Организованная самостоятельная работа студентов

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ФАКУЛЬТЕТА БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ

на кафедре Экономического анализа хозяйственной деятельности

 

 

г. Ставрополь

2004

 

Общие положения

Самостоятельная работа студентов является одним из важнейших элементов обучения в вузе. Это связано с тем, что преподаватель лишь организует и направляет познавательную деятельность обучаемых, ее эффективность зависит от собственных усилий студентов. Поэтому самостоятельный поиск знаний – отличительная черта обучения в вузе. По сути, весь процесс обучения в высшей школе – специально организованная самостоятельная работа студентов.

При правильной организации самоподготовка имеет важнейшее значение для развития самостоятельности как одной из ведущих черт личности специалиста с университетским образованием и выступает средством, обеспечивающим для студентов:

- сознательное и прочное усвоение знаний по предмету;

- овладение способами и приемами самообразования;

- развитие потребности в самостоятельном пополнении знаний.

Самоподготовка способствует формированию высокой культуры умственного труда, приобретению приемов и навыков самостоятельной работы, умений разумно расходовать и распределять свое время, накапливать и усваивать необходимую для успешного обучения и профессионального становления информацию. Она развивает у студентов такие качества, как организованность, дисциплинированность, инициативность, волю; вырабатывает мыслительные умения и операции (анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.), учит самостоятельному мышлению, позволяет сформировать свой собственный стиль работы, наиболее полно соответствующий личным склонностям и познавательным навыкам студента.

Самоподготовка студентов по курсам, преподаваемым на кафедре Экономического анализа хозяйственной деятельности, дает возможность углубить их экономическое образование, пополнить знание предмета, сформировать аналитическую направленность мышления будущих специалистов, выработать собственное отношение, позицию по поводу изучаемого в лекционном курсе материала.

Целью данных методических указаний является оказание помощи в организации самостоятельной работы студентов по дисциплинам кафедры Экономический анализ хозяйственной деятельности.

Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:

- формирование у студентов приемов и навыков самостоятельной работы с литературой по Экономическому анализу;

- развитие умения самостоятельно формировать информационную базу для решения конкретных аналитических задач;

-  приобретения навыков обработки аналитической информации;

-  развитие способностей к определению взаимосвязей изучаемых показателей хозяйственной деятельности и обобщению результатов исследования.

Организованная самостоятельная работа студентов.

В основу организации учебного процесса Ставропольского государственного аграрного университета положен принцип, согласно которому все рабочее время студента состоит двух примерно равных частей: аудиторная работа и самостоятельная работа.

При этом самостоятельная работа студентов может быть условно разделена на две составляющие: организуемая преподавателем (организованная САРС) и самостоятельная работа, которую студент организует по своему усмотрению, без непосредственного контроля (подготовка к лекциям, лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, зачетам, экзаменам и т.п.).

Организованная САРС предполагает выдачу студентам индивидуальных заданий и самостоятельное выполнение их под методическим и организационным руководством преподавателей кафедры.  На  выполнение организованной САРС предусматривается не менее 20% от общего времени, выделяемого по учебному плану на всю внеаудиторную работу по конкретной учебной дисциплине. Непосредственное распределение часов на два типа САРС согласуется с научно-методическим советом факультета и  утверждается на заседании кафедры Экономического анализа хозяйственной деятельности.

Преподаватель информирует студентов о предстоящей САРС на аудиторных занятиях. При этом указываются этапы ее выполнения, сроки, потребности во вспомогательных средствах.

Предусмотрены следующие формы организованной самостоятельной работы студентов: рефераты, семестровые задания, аналитические обзоры, отчеты по студенческим научно-исследовательским работам.

Реферат - авторский анализ статей в научных журналах и экономической  литературе на заданную тему. К задачам, решаемым при выполнении реферата, можно отнести: развитие у студентов навыков самостоятельной работы с литературными источниками при решении поставленных задач; выработку умения самостоятельно выделять из общей литературной информации основных фрагментов по заданной теме, излагать изучаемый материал в краткой по объему и емкой по содержанию форме, а также оформлять письменный отчет по соответствующим стандартам. Объем реферата 10-20 страниц текста с необходимыми рисунками, графиками, схемами, диаграммами, программными материалами и др.
Семестровое задание - набор  практических заданий или задач, объединенных общей тематикой (или одно комплексное задание). Должно включать решение задач по конкретной теме изучаемой в данной учебной дисциплине. Предусматривает подбор информации, ее обработку методами экономического анализа, в том числе на ЭВМ.  
Целью выполнения семестрового задания является: развитие у студентов навыков самостоятельной работы по решению отдельных задач; закрепление знаний по пройденным темам; выработка навыков по созданию аналитических таблиц и их описанию. Семестровое задание должно содержать пояснительную записку на 8-10 страниц, табличные, а  при необходимости, графические материалы объемом 3-4 страницы.
Аналитический обзор - подбор и обработка статистических, экономических и других данных по конкретной проблеме, их обобщение и представление в наглядной, удобной для прочтения форме. Целью выполнение аналитических обзоров является приобретение студентами навыков работы с массивами разнородной информации, отбора  наиболее ценных показателей, необходимых для установления присущих изучаемому явлению взаимосвязей и взаимозависимостей, и их анализ. Аналитический обзор выполняется в объеме 5-8 страниц и должен содержать иллюстративные материалы – схемы, диаграммы, графики.




Отчет о студенческой научно-исследовательской работе – отчет в форме доклада или выступления на студенческой научно-практической конференции, который представляет собой законченное исследование по аналитической проблеме или ее части. Объем 3-5 страниц. Как правило, отчет должен  быть дополнен слайдами или другими иллюстративными материалами.

Приведенная классификация форм организуемой самостоятельной работы студентов и четкая формулировка требований к ним позволяет определенным образом систематизировать этот вид деятельности студентов, направлять его, переходя от простых видов заданий к более сложным.

В организации самостоятельной работы студентов преподаватель использует такой подход как индивидуализация знаний. Задания учитывают уровень подготовленности и склонности каждого студента. Рекомендуемая тематика всех видов аналитических задач может быть дополнена и изменена, исходя из сферы интересов и возможностей студента.

Необходимость в обязательных консультациях по выполнению заданий позволяет преподавателям контролировать и регулировать процесс усвоения студентами изучаемого материала не только на заключительном этапе, но и в течение семестра.

Организованная самостоятельная работа студентов не только систематически контролируется, но и оценивается по рейтинговой системе баллов. Это позволяет заменить систему оценки «зачтено», «не зачтено» более дифференцированной и объективной рейтинговой оценкой. Рейтинговая оценка учитывает различные стороны самостоятельной работы студентов и дает возможность соответствующим образом оценить каждую из них и всю работу в совокупности.

Таблица 1.

Шкала рейтинговой оценки организованной самостоятельной работы студентов

 

Оцениваемые аспекты

Глубина изученности вопроса Использование фактических и статистических данных Практическая значимость результатов исследования Знакомство с передовым опытом Наличие и качество иллюстративного материала Использование ПЭВМ
Оценка в баллах 1-10 1-5 1-10 1-5 1-5 1-5

 

Максимальная оценка:

для реферата – 10 баллов;

для семестрового задания – 20;

для аналитического обзора - 30 баллов;

для отчета о научной работе – 40 баллов.

 

3. Деловые игры как организующий фактор самостоятельной работы студентов.

В овладении профессией очень важное значение имеет приобретение навыков практической работы. Наиболее эффективной в этом смысле является производственная практика, однако количество производственных практик и их продолжительность ограничены. В связи с этим существенную помощь в приобретении профессиональных навыков экономического анализа могут оказать деловые игры.

    Экономическая сущность деловых игр по Комплексному экономическому анализу хозяйственной деятельности, Анализу финансовой отчетности состоит в использовании традиционного метода расчета и сравнения показателей, характеризующих деятельность предприятия, на основе данных бухгалтерского учета.

Организационная часть игры выполняется следующим образом. Методическое руководство осуществляется преподавателем. Учебная группа разбивается на несколько подгрупп численностью по 5-6 человек. Для каждой подгруппы определяется конкретная функциональная задача. Критерии, степень детализации, а также прочие особенности определяются потребителями информации, которыми могут быть «поставщики» и «заказчики», «кредиторы» и «инвесторы», «менеджеры» и «налоговый инспектор», «представитель федерального казначейства» и «представитель комитета по управлению имуществом». Каждой подгруппе предлагается произвести экспресс-анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия с использованием своего алгоритма исследования, с применением средств вычислительной техники. Данный анализ позволяет определить общее состояние ликвидности и доходности, выявить структуру собственных и привлеченных источников финансирования на определенную дату или за определенный период. В ходе анализа используются различные методы: факторный, сравнительный, балансовый, оптимизационный и др.

Использование этого метода позволяет разным подгруппам произвести укрупненный экономический анализ состояния предприятия, обеспечить оптимально-интегральную оценку конечных результатов деятельности предприятия, сделать выводы о перспективе его развития. Указанный подход способствует совершенствованию профессиональных знаний и навыков студентов; позволяет использовать опыт разыгранных ситуаций и реализовать представляемые ими возможности в апробации предложенных методов на конкретных предприятиях во время практики.
    В целом, с точки зрения подготовки студентов, предлагаемый игровой подход позволяет контролировать изучаемый теоретический материал и сделать более интересными практические занятия, а также формировать у студентов стремление к самостоятельности и умение принимать решения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: