Сущность и классификация налогов и сборов

ВВЕДЕНИЕ

Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе огромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественного производства, его размещение. Налоговые сборы и платежи являются основным источником формирования бюджета государства, т. к. любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержаться структуры обеспечивающие существование и функционирование самого государства.

Так же, с помощью налогообложения государство может вести экономическую политику: протекционистскую или, наоборот, ограничивающую, по отношению к отдельным отраслям и регионам, осуществлять антиинфляционные меры, противодействовать господству на рынке монополистов, изымать в бюджет сверхприбыль, образующуюся в результате монопольного роста цен. Налоговый механизм выполняет также функцию перераспределения доходов граждан, социальной защиты низших слоёв общества, выступает регулятором личных доходов населения страны.

Ответственность за сбор налогов с населения страны лежит на Государственной налоговой службы Российской Федерации. Качество её функционирования во многом предопределяет формирование бюджета страны. В тоже время эффективность работы налоговой службы определяется ещё и совершенством действующего налогового законодательства.

   Огромное значение для изучение имеет исторический отечественный опыт, который долгие годы сознательно умалчивался или оценивался заведомо неверно.

Проблема налогов - одна из наиболее сложных проблем в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. Пожалуй, нет сегодня другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию.

Актуальность темы заключается в том, что налоги являются неотъемлемым элементом рыночной экономики, в настоящее время практически всеми признается, что эффективная реформа налоговой политики и системы налоговых органов в стране - ключевой фактор успеха в деле перевода экономики на рыночные рельсы. Эффективная налоговая система особо необходима для выхода страны из кризиса.

Цель данной работы – изучение налоговой системы Российской Федерации, в частности, содержания самого понятия, рассмотрение ее исторического развития, современного состояния, проблем и возможных путей их решения.

Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

-дать основные понятия налоговой системы;

-изучить специальные налоговые режимы, их преимущства:

-дать характеристику налоговой системы на различных этапах ее формирования;

-ознакомиться с основными принципами построения налоговой системы;

-оценить перспективу ведения новой политики в области налогообложения на 2010-2011 год.

Методологической основой написания курсовой работы послужил Налоговый Кодекс Российской федерации, а так же труды ведущих специалистов в области налогов и налогообложения,  в частности, Перова А.А., Толкушкина А.В., Милякова Н.В., Панской В.Г и др. Для написания курсовой работы также были использованы Федеральные Законы Российской Федерации, журнальные статьи по данной теме, учебники и учебные пособия, данные интернета.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Сущность и классификация налогов и сборов

Система налогов, общие принципы налогообложения и сборов, порядок исчисления и уплаты отдельных видов налога, а так же их изменения устанавливаются Налоговым кодексом РФ.

Налоги, сборы, пошлины - это обязательные платежи в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый налогоплательщиком в соответствии с законодательными актами.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений [1, c.13].

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж в государственный, региональные или местные бюджеты, взимаемый в законодательно установленном порядке с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [4, с. 25].

По признаку переложимости налоги распределены как прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд других налогов. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом.

Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы или услуги), выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога - потребителем этого товара (работы или услуги). Примером косвенного налогообложения могут служить такие яркие представители, как налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины.

 По принадлежности органов и уровню управления налоги классифицируются в зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает. По этому классификационному признаку налоги в России различаются следующим образом: федеральные, региональные и местные.

 В статьях 13-15 НК приведена следующая классификация налогов. К федеральным налогам и сборам относятся:

 1) налог на добавленную стоимость;

 2) акцизы;

 3) налог на доходы физических лиц;

 4) налог на прибыль организаций;

 5) налог на добычу полезных ископаемых.

 6) водный налог;

 7) сборы за право пользования объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;

 8) государственная пошлина.

 К региональным налогам относятся:

 1) налог на имущество организаций;

 2) налог на игорный бизнес;

 3) транспортный налог.

 К местным налогам относятся:

 1) земельный налог;

 2) налог на имущество физических лиц [1, c.12].

В соответствии с п. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается «обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)»[1, c. 8]

Лицензионный сбор - налог, взимаемый с импортеров и экспортеров при получении ими письменной санкции компетентного органа данной страны на перемещение через ее таможенную границу товаров и транспортных средств [5, c. 24].

Регистрационные сборы - разовые обязательные платежи, взимаемые уполномоченными государственными органами при совершении ими регистрационных действий, а также при выдаче дубликата документа, удостоверяющего совершение таких регистрационных действий [5, c.24].

Пошлина-это обязательный платёж, взимаемый за услугу общественного характера. Она представляет собой один из видов сборов. Основными видами пошлин являются: таможенная, судебная, почтовая, нотариальная.

В Налоговом кодексе РФ используется термин «элемент налогообложения». Под элементом обычно понимается составная часть сложного целого. Элементами налогообложения следует считать отдельные нормы законодательства, правила, процедуры, категории, понятия, которые в совокупности определяют условия обложения налогом.

Для всех видов налогов установлены обязательные элементы налогообложения:

- объект налогообложения, налоговая база;

- налоговый период;

- налоговая ставка;

- порядок исчисления налога;

- порядок и сроки уплаты налога [6, c. 54].

Объект налогообложения- операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога» [9, c. 31].

Для того чтобы считаться объектом обложения, объект должен соответствовать двум условиям: 1) он должен иметь либо стоимостную, либо количественную, либо физическую характеристики; 2) с наличием этого объекта у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах должно связывать возникновение обязанности по уплате налогов.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются Кодексом [1, с. 38].

Налоговый период-это время в течение, которого окончательно формируется налоговая база и определяется размер налогового обязательства, то есть сумма налога (календарный год, квартал, полугодие, месяц) [4, c. 14].

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Устанавливается по региональным и местным налогам соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных Кодексом [1, c. 38].

Порядок исчисления налога — налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, данное уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма [1, c. 37].

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном Кодексом. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти.

 

      1.2 Специальные налоговые режимы

Специальный налоговый режим - особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определённого периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами [10, c. 121].

 Специальные налоговые режимы применяются с целью создания более благоприятных экономических условий функционирования организаций и индивидуальных предпринимателей, упрощения системы учета и отчетности.

Современное налоговое законодательство предусматривает четыре специальных налоговых режима.

1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) устанавливается главой 26.1 НК РФ и применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ. Данная система не требует принятия на уровне регионов принятия дополнительных правовых актов.

Налогоплательщиками ЕСХН признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции.

 Организации и индивидуальные предприниматели вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН).

 Организации, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате:

 1) налога на прибыль организаций;

 2) налога на имущество организаций [20, c. 55].

 Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате:

 1) налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);

 2) налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности)    [20, c. 55].

 Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, не признаются налогоплательщиками НДС (за исключением таможенного НДС), а также уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

 Иные налоги и сборы уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату ЕСХН.

 Плательщики ЕСХН не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.

Не вправе переходить на уплату ЕСХН:

 1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

 2) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;

 3) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

 4) бюджетные учреждения [6, c. 429].

 Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу за налоговый период на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. Убыток не может уменьшать налоговую базу за налоговый период более чем на 30% [20, c. 57].

Налоговым периодом признается календарный год, а отчетным периодом признается полугодие. Налоговая ставка устанавливается для данного вида налога  в размере 6%.

2. Упрощённая система налогообложения

Упрощённая система налогообложения (УСН) — это специальный налоговый режим, направленный на снижение налоговой нагрузки на субъекты малого бизнеса и среднего бизнеса, а также облегчения и упрощения ведения налогового учёта и бухгалтерского учёта. Применяется в соответствии с главой 26.2 НК наряду с иными режимами налогообложения [8, c. 17].

 Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно.

Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном НК.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

 Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

 Организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 НК, не превысили 15 млн. руб. [20, c. 59]

 Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

 - организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

 - банки;

 - страховщики;

 - негосударственные пенсионные фонды;

 - инвестиционные фонды;

 - профессиональные участники рынка ценных бумаг;

 - ломбарды;

 - бюджетные учреждения;

 - организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

 - организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

 - нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

 - организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

 - организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

 - организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 %. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 %;

 - некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19 июня 1992 года N 3085-I "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ", а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы;

 - организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;

 - организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. руб. Учитываются основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом;

 - иностранные организации [8, c. 72].

 Если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.

 Если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 %. Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 %. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно        [8, c. 264].

3. Единый налог на вменённый доход

 Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) устанавливается Налоговым кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. ЕНВД применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ. ЕНВД заменяет уплату ряда налогов и сборов, существенно сокращает и упрощает контакты с фискальными службами, подобные контакты наиболее затратные для малого бизнеса [6, c. 602].

Список облагаемых налогом объектов ограничен Федеральным законодательством:

- бытовые и ветеринарные услуги;

-услуги ремонта, техобслуживания, мойки и хранения автотранспортных средств;

- автотранспортные услуги;

- розничная торговля;

- услуги общественного питания;

- размещение наружной рекламы;

- услуги временного размещения и проживания;

- передача в аренду торговых мест [4, c. 237].

Региональные и местные власти могут вводить ЕНВД по указанным объектам, с возможностью их уточнения.

Налоговая база за месяц определяется произведением базовой доходности, значения физического показателя и коэффициента-дефлятора К1 задаваемых федеральным законодательством, а также коэффициента К2 учитывающего особенности ведения деятельности и с возможностью изменения субъектами РФ. На федеральном уровне К2 ограничен пределами не менее 0,005 и не более 1 [4, c. 242].

Налоговая ставка задаётся налоговым кодексом и на 2010 год составила 15 %. Налоговым периодом на 2010 год установлен квартал. Налог является значимым источником доходов местных бюджетов потому, как за вычетом социальных налогов, в случае их оплаты, остаётся в муниципалитете [20, c. 60].

4. Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции в виде специального режима налогообложения введена в действие с 1 января 2004 г. принятием специальной гл. 26.4 Налогового кодекса РФ.

Согласно российскому законодательству соглашение о разделе продукции – это договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности, т. е. инвестору, на возмездной основе и на конкретный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на проведение связанных с этим работ [1, c. 512].

Налогоплательщиками при выполнении СРП налоговым законодательством признаны организации, являющиеся инвесторами соглашения.

Для применения указанного налогового режима налогоплательщик должен представить в налоговый орган соответствующее письменное уведомление, а также подписанное соглашение о разделе продукции. Одновременно с этим налогоплательщик обязан представить в налоговый орган еще один важнейший документ. Дело в том, что до подписания соглашения по соответствующему участку недр должен быть проведен аукцион на предоставление права пользования им не на условиях раздела продукции, а на общих основаниях, определенных законом о недрах.

Важнейшей характерной особенностью системы налогообложения при выполнении СРП является замена уплаты части налогов и сборов, установленных российским налоговым законодательством, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями конкретного соглашения.

При этом следует иметь в виду, что Налоговым кодексом РФ предусмотрена возможность применения двух вариантов раздела продукции.

Согласно первому, основному, варианту в соглашении должны быть предусмотрены условия и порядок распределения между государством и инвестором как произведенной продукции, так и прибыльной продукции.

При этом предельный уровень передаваемой в собственность инвестора доли произведенной продукции для возмещения его затрат (т. е. компенсационная продукция) не должен превышать 75 %, а при добыче на континентальном шельфе – 90 % общего объема произведенной продукции  [5, c. 359].

Прибыльная продукция представляет собой произведенную продукцию за минусом той ее части, эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых, а также за вычетом компенсационной продукции. Законом не предусмотрены предельные нормы распределения прибыльной продукции. Порядок и условия ее распределения должны устанавливаться в каждом конкретном соглашении.

Согласно Закону второй вариант может применяться лишь в отдельных случаях, как исключение. При использовании этого варианта в соглашении должны быть предусмотрены порядок и условия определения принадлежащих государству и инвестору долей произведенной продукции. Причем пропорции такого распределения определяются в зависимости от геолого-экономической и стоимостной оценки участка недр, от показателей технико-экономического обоснования соглашения, а также от технического проекта. В то же время Кодексом предусмотрено, что доля инвестора не должна превышать 68% произведенной продукции и соответственно доля государства должна быть не ниже 32 % [9, c. 132].

Специальный налоговый режим налогообложения устанавливается налоговым законодательством, в то же время регулируется и неналоговым законодательством, например законодательством об инвестиционной деятельности при разделе продукции, и другими отраслями законодательства.

Характерными чертами всех рассмотренных выше  специальных налоговых режимов являются:

- введение специального налогового режима регламентируется Налоговым кодексом РФ, законами региональных органов власти, другими общегосударственными законами;

- специальные налоговые режимы устанавливаются на определенный период времени;

- специальные налоговые режимы имеют льготный характер действия налогового механизма, предоставляющего определенные экономические преимущества отдельным субъектам хозяйствования;

- применяемые при установлении специальных налоговых режимов налоговые механизмы имеют конкретную целевую направленность действия по улучшению экономического положения отдельных налогоплательщиков;

- цели и механизмы введения специальных налоговых режимов подчиняются требованиям проведения налоговой политики государства;

    - возможность введения специальных налоговых режимов законодательно не ограничена;

- установление и введение в действие специальных налоговых режимов не означает введение в действие новых налогов [4, c. 348].

Список налоговых режимов, приведенный в НК РФ, не является закрытым, и, таким образом, возможность вводить новые виды специальных налоговых режимов законодательно не ограничена. Кроме того, введение необходимых налоговых режимов может благоприятно влиять на финансовое положение всех субъектов хозяйствования (юридических и физических лиц, территорий), для которых вводится специальный налоговый режим.

Роль платежей по налогам со специальным налоговым режимом при формировании налоговых доходов бюджетной системы невелика. Вместе с тем следует помнить, что эта система налогообложения находится на стадии развития, так как предприятий малого бизнеса в России немного, а организации среднего бизнеса платят налоги по общей системе налогообложения. Причиной тому является отсутствие информации от налоговых консультантов либо других структур, разъясняющих налогоплательщикам суть данной системы налогообложения, а также выгоду для предприятий, использующих ее.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: