Жреческая организация

 

Воевавший с германцами римский император Юлий Цезарь видел важнейшее их отличие от кельтов как раз в том, что у германцев «нет друидов, руководящих обрядами богослужения, и они не особенно усердствуют в жертвоприношениях». По словам Цезаря, гадание и узнавание воли богов находилось в руках старых женщин, что, свидетельствует о сильных пережитках матриархата.

Однако уже через 150 лет после Цезаря Тацит сообщает о весьма влиятельном положении германских жрецов, в руках которых находится суд, которые распоряжаются племенными сходками и т. д.

Однако и при Таците оставались пережитки матриархата: роль женщин и в общественной, и в религиозной жизни скандинавов была очень большой. «Они думают, - писал Тацит, - что в женщинах есть нечто священное и вещее, не отвергают с пренебрежением их советов и не оставляют без внимания их прорицаний».

В то же время появляются и такие специфически мужские жреческие обряды, как тот, о котором сообщает Тацит: «Есть у них и такие заклинания, возглашением которых, называемых «бардит», они распаляют боевой пыл, и по его звучанию судят о том, каков будет исход предстоящей битвы;

 

 

ведь они устрашают врага или, напротив, сами трепещут пред ним, смотря по тому, как звучит песнь… причем принимаются во внимание не столько голоса воинов, сколько показали ли они себя единодушными в доблести».

Этот факт говорит о росте значения мужской силы, милитаризации общества, утверждения доминирования мужчины в обществе. Жестоки были и жертвоприношения: в жертву нередко приносили людей, преимущественно военнопленных, а по крови и внутренностям жертв гадали об исходе войны. Этот кровавый варварский культ был опять-таки порождением воинственного быта эпохи.

 

УСТНАЯ И ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА

 

Древние скандинавы знали такую специфическую письменность, как руническую – сначала она имела чисто магический характер, но в III – IV вв. получает более широкое распространение, что свидетельствует о более высоком уровне развития, достигнутого древнескандинавскими племенами.

Тем не менее письменной культуры они не оставили; все то великое в сфере литературы, что нам известно, из поколений в поколения передавалось устно, чтобы в конце концов быть записанным в виде двух «Эдд», оставшихся нам как памятник поэтического дара безвестных древнегерманских сказителей.

Между отдельными песнями «Эдд» есть довольно значительные стилистические различия, но в то же время для всей древнегерманской эпической поэзии характерен так называемый кеннинг, то есть замена существительного обычной речи перифразом, по меньшей мере двучленным (типа «дорога китов» вместо «море», «раздаватель золота» - «князь»).

Для стиля скандинавской поэзии также характерно обилие собственных имен, что, с одной стороны, придает стилю конкретность, а с другой – нередко затрудняет понимание. Немало в ней традиционности выражений, характерной для фольклора – повторяющихся формул, словесных клише и т. д.

Характерно для скандинавской поэзии компактность, лаконизм, стремительность – при ярком буйстве фантазии, рисующей «мир, где среди молний по небу скачут валькирии, драконы сторожат сокровища, боги вмешиваются в судьбу людей, - мир,

 

который возник из тела убитого великана и погибнет во время последней битвы богов с чудовищами, когда звезды сорвутся с неба и огромный волк поглотит солнце».

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

 

О художественной культуре древних германцев мы можем судить преимущественно по ремесленным изделиям; на первом месте здесь стоит ювелирное мастерство.

В III веке германское общество имело уже довольно сильную и богатую племенную знать, нуждавшуюся в тонких тканях, изящной утвари, драгоценных украшениях, хорошем вооружении, золоте и серебре.

Местное ремесло достигло такого уровня, когда оно могло удовлетворять этим потребностям. Особенно большое значение имел уровень обработки металлов, из которых изготовлялись вооружение и многочисленные ювелирные изделия. Особенно высокого уровня художественное (прежде всего ювелирное мастерство) достигло в Южной Скандинавии.

Оружие, украшения и т. д., изготовлялись по римскому образцу,  причем с начала III века ввоз римских изделий и монет падает, местное ремесло освобождается от влияния римской провинциальной культуры и развивается более самостоятельно, хотя и под значительным воздействием того стиля, который сложился в Северном Причерноморье и в III – IV вв. быстро распространился по Европе.

В Скандинавии в это время преобладают изделия, украшенные цветной эмалью, полудрагоценными камнями, филигранью; есть предположение, что в III веке туда вторгались какие-то южно - германские племена, принесшие с собой это стиль.

Археологические находки III _ IV веко показывают, что, несмотря на упадок торговли с империей, богатства, сосредоточивавшиеся в руках племенной знати, в это время все возрастают, и, как следствие, увеличивается количество и вес прежде редких золотых изделий. Из всего этого мы можем сделать вывод не только о достаточно высоком уровне художественного ремесла и культуры у древних германо - скандинавских народов, но и об их эволюции, поступательном развитии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Характеризуя культуру и мифологию древних племен Скандинавии, еще раз подчеркнем ее историческую ценность: именно на этой «варварской», полупервобытной, архаичной культуре выросли многие народы Западной Европы. Очевидно, что такой образ жизни принадлежал суровым и мужественным людям, не боявшихся смотреть в лицо смерти. Народы современной Германии, Великобритании, Скандинавии обязаны своей культурой тому удивительному сплаву, который принесло взаимодействие латинской античной культуры и древнегерманской.

Несмотря на то, что древние германцы стояли на достаточно низком уровне развития по сравнению со своим могущественным соседом – Римской империей (которая, кстати, оказалась повержена именно этими «варварами»), и только-только переходили от родового строя к классовому, духовная культура древнегерманских племен вызывает интерес благодаря богатству форм.

Прежде всего, религия древних германцев, несмотря на ряд архаичных форм (прежде всего тотемизм, человеческие жертвоприношения) представляет богатый материал по изучению общих индоарийских корней в религиозных воззрениях Европы и Азии, для проведения мифологических параллелей.

Не менее интересна и устная и песенная культура германских племен. До сих пор обе «Эдды» остаются одним из шедевров мировой литературы.

Наконец, художественная культура также ждет дальнейших исследований, прежде всего археологических.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: