Предмет. Экономическая теория – это исследование отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления матер. благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безгранич. потребностей.
Предмет эк. теории м. хар-зовать как исследование поведения людей в процессе произ-ва, распределения, обмена и потребления материал. благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Т.е. потребности в своем развитии безграничны, а ресурсы ограничены. Поэтому абсолютное материальное изобилие невозможно. Эк. наука состоит из 2ух крупных разделов:
1. микроэкономика – она изучает эк.процессы и явления, к-е протекают на уровне фирм, п/п; она изучает эк.поведение потребителей; она исследует механизмы рынка, используя анализ спроса, предложения, равновесия рынка и т.д.
2. макроэкономика – она изучает явления и процессы в целом, по всему нар. хоз-ву, т.е. она изучает проблемы эк. роста, безработицы, инфляции, гос. регулирования эк-ки, а также проблемы международных связей.
|
|
Методы. Осн. задача теор. эк. дать не просто описание эк. явл., а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т.е. раскрыть систему эк. явлений, процессов и законов. Теоретическая эк. исп. широкий спектр методов научного познания - метод научной абстракции, отвлечение от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. Применяются также такие методы как: анализ и синтез, индукция и дедукция, исторические и логические, экономико-математическое моделирование и экономический эксперимент. Анализ - это мысленное расчленение изучаемого явления на его составные части. Путем синтеза воссоздается единая целостная картина. Посредством индукции обеспечивается переход от изучения единичных факторов к общим положениям. Дедукция делает возможным переход от наиболее общих выводов к более частным
Используя исторический метод, эк. теория исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они возникали, развивались и сменялись другими. Логический метод позволяет применить законы и формы правильного мышления. Он служит непременным условием достижения истинности высказываемых положений и выводов. Использование логического метода помогает установлению и пониманию причинно-следственных зависимостей в экономике.
Функции экономической теории: 1. Познавательная функция – она призвана изучать и объяснять экономические процессы. 2. Практическая функция – экономическая теория является жизненно важной дисциплиной, она имеет практическое значение для бизнеса. 3. Методологическая функция – экономическая теория является теоретическим и методологическим фундаментом целого ряда дисциплин – кредита, маркетинга, менеджемента и т.д. Призвана определять методы, средства и научные инструменты для исследования работ в смежных дисциплинах.
|
|
3. Ограниченность и выбор - основные понятия экономической науки. Желания и потребности человека бесконечны, в то время как ресурсы для производства товаров и, следовательно, сами товары имеются в ограниченном объеме.. В эк. теории ресурсы принято делить на четыре группы:1). природные - потенциально пригодные для применения в произ-ве естеств.силы и вещества, среди к-х различают "неисчерпаемые" и "исчерпаемые"; 2). материальные - все созданные ч-ком средства произ-ва, к-е сами яв-ся результатом произ-ва; 3). трудовые - население в трудоспособном возрасте, к-е оценивают по 3ем параметрам: соц. - демографическому, профессионально-квалификационному, культурно- образовательному; 4). финансовые – денеж. средства, к-е общество в состоянии выделить на организацию произ-ва.На практике в произ-во вовлечена только часть ресурсов. Эти реально вовлеченные в процесс произ-ва ресурсы носят название факторов произ-ва. К числу ресурсов или факторов производства относятся земля и ее недра, труд, капитал, предпринимательский талант и информация.
Закон ограниченности означает, что для отдельного человека и общества в целом количество благ ограничено. Свободные (бесплатные) блага существуют лишь в том случае, если они присутствют в изобилии и возможно удовлетворение потребностей всех, кто хочет их удовлетворить.
И все решения этих проблем базируются на двух фундаментальных экономических аксиомах: потребности общества безграничны; ресурсы общества ограничены или редки.
В каждый данный момент времени количество любых ресурсов представляет собой фиксированную величину, т.е. ограничено. Применение практически всех, в особенности первичных, ресурсов (труда, земли, капитала) в какой-либо одной отрасли исключает возможность их применения в какой-либо другой отрасли. Из одного и того же сырьевого ресурса также может быть произведена только какая-то одна разновидность экономического блага, но не две, три и т.д., хотя потребность в этом существует.
Ограниченность ресурсов вынуждает людей делать экономический выбор: ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить, в каких количествах и в какие периоды времени. Решение указанных вопросов связано с альтернативой, выбором в пользу одних благ и отказа от других благ. Издержки такого выбора называют альтернативными (или вмененными, или издержками упущенных возможностей). Суть идеи об альтернативных издержках состоит в том, что реальная стоимость любого произведенного блага есть недополученные полезности других благ, которые могли бы быть произведены с помощью ресурсов, использованных для уже произведенных благ. В этом смысле издержки производства любых благ представляют собой потенциально утраченные другие, невыпущенные полезные блага.
3. Виды эк-ких с-м. Критерии классиф-и
Экономическая система – совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих структуру общества, единство отношений, складывающихся по поводу производства распределения, обмена и потребления экономических благ.
Виды систем:
Традиционная. Существует в ряде слаборазвитых стран. Её основные черты.
1) Низкий уровень развития производства и жизни. Основываются на отсталых технологиях, ручном труде.
2) носит застойный хар-р – здесь низкие темпы эк-го роста.
3) управляется, регулируется традициями, обычаями и, в значительной степени, религиозными канонами.
4) торговля развита слабо и только с соседними государствами. Гос-во играет активную роль. Большую роль играет иностранный капитал.
|
|
Командно - административная. Результаты системы: а) перевес в сторону тяжелой промышленности и ВПК, б) мало внимания уделяется потребительским товарам, в) невосприимчивость к НТП, г) неконкурентноспособность товаров на мировом рынке, д) дефицит товаров и наличие теневой экономики, е) низкий уровень жизни по сравнению с капиталистическими странами.
Её основные черты:
1) Монополия одной формы собственности.
2) Централизованное, директивное развития общ-го пр-ва.
3) Государственное регулирование р. цен на большинство производимых товаров
Рыночная.
1) Цель - уменьшить издержки по сравнению с конкурентами. Произв-во – для потребителя с наивысшим доходом.
2) Мин-ая соц. защита. Роль гос-ва: осуществить защиту частной собственности, издавать законы
3) полная эк-й свобода всех субъектов этой р-й эк-ки, но в строгих законодат. рамках
Р. цены, формирующиеся под влиянием С и П.
Эк. свобода (активной деят-сти в произ-ве, распределении, обмене и потреблении эк. Благ). Свобода потребителя, (свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг). Сущ-ет свобода п/п-тельства. (свобода что, как и для кого произ-ть, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать). Свобода выбора становится основой конкуренции.
Смешанная Её основные черты. - это эк. система, синтезирующая элементы рын. и ком. систем, т. е. механизм рынка дополняется активной деят-тью гос-ва. В этой эк-ке объединяются элементы общественной собственности на средства произ-ва с част. собст-тью. Существует практически во всех развитых странах мира.
1) управляется и регулируется двумя механизмами. Во-первых, рыночного регулирования, во-вторых, гос-го регулирования. Все субъекты бизнеса обладают довольно полной эк-ой свободой,
2) гос-во разрабатывает и осуществляет сильную социальную политику,, гос-во проводит антимонопольную политику, социальную и налоговую и др., которые направлены на повышение жизненного уровня населения и экономического роста.
|
|
Переходная. Исходной точкой является кризис, далее трансформация экономики. Особенности: 1) наличие особых переходных форм, 2) резкое обострение социальных противоречий, 3) социальное расслоение, 4) длительный период – несколько десятилетий.
Сущ-ют след-е осн-е цели эк. систем: 1. Эк. рост. 2. Полная занятость. 3. Эк. защищенность. 4. Стабильность цен. 5. Эк. свобода .6. Перераспределение доходов. 7. Внешнеторговый баланс. 8. Эк. эф-ность.
4. Спрос - это количество товаров или услуг, которое потребитель готов приобрести по конкретной цене из ряда возможных за определенный период времени. В этом определении надо обратить внимание на два момента: наличие целого ряда цен (шкалы цен) и конкретный временной отрезок. Изменение цены ведет к изменению спроса, эта зависимость определяется законом спроса. Закон спроса говорит об обратной зависимости между ценой и величиной спроса. Закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены приводит к возрастанию величины спроса, повышение цены приводит к уменьшению величины спроса.
Неценовые факторы спроса.
- Предпочтения потребителей (вкус и мода). Как правило, если товар становится модным, то спрос на него растет. Проявляется так называемый "эффект присоединения к большинству", и наоборот, если товар выходит из моды - спрос на него падает.
- Доход покупателя. Изменение дохода может оказывать на спрос двоякое влияние.
Различают товары высшей категории ("нормальные", качественные товары) и товары низшей категории (низкокачественные). Если доходы растут, то спрос на нормальные товары повышается, а спрос на товары низшей категории падает. И наоборот, если доходы падают, то спрос на товары низшей категории возрастает, а спрос на качественные товары падает. Очевидно, что при росте доходов (при прочих равных условиях) спрос на сливочное масло растет, а на маргарин падает.
- Цены других товаров. Если товары взаимозаменяемые, то существует прямая зависимость между изменением цены на один товар и спросом на другой. Рост цен на авиабилеты ведет к росту спроса на железнодорожные перевозки.
Если товары взаимодополняющие, то связь между изменением цены одного товара и спросом на другой - обратная. Рост цен на магнитофоны приведет к снижению спроса на кассеты.
- Количество и состав покупателей на рынке. Очевидно, что чем больше покупателей, тем больше рыночный спрос. При этом характер спроса будет зависеть от возрастного, национального, религиозного состава покупателей.
- Ожидания покупателей в отношении изменения цен товаров. Если покупатели ожидают рост цен в будущем, то сегодня спрос будет увеличиваться (ажиотажный, инфляционный спрос). Если покупатели ожидают снижения цен, то сегодня их спрос будет сокращаться (отложенный спрос).
5. Предложение - это кол-во товара, находящееся на рынке или способные быть доставленными в короткие сроки, количество товара, которое готов предложить товаропроизводитель (фирма) по определенной цене за определенный период времени при прочих равных условиях. Закона предложения сост. в том, что с повышением цен соотв. возрастает и величина предложения, и наоборот. По мере роста цены производители предлагают к продаже большее количество товаров и услуг, а по мере падения – меньше.
Неценовые факторы, влияющие на объем предложения (детерминанты предложения):
- Величина издержек производства товара. Чем выше издержки (затраты), тем меньше объем предложения. В свою очередь, уровень издержек производства зависит от:
применяемой технологии;
цены ресурсов, используемых в данном производстве.
- Налоги и субсидии. Снижение налогов и выделение субсидий сокращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложение.
- Наличие взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров и динамика их цен. Появление товара-заменителя или снижение его цены сократит предложение сопряженного товара.
- Количество продавцов на рынке, условия продажи, степень развитости конкуренции и т. д. Увеличение числа продавцов на рынке приведет к увеличению рыночного предложения.
- Ожидания производителей в отношении изменения цен. Ожидание роста цен в будущем ведет к сокращению предложения в настоящем.
6. Эластичность спроса позволяет измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов.
Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1%. Ep=(∆Qd\Qd)\(∆P\P),
где Δ P/P - изменение цены (в %);
Δ Qd/Qd - изменение спроса (в %);
На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:
- Наличие товаров конкурентов или товаров заменителей;
- Консерватизм покупателей во вкусах;
- Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание - тем выше эластичность);
- Удельный вес товара в доходах потребителя (чем больше доля цены товара в доходах потребителя, тем выше эластичность).
В зависимости от этих показателей различают:
- Неэластичный спрос (Ep(D) < 1) – рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает незначительное изменение объема (QD).
- Эластичный спрос (Ep(D) > 1) – рыночная ситуация, при которой изменение P на 1 % (Dp=1 %) вызывает значительное изменение QD.
- Спрос единичной эластичности (Ep(D) = 1) – это рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает 1-процентное изменение QD.
- Абсолютно неэластичный спрос, означающий абсолютную нечувствительность объема спроса к изменению цены (Ep(D) = 0): изменение P на 1 % и более не влияет на изменение QD.
Эластичность спроса по доход показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1%. Она зависит от следующих факторов:
- Значимость товара для бюджета семьи.
- Является ли товар предметом роскоши или предметом необходимости.
- Консерватизм во вкусах.
Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежды, обуви, высококачественных продуктов питания, товаров длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорциональны доходом потребителей. К ним относятся: вся продукция секонд-хенд и некоторые виды продовольствия(дешевая колбаса, приправа).
7. Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.
Коэффициент эластичности предложения — числовой показатель, отражающий степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Es=(∆Qs\Qs)\(∆P\P),
где Δ Qs/Qs - изменение объема предлагаемой продукции (в %);
Δ P/P - изменение цены (в %).;
Эластичность предложения зависит от:
- особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен);
- временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке);
- зависит и от (не)способности данного товара к длительному хранению.
8. Равнове́сная цена — цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить. Равновесная цена, это:
- цена, при которой спрос и предложение равны;
- цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;
- цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.
Ни продавцы, ни покупатели не имеют побуждающих мотивов к изменению ситуации на рынке в случае установления равновесия, то есть имеет место баланс.
Дефицит - превышение спроса над предложением. Дефицит свидетельствует о несовпадении спроса и предложения и отсутствии уравновешивающей цены.