Глава 2. Профицит федерального бюджета и его распределение

Понятие профицита бюджета

Профицит бюджета. При сбалансированном бюджете государственные доходы равняются расходам. В том случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета.

Государственный бюджет вынужден отражать циклическое движение экономики и поэтому он не может быть сбалансированным. Государственный бюджет целесообразно балансировать с положительным сальдо (от итал. Saldo – расчет) при подъеме и отрицательным – при спаде производства. Между тем типичен бюджет с отрицательным сальдо. Объясняется это прежде всего усилением роли государства в разных сферах жизни общества, увеличением численности государственных служащих, умножением расходов на военно-промышленный комплекс и др. В результате темпы затрат государства зачастую значительно превышают скорость увеличения ВНП.

Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы государственный бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.

Анализ доходов и расходов бюджета

Анализ статистических показателей государственного бюджета предполагает изучение показателей структуры доходов (расходов) государственного бюджета, степени исполнения государственного бюджета,закономерностей формирования доходной части бюджета и расходования бюджетных средств; определение роли и экономического значения основных источников доходов в общем объеме доходов бюджета, выявление расходных статей, вызывающих дефицит государственного бюджета; анализ источников финансирования государственного бюджета.

Относительные показатели доходов (расходов) государственного бюджета,позволяющие определить долю каждого раздела доходов (или расходов) в общем объеме доходов (расходов) и сделать выводы о самых значимых статьях доходной (расходной) части государственного бюджета, являются важнейшими аналитическими показателями.

 

Анализ федерального бюджета РФ.

Возьмем информацию о доходах федерального бюджета. Данные в соответствии с ФЗ «о федеральном бюджета на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов»

Таблица 1

Млрд.руб

2008

2009

2010

  оригинал изменение оригинал изменение оригинал изменение
Всего доходов  нефтегазовые доходы инфляция Расходы профицит 6644,447 2383,113 7%     8965,535 4249,032 10,5% 7 021,927 1 943,808 7465,447 2351,908 6,5% 9518,305 3640,241 7,5% 8 746,575 8089,965 2348,321 6% 10402,396 3630,887 7%  

 

Оригинальные данные взяты из документа ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010г» №198-ФЗ от 24 июля 2007г.

С учетом изменений от 08.11.2008 №193-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон» О федеральном бюджете на 2008 и плановый период 2009 и 2010 годов.

Из представленных данных в июле 2007 года первоначально планировалось, что общие доходы бюджета на 2008 год будут составлять 6645 млрд.руб., в том числе нефтегазовые доходы 2383, предельный уровень инфляции не превысит 7%. На плановый период 2009 и 2010 годов доходы будут составлять 7465 млрд.руб. и соответственно 8089 млрд.руб. Как известно большую часть доходов бюджета составляют налоговые поступления от нефтегазовой отрасли.

Последние несколько лет бюджет Российской федерации являлся профицитным, в следствие чего государство формировало стабилизационный фонд и планировало постепенно снизить инфляцию 7%, 6,5% и 6%. Также планировало увеличить доходы в 2009 и в 2010 году.

     08.11.2008 были внесены изменения в федеральный бюджет. Например планировалось увеличение общей составляющей доходов на 0,7 раза при этом нефтегазовые доходы составляли 4250 млрд.руб., что больше по сравнению с первоначальными данными в 0,6 раза. Уровень инфляции увеличился с 7 процентов до 10, что составляет 0,7 раза больше, чем первоначально планировалось. Исходя из всего этого можно сделать вывод, что увеличение общего числа доходов федерального бюджета произошло не за счет каких либо дополнительных поступлений, а за счет увеличения уровня инфляции. Об этом говорит то что уровень инфляции увеличился на 0,7 раза, при этом на такое же число увеличились и общие доходы государства, в том числе и нефтегазовые доходы.

    Те же самые изменения были произведены и в плановый период 2009 и 2010 годов. Уровень инфляции изменился в 0,86 раза, при этом общие число доходов государства изменилось на 0,76 раза, а нефтегазовые доходы 0,64.

    В следствие данных, приведенных в таблице 1, можно сделать вывод, что  федеральный бюджет на 2008 и плановый период 2009 и 2010г. с момента составления не включал в себя дополнительных доходов, а увеличение бюджета произошло за счет роста инфляции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: