Первые зачатки страхования на Руси обнаруживаются в памятнике древнерусского права «Русская правда», в котором установлен принцип разложения убытков на округу за убийство при непоимке преступника.
Однако почти до конца XVIII в. в Российской империи отечественной специализированной страховой организации не было. Испытывая нужду в страховании, русские промышленники и купцы прибегали к услугам иностранных страховых компаний, оплачиваемым золотом, что приводило к оттоку капитала из России. Безусловно, это было невыгодно Российскому государству. Поэтому именно государство первым предприняло попытку создать для империи систему страхования. В связи с этим при учреждении Государственного заемного банка манифестом Екатерины II от 28 июня 1786г. ему было предоставлено право «принимать на свой страх и риск каменные дома и фабрики», для чего и создана при банке для обеспечения залога недвижимости Государственная страховая экспедиция для страхования товаров, строений от огня. Объем ее операций был невелик. В 1822 г. Государственная страховая экспедиция была закрыта. В 1797 г. для страхования товаров правительство открыло Страховую контору при Ассигнационном банке, которая также просуществовала совсем недолго, до 1805 г.
Таким образом, попытка создать взаимное страхование под государственным контролем успеха не имела.
Новый импульс для развития страхования дала война 1812 г., уничтожившая Москву, как тогда говорили, до копеечной свечки. Да и вообще, огонь был страшным бичом в деревянной России. Его опустоши-
тельные набеги оставляли в городах одни голые камни. Собственники превращались в кредиторов, отчего большие убытки терпели банки. Их деятельность становилась чрезвычайно рискованным предприятием. Спасением в этой ситуации могло стать страхование, которое при его достаточном развитии и обеспечении было способно приносить хорошую прибыль.
Первыми эту положительную сторону страхования заметили банкиры. В 1822 г. 5 санкт-петербургских домов во главе с бароном Л. И. Штиглицем (см. приложение 1) создали проект страховой акционерной компании — «С.-Петербургского Феникса», который был рассмотрен Государственным Советом и почти реализован, но... В последний момент несколько учредителей компании отказались принять участие в реализации проекта.
Однако государство и Министерство финансов не покидала мысль о создании страховой компании на коммерческой основе. Николай I издал указ об учреждении в 1827 г. Первого страхового от огня общества. После переговоров с Л. И. Штиглицем было решено создать компанию на тех принципах организации, которые были изложены в проекте «С.-Петербургского Феникса».[9]
Таким образом, первая специализированная страховая организация была создана в Российской империи в XVIII в. в 1827 г. Непосредственное участие в ее создании принял председатель Департамента Государственной экономии граф Н. С. Мордвинов (см. приложение 2). В 1827 г. Российское страховое от огня общество с объявленным капиталом в 10 млн. руб. начало свою деятельность. Это общество просуществовало в России 90 лет и внесло крупный вклад в становление страхового дела. У общества было надежное финансовое положение и устойчивые доходы. Кроме того, правительство даровало ему исключительные привилегии: 20-летнюю монополию на совершение страховых операций в Санкт-Петербурге, Москве, губерниях Санкт-Петербургской, Московской, Лифляндской, Курляндской, Эстляндской и в г. Одессе, а также освобождение от всех налогов, за исключением пошлин в 25 коп. с каждой 1000 руб. страховой суммы. Таким образом, для развития страхового дела в России правительство пошло на беспрецедентный шаг - оно разрешило создать страховое акционерное общество и дало ему блестящие перспективы для обогащения.
В 1835 г. возникло второе Российское страховое от огня общество, также получившее от правительства льготы — 12-летнюю монополию в 40 губерниях, которое просуществовало до 1918 г. Затем появились такие страховые общества, как: товарищество «Саламандра», акционерные страховые общества «Русское», Коммерческое, Варшавское, «Русский Ллойд», Северное, «Якорь», «Волга» и др.(см. приложения 3, 4, 5).
Крупным шагом в формировании инфраструктуры общероссийского страхового рынка во второй половине XIX в. стала организация обществ взаимного страхования. Это была серьезная конкуренция акционерным страховщикам, устанавливавшим монопольный диктат цен на страховые услуги в целях извлечения прибыли от страховых операций, что было для них основным в деятельности. Взаимные общества не несли затраты на содержание аппарата многочисленных агентов, в связи с чем они были способны при тех же выплатах пострадавшим или значительно понижать страховые тарифы, или использовать часть собранных средств на профилактику страховых случаев.
Указ Александра II от 10 октября 1861 г. об учреждении городских взаимных страховых обществ положил начало взаимному страхованию от огня. В указе император отметил: «Разъяснив домовладельцам городов, посадов и местечек пользу взаимного страхования имуществ от огня и различные системы этого страхования, предложить им, не пожелают ли они учредить общества взаимного страхования». Некоторые взаимные общества воспроизводили эту фразу императора на своих полисах.
Большую роль в истории российского страхования сыграли земства — выборные органы местного самоуправления, введенные законом 1864 г. В ведении земств кроме вопросов народного просвещения, здравоохранения, строительства дорог находились вопросы организации земского страхования.
Выполняя роль страховщика, земства самостоятельно устанавливали нормы (оклады) страхового обеспечения либо по признаку хозяйственного назначения построек, либо в зависимости от огнестойкости основного строительного материала, либо общие для всех построек крестьянского двора.
В 1885 г. был снят запрет на деятельность в России иностранных страховых обществ, введенный Екатериной II манифестом от 28 июня 1786 г. Кроме учреждения Государственного заемного банка в манифесте содержался запрет страховать имущество в иностранных компаниях: «Запрещаем всякому в чужие государства дома или фабрики здешние отдавать на страх и тем выводить деньги во вред и убыток государственный». Сразу после снятия данного запрета в Петербурге открылось центральное агентство страхового общества «Нью-Йорк» (США). В 1889г. в России была разрешена деятельность французского страхового общества «Урбен» (см. приложение 6) и американского «Эквитебл». Иностранные страховые общества специализировались на заключении договоров личного страхования с населением. Вместе с тем параллельно достаточно быстрыми темпами развивались операции перестрахования рисков на международном рынке страховых услуг, где основными перестраховщиками для России выступали Мюнхенское, Кельнское, Швейцарское (Цюрих) перестраховочные общества.
Страховое дело активно развивалось. Так, в 1913 г. во всех страховых учреждениях России было застраховано имущество на сумму 21 млрд. руб. При этом на долю акционерных страховых обществ приходилось 65% этой суммы, земств — 15, взаимных городских обществ — 8%. Российские акционерные страховые общества собрали в 1913 г. 129 млн. руб. страховых платежей, иностранные акционерные — 12, городские взаимные — около 14 млн. руб. Доля операций губернского страхования и государственных сберегательных касс составляла около 15,5 млн. руб. Всего по всем видам страхования было собрано 204,9 млн. руб. страховых платежей.[10]
Российское законодательство начала XX в. регулировало величину отчислений в резервы в размере не ниже 40% от полученных зa год премий. На коней 1915 г. в целом по отечественным акционерным и иностранным страховым обществам величина резервов премий составляла около 340 млн. руб. Из них резервы премий по личному страхованию равнялись 260млн. руб., по имущественному – около 80 млн. руб.
В 1918 г. правительство РСФСР национализировало страховое дело, аннулировало страховые договоры, в том числе полисы по личному страхованию.
23 марта 1918 г. В. И. Ленин подписал Декрет Совета народных комиссаров «Об установлении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального». Был организован Совет по делам страхования, аппаратом которого стал Комиссариат по делам страхования, возглавляемый комиссаром. В соответствии с Декретом дивиденды, начисленные за 1917 г. акционерам акционерных страховых обществ и пайщиков, были конфискованы в доход государства. Акционерная форма страхования была упразднена. Кроме того, были ликвидированы все частные страховые компании. Сохранились лишь кооперативные организации по взаимному страхованию товарно-материальных ценностей.
Земское и взаимное страхование были преобразованы в советско-народное, которое перешло в ведение страховых органов исполнительных комитетов местных Советов и совнархозов. Личным страхованием граждан стали заниматься сберегательные кассы Народного банка РСФСР, в частности, долгосрочным страхованием жизни. Имущественное страхование проводил пожарно-страховой отдел при Всероссийском совете народного хозяйства.
Согласно Декрету Совнаркома от 28 ноября 1918 г. «Об организации страхового дела в Российской Республике» страхование объявлялось государственной монополией и достоянием Республики.
В условиях Гражданской войны в декабре 1920 г. были отменены государственное имущественное страхование в денежной форме, страхование жизни в любых формах, а также капиталов и доходов, т.е. временно были прекращены операции личного страхования.
Возрождаться страхование в России начало только в условиях нэпа в 20-е годы прошлого столетия. Монополия страхования теперь принадлежала государству в соответствии с Декретом Совнаркома 1918 г. «Об организации страхового дела в Российской Республике» в лице Госстраха, созданного в 1921 г., который находился сначала в ведении Наркомфина, а затем Министерства финансов.
В 1947 г. из состава Госстраха было выделено в качестве самостоятельного юридического лица Управление иностранного страхования СССР (Ингосстрах). Госстрах СССР концентрировал свою деятельность в сфере организации страховой защиты в основном агропромышленного комплекса страны, а также имущественных интересов физических лиц, а Ингосстрах — в сфере обеспечения страхового покрытия внешнеторговых обязательств государства.[11]
Принятие Закона «О кооперации в СССР» в 1988 г. положило начало демонополизации страхового дела в России. Стали появляться первые акционерные страховые общества.
В результате перехода экономики страны на рыночные отношения, развития предпринимательской деятельности, расширения круга товарных и обменных операций в подходах государства к регулированию страхования и организации страхового дела произошли коренные изменения. Для функционирования страховых организаций и компаний, в том числе и негосударственных, были созданы новые условия.
В результате в Российской Федерации было создано более 1300 акционерных страховых обществ, а также ассоциация страховых организаций.
Конец 80-х годов и 90-е годы XX в. характеризовались радикальными переменами в формировании страховой политики государства. Наряду с демонополизацией страхового дела в стране созданы общества с участием иностранного капитала, обеспечена возможность образования дочерних обществ иностранных страховых организаций, аккредитования представительств зарубежных и формирования отечественных перестраховочных и брокерских фирм.
3. Тенденции развития страхового рынка в современной России
В настоящее время Россия занимает скромное место на мировом рынке страховых услуг — всего 0,2 % мирового объема страховых премий. На конец 2006г. доля застрахованных рисков в России составляет лишь 10-15 % против 90-95 % в промышленно развитых странах. Эксперты выделяют ряд основных причин, которые сдерживают развитие страхования — отсутствие у россиян доверия к страховым компаниям, нехватка опыта в использовании страховых услуг, низкий уровень жизни большинства населения и малое количество платежеспособных предприятий.
Соотношение страховой премии (за исключением премии по ОМС) и ВВП продолжает снижаться, в 2007 г. оно составило 1.45%, уменьшившись на 4% по сравнению с 2006 г., а доля страховой премии по страхованию иному, чем страхование жизни, напротив. увеличивается (в 2006 г. — на 2% до 2.21%, в 2007 г. — на 2% до 2,25%) (см. прилож. 9).
В 2007 г. продолжился рост плотности страхования — страховой премии на душу населения, который все эти годы обусловлен увеличением размера совокупной страховой премии, так как численность населения России остается практически на одном уровне. "Подушевая плотность страхования" составила 5.4 тыс. руб., увеличившись на 25,6% по сравнению с 2006 г. (см. прилож. 10).
В развитых странах Европы страховая премия на душу населения составляет 2,3 - 6,5 тыс. долл. США; (в Великобритании — 6,5 тыс.; Ирландии и Швейцарии — 5,5 тыс., Франции — 4 тыс., Германии и Австрии — 2,4 тыс). В Японии страховая премия на душу населения в 2006 г. составила 3,6 тыс., в Канаде — 2,7 тыс., в США — 3,9 тыс.
Уровень плотности страхования в России в 2006 г. (162,4 долл. США) сопоставим с такими странами, как Бразилия — 161, Латвия — 157 и Литва — 154.[12]
В 2008 году российские страховые компании собрали 555 млрд рублей взносов по прямому страхованию (без ОМС), что на 68,9 млрд рублей или 14,2% больше, чем в 2007 году (прирост премий в 2007 году по сравнению с 2006 годом был равен 19,5%) (см. приложение 8). Источник: «Эксперт РА».
За последние два года концентрация страховых организаций по объему собранной страховой премии возрастает. Неизменным лидером остается "Ингосстрах", на долю которого в 2005-2006 гг. приходится 5% от общего объема премий. В 2005 г. 20% собранных премий приходилось на пять страховых организаций — "Ингосстрах", "РЕСО-Гарантия", "МАКС-М", "СОГАЗ", "РОСНО-МС", в 2006 г. этот список покидает "РОСНО-МС". Всего лишь 102 страховые организации (12% от общего количества страховщиков на рынке) собирают 80% страховой премии.
Среди прочих тенденций следует отметить, что в 2006 г. суммарный объем общемировых страховых премий вырос по сравнению с 2005 г. на 5% в реальном измерении, тогда как за прошедший год прирост составил всего 2,9%. Наибольший рост наблюдался на рынке страхования жизни 7,7%. На рынке страхования иного, чем страхование жизни, всего — 1,5%. В 2006 г. суммарные мировые премии составили 3723 млрд долл. США, и 59% из них приходятся на страхование жизни.[13]
Доля страховых премий в ВВП (показатель уровня проникновения страхования) всего мира равен 7,52%, а показатель плотности страхования (собранная премия на душу населения) установился на уровне 518,5 долл. США. Первая тройка лидеров мирового рынка страхования по объему собранных премий представлена следующими странами: США с долей 33,36% (1 142 млрд долл.), Япония 13,91% (476 млрд долл.), Великобритания 8,76% (300 млрд долл.). Российский рынок страхования занимал 25-е место в мире с долей 0,51% (17,51 млрд долл.). Однако по доле страховой премии в.,". Количественный рост и структурные изменения, происходившие на российском страховом рынке в течение 2006-2007 гг., привели к тому, что Россия стала привлекательным рынком для иностранных игроков. Глобальные страховые компании рассматривают российский рынок как очень перспективное направление для инвестиций: ожидаемые прибыли значительно превышают страновые риски России. 2006 год стал первым годом развития страхования в современной России, когда реальную значимость приобрел фактор неценовой конкуренции. По большинству видов страхования тарифная конкуренция крайне затруднена, так как дальнейшее снижение тарифов без существенной угрозы финансовому состоянию страховщика уже невозможно.
При номинальном росте страхового рынка в России пока еще необратим процесс его стагнации в реальном выражении, т.е. с учетом ежегодно действующей на взносы инфляции. К сожалению, в 2005 г. при установившейся инфляции на уровне 10,9%, 4-процентного номинального роста премий оказалось недостаточно для того, чтобы превысить фактор ежегодного обесценивания денежных средств. В итоге, в 2005 г. темпы прироста премий, скорректированные на уровень инфляции, оказались на отметке — 6,4%, подтвердив динамику ежегодного падения данного показателя (см. прилож. 11). Однако ситуация изменилась в 2006 г., когда наметился рост в реальном выражении на 9,4%, обусловленный увеличением сумм обязательного страхования, прежде всего обязательного медицинского страхования.
Можно отметить, что показатель проникновения страхования на протяжении последних лет снижался одновременно со сворачиванием "схемного" бизнеса, достигнув в 2006 г. 2,19%. Только результаты 2003 г. продемонстрировали рост рассматриваемого показателя до 3,28%. Дело в том, что в 2003 г. произошло изменение законодательных требований, когда страховые организации должны были перейти с кассового метода на метод начисления при ведении бухгалтерского учета. Поэтому показатели страховых взносов на исследуемом рынке в 2003 г. в сравнении с 2002 г. не отражают реального положения дел (см. прилож. 12).
Взносы на душу населения, наоборот, демонстрируют ежегодный рост, но только в номинальном выражении. По результатам 2006 г. на душу населения приходится 4276,1руб. страховой премии, что является достаточно малым показателем в сравнении с развитыми странами. Однако показатель 2006 г. опережает данные 2005 г. на 25%, что свидетельствует о реальном росте страховых взносов на душу населения (см. прилож. 13).[14]
По итогам первого полугодия 2008 г. российские страховые компании собрали 293 млрд руб. взносов по прямому страхованию (без ОМС), что на 44 млрд руб., или на 17,6%, больше, чем аналогичный период- предыдущего года. Прирост взносов в 2008 г. замедлился — в первом полугодии 2007г, он был на 3,1% выше. Крупнейшими сегментами российского страхового рынка по-прежнему остаются автокаско (объем взносов, собранных по
этому виду страхования в первом полугодии 2008г., составил 76,4 млрд руб.), ДМС (53,0 млрд. руб.), ОСАГО (39,1 млрд руб.) и страхование иму-
щества юридических лиц от огневых и иных ри-
сков (31,3 млрд руб.)
По данным рейтингового агентства "Эксперт РА", активы 10 крупнейших страховых компаний России на конец 1-го полугодия 2008 г. выросли по сравнению с концом 1-го полугодия 2007 г. на 27,2%, суммарная чистая прибыль — на 14,5% (см. прилож. 14).
В настоящее время складываются позитивные тенденции в развитии страхового рынка России, создаются условия для его равномерного и динамичного роста. По мнению ряда экспертов, его потенциал роста составляет 9-12% в год. Следует заметить, что рост будет происходить с одновременным увеличением благосостояния населения и ростом экономики страны в целом. Однако возможны и внезапные скачки, например на рынке страхования жизни, который а6солютно не развит и оценивается в 60 млрд. долл. США, поэтому выглядит привлекательным для западных инвесторов.
В то же время глава ФССН Илья Ломакин-Румянцев отметил, что финансовый кризис не мог не повлиять на страховой рынок, хотя страховщики себя и чувствуют гораздо лучше, чем банки. Taк, в третьем квартале 2008 г. по сравнению со вторым кварталом премия сократилась на 9%, тогда как за аналогичный период 2007 г. падение было на уровне 4%. В лидерах падения личное страхование — минус 53%, в то время как в аналогичный период прошлого года наблюдалось всего лишь 20%-ное падение. Эксперты видят причину в сокращении предприятиями социальных расходов.[15]
4. Перспективы развития российского рынка страховых услуг
По мнению ФССН, в полной мере последствия сокращения платежеспособного спроса страховщики ощутят в следующем году. В первую очередь это отразится на видах страхования, связанных со строительством, а также потребительским и залоговым кредитованием. "Негативные последствия будут иметь двойное действие. Во-первых, мы ожидаем, что сокращение покупательной способности и уменьшение расходов предприятий приведет к снижению спроса на страхование имущества и добровольное медицинское страхование. Сворачивание кредитных программ и замораживание строительных объектов отрицательно скажутся на рынках ипотечного страхования, страхования автокаско и страхования СМР. Рост полученных страховых премий следует ожидать только в страховании, связанном с госконтрактами и большими инфраструктурными проектами (например, со строительством олимпийских объектов). Во-вторых, замедлятся темпы развития рынка, обострение проблемы роста убыточности, обесценение инвестиций страховщиков - все это приведет к банкротству целого ряда российских страховых компаний в 2009 году", — считает Павел Самиев, директор департамента рейтингов финансовых институтов рейтингового агентства «Эксперт РА».
Среди самых актуальных проблем — обеспечение интересов страхователей в случае финансовой несостоятельности и банкротства страховщиков. Сейчас подготовлены изменения и дополнения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» направленные на защиту страхователей. Но очевидно, что только этого мало, так как предъявить претензии проходящей процедуру банкротства компании и временному финансовому управлению чрезвычайно сложно, а полное удовлетворение претензий пока проблематично. Поэтому необходимы согласованные действия страховщиков по созданию резервных компенсационных фондов на базе саморегулируемых организаций (СРО). Более того, создание таких фондов должно стать обязательным условием формирования СРО. Однако параметры СРО реальны только для видов страхования, которые принято называть рисковыми и краткосрочными (до 1 года). Для долгосрочного страхования жизни, где основным стимулом выступает накопительный элемент, такие рамки совершенно недостаточны.[16]
Одновременно тормозят развитие страховании в современной России медленные темны роста рынка перестрахования, который выступает в роли инструмента оптимизации страховых рисков. По оценкам аналитиков, реальный рынок перестрахования растет на 10-15% в год. Его особенностью является то, что основные потоки перестрахования аккумулируются у универсальных перестраховщиков. Существенно влияют на развитие перестрахования следующие
проблемы:
• низкая капитализация российских перестраховщиков в сравнении с универсальными компаниями, которые превосходят по
финансовым возможностям;
• перестрахование — это транснациональный вид бизнеса, но нашим компаниям пока для выхода на серьезные западные рынки мешает отсутствие серьезных международных рейтингов переход на международные стандарты финансовой отчетности является неотъемлемой частью вступления российских страховых компании в глобальный мировой страховой рынок;
• низкий уровень государственной поддержки рынка перестрахования.
Развитие страхового рынка, способного удовлетворить все потребности растущей и усложняющейся экономики России, возможно только при выполнении двух ключевых принципов, заложенных в
концепции:
• страхование активов по их реальной стоимости;
• установление единой экономической стоимости жизни для возмещения вреда жизни и здоровью по всем видам страхования.[17]
Понятие экономической стоимости жизни должно быть унифицировано и определено в зависимости от среднего уровня заработной платы, расходов на образование и медицинское обслуживание. Система страхования должна обеспечивать по-настоящему достойное возмещение вреда жизни и здоровью каждого человека независимо от вида страхования, по которому произошел страховой случай. Реальную стоимость активов в экономике следует рассчитывать исходя из справедливой стоимости, например из дисконтированной стоимости будущих денежных потоков, генерируемых этими активами.
Чтобы интегрировать страховой рынок России в общеевропейскую финансовую систему, нужно выделить следующие его особенности:
• доля страхования имущества предприятий и грузов в России будет выше в силу экономической и географической специфики (структура народного хозяйства, слабая развитость инфраструктуры, удаленность территорий);
• доля добровольного медицинского страхования как альтернатива государственного медицинского обеспечения будет занимать более значимое место на рынке и показывать более устойчивый рост, чем накопительное и пенсионное страхование;
• на рынке будут доминировать отечественные страховые компании» даже в случае полной либерализации рынка;
• обязательное страхование и различные централизованные страховые программы в России аккумулируют значительную долю страхового рынка.
Российский страховой рынок аккумулирует более 4/5 рынка стран СНГ. Это обуславливается использованием кэптивных и схемным операций, которые позволили российским страховщикам укрепиться на рынке, накопить финансовые и кадровые ресурсы. Также этому способствовала умеренная протекционистская политика, которая контролировала процесс вхождения иностранных страховых компаний на рынок.[18]
По мнению экспертов, существует достаточно много веских причин инвестиционной привлекательности российского страхового Рынка:
•согласно прогнозам, в России продолжится устойчивый рост ВВП;
•высокие цены на нефть обеспечили стабильный приток денежных средств, хотя мировой финансовый кризис конца 2008 г. и вносит свои коррективы
•хорошая динамика уровня прибыли на собственный капитал;
•российский рынок продолжает оставаться привлекательным рынком в мире;
•в российском секторе розничных услуг наблюдается более низкий уровень конкуренции по сравнению со странами с развитой или развивающейся рыночной экономикой;
•сформировался спрос на высококачественные страховые услуги;
•налоговая и нормативно-правовая среда приемлема для западных компаний.
Российский страховой рынок сталкивается с существенными проблемами, требующими их скорейшего решения. Это, прежде всего, совершенствование страхового законодательства с учетом задач внутреннего регулирования страхового рынка, требований европейского страхового нормативно-правового поля, в условиях вступления России во Всемирную Торговую Организацию. А также решение задач повышения финансовой устойчивости и платежеспособности страховых компаний, освоение новых страховых продуктов и видов страхования, подготовка и переподготовка кадров для страхового бизнеса.[19]
Одновременно к числу важнейших задач развития страхования в России можно отнести повышение конкурентоспособности российского страхового рынка на мировом страховом рынке, повышение уровня капитализации страховых компаний, повышение инвестиционной привлекательности российских страховых компаний, улучшение качества страховых услуг. Приоритетным является развитие классических видов долгосрочного и накопительного личного страхования, совершенствование правовых и организационных основ обязательного страхования, создание и развитие современной инфраструктуры страхового рынка, создание единых баз данных страховых компаний. Требуется создание единой образовательной системы, предполагающей не только получение базовых фундаментальных знаний и практических навыков, но и постоянное повышение квалификации работников страховой сферы. Особого внимания заслуживает вопрос совершенствования налогообложения доходов физических и юридических лиц, связанного как с деятельностью страховых организации, так и со страхованием физических и юридических лиц. Повышение страховой культуры населения является неотъемлемой частью для развития страхового рынка.
В России складываются все предпосылки для формирования эффективной системы взаимодействия по поводу страхования между государством, обществом и бизнесом. Позитивные тенденции в социально-экономической системе и стимулирование развития страхования будут способствовать тому, что роль российского страхового рынка будет только возрастать как внутри страны, так и за ее пределами.
Заключение
Изучение современной литературы по страховой деятельности и анализ результатов работы страховых структур России позволили вскрыть ряд существенных проблем, преодоление которых будет способствовать дальнейшему развитию страхования в России.
Необходимо отметить, что с переходом к рыночным отношениям неизмеримо выросла роль страхования в развитии экономики современной России, как базового элемента функционирования инфраструктуры рыночных отношений. Возникли сразу две проблемы: внедрение страхового механизма в экономическую инфраструктуру и создание самой инфраструктуры страхового дела в России.
С позиций сегодняшнего дня необходимо, в первую очередь, отказаться от традиционно сложившихся стереотипов как в теории, так и в практике использования страхования как экономической категории, и прежде всего от понимания отношений, складывающихся в сфере страхования как вторичных и несущественных для экономического развития.
Мировой опыт показывает, что страхование является одним из наиболее эффективных инструментов концентрации и вовлечения в хозяйственную деятельность средств корпоративных организаций и частных лиц, оказывающим стабилизирующие воздействия на экономику. В промышленно развитых странах отношение к рынку страховых услуг определяется как к стратегическому сектору экономики и мощному фактору положительного воздействия на нее.
Во-первых, потому что сам процесс страхования является важным элементом экономической среды.
Во-вторых, социальная сторона страховых процессов оказывает влияние на повышение уровня жизни населения за счет обеспечения надежной страховой защиты.
В-третьих, именно страхование в его развитых формах повышает инвестиционный потенциал и способствует увеличению богатства нации, что особенно актуально для российской экономики.
Список использованной литературы
1. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 29.11.2007) «Об организации страхового дела а Российской федерации»
2. Бесфамильная Л. В. Качественные показатели роста отечественного страхового рынка: основные приоритеты и путь совершенствования// Страховое дело. – 2009. – март. – С. 8-17.
3. Коломин. Е. В. О повышении теоретической обоснованности перспектив развития страхования//Финансы.-2009. - №7. – С. 39-43.
4. Комлева Н. Последний тучный год: Российский страховой рынок в 2008г. Атлас страхования – 2009. – май.
5. Марчук. А. П. Тенденции развития страхового рынка в России.//Страховое дело. – 2009. - №1. – С. 4-10.
6. Никулина Н. Н., Березина С. В.Страхование. Теория и практика учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «финансы и кредит», «бух. учет, анализ и аудит». – М.: ЮНИТИ-Дана, 2008. – 511с.
7. Романова М.В. Тенденции развития российского страхования и кризисная ситуация.// Финансы. – 2009. - №1. – С. 51-54.
8. Страхование. Учебник для студентов, обучающихся по специальностям «финансы и кредит», «бух. Учет, анализ и аудит»/ Под редакцией В. В. Шахова Ю. Т. Ахвледиани. -3-е изд., переработано и дополнено – М.: ЮНИТИ-Дана, 2009. – 511с
9. Страхование. Современный курс: учебник/ Под редакцией Е. В. Коломина. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 416с.
10. Щербаков В. А., Костяева Е. В.Страхование: учебное пособие. – 2-е изд., переработано и дополнено. – М.: КНОРУС, 2008. - 312с.
11. www.prostrahovanie.ru
12. www.sovstrax.ru
[1] Никулина Н., Березина С. Страхование.-2-е изд., перераб. и доп.-М., 2008. – С.154.
[2] www.sovstrax.ru
[3] Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 29.11.2007) «Об организации страхового дела а Российской федерации» - статья №6
[4] www.sovstrax.ru
[5] Щербаков В. А., Костяева Е. В. – М. – 2008. – С.19.
[6] Никулина Н., Березина С. Страхование.-2-е изд., перераб. и доп.-М., 2008. – С.155
[7] www.prostrahovanie.ru
[8] www.sovstrax.ru
[9] Щербаков В. А., Костяева Е. В. – М. – 2008. – С.7.
[10] Шахов В.В. Страхование.. - М., 2001. - С. 290.
[11] Ахвледиани. Страхование. – М., 2009. –С. 451
[12] Данные 2006 года. Источник: sigma №4/2007, Statistical appendix.
[13] Страховое дело. -№1 - 2008
[14] Комлева Н. Последний тучный год: Российский страховой рынок в 2008г. Атлас страхования – 2009. – май
[15]Марчук А. П. Тенденции развития страхового рынка в современной России// СТРАХОВОЕ ДЕЛО.-2009. – январь. – С.8.
[16] Коломин. Е. В. О повышении теоретической обоснованности перспектив развития страхования//Финансы.-2009. - №7. – С.43
[17] Бесфамильная Л. В. Качественные показатели роста отечественного страхового рынка: основные приоритеты и путь совершенствования// Страховое дело. – 2009. – март. – С.15.
[18] Романова М.В. Тенденции развития российского страхования и кризисная ситуация.// Финансы. – 2009. - №1. – С.53.
[19] Щербаков В. А., Костяева Е. В. Страхование. – М, 2008. – С.232.