Итоги развития и состояние малого бизнеса на данном этапе.
Как показало время, малое предпринимательство постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве страны.
Незначительный спад числа малых предприятий на территории РФ, наблюдаемый в 1996-1997 гг., в 1998 г. практически прекратился. По состоянию на 1 января 1999 г. в России действовало 868 тыс. малых предприятий (по сравнению с их количеством на 1 января 1998 г. прирост составил лишь 6,9 тыс. малых предприятий, или 0,8%).
Вместе с тем следует отметить стабильный рост числа предприятий в таких отраслях, как здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (на 39,8% - в 1997 г., на 12,1% - в 1998 г.), операции с недвижимым имуществом (на 19,9% и на 26,8% соответственно), торговля и общественное питание (на 3,8% и на 3,6%). Продолжало сокращаться число малых предприятий, работающих в отрасли "наука и научное обслуживание" (на 6,2% и на 11,4%).
Отраслевая структура малого бизнеса постепенно меняется в сторону увеличения доли предприятий торговли и общественного питания и уменьшения доли строительных организаций, предприятий, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка, наукой и научным обслуживанием.
Основные показатели деятельности малых предприятий Санкт-Петербурга в 2001 году представлены в таблице 1. (по данным Петербургкомстата и УМНС РФ по Санкт-Петербургу)
Таблица 1
| № | Наименование показателя | На 01.01.2002 г. |
| 1 | Количество малых предприятий | 124,7 тыс. |
| 2 | Численность занятых на малых предприятиях | 627,0 тыс. чел. |
| 3 | Объем произведенной малыми предприятиями продукции (услуг) | 48 млрд. руб. |
| 4 | Доля налоговых поступлений от малого предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений в бюджет Санкт-Петербурга | 30% |
Основные показатели деятельности малых и средних предприятий Санкт-Петербурга в 2000 году (в отраслевом разрезе).
Таблица 2
| Малые предприятия | |||||||
| Показатели | Промышленность | Транспорт | Связь | Строительство | Торговля и общественное питание | Жилищно-коммунальное хозяйство | Всего по основным отраслям экономики |
| Число предприятий, ед. | 3958 | 2 49 | 148 | 4071 | 14315 | 150 | 29895 |
| Доля предприятий в общем количестве предприятий в регионе, в % | 2,8 | 0,2 | 0,1 | 2,8 | 10,0 | 0,1 | 21 |
| Структура предприятий по основным отраслям экономики, в % | 11,6 | 0,7 | 0,4 | 12 | 42,1 | 0,4 | 87,9 |
| Средняя численность работников, человек | 59518 | 3568 | 1564 | 60315 | 99581 | 1905 | 279420 |
| Распределение занятых на предприятиях по основным отраслям экономики, в % | 18 | 1,1 | 0,5 | 18,3 | 30,2 | 0,6 | 84,7 |
| Выручка от реализации товаров, работ, услуг, тыс. руб. | 23224337 | 1361700 | 351311,2 | 33658515,3 | 124279355,4 | 306645,6 | 206511626,7 |
| Средний размер выручки от реализации товаров, работ, услуг в расчете на одного работника предприятия, тыс. рублей | 5867.7 | 5468.7 | 2373.7 | 8267.9 | 8681.8 | 2044.3 | 6907.9 |
| Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. | 1595151 | 154073 | -37926 | 2498588 | 854568 | 8593 | 5680581 |
| Доля прибыльных предприятий по основным отраслям экономики, (%) | 78,3 | 71,4 | 73,0 | 79,7 | 72,8 | 70,8 | 74,6 |
Таблица 3
Основные показатели деятельности малых предприятий
(по данным Государственного комитета России по статистике)
Общие сведения
| Показатели | 2000 год | в % от федерального округа | в % от РФ |
| 2000 | 2000 | ||
| Количество МП | 109165 | 69,8 | 12,4 |
| Общая численность занятых на МП, чел. | 722555 | 61 | 9,5 |
| Численность постоянно работающих на МП, чел. | 627495 | 61 | 9,5 |
| Выпуск товаров и услуг в фактических ценах (без НДС и акциза) по всем видам деятельности, млн. руб | 48126,3. | 53,4 | 7,8 |
| Выручка от реализации товаров, продукции (работ, услуг) (без НДС и акцизов), млн. руб. | 225494,9 | 67,1 | 11,6 |
| Прибыль (убыток) | |||
| Объем инвестиций в основной капитал, млн. руб | 2428,8. | 63 | 8,2 |
Показатели уровня развития малых предприятий
| Показатели | 2000 год | в среднем по федеральному округу | в среднем по РФ |
| 2000 | 2000 | ||
| Количество МП на 1000 жителей, ед. | 23 | 11 | 6 |
| Доля МП в общем числе предприятий и организаций, % | 50,6 | 39,7 | 26,4 |
Количество малых предприятий в РФ на 1 апреля 2003 года составило 886.2 тыс., что на 1.3% больше показателя аналогичного периода прошлого года. Об этом свидетельствуют данные Госкомстата России.
Структура распределения малых предприятий по основным отраслям экономики за год существенно не изменилась - безусловным лидером остается торговля и общественное питание (47,1% от общего числа МП против 47,9% в апреле 2002 года), за ним следует промышленность (13,2% против 13,7%) и строительство (13,1% против 12,8%).
Количество замещенных рабочих мест (с учетом совместителей) на МП за год увеличилось на 5% до 7,84 млн. Таким образом, этот сектор экономики обеспечивает около 12% от общего числа рабочих мест в РФ.
В I квартале 2003 года малыми предприятиями было произведено продукции в действующих ценах на сумму 363 млрд руб., что составляет 12,5% от общего объема российского ВВП (в основных ценах). В аналогичный период прошлого года доля малых предприятий в производстве ВВП равнялась 9,5%.
2.2 Проблемы малого бизнеса
Многие характерные особенности становления малого предпринимательства в России напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом. Для оценки уровня значимости этих проблем можно использовать данные социологических опросов (таблица 4).
Таблица 4
Основные проблемы частного предпринимательства в России
| Порядок значимости по мере упоминания | Основные проблемы |
| 1 | Налоги |
| 2 | Законодательство |
| 3 | Инфляция |
| 4 | Экономическая ситуация в целом |
| 5 | Поставки, дефицит |
| 6 | Трудности получения и высокая ставка за кредит |
| 7 | Неплатежеспособность партнёров, клиентов |
| 8 | Несовершенство банковской системы |
| 9 | Политическая ситуация |
| 10 | Бюрократия |
| 11 | Действия правительства, властей, ЦБ; коррупция, взятки |
| 12 | Трудности с арендой, недостаток площадей, офисов |
| 13 | Недостаток информации, культуры, опыта |
| 14 | Кадровые проблемы |
| 15 | Рэкет |
| 16 | Отрицательное отношение к предпринимателям |
Августовский кризис в России показал, что в нашей стране средний класс, класс собственников, существует как реальность. И наша беда, что мы поняли это такой ценой.
Наличие прослойки, пусть очень маленькой, собственников-предпринимателей обозначило и их проблемы. Так в Резолюции I Всероссийского съезда предпринимателей малых предприятий были выделены следующие проблемы:
ü Медленно идет процесс создания инфраструктуры малого бизнеса;
ü Низкими темпами происходит увеличение числа малых предприятий, особенно в производственной сфере;
ü Не во многих регионах разработаны и приняты органами власти нормативные акты, региональные программы развития малого предпринимательства, а там где они приняты, реализация их происходит далеко не в полной мере;
ü Недостаточно налажено взаимодействие регионов, как в плане обмена информацией и опытом по развитию малого предпринимательства, так и в организации практического хозяйственного взаимодействия предпринимателей различных регионов между собой.
Если затронуть проблему финансирования, то до октября 1995 года проблемой финансирования малого бизнеса никто официально не занимался. Многие банки, не проявляя особого желания вкладывать инвестиции в малые предприятия, объясняют это тем, что количество затрачиваемого времени и усилий на оформление кредита размером 100 тыс.долл. и 10 млн.долл. одинаково, а получаемый доход разнится во много раз. Кстати, здесь наши проблемы не отличаются от западных, и там финансовые структуры неохотно занимаются этим родом деятельности.
Большинство кредитных организаций, имеющих связи с малым бизнесом, находятся в регионах и не имеют достаточного оборотного капитала. В первую очередь кредиты получают те производства, продукция которых пользуется наибольшим спросом: переработка продуктов питания, деревообработка, разлив напитков, складские и транспортные услуги, легкая промышленность. И очень немногие занимаются финансированием инновационного бизнеса – новых наукоемких технологий, которые определяют будущее технологического прогресса.
Перейдем от общих проблем к более частным, которые непосредственно затрагивают предпринимателей и являются причиной развала предприятия.
Многие малые предприятия угасают уже в самом начале своей деятельности. Например, из 600 тысяч новых предприятий, ежегодно возникающих в США, только половина дотягивает до 18 месяцев и только одно из пяти доживает до 10 лет.
Возможно, главной причиной является легкость создания предприятия. Но ведь свобода выбора означает не только свободу успеха, но и свободу неудач.
Сами же руководители малых предприятий выделяют следующие причины:
44% опрошенных главной причиной называют некомпетентность;
17% - отсутствие управленческого опыта;
16% - несбалансированный опыт: недостаток опыта в маркетинге, финансах, снабжении и производстве;
15% - отсутствие опыта работы в отрасли;
1% - небрежность в ведении дел;
1% - мошенничество или бедствие;
6% - иные причины, с которыми сталкиваются руководители малых фирм.
Стоит также отметить, что лишь 20% руководителей предприятий имеют соответствующее образование.
Конечно, основной проблемой из всех выше названных является проблема, главным образом представляющая отношения малого бизнеса и государства.






