Бухгалтерский учет начисления амортизации по нематериальным активам.
Ответ;
Нематериальные активы — определенная группа активов хозяйствующих субъектов, обладающих стоимостью и приносящих доход (либо создающих условия для получения дохода), но не имеющих физического содержания.
Амортизация нематериальных активов — отчисления, включаемые в себестоимость продукции, для погашения постепенной утраты стоимости и обесценивания отдельных объектов нематериальных активов в течение установленного срока их полезного использования.
К нематериальным активам с 1 января 2001 г. относятся объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности):
§ исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, на полезную модель;
§ исключительное авторское право на программы для ЭВМ и базы данных;
§ имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;
§ исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;
§ исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.
Способы начисления и учет амортизации нематериальных активов
Стоимость нематериальных активов с определенным сроком полезного использования погашается посредством начисления амортизации в течение срока их полезного использования. Сроком полезного использования является выраженный в месяцах период, в течение которого организация предполагает использовать нематериальный актив с целью получения экономической выгоды.
Нематериальные активы, по которым невозможно надежно определить срок полезного использования, считаются нематериальными активами с неопределенным сроком полезного использования, но таким объектам учета амортизация не начисляется.
Определение срока полезного использования нематериального актива производится исходя из:
§ срока действия нрав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;
§ ожидаемого срока использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды.
Согласно п. 28 ПБУ 14/2007 существуют следующие три способа начисления амортизации:
§ линейный способ;
§ способ уменьшаемого остатка;
§ способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
1-й способ: линейный. При линейном способе амортизация рассчитывается исходя из фактической (первоначальной) стоимости или текущей рыночной стоимости (в случае переоценки) нематериального актива равномерно в течение срока полезного использования этого актива аналогично расчету амортизации основных средств.
2-й способ: уменьшаемого остатка. При способе уменьшаемого остатка амортизация определяется исходя из остаточной стоимости на начало месяца, умноженной на дробь, в числителе которой — установленный организацией коэффициент (не выше 3), а в знаменателе — оставшийся срок полезного использования в месяцах
3-й способ: способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) исходя из натурального показателя объема продукции (работ) за месяц и соотношения фактической (первоначальной) стоимости нематериального актива и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования нематериального актива.
Бухгалтерский учет выбытия нематериальных активов.
Ответ:
Основными причинами выбытия нематериальных активов, числящихся в организации, являются:
- истечение срока действия патента, свидетельства, других документов, подтверждающих право организации на использование нематериального актива;
- непригодность к дальнейшему использованию;
- передача в уставный капитал других организаций;
- безвозмездная передача;
- реализация нематериальных активов.
Доходы и расходы от списания нематериальных активов:
- подлежат отражению в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому они относятся;
- относятся на финансовые результаты организации.
Выбытие нематериальных активов происходит по разным причинам — списание, продажа, безвозмездная передача, уступка прав, передача в счет вклада в уставные капиталы других организаций и др.
Выбытие нематериальных активов ведется на счете 91, субсчет 91-4 «Выбытие нематериальных активов».
По дебету субсчета 91-4 отражаются суммы остаточной стоимости нематериальных активов, понесенные расходы в результате выбытия этих активов, а также суммы НДС по реализуемым активам. В кредит счета 91-4 относятся выручка от продажи или другие доходы от выбытия нематериальных активов.
В конечном итоге дебетовое (убыток, расход) или кредитовое (прибыль, доход) сальдо по субсчету 91-4 списывается на субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов», а в дальнейшем — на счет 99 «Прибыли и убытки».
Организация учета материалов и задачи их учета. Классификация материалов. Оценка материалов.
Ответ:
Организация учета материалов в бухгалтерии осуществляется различными методами.
Бухгалтерский метод состоит в том, что на каждый вид материалов открываются карточки количественно-суммового учета. В них на основании первичных документов, поступивших со склада, в хронологическом порядке отражается движение материалов. Информацию из этих карточек переносят в аналитические (количественно–суммовые) оборотные ведомости, которые открывают отдельно по каждому материально ответственному лицу. По окончании месяца по итоговым данным всех карточек составляются количественно–суммовые оборотные ведомости аналитического учета, которые сверяют с оборотами и остатками на соответствующих синтетических счетах и данными карточек складского учета. Недостаток данного метода заключается в том, что фактически происходит дублирование данных складского учета в бухгалтерии.
При оборотном методе учета материалов в бухгалтерии все приходные и расходные документы группируют по номенклатурным номерам, и в конце месяца подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и выбытии каждого вида материалов записываются в оборотную ведомость, которая составляется в натуральном и денежном выражении по каждому складу отдельно. В этом случае сложность учета уменьшается, так как отпадает необходимость ведения карточек аналитического учета. Недостаток данного метода состоит в громоздкости учета, так как в оборотную ведомость приходится записывать суммы номенклатурных номеров материалов.
Сальдовый метод заключается в том, что на складе ведутся карточки складского учета материалов, а в бухгалтерии – сальдовая книга учета остатков материалов на складе. В ней находят отражение только остатки материальных ценностей, данные о которых переносят из карточек складского учета.
Задачами учета материалов (сырья, основных и вспомогательных материалов, покупных полуфабрикатов, строительных материалов, топлива и запасных частей) на предприятиях и стройках являются:
правильное и своевременное документальное отражение операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску материалов;
контроль за сохранностью материалов в местах хранения и на всех этапах их движения;
контроль за соблюдением установленных норм запасов;
систематический контроль за использованием материалов в производстве на базе технически обоснованных норм их расходования;
своевременное выявление ненужных и излишних материалов для их реализации в соответствии с существующим порядком и мероприятиями, разрабатываемыми на предприятиях и стройках.
Материальные ценности, используемые предприятием, классифицируют по следующим видам: сырье, основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, тарные материалы, топливо, запчасти и другие ценности.
Для учета материалов используется счет 10 «Материалы», счет активный, балансовый, к которому открываются следующие субсчета:
«Сырье и материалы».
«Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали».
«Топливо».
«Тара и тарные материалы».
«Запасные части».
«Прочие материалы».
«Материалы, переданные в переработку на сторону».
«Строительные материалы».
«Инвентарь и хозяйственные принадлежности».
«Специальная оснастка и спецодежда на складе».
«Специальная оснастка и спецодежда в эксплуатации».
Оценка материалов.