Избирательное право на основании Учредительного собрания

В 1917  принят самый демократичный закон о выборах в Учредительное собрание: выборы всеобщие, равные, прямые при тайном голосовании. Принятый закон значительно опережал социальное развитие выборного законодательства в других странах и был революционен для России:

· Избирательные права были предоставлены женщинам (впервые в мире).

· Был установлен низкий для того времени возрастной ценз в 20 лет (в Великобритании, Италии, США, Франции возрастной ценз составлял 21 год, в Бельгии, Германии, Нидерландах, Испании — 25 лет).

· Россия стала единственной страной в мире, предоставившей избирательные права военнослужащим, но только если они достигли ко дню выборов возраста, установленного для последнего досрочного призыва.

· Положение о выборах в Учредительное собрание не признавало имущественного ценза, ценза оседлости и грамотности, ограничений по вероисповедному или национальному признакам.

В выборах не участвуют признанные в установленном законом порядке безумными или сумасшедшими, а так же глухонемые, находящиеся под опекаю.

Избирательных прав лишаются:

1) присужденные вступившими в законную силу судебными приговорами, если они не восстановлены ранее в правах состояния.(к каторжным работам, к ссылке на поселение)

2) осужденные за кражу

3)несостоятельные должники, признанные на основании вступивших в законную силу судебных определений.

4) военнослужащие, самовольно оставившие ряды войск

5) Право участия в выборах в каждом избирательном участке имеют лишь лица, внесенные в избирательный список участка.[11]

Заведывание производством выборов возлагается на: Всероссийскую, окружные столичные, уездные и городские по делам о выборах в Учредительное собрание комиссии и участковые избирательные комиссии городские и поселковые управы и волостные и земские управы.

На Всероссийскую по делам о выборах в Учредительное собрание комиссию возлагается:

· Общее наблюдение за ходом выборов в Учредительное собрание и обсуждение мер, необходимых для ускорение этих выборов;

· Выработка утверждаемых Временным правительством общих инструкций в дополнение и развитие как настоящего Положения, так и Наказа о применении сего Положения;

· Составление списка лиц избранных в члены Учредительского собрания, и

На окружные по делам о выборах в Учредительное собрание комиссии возлагается: 1) наблюдение за своевременным образованием и открытием действий уездных и городских по делам о выборах в Учредительное собрание комиссий. 2) утверждение распределения избирательных участков по представлениям уездных и городских по делам о выборах в Учредительное собрание комиссий и рассмотрение всех подаваемых заявлений о неправильностях, допущенных при таком рас­пределении, 3) определение и объявление во всеобщее сведение дня, в который городские и поселковые управы и волостные земские управы приступают к составлению избирательных списков, наблюдение за сво­евременным составлением сих списков и выставлением их для всеобщего обозрения, 4) принятие и рассмотрение кандидатских списков, нуме­рация этих списков, выставление их для всеобщего обозрения и сооб­щение списков уездным и городским по делам о выборах в Учредитель­ное собрание комиссиям, городским и поселковым управам и участко­вым избирательным комиссиям, а также объявление во всеобщее сведе­ние о последовавших соединениях списков, 5) распоряжение заготовле­нием избирательных конвертов, избирательных записок и т.п. или воз­ложение сего на уездные и городские по делам о выборах в Учредитель-нос собрание комиссии, 6) производство подсчета голосов по округу, определение результатов выборов и объявление их во всеобщее сведе­ние, 7) выдача членам Учредительного собрания надлежащих удосто­верений о последовавшем избрании, 8) передача всего поступившего к ним выборного производства во Всероссийскую по делам о выборах в Учредительное собрание комиссию и 9) распоряжение кредитами, от­пущенными для производства выборов по данному округу.

Столичным по делам о выборах в Учредительное собрание комиссиям

присваиваются права и обязанности, возложенные настоящим По­ложением как на окружные, так и на городские по делам о выборах в Учредительное собрание комиссии.

Участковая избирательная комиссия состоит из избираемых го­родскою или поселковою управою или волостною земскою управою четырех членов, в том числе председателя и секретаря.

Сверх сего в состав комиссии входят на правах членов по одному лицу от каждой группы избирателей, заявившей кандидатский список и указавшей своего представителя, подлежащего включению в состав данной комиссии.

На участковые избирательные комиссии возлагается прием и первоначальный подсчет избирательных записок в данном избиратель­ном участке.

Учреждения местного управления и самоуправления обязаны оказывать содействие комиссиям по делам о выборах в Учредительное собрание и участковым избирательным комиссиям в исполнении сими последними возложенных на них настоящим Положением обязанно­стей.

Всякого рода акты и бумаги, составляемые по делам о выборах в Учредительное собрание,, как подаваемые правительственным, судеб­ным, административным и общественным установлениям и должност­ным лицам всех ведомств и учреждений, так и выдаваемые всеми этими установлениями и должностными лицами, освобождаются от гербового и иных сборов.

Избирательные списки. Для производства выборов в Учредительное собрание состав­ляются списки избирателей, отдельно по каждому избирательному участку. Никто не может быть включен в избирательные списки более чем по одному участку.

Составление избирательных списков возлагается на городские и поселковые управы и на волостные земские управы, по принадлежности

День, в который означенные управы приступают к составлению избирательных списков, оделяется для всего округа распоряжением окружной по делам о выборах Убедительное собрание комиссии и объявляется во всеобщее сведение способом, наиболее обеспечивающем широкое оповещение о сем населения.

В образовательном списке обозначается фамилия или прозвище каждого избирателя, его имя, отчество, возраст, местожительство и род занятий. Список по каждому участку составляется в алфавитном порядке фамилии.

В течение десяти дней по объявлении избирательного списка во всеобщее сведение, представитель местной административной власти может заявлять протесты, а лица, пользующиеся правом участия в выборах, могут подавать жалобы на неправильность или не правоту этого списка.

Протесты и жалобы рассматриваются в пятидневный срок уездною и городскою по делам о выборах в Учредительное собрание комиссиями в открытом заседании порядком, установленным для рассмотрения дел административными судьями, согласно Положению об административных судах

12 ноября 1917 г. начались выборы. Во время проведения выборов в Петроград стягивались верные большевикам войска. После выборов большевики начали репрессии против кадетов. Конституционно-демократическая партия была официально объявлена партией «врагов народа», и начались аресты её членов. Составляющие менее 2 % депутатов Собрания, кадеты были нейтрализованы и участия в его деятельности не приняли.

Результатом выборов стала победа социалистов-революционеров (эсеров), получивших почти в два раза больше голосов (40 % по официальным данным), чем большевики.

При этом на выборах в Учредительное Собрание партия левых эсеров выступала с партией эсеров по общим спискам, так как организационно левые и правые эсеры вплоть до съезда левых эсеров 2—11 декабря (19—28 ноября) 1917 г. представляли единую партию.

Так как в момент составления списков фракция левых эсеров составляла меньшинство в партии эсеров, то, как правило, левые эсеры были в меньшинстве и в списке шли последними. Та часть крестьянства, которая отдавала предпочтение левым эсерам, голосуя за общий список, обеспечивала мандатами правых эсеров. Голосование по спискам, которые не отражали удельного веса политических группировок после Октябрьской революции, не могло не повлиять на партийный состав членов Учредительного Собрания.

В целом же в выборах приняли участие менее 50 % избирателей (44,5 миллиона из 90), и такая незаинтересованность в долгожданном Учредительном собрании может найти своё объяснение в том, что II Всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов уже принял все важнейшие декреты и провозгласил власть Советов. [12]

Заключение

В ходе подготовки Учредительного собрания русское общество впервые самостоя­тельно ставило и решало вопросы национальной идентичности и политического само­определения. На это время приходятся наиболее интенсивные споры о правах челове­ка» форме правления и типе будущего политического строя; административно-терри­ториального устройства; структуре парламента и судебной власти; правовом статусе политических партий; порядке формирования и функционирования институтов пере­ходного периода (в условиях войны и анархии). Центральной проблемой при решении этих вопросов, как и в ходе других великих революций, становился конфликт межу конституирующей и конституционной властью. Проектируя российскую Конституан­ту, ее либеральные разработчики руководствовались негативным опытом предшеству­ющих (главным образом - французских) революций: они стремились избежать двух крайностей - с одной стороны, установления ее полной и неограниченной во времени монополии на власть, способной привести к тирании большинства; с другой, недопуще­ния слабости по отношению к временной исполнительной власти, способной устано­вить диктатуру бонапартистского типа и в конечном счете привести к реставрации мо­нархии.

Учредительное собрание направит народ на правильный путь, не бросит его в трудную минуту, так думали многие жители даже глубокой провинции.

Временное правительство под влиянием кадетов и лично П.Н. Милюкова, проанализировавшего результаты в органы местного самоуправления в Москве и Петрограде, всячески затягивало выборы в Учредительное собрание весной и летом 1917г. Юридическое совещание при правительстве даже летом не приступило к выработке принципов избирательной компании. Проходившие на этом фоне кризисы правительства, отставки министров кадетов способствовали падению авторитета этой партии и правительства. В целом Сотрудничавшие с ним меньшевики и эсеры в составе коалиционных правительств в глазах общества также несли ответственность за оттягивание созыва Учредительного собрания.

В результате выборы проводились в условиях, когда большевики объявили власть Советов, приняли Декрет о земле, Декрет о мире. Однако популярность Учредительного собрания в общественном сознании была настолько велика, что, не смотря на провозглашение власти Советов, они пошли на созыв органа, который должен был решить и вопрос о власти.

Выборы в Учредительное собрание, прошедшие в ноябре 1917 года по всей стране, носили демократический характер. Впервые в России был апробирован принцип тайного всеобщего избирательного и прямого голосования. Правом выбора пользовались граждане, достигшие 21-летия, без различия пола, национальности и вероисповедания. Политические партии, боровшиеся за представительство в Учредительном собрании, представляли различные слои российского общества, начиная от правых и кадетов, и заканчивая большевиками. Победу на выборах одержали эсеры, получив 191.10074 голосов, затем по количеству голосов шли большевики – 108.89437. Результаты не удовлетворяли большевиков, и они начали проводить политику затягивания созыва Учредительного собрания. 

Народные надежды не были оправданы. С приходом к власти большевиков в октябре 1917 года, Учредительное собрание вытесняется ими на второй план. Его созыв становится фикцией, так как фактической властью становится Советское правительство - Совет Народных Комиссаров, во главе с В.И. Лениным.

Идя на созыв Учредительного собрания, они принимают ряд декретов, обезоруживавших деятельность Учредительного собрания. Тем не менее, принять работу Учредительного собрания они решили в случае признания специально разработанного документа «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Этот документ легитимизировал принятые II Съездом Советов Декреты и объявлял единственной властью Власть советов.

Список используемой литературы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: