Информационные процессы, системы и технологии

Процессы получения, хранения, накопления, преобразования, представления и передачи информации называются информационными процессами (ИП). А система приемов, способов, методов осуществления информационных процессов, а также технические и программные средства реализации информационных процессов называются информационными технологиями (ИТ).

Иными словами, ИП – это все, что может произойти с информацией. А ИТ – это то, как это может произойти. (Например: мы сидим на занятиях и узнаем для себя, что-то новое – это информационный процесс. Мы узнаем это, слушая преподавателя или читая книгу – это информационные технологии.)

Потребность человека общаться с окружающими его людьми, то есть выразить и передать информацию, привела к появлению языка и речи – древнейшей ИТ. Затем появились книгопечатание, почта, телеграф, телефон, радио, телевидение, космическая связь и, на конец, компьютеры.

Информационные технологии дают человеку возможность получать информацию о событиях не только в данном месте, но и в других местах и в прошлом времени. Технология в переводе с греческого означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы.

Процесс – это определенная совокупность действий для достижения поставленной цели.

Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается как единое целое и как объединенная совокупность разнородных элементов в интересах достижения поставленных целей.

Основные направления: теория информации; разработка новых аппаратных средств (hardware); разработка программного обеспечения (software); языки программирования; компьютерные сети; робототехнические средства и системы искусственного интеллекта.

ИС – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Основу ИС составляют хранящиеся в ней данные. Хорошая ИС должна предоставлять достоверную информацию в определенное время конкретному лицу с ограниченными затратами.



Лекция №2. Структура ИС

Структуру ИС составляет совокупность ее частей называемых подсистемами. Подсистема – это часть системы, выделенная по какому либо признаку.

Структуру ИС составляют:

Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документов, схем информационных потоков, методология построения баз данных.

Техническое обеспечение – комплекс технических средств, предназначенных для работы ИС.

Математическое и программное обеспечение – совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ, необходимых для нормального функционирования ИС.

Организационное обеспечение – совокупность методов и средств, регламентирующих действие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации ИС. Это: выявление задач, подлежащих автоматизации, подготовка задач к решению на ЭВМ.

Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование ИС. Цель правового обеспечения – укрепление законности.

Информационно-поисковые ИС производят ввод, систематизацию, хранение и выдачу информации по запросу пользователей. (ИС в библиотеках, железнодорожных и авиа кассах по продаже билетов и т.д.)

Информационно-решающие ИС осуществляют операции по переработке информации по определенному алгоритму. Среди них можно выделить управляющие и советующие.

Управляющие ИС вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение. Например система оперативного планирования выпуска продукции, система бух. учета и т.д.

Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению, но не превращается немедленно в серию конкретных действий. Например, медицинские ИС, которые предлагают врачу диагноз больного, но решающее слово остается за специалистами-медиками.

Таким образом ИТ как процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, переработки и передачи данных (первичной информации), для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта), предполагает наличие фаз, этапов, операций и действий, набор инструментов.

Цель ИТ – производство информации для ее анализа человеком и принятия на ее основе решения по выполнению какого-то действия. ( Н-р,для приготовления одного и того же блюда, каждый человек применяет свою технологию приготовления. Соответственно результаты могут получиться разными.)

ИТ делятся на аналоговые и цифровые. Аналоговые технологии основаны на способе представления информации в виде какой-либо непрерывной (аналоговой) физической величины, являющейся носителем информации. Цифровые технологии основаны на дискретном (разделенный, прерывистый) способе представления информации в виде чисел (обычно с использованием двоичной системы счисления), значение которых является носителем информации. Из-за неоспоримых преимуществ ЦТ все новые ИТ являются цифровыми. К ним относятся, например, архивация и сжатие информации, сканирование и распознавание текстов, цифровое и радио телевидение, цифровая фотография и видео съемка, сеть Интернет и электронная почта, виртуальная реальность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: