумму около 97 млрд руб., в том числе выигрыш не сырьевых отраслей составит 56 млрд руб., что способствует выравниванию долговой нагрузки между отраслями экономики.

2. Принятие начиная с 2004 г. к зачету сумм НДС, уплачиваемых налогоплательщиками поставщиком товаров (работ, услуг) при осуществлении капиталовложений до окончания срока ввода объектов в эксплуатацию.

3. В случае благоприятной финансовой ситуации возможно снижение ставки НДС в 2006 г. до 16%, что снизит дополнительно налоговое бремя на 0,4% к ВВП. (В соответствии с действующим порядком право на такой вычет возникает только после окончания строительства и принятия на баланс завершенных строительством объектов, что приводит к отвлечению оборота средств налогоплательщиков, осуществляющих строительство). Принятие этого решения обеспечит сохранение в обороте по таким организациям в 2004 г. средств в объеме примерно 45-50 млрд руб.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: