Зло и насилие в понимание Толстого

Толстой пришёл к осознанию того, что жизнь дворян и вообще богатых людей не может быть признана справедливой, потому что она поддерживается за счёт труда других людей, основана на обмане и ограблении трудового народа. Идеалом для Толстого отныне становится жизнь, которую ведёт народ, - в труде, бескорыстии, доброте и смирении. Уже в «Исповеди» он обнаруживал умение передавать с глубоким сочувствием и пониманием народный взгляд на жизнь. Толстой считал, что надо уничтожить все виды зла и все формы насилия. Непротивление злу насилием – вот один из важнейших постулатов (бесспорная истина) социально-этического и религиозного учения, которое называется толстовством. Насилием нельзя ни уничтожить зла. Всякое насилие есть тоже зло, а зло невозможно истребить злом. «Как огонь не тушит огня, так - зло не может потушить зла» 10 - заявил Толстой в трактате «В чём моя вера?». Чтобы не было зла, говорит Толстой, не делайте зла. Делание людям добра – «в этом одном всё дело жизни христианина и весь смысл её, не уничтожаемый смертью» 11.

Отлучение Толстого от церкви

К этому ведёт один путь – путь нравственного самосовершенствования. Эта идея не нова в философии Толстого, но теперь основой этой философии он сделал христианское вероучение. Именно учение о жизни людей Толстой считал главным содержанием истинного, не извращённого церковью христианства. Церковь, по словам Толстого, извратила чистое и ясное христианское учение. Церковь есть «злейший враг христианства», она есть не что иное, как «название обмана, посредством которого одни люди хотят властвовать над другими» 12.

 Толстой начал писать книги философско-религиозного содержания. Он написал повесть «Воскресенье», на неё во многом лежала печать новых

взглядов писателя. У него появились последователи. Возникло религиозно-общественное движение – толстовство, которое объявило своими основными принципами непротивление злу насилием, моральное самоутверждение и опрощение. Последователи толстовства появились не только во всех концах России, но и в других странах (такие как: Горький, Бунин, Ганди и др.). Толстой также писал и печатал статьи против господствующей церкви и государства и очень тяжело переносил то, что они подвергались преследованию.

Толстой заявлял, что всю жизнь будет печатать подобные статьи. Уже через пять лет, в 1901 году, правительство переменило отношение и через Святейший синод выступило против Толстого, отлучив его от церкви.

Часть 3

На рубеже веков

На рубеже нового века Толстой жил в предчувствии и ожидании социальных потрясений в России и во всём мире. Он верил в обновление жизни, понимал неизбежность крушения старого миропорядка. Остро ощущая кризисное состояние государственного строя в России и современного буржуазного общества, Толстой боролся против них теми средствами, которые он признавал справедливыми.

Свои мысли и чувства Толстой в это время чаще и охотнее всего торопился облечь в форму газетной и журнальной статьи, трактата:

«Солдатская памятка», «К рабочему народу», «Стыдно!», «Одумайтесь!», «Что же делать?» и многие другие.

Всю глубину «кричащих противоречий» во взглядах, учении и творчестве Толстого чётко раскрыл В.И.Ленин в своих гениальных статьях, которые были написаны в 1908 – 1910 годах.

«Толстой, как зеркало русской революции»

В.И.Ленин назвал Толстого зеркалом русской революции 1905 – 1907 годов, ибо совокупность толстовских «взглядов, взятых как целое, выражает как раз особенности нашей революции…» 13.

Когда Толстой вскрывал вопиющие противоречия между ростом богатства в стране и ростом народной нищеты, он представал перед современниками и вошёл в сознание потомков как «самый трезвый реалист» 14, имевший мужество смело срывать все маски с носителей зла. Но когда великий писатель русской земли предлагал явно утопические планы по переустройству общества, отрицал революцию, выдвигал новую религию, - тогда вылезло, безусловно, вредное содержание толстовского учения. Непротивление злу насилием Ленин считал одной из причин поражения первой русской революции. Эту наиболее слабую сторону учения Толстого подхватили толстовцы (участники религиозно-общественного движения, которое проповедовал Л.Н.Толстой). Революционный 1905 год принёс с собой исторический конец всей эпохе, которая могла и должна была породить учение Толстого – не как индивидуальное нечто, а как идеологию условий жизни, в которых действительно находились миллионы в течение известного времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: