Понятие и структура политической системы общества

ВВЕДЕНИЕ

В основном в данной курсовой работе, используются такие методы как правовой, сравнительно-правовой, логический и др.         

Для того, чтобы анализировать политическую систему общества, нужно первая за все проанализировать все аспекты, которые касаются гражданского общества.  

Более конкретно ознакомиться с гражданским обществом, его особенностями и характерными особенностями позволит формулирование его понятия и определение существенных признаков. В философской, политологической и правовой науке предлагается многому определений понятия «гражданское общество», которые делают ударение на тех или других важных его аспектах. На первой план могут выступать такие его сущностные черты, как «совокупность индивидов», «не огосударствленное общественное отношение», «реализация прав и свобод человека» и т.п. Эти подходы являются оправданными; с точки зрения тех конкретных задач, которые стоят перед исследованиемгражданского общества в пределах разных социальных дисциплин. Однако при исследовании гражданского общества в контексте юридической проблематики наиболее обоснованным будет ударение на институциональной его характеристике. Итак, гражданскоеобщество этосовокупность общественный институтов, которые сформированы на добровольных началах, действуют на самоуправляющихся началах в пределах Конституции и законов, на посредничеством которых индивиды свободно реализуют свои основные Естественные права и свободы.

Рассмотрим существенные признаки гражданского общества. Гражданское общество, его институты обусловлены непосредственными жизненныминуждами и интересами людей .. Автономный индивид с его нуждами и интересами является антропологическим измерением, активным фактором как формирования отдельных Учреждений гражданского общества, так и его функционирование как целостной системы общественного отношения, основанное на частных интересах. Жизнь, свобода, безопасность личности, частная собственность являются элементарными нуждами существования человека и гражданина, которые делают возможным ее цивилизованное общение с Другими людьми, определяют социальные формы жизнедеятельности, а Потому и представляют основные ценности гражданского общества.

Индивид, совокупность индивидов, прежде всего тех, которые принадлежат к среднему классу, представляют качественную характеристику возникновения, функционирование и развития гражданского общества. Именно на фундаменте своих личных интересов, их единства и общих проблем, которые возникают на пути их осуществление, индивиды образовывают те или другие общественные объединения.

Гражданское общество отображает установление элементарной социальной связи между индивидами.


 


РАЗДЕЛ I ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

Понятие и структура политической системы общества

 

Существование людей невозможное без того, чтобы они вступали во взаимоотношения между собой. Возникновение простейших социальных взаимоотношений между отдельными индивидами является характерным признаком такой первичной социальной формы общения людей, которой является гражданское общество. Именно в этой форме общения, своеобразного первообраза общества, заложены прототипы всех возможных более сложных социальных взаимоотношений, в том числе — политических отношений. Отношения гражданского общества представляют фундамент как социальной, так и государственной организации. Они опосредствуют глубинные пласты жизнедеятельности как отдельно взятого индивида, так и общества и государства в целом. Таким образом, становление гражданского общества отображает исторический переход людей от них естественного состояния, изолированного существования в направлении к цивилизованным формам социального общения.

В свою очередь государство как система публичных отношений в общенациональном масштабе выступает относительно отделенной от элементарных между человеческих отношений, а потому и более отдаленной от индивида, вторичной, более сложной формой социальной интеграции, которая получает вследствие этого не только дополнительные ресурсы властного влияния на общественное отношение, но и определенные возможности для узурпации властных полномочий.

Гражданское общество охватывает относительно отделенную совокупность общественное отношение [8, ст. 46].

К таким отношениям принадлежат прежде всего семейные, религиозные, экономические, этнические, политические и некоторые другие. Особое место среди взаимоотношений гражданского общества занимают политические отношения, которые опосредствуют процессы формирования общенациональных приоритетов общества (первичные политические отношения). В отличие от централизованной системы государственно-властных отношений отношения в пределах гражданского общества составляются как горизонтальные, на началах координации, и зависят от проявления личной инициативы. Поэтому эти отношения функционируют в виде правовых, прежде всего частноправовых отношений со всеми их атрибутами — свободой договора, формальным равенством сторон и т.п.

Гражданское общество является совокупностью социальных отношений, где осуществляются основные права людей — на жизнь, свободу, безопасность, собственность.

На территориях гражданского общества человек выступает уже не только как абстрактный индивид, пассивный объект собственных отношений, а и как субъект права, активный носитель определенных, определенных юридическими нормами прав и свобод. При условиях демократической правовой Государственности потребности и интересы индивида, его социальные запросы и желания находят свое предметное воплощение и юридическое оформление в определенных юридических домогательствах в виде прав и свободы человека и гражданина, прежде всего в основных правах — прав на жизнь, свободу, безопасность, собственность. Человек владеет, пользуется и распоряжается имуществом, является чином трудового коллектива, создает семени, удовлетворяет культурные и духовные нужды в пределах взаимоотношений и институтов гражданского общества, в которых государство в лице своих государственно - готовых атрибутов присутствующая лишь потенциально как гарантия их признание, охраны и защиты. Когда же за определенных конкретных обстоятельств возникают конфликтные ситуации, которые препятствуют непосредственному осуществлению основных прав и свобод человека, нормальному ходу реализации права, появляется необходимость реального вмешательства со стороны государства, принудительного осуществления правовых норм, практического применения мер принуждения для Охраны и защиты прав и свобод человека.

 Гражданское общество определяется в соответствующих общественных институтах, имеет собственное устройство, внешнюю форму твоего существования в виде разных за своим конкретным направлением объединений индивидов.

Среди этих институтов — семья, церковь, частные или коллективные предприятия, коммерческие организации, объединение за интересами, профсоюзы, органы общественной самодеятельности, общественные организации, политические партии, негосударственные средства массовой информации. Главным признаком этих институтов является то, что они образовываются не государством, а самыми индивидами, и потому их реальное функционирование является показателем гражданской зрелости общества, осознание им своих собственных нужд, ровня его самосознанию. Именно от эффективности функционирования институтов гражданского общества зависит авторитет и реальные возможности уплыву общественной мысли на государственно-властные институты. Среди институтов гражданского общества нужно выделить аполитические партии и движения, поскольку они выступают своеобразным переходным звеном» от нужд и интересов гражданского Общества, которые от того приобретают значение политических приоритетов, к собственно организации и осуществление государственной власти. С одной стороны, деятельность политических партий направлена на сферу гражданского общества, откуда аккумулируют политические настроения самоуправляющиеся институты, в отличие от политических отношений, с точки зрения сугубо юридических критериев более близкая к обществу, построенному на гражданских (гражданско-правовых) принципах, потому что отношения, которые оно охватывает, регулируются гражданско-правовым методом, нормами частного, прежде всего гражданского права. Основным при рассмотрении политических проблем есть понятия политики, которое должных отвечать суровым критериям научного подхода к сложной проблематике политической жизнедеятельности общества, освещение которой нужно четко скорректировать в направлении приоритета гуманитарных общечеловеческих ценностей [7, ст. 35].

 Продолжительное время в отечественной политической и юридической литературе властвовало упрощенное понимание сущности политики и политических отношений, которое сводило их лишь к борьбе классов и господство классовой воли. Это было обусловлено объективными и субъектов большими факторами, среди которых нужно отметить морфологизацию аполитической идеологии, неструктурированность политических интересов, непрозрачность политического процесса, неразвитость массового политического сознания и т.п.

 Разнообразие и противоречивость политических интересов отдельных социальных групп, классов, этносов может привести при условиях акцентирования на расхождениях к открытой конфронтации, к взаимному им уничтожения, однако эти интересы путем демократического дискурса могут быть направленными к компромиссной точке зрения на грунте общих нужд общества, общепризнанных людских ценностей.

 Итак, политику нужно рассматривать как общественную деятельность, содержание которой представляют организация, регулирование и контроль отношений между людьми, социальными группами с точки зрения общезначащих для общества тенденций. Поэтому главным в политике есть участие управлении государством, стремление к овладению государственной властью как организацией, которая способна использовать ресурс Общества в общенациональном масштабе.Результатом применения системной методологии к изучению Политических явлений стал рассмотрение политики как системного образования, которое характеризуется целостностью, выполняет определенные функции, имеет определенную структуру, составляется из соответствующих элементов. Все эти конструкции нашли свое отображение в теории ожидания населения, на получение государственной власти и рычагов управления в общенациональном масштабе   

для осуществления политических установок и программ, которое касается отныне непосредственно проблематики функционирования политической системы.

Гражданское общество, его отдельные институты формируются и функционируют на началах самоуправления.

Индивиды непосредственно или через образованные ими органы решают вопросы своей жизнедеятельности — добровольно формируют определенные институты для коллективного удовлетворения своих нужд и интересов, создают для себя правила поведения в форме социальных, прежде всего правовых норм, которыми руководствуются в своей деятельности, самостоятельно принимают общие решения и самые их выполняют. Самоуправляемость обеспечивается гарантированной правовыми нормами возможностью выявления инициативы, активного поведения, правом на принятие наиболее оптимальное с точки зрения интересов индивидов и их объединений решения. Общепризнанным считается принцип, согласно которому самоуправляющиеся институты гражданского общества должны действовать в пределах Конституции и законов.

Отношения гражданского общества регулируются правом на началах нормирования свободы и равенства участников общественного общения [8, ст. 47].

Отношения гражданского общества по своему определению должны быть свободными от непосредственного управленческого вмешательства со стороны властных институтов государства, а потому и регулируются правом, которое предусматривает формально определенные границы свободы поведения1 участников гражданского общения, гарантирует им возможность действовать под собственную ответственность и на собственный риск. Поэтому нормативная структура гражданского общества выступает как результат упорядочения на основе правовых норм, прежде всего как его правовое устройство.

В этом плане сам термин«гражданское общество» есть недостаточно удачным, поскольку предусматривает участником гражданского общения гражданина, а понятие «гражданин», как известно, соотносится с государством, поскольку под гражданством понимают членство в государстве, постоянный не только правовой, но и политическая связь между государством и индивидом. Поэтому, конечно, гражданин является прежде всего субъектом отношений с государством. Сфера социального общения, которая охватывает именно общественные отношения политической системы общества, которая занимает одно из руководящих мест в отечественной политологии, имеет значительный методологический потенциал для сопредельных областей социальной науки.

Учитывая тематику государствоведения руководящей при освещении вопроса о политической системе становится тезис о том, что в современном демократическом обществе государство, которое является стержневым субъектом отношений политической власти, не должна претендовать на монополию в решении проблем политического развития страны. Провозглашение политической многосторонности одной из принципов государственного устройства, функционирование и развития современной государственности (ст. 15 Конституции Украины) означает признание активной роли политических партий в обществе, когда общие направления социального развития аккумулируют и формируются прежде всего в плоскости интересов гражданского общества на началах свободной конкуренции политических взглядов и программ.

Возможным есть формулирования разных понятий политической системы общества, каждое с которых имеет свое познавательное значение. По крайней мере одно из них охватывает совокупность политических явлений на территории определенной страны, отображает разные за своим конкретным содержанием ровни политической жизнедеятельности общества.

С этой точки зрения отличают такие элементы политической системы:

1) субъекты политики (человек, социальные группы и образования);

2) политические институты (государство как институт, политические партии и движения), которые отражают интересы субъектов политики, представляют вместе политическую организацию общества;

3) политические отношения, которые составляются между структурными элементами политической системы;

4) политические нормы, с помощью которых регулируется политическая жизнь общества;

5) политическое сознание, которое отображает идеологическое и психологическое становления к политике;

6) политическую деятельность как совокупность определенных действий и поступков ее участников.

Такое понятие политической системы общества нужно оценивать как предельно широкое и потому пригодное прежде всего для социально-философского исследования или области знаний, которая специально посвящена изучению политики с разных ее боков политологии. На этом равные понятия политической системы соотносится с понятием общества, тематика политической системы рассматривается в общем контексте общественно-политической проблематики. Так, в 60 политической системе общества с этой точки зрения можно отличить два существенных аспекта, без которых невозможно представить сложный механизм функционирования политической власти при условиях функционирования демократических принципов: осуществление программных установок Партией, которая победила на выборах и завоевало большинство в парламенте и правительстве, и деятельность политических сил, которые состоят в оппозиции [8, ст. 48].

Теорию государства и права, предмет которой представляют институциональные элементы государственно-правовой организации общества, интересует прежде всего узкое понятие политической системы, которая учитывая предыдущее понимание выделяет ее институциональный аспект и именно поэтому его можно назвать политической организацией Общества. Не менее важной с этой точки зрения есть и то, что институциональное определение политической системы к приведенному выше институциональному понятию гражданского общества в контексте общей проблематики организации Жизнедеятельности общества.

Таким образом, под политической системой общества (политической организацией) понимают взятые вместе и во взаимодействии государство как институт управления и другие политические организации, которые принимают участие у формирования и осуществлении политической власти.

С точки зрения предложенного узкого понимания можно отличить такие элементы политической системы общества:

1) государство в ее институциональном аспекте как орган (система органов) осуществление политической власти и управление в общенациональном измерении;

2) политические партии, которые аккумулируют политические настроения населения, вырабатывают программы общенационального развития, принимают участие в выборах и деятельности представительных органов власти;

3) объединение (блоки) политических партий и политические движения.

Следует заметить, что довольно часто в состав политической системы в ее узком значении относят такие организации, которые должны из принципиальных соображений находиться за пределами непосредственных отношений политической власти, — церковь, профессиональные союзы, трудовые коллективы предприятий, женские и молодежные организации и т.п., что, с одной стороны, свидетельствует о недостаточной определенности и структурированности существующих политических интересов в обществе, а с другого — содержит теоретическое обоснование возможности огосударствления названных институтов, которые при обычных условиях находятся на уровне отношений гражданского общества. В практическом измерении охвата государственно-властным влиянием разных видов общественного отношения, которое за своей сущностью не являются политическими, провоцирует неоправданное расширение границ применения мер принуждения, тоталитаризации государства, когда она сможет приобрести новое качество, превратиться во всеобъемлющую (тоталитарную).

В пользу именно такого нового видения вопроса об отношениях между этими образованиями и политическими институтами свидетельствует анализ тенденций развития избирательного законодательства и законов, которые регулируют статус и деятельность разных неполитических объединений граждан — общественных и религиозных организаций, профсоюзов, исключая возможность их непосредственного участия в политической деятельности.

 

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: