Налогообложение в экономике США

Рассмотрим в качестве примера структуру налогообложения в США.

Начнем с фактов, касающихся налогов. Органы вла­сти в Соединенных Штатах — Федеральное прави­тельство, правительства штатов и местные органы — собирают в виде налогов сумму, равную почти 1/3 ВНП. Как видно из данных, приведенных в табл. 1, этот показатель ниже, чем в большинстве промышленно развитых стран, но в то же время он значительно превышает показатель любого из мир­ных периодов, предшествовавших второй мировой войне.

В табл. 2 показаны источники государствен­ных доходов в Соединенных Штатах. Лишь неболь­шая часть государственных доходов поступает в форме оплаты услуг государства, а подавляющую часть дают налоги. Большая часть налогов (62%) взимается Федеральным правительством, которое затем перераспределяет некоторые из этих доходов между штатами и местными органами власти.

 

ТАБЛИЦА 1. Государственные доходы в % от ВНП[3]

Страна Отношение налогов к ВНП, %
Швеция 60
Бельгия 45
Германия 45
Италия 45
Великобритания 42
Канада 39
Австралия 33
Соединенные Штаты 32
Япония 30

 

Тремя главными источниками государственных доходов являются: личный подоходный налог, отчис­ления на социальное страхование, а также акциз­ные сборы и налоги с продаж. Последний компо­нент является наиболее значительным источником доходов для правительств штатов. Закон о налоговой реформе 1986 г. сократил налоговые ставки на лич­ные доходы и увеличил налоги на корпорации; но даже при этом личный подоходный налог, введен­ный в 1913 г., и в будущем останется крупнейшим источником доходов государства.

 

ТАБЛИЦА 2. Источники государственных доходов в Соединенных Штатах в 1985 г. (в % от суммы чистых государственных доходов)[4]

 Источник Федеральное правительство Правительства штатов и местные органы власти Итого
Личный    подоходный налог                          26,7 5,7 32,4
Социальное страхование 24,6 3,5 28,1
 Налог на      прибыль корпораций 5,8 1,4 7,2
 Налог на собственность 8,5 8,5
Акцизы и налоги с продаж 2,8 13,3 16,1
Таможенные пошлины (тарифы) 1,0 1,0
Прочие (включая неналоговые поступления) 1,3 5,4 6,7
Итого 62,2 37,8 100,0
Федеральные субсидии правительствам штатов и местным органам власти -7,8 +7,8

 

Более четверти государственных доходов поступа­ет от налогов на социальное страхование. Эти нало­ги являются отчислениями, дающими право тем, кто их производит, на получение пенсии и выплат по нетрудоспособности. Из-за того, что платежи в систему социального страхования не являются добровольными, их принято относить скорее к налогам, чем к страховым взносам. Обязательность системы социального страхования аргументируется тем об­стоятельством, что некоторые люди недостаточно предусмотрительны для того, чтобы обеспечить свои собственные нужды в старости или в случае нетрудоспособности.

 

ТАБЛИЦА 3. Структура налоговых поступлений в Соединенных Штатах (в % от общих налоговых поступлений)[5]

  Подоходный налог, социальное страхование Налоги на прибыли корпораций Налоги на продажи, акцизы, таможенные сборы Налоги на собствен-ность Прочие налоги
1902 ¾ ¾ 30,3 41,8 27,9
1927 7,8 11,1 12,8 38,8 29,5
1985 60,5 7,2 17,1 8,5 6,7

Налоги с продаж и акцизные сборы, которые по своему значению стоят на втором месте, являются налогами, взимаемыми с продаж определенных товаров. На федеральном уровне имеются акцизы на алкогольные напитки и табачные изделия, а также на автомобили, телефонные переговоры и авиационные билеты. На уровне штатов и местных органов важным источником доходов являются налоги на продажи вообще (при этом некоторые товары часто от них освобождаются).

Налог на прибыли корпорации взимается с ба­лансовых доходов корпораций. Налоги на прибыли корпо­раций в 1949 г. давали почти 25% поступлений Фе­дерального правительства, но к 1985 г. эта доля упа­ла до менее чем 10%. Закон о налоговой реформе 1986 г. увеличил налоги на доходы корпораций, в результате чего они составили 13% общей суммы федеральных доходов. Налог на доходы корпораций весьма противоречив. Экономисты подчеркивают, что прибыли корпораций облагаются налогом дваж­ды. Первый раз — когда корпорация получает при­были. Затем при выплате корпорацией полученной прибыли владельцам акций в виде дивидендов по­следние вновь облагаются налогом. Несмотря на эту критику, Закон о налогах 1986 г. увеличил налоги на корпорации.

Структура налогов США подобно налоговой структуре других стран в этом столетии подверглась радикальным изменениям. Как показано в табл. 3, в 1902 г. большинство налоговых поступлений было получено от налогов на собственность и продажи, а также от акцизных сборов и таможенных пошлин (тарифов) на импортируемые товары. Налога на личные доходы и на прибыли корпораций не суще­ствовало вообще. Однако изменилась не только структура налогов, но и их общая сумма. Совокуп­ные налоговые поступления в 1902 г. составили лишь 8% суммы доходов (ВНП). Сегодня же они составляют более 30%. Конечно, в то время прави­тельство делало гораздо меньше. Из небольшой ве­личины тогдашнего бюджета на оборону и пособия для ветеранов направлялось существенно больше половины всей суммы; лишь малая часть шла на со­циальные нужды.

В Соединенных Штатах не практикуется налог на добавленную стоимость, являющийся важным ис­точником государственных доходов во многих стра­нах, особенно европейских. Налог на добавленную стоимость эквивалентен обычному налогу на роз­ничную торговлю, взимаемому по общей ставке со всех товаров, продаваемых в экономике. Налог на добавленную стоимость взимается на всех стадиях производства. Сумма, подлежащая налогообложе­нию на каждой стадии, не равна цене продажи, а составляет всего лишь добавленную стоимость, т.е. равна цене продажи за вычетом затрат на покупку факторов производства. Таким образом, производи­тель автомобилей, который покупает сталь и по­крышки у других фирм, платит налог на добавленную стоимость, которым облагается стоимость про­данных автомобилей за вычетом стоимости закуп­ленных и использованных в производстве стали и покрышек. Фирма, торгующая автомобилями в роз­ницу, платит в свою очередь налог со стоимости своих продаж, уменьшенной на сумму, выплачен­ную производителю этих автомобилей. Складывая собранные на каждой стадии налоги, легко увидеть, что итоговая сумма налога на добавленную стои­мость представляет собой не что иное, как налог не­посредственно на розничную торговлю.




double arrow
Сейчас читают про: