Потешка и ее роль в развитии диалогической речи ребенка

  2.1.   Потешка как малый фольклорный жанр

     Детский фольклор – это произведения самих детей, усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для детей и усвоенные традицией. Художественная форма детского фольклора специфична: для него характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и к игре. К детскому фольклору относятся: колыбельные песни, пестушки, потешки, поскакушки, прибаутки, жеребьевки, заклички, считалки, молчанки, загадки, пословицы, поговорки и др. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

     Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора.

    Фольклор для детей созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики. Г.С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимозависимость их и дают, что следует назвать народной педагогикой».

  Потешки - так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. Потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки - потешки: движения пальчиками, кручение ладошками («фонарики»), похлопывания ручками («ладушки»), прикладывание пальчиков к головке («ушки») и т.п.

     Среди неистощимого богатства методов и средств развития и воспитания детей раннего возраста выделяются так называемые потешки, применяемые в системе народного воспитания, как правило, в конце первого - начале второго года жизни ребенка.

     Слова, ритмика, игровые действия, сопровождающие исполнение потешки, направлены на одно: развеселить, позабавить, потешить ребенка; создать яркий, положительно окрашенный эмоциональный фон, необходимый для его активного включения в процесс двустороннего взаимодействия.

       Познание мира начинается, прежде всего, с познания человеком самого себя. И поэтому недаром «объектом» игровых действий взрослого с малышом становятся части его тела: ручки, ножки, пальчики.

       Хорошо известные и сегодня потешки «Ладушки- ладушки» и «Сорока- ворона» также предназначались для развития навыков движения рук, в частности кистей и пальцев.

      Важно отметить, что в игре ребенка не просто обучают достаточно сложным и тонко координированным движениям, но одновременно закладывают первичный словарный понятийный запас малыша. И совершенно не случайно все действия с малышом сопровождаются словами. Это делается не только с целью развлечь малыша или попросту отвлечь его от какого-либо физического неудобства, переключить его внимание на другой раздражитель. Для нас гораздо более важно, чтобы слово закрепило ритмику, последовательность движений, дало особый знак действиям и вещам и тем самым способствовало развитию умственных способностей ребенка.

    Сегодня педагоги знают, что если с раннего возраста говорить с малышом нормальным русским языком, то и он начинает говорить раньше, причем не отдельными словами, а целыми фразами. Более того, в будущем такие дети чаще всего обходятся без логопедов, потому что у человека очень рано проявляется особая память – память на произнесение звуков родной речи. Именно в раннем возрасте закрепляется этническое своеобразие языка. В этом плане младший дошкольный возраст является критическим периодом для развития речи.

     Таким образом, можно сделать вывод, что формирование эмоциональной сферы ребенка происходит в тесной взаимосвязи с развитием речи. Активизируется и обогащается словарь ребенка за счет слов, обозначающих чувства и эмоциональные состояния человека. Чтение наизусть потешек  формирует эмоционально выразительную диалогическую и монологическую речь. В результате целенаправленной работы над эмоциями детей речевые контакты в системе "ребенок - ребенок" и "ребенок - взрослый" становятся более живыми, яркими. Дети осваивают возможности вербально выражать свои чувства. Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход ребенка установленные формы вежливого обращения (здороваться, благодарить, просить прощения и т. д.).

 

 2.2.  Методы работы по использованию потешек в развитии речи ребенка.

     Быстротечность и значимость первых лет жизни ребенка предъявляют особые требования педагогу, работающему с детьми раннего возраста, а именно: он должен хорошо знать возрастные особенности детей, видеть индивидуальность каждого малыша, прогнозируя «зону ближайшего развития» (Л.С. Выгодский). Все это позволит дать многое малышам в плане их умственного развития. Педагог должен знать, что дети раннего возраста имеют неповторимые особенности в общем развитии и учитывать это при организации и методики ознакомления с народной поэзией.

      Среди неистощимого богатства методов и средств развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста выделяются так называемые потешки, применяемые в системе народного воспитания. 

     Практическую деятельность с детьми младшего возраста необходимо строить на следующих основных принципах:

- на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей отборе материала;

- интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);

- активного включения детей; использования развивающего потенциала фольклора в создании речевой среды.

   Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития, и в частности развития речи, в дошкольный период детства.

   Фольклорно-игровые занятия с малышами - деятельность специфическая и требует профессиональных знаний и умений в области народного искусства.
Педагог должен научиться владеть художественными средствами (петь, танцевать, играть на народных инструментах), только тогда он сможет привнести в занятия элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда фольклорно-игровые занятия будут проходить не в традиционной форме, а как яркое общение с малышами.

  Педагог должен знать уровень развития своих воспитанников и преподносить произведения адекватно этому уровню, не занижая возможности детского восприятия. В связи с этим больше использовать словесные, наглядные, игровые методы в ознакомлении с народными произведениями, варьировать методические приемы. Необходимо помнить, что ребенок, откликаясь на красочность и богатство зрительных образов, способен принять любой забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие со взрослым и взять на себя любую роль.

  При исполнении народного произведения воспитатель должен обеспечить понимание смыслового содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраске речи, изменению тембра голоса. Таким образом, устанавливается речевое взаимодействие с ребенком, развивается образное восприятие и наглядно- образное мышление.

  На фольклорно-игровых занятиях желательно использовать прием действенного соучастия детей, привлечение малышей к поисковой деятельности, самостоятельности, развивать их фантазию.

   Отбирая произведения фольклора для занятий с детьми раннего возраста, необходимо учитывать, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью общения со взрослым.

   Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства.

   При работе с потешкой можно применить  такие приемы обучения, как: динамический акцент на фрагментах текста, действенное соучастие, наглядность, неоднократное повторение в игровой форме и в режимных моментах. Это потешки для сна, кормления, прогулки и другие. Занятия вызывают положительный эмоциональный отклик у младших дошкольников на эти фольклорные тексты, желание еще раз их услышать и запомнить. Малыши слушают их, просят повторить хорошо знакомые и любимые, чему во многом способствует используемый прием уменьшения и особая ритмическая организация, которые играют определенную роль в создании психологического комфорта.

    Потешки - бесценный материал, который позволяет ребенку "почувствовать" язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек. Потешки обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например, котя, котенька, коток;  коза, козонька и.т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний, повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух.

Например:

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Сели возле люленьки.

Стали люленьку качать.

Стали малышку усыплять.

Баю, баю, баиньки,

Прилетели галоньки.

Сели у качалоньки.

Стали галки напевать

И качалоньку качать.

      Выучив текст песни, младшие дошкольники смогут ответить на следующие вопросы:

Кто такие гуленьки?

Что они делают возле люленьки малыша?

Кто такие галоньки?

Что они делают возле люльки малыша?

    Залогом успешной работы с детьми младшего дошкольного возраста является неоднократное повторение одного и того же текста. Это необходимо для того, чтобы они воспринимали этот текст как старого знакомого. После многократного повторения текста, когда дошкольники хорошо владеют его содержанием, можно предложить ответить на вопросы. Необходимость отвечать на вопросы не только развивает речь ребенка, делает ее образной, художественной, но помогает сделать процесс восприятия художественной литературы осмысленным.

     Когда работа с художественным текстом станет для детей привычным делом, можно предложить им найти на картинке любого понравившегося героя потешки: лисичку, воробья, синичку, мишку, зайчика. Картинки для работы воспитатель подбирает сам. Они должны отвечать следующим требованиям: быть яркими, красочными, максимально реалистично изображать персонажей потешки, быть подлинно художественными.

      Когда дети выберут персонажа, попросите их составить небольшой рассказ (три-четыре предложения) о нем. Необходимо следить затем, чтобы речь ребенка была связной, а описание содержало эпитеты, сравнения, метафоры. Для облегчения работы задать детям наводящие вопросы: "Какого цвета...? С какой птицей, другим зверем можно сравнить...? Чем этот зверь, эта птица отличаются от других животных, птиц?" и т.д. Так воспитатель совместно с младшим дошкольником становится участником процесса формирования связной речи, использования образных средств и выражений.

 Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановая. В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга»), действуют животные (кисонька - мурысонька, курочка - рябушечка, сорока - белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка - рябушечка идет на реку за водичкой - цыпляток поить; кисонька - мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока - белобока кашку варит - деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок; заинька горенку метет и т.д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т.д.

    Обыгрывая в процессе произнесения потешки названия различных частей тела, мать или педагог рано приучает ребенка к их осознанию, формируя в его понимании соответствующую «схему тела». Дотрагиваясь до тех или иных органов, называют их, весело приговаривая:

Нос лепешкой!

Нос лепешкой!

Щечки-булочки у нас.

Ай, люшеньки, люли,

Щечки-булочки у нас!

Зубки, словно миндалинки,

А глазки – Коринки…

и т.д.

      Так, например, потешка «Ладушки, ладушки» преподносится ребенку с целью научить малыша самостоятельно выполнять последовательную цепь, игровых действий, когда малыш делает ручками «фонарики», затем хлопает ладошками.

Ладушки, ладушки!
Где были?
У бабушки.
Что вы ели?
Кашку.
Пили?
Простоквашку.
Простоквашка вкусненька,
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у…
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели. (Малыш вскидывает ручки, делает взмахивания и прикладывает ладошки к головке).

   В потешку можно поставить любое имя: важно, чтобы малыш понимал, что речь идет о нем. Во время чтения потешки ребенок вынужден отвечать на вопросы взрослого, тем самым он вовлекается в простейший диалог.

   Ребенку будет очень интересно, если разыграть перед ним потешку с куклой:

Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша куколка пойдет,
Через киску упадет! (Игрушечная кошка ставится на пути шагающей куклы, а затем убирается).

Или:

Уходи с дороги кот!
Кукла Танечка идет,
Кукла Танечка идет,
Ни за что не упадет!

     Для малышей начала 2-го года жизни подбираются потешки, которые, не только понятны малютке по своему содержанию, но и отражают моменты его обычного распорядка дня: кормление, сон, умывание, игра и т.п. Хорошо, если взрослые владеют фольклорным словом и могут «расцветить», эмоционально обогатить, казалось бы, совсем обыденные ситуации. Играя с ребенком, помогая подняться на ножки, можно приговаривать:

«Дыбок, дыбок,
Скоро Сашеньке годок!
Дыбок-дыбок! Целый годок!»

   Умывая, можно сказать:

Водичка-водичка,
Умой наше личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Одевая ребенка на прогулку, педагог может его развлечь следующими строчками:

Наша Маша (Даша, Саша, Катя) маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.

Во время кормления можно использовать и совсем короткий вариант:

Будем кашку варить,
Будем Сашеньку кормить.

    Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Педагог может подобрать, выразительно рассказать потешку, которая поможет установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку - воспитателю. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, желательно в адаптационный период использовать такие потешки как, например:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Встань, мой Юрочка.

 Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста не велик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развитию детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие потешки побуждают детей к действию, произнесенные на распев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.

    Воспитатели могут использовать потешки, чтобы заставить детей двигаться:

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

На деточка пойдет,

Через киску упадет!

 или:

 

Встань, малыш, еще разок,

Сделай маленький шажок,

Топ, топ!

Ходит мальчик наш с трудом,

Первый раз обходит дом,

Топ, топ!

   Удачно подобранная потешка может помочь и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.

Травка - муравка, со сна поднялась,

Птица - синица за зерна взялась,

Зайка - за капустку, мышка - за корку,

Детки - за молоко.

или:

Умница Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

  При подготовке детей ясельных групп ко сну желательно использовать потешки:

Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке,

Детки все по люлечкам...

Спят - поспят, всему миру спят велят.

Во время одевания на прогулку:

Вот они, сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки,

Если дождичек пойдет,

Наденем калошки;

Этот - с правой ножки,

Этот - с левой ножки.

Вот так хорошо!

    Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывание ее спать.

    Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач».

    Воспитатели могут вводить в игры - забавы хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, в игре - забаве «Моя доченька» малыши слышат уже знакомые им «Баю-баюшки- баю», «Катя, Катя маленькая...».

    В развлечении «Солнышко, загляни в окошечко»:

Солнышко, солнышко,

Загляни в окошечко.

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Дождик, дождик,

Полно лить,

Малых детушек мочить.

  В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Что так рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

Наши уточки с утра:

Кря,кря, кря.

Наши гуси у пруда:

Га-га! Га-га! Га-га! Наши курочки в окно:

Ко-ко, ко-ко, ко-ко...

На дубочке,

Тут сидят два голубочка.

У них шейки голубые,

У них перья золотые.

     Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста не велик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развитию детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. С целью развития   диалогической речи детей можно использовать следующие потешки:

Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть
Либо деточке снесть?
- «Я и сам укушу,
Да и деточке снесу».

 

Собака на кухне пироги печет.

Кот в углу сухари толчет.

Кошка в окошке платье шьет.

Курочка в сапожках избушку метет.

Вымела избушку, положила половичок:

- Ляг, половичок, под порог на бочок!

 

- Котятки, котятки, малые ребятки!

А кто у вас больший? А кто у вас меньший?

- Мы все подрастем, за мышами пойдем.

Один дедушка-кот будет дома сидеть

Да на печке лежать - нас с добром поджидать.

 

Тень-тень-потетень, выше города плетень.

Сели звери на плетень, похвалялись целый день.

Похвалялася лиса: "Всему свету я краса!"

Похвалялся зайка: "Пойди, догоняй-ка!"

Похвалялися ежи: "У нас шубы хороши!"

Похвалялся медведь: "Могу песни я петь!"

 

Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик гриб сорвал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну а этот?

- Он все съел,
Оттого и потолстел!

 

-Кисонька, мурысонька, ты где была?
-На мельничке.
-А что ты там делала?
-Муку молола.
- А что из муки пекла?
-Пирожки.
-Пирожки вкусны?
-Вкусны, горячи.
-С кем съела?
-Одна.
Тут берут ребенка за нос и треплют из стороны в сторону:
-Не ешь одна, не ешь одна!

 

Кудели, кудели,
На Святой неделе,
Куда Машу дели?
-Никуда не дели,
Пряжу мотали,
Бабе помогали.
Вот как славно сделали кудели,

Головкой повертели,

чтоб глазки блестели,

люди глядели!»

 

-Что в горбу?
-Денежки.
-Кто наклал?
-Дедушко
-Чем черпал?
-Ковшичком.
-А каким?
-Деревянненьким,
Позолоченным.

 

Валяй, баба, каравай,
Пришел к бабе пономарь.
-Дай, баба, теста.
-Тесто пресно,
В печку не лезет.
Печь не печет,
Пирожков не дает.

 

Совушка – сова,
Большая голова,
На дереве сидит,
Во все стороны глядит,
И всем говорит:
-Никто совушку не бьет,
И за ушки не дерет.

 

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка - хороший!

Ванечка - пригожий!

 

    В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям.
     Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

     Необходимо подобрать соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогали бы детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке необходимо разместить книги - игрушки, книги - раскладушки, книги - картинки, книжки - малышки.
        Здесь же поместить фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержания знакомых потешек.

    Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста. Поможет и улыбка, спокойный, слегка игривый тон.
Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость. Так, воспитатели, играя с ребенком, могут напевать потешки или проговаривать их детям. Ласковое обращение к ребенку - «пшеничный колосочек, лазоревый цветочек» и т.д. создают эмоциональный положительный фон, снимает напряжение, успокаивает и радует ребенка. 

    Очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой целью можно обыгрывать малые формы фольклора, используя красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты. Не забывайте, что детей, особенно маленьких, надо учить играя.
    С тех пор, как появились   потешки, прошло немало лет, а до сих пор они не утратили своей актуальности. И сегодня, дети так же, как и во все времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове. Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство. Народное слово - непревзойденный «учитель»: вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело «вплетать» их в повседневную речь.

  Следует принять во внимание, что для маленького ребенка значимыми являются не просто разговоры, рассказы о чем-то или о ком-то. Ему необходимо быть соучастником происходящего и слышать от взрослого непосредственное обращение к себе, чтобы чувствовать отношение мамы, папы или бабушки и других в конкретной ситуации, понимать их настроение в данный момент.

   Дошкольники очень восприимчивы к слову, все быстро запоминают и воспроизводят: у них активно "работает" непроизвольная память, то есть они запоминают все буквально, даже не желая того. Образная, богатая синонимами, эпитетами и описаниями речь у детей младшего дошкольного возраста - явление крайне редкое. А между тем овладение речью в возрасте 2-3 лет имеет ключевое значение: именно этот период наиболее сенситивен к ее усвоению.

  Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи малыша на самотек. Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером или у телевизора), редко слышит рассказы и сказки из уст родителей и воспитателей. Поэтому закономерны те проблемы, с которыми сталкиваются родители и воспитатели, ставя задачу развития речи дошкольника с младшего возраста.

      Наиболее типичные из них:

1. Состоящая лишь из простых, как правило, нераспространенных предложений речь. Неумение грамматически правильно построить распространенное предложение.

2. Лексически бедная речь, недостаточный словарный запас, неумение подобрать синоним, назвать признак предмета.

3. Использование в речи сленговых слов, рекламных клише, нелитературных слов и выражений.

4. Неспособность грамотно сформулировать вопрос.

5. Неспособность построить монолог, например сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему.

6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, нежелание и неумение объяснить свою позицию, точку зрения, обосновать просьбу, выразить протест.

7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и.т.д.

8. Плохая дикция.

  Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием младших дошкольников. Особое место в этом процессе отводится использованию художественных текстов: потешек, колыбельных песен, сказок, детских стихов, пословиц и поговорок и.т.д.

    Используя определенные формы работы с художественной литературой, воспитатель становится активным участником процесса речевого развития младшего дошкольника. В качестве материала для развития речи дошкольника можно использовать произведения малых жанров (колыбельные песни, потешки, поговорки, скороговорки, считалочки, загадки). Это обусловлено возрастными особенностями младших дошкольников, прежде всего свойствами их памяти, а также способностью контролировать внимание лишь на короткий период времени

 

   Таким образом, можно сделать вывод, что потешки комплексно и разнонаправленно воздействуют на ребенка, формируют его восприятие, диалогическую речь и память. Они не только способствуют его физическому развитию, но и создают предпосылки для познания мира. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его воспитание детей.

  Первыми книжками для чтения должны стать народные потешки, так как ребенку легче воспринять именно данные тексты, где многие песенки, прибаутки, считалки он уже слышал от мамы в устном исполнении или в виде песенок. В текстах потешек очень много слов, приближенных к детской речи: киса, зайка, петя (петушок), что тоже облегчает понимание текста ребенком. Кроме того, большинство потешек построены в форме диалогов, этим они близки к разговорной речи, более легкой для восприятия. И, наконец, потешки содержат много повторов, что улучшает их понимание.
   Потешки ценны не только потому, что доступны для восприятия маленького ребенка. Еще одно важное качество потешек - наличие большого количества ударных рифм, поэтому чтение таких текстов способствует воспитанию чувства ритма, развитию фонематического слуха. Стихи с такой рифмовкой легче запоминаются и, таким образом, легче закрепляются конкретные грамматические формы, на которые падает ударение. Словом, потешки - это готовые образцы речи, доступные детям и помогающие развитию речи.
     В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его воспитание детей.

 

 























































































Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М.: Академия, 2000.-347 с.

2. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание.-1999.

3. Гальперин П. Я. Введение в психологию. – Ростов-на-Дону, 1999. – 345 с.

4. Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б. Ф. Сергеева. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 160 с.: ил.

5. Запорожец А. В. Психология. – 2-е изд. – М.: Учпедгиз, 1961. – 228 с.

6. Лешли Д. Работать с маленькими, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ.: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.

7. Мир детства: Дошкольник. Составители: Л. Е. Журова, Т. С. Комарова. – М.: Педагогика, 1979. – 416 с.

8. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Владос, 2000. – кн. 1: Общие основы психологии. – 345 с.

9.Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Владос, 2000. – кн. 2: Психология образования. – 390 с.

10. Павлова Л. А. Малыш учится говорить // Дошкольное воспитание. – 1990. - №8. – С. 84 – 86.

11.Павлова Л. Д. Раннее детство: развитие речи и мышления / Л. Д. Павлова. – М., 2000. – 208 с.

12. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. – М., 1996. – 347 с.

13.Развитие речи у детей до трёх лет. – М.: Эксмо, 2005. – 208 с.

14.  Расти малыш! Составители: Ю. В. Артемьева, Е. Б. Никанорова, М. В. Тоскина. – С.-Пб.: Час Пик, 1992. – 368 с.

15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – С.-Пб.: Питер, 2001. - 433 с.

 

 

 

     

 

 

                                                    

 

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М.: Академия, 2000.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М.: Академия, 1999.

3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. -М.: Учпедгиз, 1957. -24

4. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание.-1992

5. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить (Развитие речи). _ СПб.: «Паритет», 2005.

6. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание.-1985

7. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм// Дошк. воспитание.-1991

8. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). -М.: Педагогика, 1972.

9. Криницына Н. Дети любят потешки // Дошк. воспитание.-1991.-№11.-

10. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.

11. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. -М.: Просвещение, 1987.

12. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина -М.: Просвещение, 1984.

13. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7

14. Тарасова Т. Мальчик - пальчик, где ты был? (о роли игр - забав в жизни дошкольника) // Дошк. воспитание.-1995.-№12.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: