Раздел II. Пути совершенствования информационной базы Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области

 

Формирование информационной базы принятия управленческих решений в органах государственной власти осуществляется на всех уровнях управления. Более подробно этот процесс можно рассмотреть в Управлении государственным имуществом Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области.В структуру Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области входят: Управление государственным имуществом, Управление земельными ресурсами, юридический отдел, отдел бухгалтерского учета и делопроизводства. В структуру Управления государственным имуществом входят: отдел управления государственным имуществом предприятий и организаций и отдел реестра и аренды государственного имущества. В Управление земельными ресурсами входят: отдел управления государственными землями, отдел реестра государственных земель, отдел оборота земель сельскохозяйственного назначения.В своей деятельности Управление государственным имуществом руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами, принимаемыми областной Думой и правительством Белгородской области, приказами и распоряжениями начальника Департамента. Основными целями деятельности Управления является:1) формирование системы учета объектов государственной собственности на территории Белгородской области;2) обеспечение единого правового режима и взаимодействия по вопросам управления объектами недвижимости и земельными участками под ними.3) увеличение доходов областного бюджета на основе эффективного управления и распоряжения государственным имуществом, относящимся к государственной собственности Белгородской области[15].В соответствии с поставленными целями Управление в своей деятельности решает следующие основные задачи:1) регулирование и упорядочение арендных отношений между организациями - балансодержателями и арендаторами в порядке, предусмотренном действующим законодательством;2) обеспечение создания системы учета и контроля за использованием государственного имущества.3) учет объектов государственной собственности и формирование реестра государственной собственности Белгородской области;4) упорядочение использования государственного имущества, составляющего казну области, а также находящегося в хозяйственном ведении и оперативном управлении организаций, относящихся к государственной собственности области;5) организация взаимодействия в области управления и распоряжения государственным имуществом с территориальным управлением Минимущества России по Белгородской области, органами исполнительной власти и местного самоуправления;6) обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества[16]. Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:1) контролирует перечисление в областной бюджет поступление средств от аренды государственного имущества;2) осуществляет мониторинг величины платы за аренду объектов областного недвижимого имущества, остающейся в соответствии с действующим законодательством в распоряжении балансодержателей и учитываемой в доходах областного бюджета;3) готовит для заключения договоры аренды на нежилые помещения и имущество, находящееся в областной собственности;4) осуществляет учет договоров аренды, безвозмездного пользования, залога и иного обременения государственного имущества;5) готовит предложения по изменению ставок арендной платы за нежилые помещения;6) организует торги на право заключения договоров аренды объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности;7) выявляет и осуществляет учет резерва нежилого фонда для размещения в оперативном порядке (или улучшения условий размещения) государственных органов управления области;8) оказывает методическую помощь городским и районным комитетам, отделам и специалистам, занимающимися вопросами управления муниципальным имуществом.9) контролирует рациональное использование служебных зданий, помещений и сооружений, находящихся в областной собственности;10) осуществляет проверки порядка распоряжения, использования по назначению и сохранности государственного имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными унитарными предприятиями и учреждениями, а также переданного в пользование в установленном порядке иным лицам, при выявлении нецелевого использования или порчи государственного имущества принимает необходимые меры в соответствии с действующим законодательством РФ;11) создает, обеспечивает ведение реестра государственной собственности Белгородской области и постоянную актуализацию его данных, выдает свидетельства о внесении в реестр установленного образца;12) координирует работы по представлению необходимой для обновления реестра государственной собственности области информации областными государственными унитарными предприятиями и учреждениями, акционерными обществами, имеющими доли участия области и иными организациями;13) ежегодно готовит для представления в областную Думу реестр государственной собственности Белгородской области;14) организует работу по государственной регистрации объектов недвижимости, являющихся казенным имуществом области;15) осуществляет взаимодействие с учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Белгородской области по вопросам регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;16) готовит проекты нормативных документов, касающихся вопросов деятельности Управления.17) осуществляет взаимодействие с территориальным управлением Минимущества России по Белгородской области по вопросам управления государственной собственностью[17]. В соответствии с поставленными целями, задачами и функциями работники Управления для формирования информационной базы принятия управленческих решений имеют право:1) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от должностных лиц предприятий, учреждений и организаций Белгородской области, информацию, необходимую для выполнения основных функций Управления;2) пользоваться имеющимися в Департаменте персональными компьютерами и другими средствами вычислительной копировальной техники, необходимыми для осуществления деятельности Управления;3) пользоваться в установленном порядке информационными базами данных;4) вносить предложения руководству Департамента по улучшению условий работы и взаимодействия с Управлением земельными ресурсами Департамента по реализации задач, стоящих перед Департаментом;5) представлять Департамент в органах власти и управления, организациях и учреждениях по вопросам, входящим в компетенцию Управления.В соответствии с реализуемыми в настоящее время программами социально-экономического развития и модернизации системы государственного управления в Управлении государственным имуществом предусматриваются мероприятия, направленные на:1) повышение квалификации государственных служащих и уровня технической оснащенности государственной службы;2) обеспечение информационной открытости и прозрачности процедур разработки принятия государственных решений, реализации прав граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти;3) формирование современной телекоммуникационной инфраструктуры;4) обеспечение роста объемов финансирования государственных программ и проектов, предусматривающих использование информационных технологий в деятельности органов государственной власти;5) распространение опыта успешного использования информационных технологий в деятельности органов государственной власти.Данные мероприятия создают необходимые предпосылки для формирования эффективной информационной базы принятия управленческих решений в Управлении государственным имуществом.Развитие программам социально-экономического развития и модернизации системы государственного управления связано еще и с тем, что созданная ранее система информационных связей перестала в полной мере соответствовать современным требованиям. Это объясняется, прежде всего, тем, что переход страны к рыночной экономике потребовал нового подхода к информационной и информационно-аналитической поддержке в сфере государственного управления. Информация стала рассматриваться как ресурс, без которого нельзя использовать современные технологии и методы управления. В связи с этим информационная система государственного управления постоянно видоизменяется, совершенствуется, приобретает новое качество.Прежде всего, это достигается за счет использования современных автоматических информационных систем управления, новой компьютерной техники и других средств коммуникации. В данный момент сдвиги в техническом оснащении рабочих мест в системе государственного управления на лицо, хотя полностью потребность в компьютеризации будет удовлетворена еще не скоро. В зависимости от возможностей технических средств выделяют механизированные, автоматические и автоматизированные информационные системы в управлении. Распространение получают комбинированные информационные системы, сочетающие механические средства ручного обращения с информацией, электронно-вычислительную технику и человеческий разум. Есть несколько направлений деятельности по формированию таких систем. Одно – чисто технико-технологическое, решаемое кибернетиками и другими специалистами в области электронно-вычислительной техники и информатики. Другое – непосредственно управленческое – состоит в стандартизации и унификации управленческой информации, и продвижение по нему идет пока медленно. В результате существуют как бы две подсистемы в управлении, недостаточно связанные между собой: подсистема управленческой информации, которая обрабатывается в ручную, передается обычными почтовыми, телеграфными средствами, выражается часто в произвольной форме и другая, приспособленная к условиям и требованиям электронно-вычислительной техники, обрабатывается и передается ею. Информатика как новая механизированная технология сбора, передачи, переработки и использования информации, основанная на новейших ЭВМ и периферийных устройствах, средствах коммуникации и взаимосвязях человека с информацией, занимает незначительное место в информационном обеспечении государственного управления. Третье направление связано с тем, что информация в государственном управлении при обработке и хранении ее любыми средствами во многом имеет правовой характер, основана на правовых нормах и часто служит юридическим основанием для принятия управленческих решений. Сегодня имеется возможность не только давать информацию на обработку машинам и потом пользоваться подготовленными ими материалами, а через информационную систему, точнее, через средства информатики вырабатывать и реализовывать целеполагающие, организующие и регулирующие воздействия, получать и оценивать отчетную, учетную и контрольную информацию, вести прямой разговор с иными управляющими и управляемыми компонентами. Для этого надо юридически решить вопросы о непосредственном сочленении информационной системы и системы государственного управления, а также полномочиях должностных лиц совершать юридически значимые действия путем введения соответствующей информации в информационную систему.Во-вторых, путем дифференциации информационных потоков и создания на их основе специализированных банков данных.В-третьих, на совершенствование государственной службы как информационно-коммуникационной системы большое влияние оказывают меры организационного порядка. В стране создается единая система федеральных, региональных и муниципальных информационно-аналитических служб. На федеральном уровне такую роль выполняет Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации. Сложнее идет процесс создания аналитических служб на муниципальном уровне в связи с незавершенностью их формированияВ-четвертых, жизнеспособность государственной власти как информационной системы в решающей степени зависит от уровня подготовки кадров государственных и муниципальных служащих, их умения использовать современные информационные технические средства, автоматизированные системы управления. Положительно то, что значительная часть управленческих кадров прошла в последние годы своеобразный «техминимум» по овладению новой техникой и информационно-коммуникационными технологиями, получила опыт использования технических новшеств в практической работе. Большая работа с кадрами в деле овладения основами информатики приводится в учебных заведениях: РАГС, региональных академиях государственной службы, вузах, где осуществляется подготовка кадров государственного управления. Проводимая работа положительно сказывается на качестве использования информации кадрами, составляющими профессиональный стержень государственной службы.В-пятых, совершенствование информационно-коммуникационных связей внутри государственных органов обеспечивается за счет подключения сетей информации к аналогичным системам в странах Западной Европы, странах СНГ, что обеспечивает расширение информационных потоков и обогащает их содержательную насыщенность. Такая практика позволяет использовать обогащенную информацию в различных сферах, в том числе в области экономики, науки, образования, культуры.Все это в определенной степени характеризует информационную систему государственного управления как открытую для взаимодействия с другими информационными системами общества, что является не маловажным фактором формирования информационной базы принятия управленческих решений в системе государственного управления.Сейчас поступающие в Управление государственным имуществом документы различных служб, предприятий и организаций зачастую не содержат сведений, достаточных для формирования информационной базы принятия управленческих решений. Они обычно разрознены и не систематизированы, не дают целенаправленного и адекватного представления об объектах управления, рисуют противоположную картину, поскольку содержащиеся в них данные неоднозначно, а порой и разнонаправлено характеризуют происходящие процессы. При большом количестве информации часто отсутствует релевантность, государственные структуры захлестнуты потоками документов, не отвечающими и потребностям.Существенную роль в повышении результативности использования информации могли бы сыграть ее систематизация, обработка, аккумулирование и экспертиза. Организацию этой работы, а также анализ поступающей информации, ее видов, качества и актуальности можно возложить на соответствующие органы, например информационно-аналитический отдел или аналитическую группу. Такое подразделение, на ряду с определением результативности поступающей информации, должно прогнозировать ее влияние на деятельность органа управления.В функции этой службы следовало бы включить:· обобщение информации по конкретному вопросу, поступающей из различных источников;· систематизацию оценок конкретной проблемы, предоставление потребителю возможных (в необходимых случаях альтернативных) вариантов подхода к решению проблемы;· формирование выводов на основе анализа предложений о политических, организационных действиях органа управления по рассматриваемому вопросу (например, принятие конкретных мер либо оставление проблемы без внимания).Эта служба должна отслеживать поступающую в управленческую структуру информацию и заблаговременно организовывать поступление недостающей (фактографической или оценочной), а также готовить краткие документы, включающие описание существа проблемы, подходы к ее решению, оптимальный вариант решения, сопровождаемый прогнозом положительных и отрицательных последствий.Существенный вклад в обеспечение необходимого качественного уровня формирования информационной базы должны внести нормативные акты, регулирующие информационные процессы в организации власти и управления. Если ответственность лица, находящегося «внизу» этого процесса, не определена должностной инструкцией (или иным нормативным документом), то велика вероятность, что информация, направляемая в управленческую структуру, будет искажена.Сейчас установление обязанностей должностных лиц и введение должностных инструкций по сбору, обработке, передаче, хранению информации, поступающей в органы государственного управления, предусматриваются законом РФ об информации, информационных технологиях и защите информации, от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ, а также множеством других правовых норм[18].Однако, учитывая требования к качеству и достоверности информации, надежности и устойчивости информационного обеспечения назрела необходимость в указе Президента РФ и законе об информационном обеспечении органов государственной власти и управления, которые более конкретно регламентировали бы правовое регулирование данных видов информационных отношений. Поскольку от достоверности, своевременности и полноты информации зависит качество принимаемых решений, эти акты также должны предусматривать конкретную ответственность за предоставляемую информацию. Введение таких мер должно позволить существенно повысить качество информационного обеспечения и управляющего воздействия органов государственной власти.Таким образом,в настоящее время в Управлении государственным имуществом Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области реализуются программы социально-экономического развития и модернизации системы государственного управления. Предусмотренные в них мероприятия создают необходимые предпосылки для формирования эффективной информационной базы принятия управленческих решений.Сегодня информация стала рассматриваться как ресурс, без которого нельзя использовать современные технологии и методы управления. В связи с этим информационная система государственного управления постоянно видоизменяется, совершенствуется, приобретает новое качество. Прежде всего, это достигается за счет использования современных автоматических информационных систем управления, новой компьютерной техники и других средств коммуникации, путем дифференциации информационных потоков и создания на их основе специализированных банков данных.

На совершенствование государственной службы как информационно-коммуникационной системы большое влияние оказывают меры организационного порядка. В стране создается единая система федеральных, региональных и муниципальных информационно-аналитических служб.

Жизнеспособность государственной власти как информационной системы в решающей степени зависит от уровня подготовки кадров государственных и муниципальных служащих, их умения использовать современные информационные технические средства, автоматизированные системы управления.

Все это в определенной степени характеризует информационную систему государственного управления как открытую для взаимодействия с другими информационными системами общества, что является не маловажным фактором формирования информационной базы принятия управленческих решений в системе государственного управления.Существенную роль в повышении результативности использования информации могли бы сыграть ее систематизация, обработка, аккумулирование и экспертиза. Организацию этой работы, а также анализ поступающей информации, ее видов, качества и актуальности можно возложить на соответствующие органы, например информационно-аналитический отдел или аналитическую группу. Такое подразделение, на ряду с определением результативности поступающей информации, должно прогнозировать ее влияние на деятельность органа управления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Совершенствование организации управления является одной из важных проблем современного общества. Важнейшим резервом повышения эффективности управления является повышение качества принимаемых решений, которое достигается путем совершенствования процесса принятия решений.

Принятие решений – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.

Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

Для принятия любого решения требуется формирование информационной базы, притом, чем сложнее решение, тем больше объем необходимой информации. К тому же информация должна соответствовать определенным требованиям. Быть полной, достоверной и своевременной.

На основании всего, сказанного выше можно сделать вывод, что проблема обеспечение процесса принятия решений органов государственной власти информацией, которая отвечает всем требованиям – вполне решаема. В настоящее время эта проблема решается с помощью использования современной электронно-вычислительной техники, создания различных баз данных. Подобные способы позволяют довольно просто, а главное быстро собирать, обрабатывать и анализировать существующую информацию. Они также позволяют существенно облегчить процесс принятия решений для руководителей всех уровней.

Наряду со всеми достоинствами данное решение проблемы имеет и свои сложности. Главной проблемой является необходимость получения новых знаний руководителями для того, чтобы использовать предложенные средства наиболее эффективно, что требует довольно таки много времени.

В настоящее время в Управлении государственным имуществом Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области реализуются программы социально-экономического развития и модернизации системы государственного управления. Предусмотренные в них мероприятия направлены на:1.повышение квалификации государственных служащих и уровня технической оснащенности государственной службы;2.обеспечение информационной открытости и прозрачности процедур разработки принятия государственных решений, реализации прав граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти;3.формирование современной телекоммуникационной инфраструктуры;4.обеспечение роста объемов финансирования государственных программ и проектов, предусматривающих использование информационных технологий в деятельности органов государственной власти;5.распространение опыта успешного использования информационных технологий в деятельности органов государственной власти.Существенную роль в повышении результативности использования информации могли бы сыграть ее систематизация, обработка, аккумулирование и экспертиза. Организацию этой работы, а также анализ поступающей информации, ее видов, качества и актуальности можно возложить на соответствующие органы, например информационно-аналитический отдел или аналитическую группу. Такое подразделение, наряду с определением результативности поступающей информации, должно прогнозировать ее влияние на деятельность органа управления. В функции этой службы следовало бы включить:· обобщение информации по конкретному вопросу, поступающей из различных источников;· систематизацию оценок конкретной проблемы, предоставление потребителю возможных (в необходимых случаях альтернативных) вариантов подхода к решению проблемы;· формирование выводов на основе анализа предложений о политических, организационных действиях органа управления по рассматриваемому вопросу (например, принятие конкретных мер либо оставление проблемы без внимания).Эта служба должна отслеживать поступающую в управленческую структуру информацию и заблаговременно организовывать поступление недостающей (фактографической или оценочной), а также готовить краткие документы, включающие описание существа проблемы, подходы к ее решению, оптимальный вариант решения, сопровождаемый прогнозом положительных и отрицательных последствий.Данные мероприятия создают необходимые предпосылки для формирования эффективной информационной базы принятия управленческих решений в Управлении государственным имуществом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ.// Режим доступа к изд.: http//www.consultant.ru./statl.htm.-Систем. требования;IBM PC.

2.Положение об управлении государственным имуществом департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области.// Режим доступа к изд.: http//www.consultant.ru./statl.htm.-Систем. требования;IBM PC.

3. Андрианов, Г.Н. Применение ЭВМ в управлении производством за рубежом / Г.Н. Андрианов, Г.Д. Бродский. – М.: Машиностроение, 2003. - 213 с.

4. Афанасьев, Э.В. Эффективность информационного обеспечения управления /Э.В. Афанасьев. - М.: Наука, 2002. - 167 с.

5. Закупень, Т. Качественные аспекты информации в органах государственного управления. Проблемы теории и практики управления,/Т. Закупень .- СПБ.: Питер, 2001. - 342 с.

6. Иванов, П.Ф. Информационно-аналитическое обеспечение региональных органов власти и управления /П.Ф. Иванов // Научно-техническая информация. Организация и методика информационной работы. -2002. - № 7. С. 15-29.

7. Ильина, О.П. Служба информационного обеспечения /О.П. Ильина, И.А. Смирнов, А.Б. Юровский. - Л.: Лениздат, 2000. - 274 с.

8. Клепцов, М.Я. Информационные системы органов государственного правления / М.Я. Клепцов. – М.: РАГС, 2001. - 158 с.

9. Козбаненко, В.А. Государственное управление: основы теории и организации /В.А. Козбаненко.- М.: Статус, 2002. - 162 с.

10. Кукор, Б.Л. Информация и процесс принятия решения руководителем /Б.Л. Кукор. - Л.: Лениздат, 2004. – 121 с.

11. Миронов, В. Информатизация России: региональный и федеральный аспекты / В. Миронов. – М.: Наука, 2003. - 295 с.

12. Муминов, Н. Проблемы управления и информатика / Н. Муминов. - М.: Дело, - 2000, - 83 с.

13. Морозова, Л.А. Основы государства и права /Л.А. Морозова.- М.: Эксмо, 2008. - 290 с.

14. Нестеров, В.П. Информационное обеспечение процесса принятия управленческих решений. // Режим доступа к изд.: http//www.akdi.ru./statl.htm. - Систем. требования; IBM PC.

15. Никитов, В.А. Информационное обеспечение государственного управления /В.А. Никитов, Е.И. Орлов, А.В. Старовойтов, Г.И. Савин. М.: «Славянский диалог» 2000. – 135 с.

16. Павлов, П.А. Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года/П.А. Павлов// Российская газета Федеральный выпуск. - 2004.- № 3597. - С. 48-60.

17. Поляков, В.Г. Проблемы представления управленческих знаний в условиях информатизации. Интеллектуализация общества и творчество /В.Г. Поляков.- Новосибирск, 2004. - 199 с. 18. Слепенков, И.М. Основы теории социального управления / И.М. Слепенков, Ю.П. Аверин. – М.: Высш. шк., 2000. - 217 с.19. Степанова, Е.Е. Информационное обеспечение в организационных системах управления /Е.Е. Степанова, Н.В. Хмелевская - М.: ИНФРА, 2004. – 296 с.20.   Титоренко, Г.А. Информационные технологии управления / Г.А. Титоренко. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 115 с.

[1] Афанасьев Э.В. Эффективность информационного обеспечения управления. - М.: Наука, 2002. - С.78.

[2] Клепцов М.Я. Информационные системы органов государственного правления.– М.: РАГС, 2001. – С.158.

[3] Ильина О.П. Служба информационного обеспечения. - Л.: Лениздат 2000. – С. 274.

[4] Морозова Л.А. Основы государства и права.- М.: Эксмо, 2008. – С. 288.

[5] Афанасьев, Э.В. Эффективность информационного обеспечения управления. - М.: Наука 2002. – С. 167.

[6] Козбаненко В.А. Государственное управление: основы теории и организации. - М.: Статут, 2002.- С. 162.

[7] Степанова Е.Е. Информационное обеспечение в организационных системах управления. - М.: ИНФРА, 2004. – С. 296.

 

[8]Миронов В. Информатизация России: региональный и федеральный аспекты. – М.: Наука, 2003. - С. 195. [9] Клепцов М.Я. Информационные системы органов государственного правления. – М.: РАГС, 2001. - С. 82. [10] Закупень Т. Качественные аспекты информации в органах государственного управления. Проблемы теории и практики управления. - СПБ.: Питер, 2001. - С. 250.

[11] Муминов Н. Проблемы управления и информатика. -М.: Наука, - 2003. - С. 65.

[12] Положение об управлении государственным имуществом департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области. // Режим доступа к изд.: http//www.consultant.ru./statl.htm.-Систем. требования; IBM PC.

 

[13] Иванов П.Ф. Информационно-аналитическое обеспечение региональных органов власти и управления // Научно-техническая информация. Организация и методика информационной работы. - 2002. - № 7. С. 20.

[14] Павлов П.А. Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года // Российская газета Федеральный выпуск.- 2004.- № 3597.- С.52.

 

[15] Положение об управлении государственным имуществом департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области.// Режим доступа к изд.: http//www.consultant.ru./statl.htm.-Систем. требования; IBM PC.

[16] Положение об управлении государственным имуществом департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области.// Режим доступа к изд.: http//www.consultant.ru./statl.htm.-Систем. требования; IBM PC.

[17] Положение об управлении государственным имуществом департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области.// Режим доступа к изд.: http//www.consultant.ru./statl.htm.-Систем. требования;IBM PC.

 

[18] Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ.// Режим доступа к изд.: http//www.consultant.ru./statl.htm.-Систем. требования;IBM PC.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: