Банк России как орган банковского регулирования и банковского надзора обязан обеспечивать поддержание стабильности банковской системы РФ и защиту интересов вкладчиков и кредиторов.
Предметом банковского надзора является соблюдение кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.
В случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядке надзора применять к кредитной организации меры, установленные ст.74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Банк России не вправе вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Под оперативной деятельностью кредитных организаций понимается систематическое осуществление ими операций и сделок, имеющих предпринимательский характер:
- банковских операций;
- сделок, перечисленных в ч.2 ст.5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности";
- сделок с ценными бумагами, осуществление которых не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами;
- сделок, совершаемых кредитными организациями в рамках профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Под вмешательством Банка России в оперативную деятельность кредитных организаций понимается применение Банком России следующих мер:
- ограничение проведения кредитной организацией отдельных операций на срок до 6 месяцев;
- введение запрета на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;
- назначение временной администрации по управлению кредитной организацией на срок до 6 месяцев;
- введение запрета на осуществление реорганизации кредитной организации.
Указанные меры могут применяться Банком России лишь в случае:
- нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России;
- непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации;
- неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков).
Для осуществления регулирующих и надзорных функций Банка России в его структуре должен быть создан Комитет банковского надзора - специальный, действующий на постоянной основе орган Банка России, объединяющий структурные его подразделения, которые обеспечивают выполнение надзорных функций Банка России.
Комитет банковского надзора является частью единой централизованной системы Банка России, имеющей вертикальную структуру управления. В связи с этим руководитель Комитета банковского надзора назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров, а структура Комитета утверждается Советом директоров Банка России.
Банковский надзор на основе консолидированной отчетности организуется и осуществляется территориальными учреждениями Банка России по месту нахождения головной кредитной организации.
Территориальные учреждения Банка России по месту нахождения кредитных организаций - участников, не составляющих собственную консолидированную отчетность, используют информацию, получаемую от территориальных учреждений Банка России по месту нахождения головных кредитных организаций, при анализе финансового состояния таких кредитных организаций и применении к ним мер воздействия.
Обмен информацией между территориальными учреждениями Банка России осуществляется по мере возникновения необходимости в согласованной между ними форме.
Территориальное учреждение Банка России по месту нахождения головной кредитной организации контролирует своевременность и полноту представления головной кредитной организацией консолидированной отчетности.
При необходимости территориальное учреждение Банка России по месту нахождения головной кредитной организации проводит проверки достоверности консолидированной отчетности банковской/консолидированной группы, представляемой головной кредитной организацией.
Проверки достоверности данных, представляемых головной кредитной организации, проводятся территориальными учреждениями Банка России по месту нахождения участников группы - кредитных организаций по согласованию с Департаментом инспектирования кредитных организаций и на основе информации, получаемой от территориального учреждения Банка России по месту нахождения головной кредитной организации.
Анализ консолидированной отчетности проводится территориальным учреждением Банка России по месту нахождения головной кредитной организации банковской/консолидированной группы.
При проведении анализа территориальное учреждение Банка России проводит следующую работу:
- сопоставляет значения величины собственных средств (чистых активов), рассчитанные на основе индивидуальной и консолидированной отчетности;
- сопоставляет удельный вес отдельных статей, входящих в состав собственных средств, рассчитанных на консолидированной основе, по отношению к величине собственных средств, рассчитанных на консолидированной основе. Указанные соотношения рассчитываются на несколько отчетных дат для определения основных статей, формирующих собственные средства, динамики их изменения и оценки возможных результатов сохранения (развития) тенденций;
- сравнивает значения обязательных нормативов и открытых валютных позиций, рассчитанные на основе консолидированной отчетности, с соответствующими значениями, рассчитанными головной кредитной организацией на основе индивидуальной отчетности, и с предельными уровнями значений указанных показателей, определенными Банком России;
- определяет конкретных участников, операции и сделки которых с юридическими и физическими лицами, не являющимися участниками, влекут за собой изменения значений обязательных нормативов и открытых валютных позиций (рассчитанных по данным консолидированной отчетности), выходящие за предельные уровни, установленные в отношении соответствующих показателей Банком России;
- устанавливает влияние операций и сделок, исключенных при составлении консолидированной отчетности, на изменение по сравнению с индивидуальной отчетностью значений обязательных нормативов и открытых валютных позиций головной кредитной организации.
В случае нарушения установленных Банком России предельных значений обязательных нормативов и открытых валютных позиций, рассчитанных по данным консолидированной отчетности, территориальное учреждение Банка России по месту нахождения головной кредитной организации:
а) применяет к головной кредитной организации предупредительные меры воздействия, а в случае если после их применения в течение 6 месяцев нарушения, в отношении которых применялись предупредительные меры воздействия, по данным консолидированной отчетности, сохраняются, к головной кредитной организации могут быть применены принудительные меры воздействия, в том числе предписание об ограничении отдельных операций, которые вызвали нарушение установленных значений обязательных нормативов и открытых валютных позиций, если указанные нарушения были вызваны собственными операциями и сделками головной кредитной организации или решениями по управлению деятельностью участников;
б) направляет территориальным учреждениям Банка России по местонахождению других кредитных организаций - участников, операции и сделки с которыми вызвали нарушения обязательных нормативов и открытых валютных позиций, информацию для применения предупредительных мер воздействия. Территориальное учреждение Банка России по местонахождению кредитной организации - участника, операции и сделки с которым вызвали нарушения обязательных нормативов по данным консолидированной отчетности, применяет предупредительные меры воздействия. Если после их применения в течение 6 месяцев нарушения, вызванные операциями и сделками с данной кредитной организацией, по данным консолидированной отчетности сохраняются, территориальное учреждение Банка России по месту нахождения данной кредитной организации может применять к ней принудительные меры воздействия, в том числе предписание об ограничении отдельных операций, которые вызвали нарушение установленных значений обязательных нормативов и открытых валютных позиций, за нарушения, вызванные операциями и сделками данной кредитной организации.
В случае если по результатам анализа консолидированной отчетности наблюдается устойчивое (более чем на 2 отчетные даты) снижение значения величины собственных средств (чистых активов) банковской группы по сравнению со значением величины собственных средств (чистых активов) головной кредитной организации, рассчитанным на основе индивидуальной отчетности, а также ухудшение значений обязательных нормативов и открытых валютных позиций, не выходящие за рамки предельных значений, установленных Банком России, территориальное учреждение Банка России по месту нахождения головной кредитной организации использует эту информацию для обсуждения с руководителями головной кредитной организации целей операций и сделок, которые вызвали снижение значения величины капитала или ухудшение показателей обязательных нормативов и открытых валютных позиций.
Для осуществления функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций информацию об их деятельности, а также требовать разъяснений по полученной информации. Делопроизводство документов, связанных с полученной Банком России информацией о деятельности кредитных организаций, осуществляется в соответствии с Положением по обеспечению сохранности сведений ограниченного распространения в Центральном банке Российской Федерации и подведомственных ему учреждениях, предприятиях, организациях, утвержденным Банком России. Поступившая от кредитных организаций информация по их конкретным операциям не подлежит разглашению без согласия соответствующей кредитной организации. Данное правило распространяется и на информацию, собираемую Банком России и передаваемую им по поручению Правительства РФ международным организациям.
Банк России не вправе требовать от кредитных организаций предоставления не предусмотренной федеральными законами информации о клиентах кредитных организаций и об иных третьих лицах, не связанной с банковским обслуживанием указанных лиц.
Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе Российской Федерации. Для составления банковской и денежной статистики, платежного баланса Российской Федерации, а также для анализа экономической ситуации в стране Банк России имеет право запрашивать и получать необходимую информацию у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных подразделений и юридических лиц.
Заключение
В данной работе были рассмотрены сущность центрального банка, правовой статус Банка России, кредитно-депозитная политика Центрального Банка Российской Федерации, государственное регулирование банковской системы и антикризисные меры. Опираясь на представленный материал, можно сделать определённые выводы.
· Согласно Федеральному закону РФ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 №86-ФЗ уставный капитал ЦБ РФ является федеральной собственностью и его размер равняется 3 млрд. руб. Свои расходы ЦБ финансирует за счёт своих доходов, и он независим от Правительства;
· Банк России подотчётен Государственной Думе;
· Главной целью деятельности Центрального Банка Российской Федерации является сдерживание инфляции и обеспечение стабильности национальной валюты. В связи с этим ежегодно Банк России разрабатывает единую государственную денежно-кредитную политику, реализация которой осуществляется посредством использования специальных инструментов, таких как операции на открытом рынке, изменение нормативов обязательных резервов, рефинансирование кредитных организаций, эмиссия облигаций, валютные интервенции и др.;
· Свои функции Банк России реализует посредством своих операций, которые, как правило, делятся на пассивные и активные. К пассивам Банка России относятся: эмиссия банкнот и монет; депозиты; обязательства по полученным кредитам; выпуск собственных облигаций; капитал и резервы. К активам относятся: драгоценные металлы, иностранная валюта, ссуды, вложения в ценные бумаги, основные средства.
Роль Центрального банка в нынешних условиях развития и стабилизации экономики возрастает день ото дня. Следует и дальше продолжать осуществление мероприятий, направленных на повышение устойчивости и конкурентоспособности банковского сектора Российской Федерации. Кроме того, необходимо совершенствование системы банковского надзора.
Постепенное сокращение участия Банка России на внутреннем валютном рынке будет способствовать переходу к режиму свободно плавающего валютного курса, тем самым ЦБ сможет сосредоточить свои усилия на максимально точном достижении целей по уровню инфляции. При этом следует не забывать, что поддержка денежно-кредитной политики Банка России действиями Правительства Российской Федерации в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики, является важной частью антиинфляционной политики в России.
Библиография
1. Конституция Российской Федерации (с изм. От 09.06.2001) (принята всенародным голосованием 12.12.93);
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2 (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации;
3. Федеральный закон от 10 июня 2002г. № 8б-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №28;
4. Положение Банка России от 4 августа 2003 года № 236-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг" (с учетом изменений);
5. Положение Банка России от 12 ноября 2007 № 312-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами";
6. Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2008;
7. Голикова Ю.С, Хохленкова М.А. Банк России: организация деятельности: В 2-х т. - М., 2009;
8. Денежное обращение и банки: Учеб. пособие / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Г.В. Толоконцевой. - М.: Финансы и статистика, 2009;
9. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. -М.: Финансы и статистика, 2008;
10. Деньги. Кредит. Банки: Учебник /Под ред. Е.Ф. Жукова. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006;
11. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007;
12. Поляков В.П., Московкина Л.А. Структура и функции центральных банков: зарубежный опыт. - М.: Инфра-М, 2006;
13. Семенюта О.Г. Деньги, кредит, банки в РФ: Учеб. пособие. - М: Контур, 2008;
14. Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция: Учеб. пособие. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009;
15. Организация деятельности Центрального банка. Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова. – М: Кнорус, 2008;
16. http://www.cbr.ru официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации;
17. Справочно-информационная система «КонсультантПлюс».
Приложение 1
Платежный баланс Российской Федерации за январь-июнь 2010 года (млн. долл. США) |
Основные агрегаты | |||
| I квартал 2010 г. | II квартал 2010 г. | январь-июнь 2010 г. |
Счет текущих операций | 33 538 | 18 710 | 52 248 |
Товары и услуги | 42 064 | 33 683 | 75 747 |
Экспорт | 101 455 | 108 700 | 210 154 |
Импорт | -59 390 | -75 017 | -134 407 |
Товары | 46 576 | 39 387 | 85 962 |
Экспорт | 92 266 | 97 578 | 189 844 |
Импорт | -45 690 | -58 192 | -103 881 |
Услуги | -4 511 | -5 704 | -10 215 |
Экспорт | 9 189 | 11 121 | 20 310 |
Импорт | -13 701 | -16 825 | -30 526 |
Доходы от инвестиций и оплата труда | -7 854 | -14 030 | -21 884 |
К получению | 9 688 | 8 904 | 18 592 |
К выплате | -17 542 | -22 934 | -40 476 |
Оплата труда | -1 784 | -2 307 | -4 091 |
Полученная | 812 | 957 | 1 769 |
Выплаченная | -2 596 | -3 264 | -5 860 |
Доходы от инвестиций | -6 070 | -11 723 | -17 793 |
К получению | 8 876 | 7 947 | 16 823 |
К выплате | -14 946 | -19 671 | -34 616 |
Текущие трансферты | -672 | -943 | -1 615 |
Полученные | 1 879 | 2 240 | 4 119 |
Выплаченные | -2 551 | -3 183 | -5 733 |
Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами | -26 916 | -18 126 | -45 042 |
Счет операций с капиталом | 177 | 42 | 219 |
Капитальные трансферты | 177 | 42 | 219 |
Полученные | 307 | 249 | 556 |
Выплаченные | -130 | -207 | -337 |
Приобретение/продажа непроизведенных нефинансовых активов | 0 | 0 | 0 |
Финансовый счет | -27 093 | -18 169 | -45 262 |
Прямые инвестиции | -1 969 | -1 991 | -3 961 |
За границу | -10 259 | -12 834 | -23 094 |
В Россию | 8 290 | 10 843 | 19 133 |
Портфельные инвестиции | 2 229 | 6 592 | 8 821 |
Активы | 1 312 | 712 | 2 025 |
Обязательства | 916 | 5 880 | 6 796 |
Финансовые производные | -805 | -990 | -1 795 |
Активы | 1 577 | 2 407 | 3 985 |
Обязательства | -2 382 | -3 398 | -5 780 |
Прочие инвестиции | -9 949 | 4 335 | -5 614 |
Активы | -5 884 | 7 429 | 1 545 |
Наличная иностранная валюта | 3 436 | 7 180 | 10 616 |
Остатки на текущих счетах и депозиты | 1 133 | 13 304 | 14 437 |
Торговые кредиты и авансы предоставленные | -827 | -252 | -1 079 |
Ссуды и займы предоставленные | -1 959 | -6 189 | -8 148 |
Просроченная задолженность | -199 | 159 | -40 |
Задолженность по товарным поставкам на основании межправительственных соглашений | 839 | -210 | 629 |
Своевременно не полученная экспортная выручка, не поступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами | -6 577 | -5 917 | -12 494 |
Прочие активы | -1 730 | -646 | -2 376 |
Обязательства | -4 065 | -3 094 | -7 159 |
Наличная национальная валюта | 132 | 131 | 263 |
Остатки на текущих счетах и депозиты | 1 383 | 1 246 | 2 629 |
Торговые кредиты и авансы привлеченные | 225 | 82 | 307 |
Ссуды и займы привлеченные | -6 997 | -6 150 | -13 147 |
Просроченная задолженность | -207 | 281 | 74 |
Прочие обязательства | 1 399 | 1 317 | 2 715 |
Резервные активы | -16 599 | -26 115 | -42 713 |
Чистые ошибки и пропуски | -6 622 | -584 | -7 206 |
Общее сальдо | 0 | 0 | 0 |
|