Выборы в Учредительное собрание. Об образовании Особого совещания. Положение о выборах в Учредительное собрание

Введение

России, представит учреждение, предназначалось в соответствии с буржуазным государственно-правовыми взглядами для уста­новления формы правления и выработки конституции; его создание предполагалось на основе всеобщего избирательного права. Ло­зунг созыва Учредительного собрания был включён в 1903 в программу РСДРП. После Февральской ре­волюции 1917 мелкобуржуазные партии про­возглашали созыв Учредительного собрания одним из основ­ных своих требований и призывали не решать важнейшие задачи революции до Учредительного собрания РСДРП(б), ориентируя массы на про­должение революционной борьбы, подчёрки­вала, что республика Советов является более высокой формой демократии, чем буржуазно-демократическая республика с Учредительного собрания. С победой Октяборьской революции партия большевиков стреми­лась помочь мелкобуржуазных массам на соб­ственном опыте избавиться от буржуазных иллюзий 27 октября (9 ноября) Советское производство приняло постановление о Учредительном собрании в назначенный срок. В ноябре док. 1917 (и некоторых отдаленных местах в январе 1918) состоялись выборы в Учредительное собрание, проходившие в условиях саботажа контр революционеров, фактически начавшейся Гражданской войны. Из участвовавших в голосовании около 1/2 избирателей 23,9% голосовали за большевиков, 40% за эсеров, 2,3%  за меньшевиков, 4,7% за кадетов, остальные — за др. буржуазных и мелкобуржуазных партии и группы. За большеви­ком (добившихся успеха в Петрограде, Москве, на Северном и Западном фрон­тах, Балтийском флоте, в 20 округах Сев.-Зап. и Центральнопром, районов) проголосовало большинство рабочих и почти половина солдат, что подтверждало закономерность победы Октябрьской революции.

Требование немедленного созыва Учредительного собрания и «защиты» его прав и суверенитета от «узурпации» Советами стало знаменем, под которым объединились. Все силы буржуазных и мелкобуржуазных контрреволюции. Учиты­вая непопулярность монархистских и буржуазных лозунгов и стремясь мобилизовать силы для борьбы против Советской власти, контрреволюция сделала ставку на ло­зунг, не утративший ещё полностью сво­ей популярности в трудящихся массах. На открывшемся 5(18) янв. 1918 заседании Учредительного собрания из 715 депутатов присутствовало ок. 410 (преобладали: эсеры-центристы во гл. с В. М. Чер­новым; большевики и левые эсеры — 155 чел., 38,5%). Контреволюц. боль­шинство Учредительного собрания (пред. Чернов) отказалось обсуждать предложенную Я. М. Сверд­ловым от имели ВЦИК Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого о народа, не признало декретов Сов. власти. Большевистская фракция, а затем ле­вые эсеры и некоторые др. группы поки­нули заседание. В 5-м часу утра 6(19) янв. Учредительное собрание было закрыто. В ночь на 7(20) янв. ВЦИК по докладу В. И. Ленина принял декрет о роспуске Учредительного собрания, одобренный 3 м Всероссийском съездом Советов. Остатки депутатов Учредительного собрания собрались и Самаре, где в июне 1918 образовали контреволюц. Коми­тет членов Учредительного собрания. Лозунг Учредительного собрания стал в годы Гражданской войны основой политической программой меньшевиков (снят в дек. 1918), части лидеров «белого дела» (модифицировался ими в лозунг «законодательного собрания» и использовался гл. обр. в тактич. целях) и особенно эсе­ров. Военное поражения контрреволюции, осуществлённые Советской властью социалистические преобразования в стране ли­шили буржуазных и мелкобуржуазных партий соци­альной базы, предопределили крах ло­зунга Учредительного собрания.

    В работе была использована литература следующих авторов: Козлов В.А. История отечества: люди, идеи, решения;[1] Новицкая Т.Е. Учредительное собрание. Россия. 1918 г.;[2] Киселева А.Ф. Новейшая история отечества XX в.;[3] Думанова Н.Г. История политических партий России;[4] Боффа Дж. История Советского Союза. От революции до второй мировой войны. Ленин и Сталин 1917-194;[5] Азовцев Н.Н. Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия;[6] Чернов М.В. Борьба за Учредительное собрание и его разгон.[7]

    Источники содержат сборники документов. Куда вошли: стенограммы, нормативные акты, а так же Положения Временного правительства по Учредительному собранию. Каждый из документов подробно описывает факты того времени. В литературе описываются вопросы теории и истории государственного управления в России.

Цель работы -  Изучить организацию выборов в Учредительное собрание 1917 г.

Задачи

- ознакомится с созывом в Учредительное собрание;

- изучить положение о выборах;

- рассмотреть избирательное право и избирательные списки в Учредительное собрание.

Выборы в Учредительное собрание. Об образовании Особого совещания. Положение о выборах в Учредительное собрание

25 марта было принято решение о необходимости образовать Особое совещание для подготовки проекта Положения о выборах в Учредительное собрание. Состав этого органа формировался более месяца и приступил к работе 25 мая.

Особое совещание – это институт непосредственно готовивший выборы для изготовления Проекта положения о выборах в Учредительное собрание под председательством Кокошкина (созданное постановлением Временного правитель­ства 25 марта 1917 г.). В центре внимания работы Особого совещания, а также в прак­тической работе Всероссийской по делам о выборах в Учредительное собрание комис­сии (Всевыборы), созданной летом 1917 г.. находилась разработка нового избиратель­ного законодательства и административной инфраструктуры для его реализации. Общая направленность в решении этого вопроса (несмотря на представительство раз­ных партий) определялась стремлением профессиональной части авторов «Положе­ния» максимально объективно отразить волю общества, с одной стороны, и, с дру­гой, - нейтрализовать по возможности негативное влияние на исход выборов наименее подготовленной части общества (этим объясняется, в частности, дискуссия о возраст­ном цензе, стремление обеспечить права меньшинств, обсуждение системы контроля и перебаллотировок). Особое совещание образовывалось «для изготовления проекта положения о выборах в Учредительное собрание», а в его состав было решено назна­чить специалистов по вопросам государственного права, представителя статистичес­кой науки и других сведущих лиц и пригласить политических и общественных деяте­лей, представляющих главные политические и национально-политические течения России63. В состав Особого совещания были назначены квалифицированные юристы, члены Государственной думы первого созыва профессора С.А. Котляревский и Ф.Ф. Кокошкин, член Государственной думы второго созыва профессор В.М. Гессен, члены Государственной думы В.А. Маклаков и М.С. Аджемов, академик А.С. Лаппо-Данилевский, магистр государственного права Н.И. Лазаревский, магистр междуна­родного права барон Б.Э, Нольде, начальник Главного управления по делам местного хозяйства Н.Н. Авинов, член консультации, учрежденной при Министерстве юстиции А.Я. Гальперн и кандидат прав В.В. Водовозов. Далее, однако, этот институт размы­вается: в него, как было показано, включаются представители от партий и национальностей, что не могло не вести к дезорганизации всей работы и переходу от профессио­нализма к популизму.[8]

В Положение «Об образовании Комитета при Временном I правительстве по приспособлению здания для Учредительного собрания. Постановление Временного правительства от 24 мая 1917 г.» Временное правительство постановило: I Образовать при Временном правительстве Комитет по при­способлению здание для Учредительного собрания, под председательством Комиссара Временного правительства по Министерству торговли и промышленности Василия Александровича Степанова, в составе следу­ющих лиц: Товарища Председателя Комитета инженера Якова Яковле-рича Брусова и членов: Председателя Особого совещания для изготов­ление проекта положения о выборах в Учредительное собрание, сена­тора Федора Федоровича Кокошкина, производителя работ Комитета академика Владимира Алексеевича Щуко, Помощника Комиссара Вре­менного правительства над Министерством Двора инженера Павла Мижаяловича Макарова, архитектора Николая Евгеньевича Лансере, двух представителей от названного Совещания и по одному представителю от Министерства Финансов и Государственного Контроля, с предоставившем Председателю Комитета права приглашать на правах Членов и других лиц, участие коих будет признано полезным в работах Комитета.

«Расходы по Комитету направлены на подготовительные работы по приспособлению здания для Учредительного собрания...»[9]

«Об утверждении раздела I положения о выборах в Учредительное собрание. Постановление Временного правительства от 20 июля 1917 г.» Признавая неотложным ввести в действие те из правил о выборах в Учредительное собрание, которые  необходимы для немедленного приступа к выборному процессу среди гражданского население Временного правительство по докладу Особого совещания для изготовление проекта Положения о выборах в Учредительное собрание:

Утвердить раздел первый (главы 1-5) Положения о выборах в Учредительное собрание…

Возложить подготовительную работу по составлению избирательных списков на существующие государственные учреждения и общественные организации, указываемые особыми постановлениями Временного правительства.

Возложить на Министерство внутренних дел непосредственные исполнительные действия, необходимые для технической подготовки выборов в Учредительное собрание в целях скорейшего их производства и успешного прохождения.

Выборы членов Учредительного собрания от губернии, занятых неприятелем, за исключением территории, имеющей быть включенной в состав будущего Польского государства, Указание числа членов Учредительного собрания в каждом округе, установлены особыми постановлениями Временного правительства.

В соответствии с положением были установлены нижеследующие переходящие правила. Впредь до образования на местах учреждений губернскогог и уездного земского и городского и поселкового самоуправления на основании постановлений Временного правительства, члены комиссий по делам о выборах в Учредительное собрание и участковых избирательных комиссий… временно замещаются лицами по избранию указываемых Временному правительством местных общественных учреждений и организаций.

Положение о выборах в Учредительное собрание (Раздел первый Глава I) общее положение. Учредительное собрание образуется из членов, избранных населением на основе всеобщего, без различия пола, и равного избирательного права, посредством прямых выборов и тайного голосования, с применением начала пропорционального представительства.

Для производства выборов в Учредительное собрание образуются нижеследующие избирательные округа:

Губернии: Алтайская, Архангельская, Астраханская (со включением

населенного калмыками аймака Терской области и за исключением - земель, населенных кочующими калмыками Калмыцкой степи и киргизами Внутренней орды), Бессарабская, Витебская, Владимирская, Вологодская, Волынская (за исключением частей ее, занятых неприятелем), Воронежская, Вятская, Екатсринославская, Енисейская (со включением в нее российских граждан, проживающих в Урянхайском крае), Иркутская, Казанская, Калужская, Киевская, Костромская, Курская, Лифляндская (со включением незанятых неприятелем частей Курляндской губернии), Минская (за исключением частей ее, занятых непри­ятелем, и со включением незанятых неприятелем частей Виленской и Ковенской губерний), Могилевская, Московская (за исключением горо­да Москвы), Новгородская, Нижегородская, Олонецкая, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Пермская, Петроградская (за исключением города Петрограда), Подольская, Полтавская, Псковская, Рязанская, Самарская, Симбирская, Смоленская, Ставропольская (со включением входящего в состав Терской области Караногайского), Тав­рическая, Тамбовская, Тверская, Тобольская, Томская, Тульская, Уфимская, Харьковская, Херсонская, Черниговская, Эстляндская и Ярославская, и области: Войска Донского, Забайкальская, Закаслийская (за исключением Мангышлакского уезда, но со включением насе­ленных туркменами волостей названного уезда), Камчатская, Самар-кандская, Семиреченская, Сыр-Дарьинсхая (за исключением Аму-Дарьинского отдела), Тургайская, Уральская (со включением Машшн лакского уезда Закаспийской области, кроме населенных туркменамиволостей названного уезда), Ферганская и Якутская — образуют каждая один избирательный округ.

Столицы Петроград и Москва образуют каждая особый избиратель­ный округ.

Сверх сего образуются избирательные округа: Аму-Дарьинский I составе Аму-Дарьинского отдела, Сыр-Дарьинской области, Закавказ­ский — в составе губернии Бакинской, Елйсаветпольской, Кутаисской Тифлисской и Эриванской, областей Батумской и Карсской и округов Сухумского и Закатальского, Кубанско-Черноморский — в составе Ку­банской облает» и Черноморской губернии, Терско-Дагестанский составе областей Терской (за исключением Караногайского приставства и аймака, населенного калмыками) и Дагестанской, Степной — в со­ставе областей Акмолинской и Семипалатинской, Ордынский — в со­ставе частей Астраханской губернии, населенных кочующими киргиза­ми Внутренней Орды, Приамурский — в составе областей Амурской Приморской и Сахалинской, Прикаспийский — в составе частей Астраханской губернии, населенных кочующими калмыками, и округ Ки тайской Восточной железной дороги — в составе полосы отчуждения названной дороги.                                                                                      

Число членовУчредительного собрания, подлежащих избранию каждого округа, устанавливается особо.                                             

Для подачи голосов избирательные округа делятся на избирательные участки.[10]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: