Открытие и закрытие счета юридическим лицам

Расчетные счета открываютсяюридическим лицам (коммерческим и некоммерческим организациям), индивидуальным предпринимателям, а также юридическим лицам по месту нахождения их обособленных структурных подразделений, осуществляющих все или часть функций юридических лиц (филиалов, представительств).

Филиал Газпромбанка в г. Новосибирске открывает предприятиям и организациям все виды счетов в рублях и во всех основных валютах.

Филиал производит по счетам Клиентов следующие операции:

· безналичные расчеты по платежным документам;

· обработка платежных документов;

· операции с аккредитивами;

· операции по ведению валютных счетов;

· операции по чистым платежным поручениям-переводам;

· неторговые операции;

· прием и выдача наличных денежных средств.

Для открытия юридическому лицу расчетного счета в банк представляются:

· Заявление на открытие счета ф. 0401025 (Приложение 7), подписанное руководителем и главным бухгалтером организации.

· паспорт гражданина – руководителя организации либо представителя организации, действующего на основании доверенности на открытие счета;

· карточки с образцами подписей и оттиска печати (Приложение 8)(0401026); один экземпляр заверяется нотариально, второй - банком;

· копия документа о государственной регистрации предприятия, заверенная нотариально;

· копия Учредительного договора, решение (распоряжение, постановление, приказ) о создании юридического лица, заверенное нотариально органом, издавшим решение, либо вышестоящим органом;

· копия Устава (Положения), заверенная нотариально органом, утвердившим Устав, либо органом, зарегистрировавшим Устав;

· копии документов (приказ, протокол собрания, иное) о назначении (избрании) руководителей и других лиц, указанных в карточке, с образцами подписей, заверенные самой организацией;

· копии документов, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, с образцами подписей;

· копия уведомления о постановке на учет в налоговом органе, заверенная нотариально;

· информационное письмо Облкомстата об учете в ЕГРПО либо копия, заверенная печатью юридического лица;

· страховое свидетельство из Фонда социального страхования (копия, заверенная предприятием или ФСС, и справка о постановке на учет в ФСС);

· расчет на установление лимита остатка кассы или копия документа о лимите остатка кассы (Приложение 9), установленного в предыдущем банке;

· заявка на оформление временного пропуска;

· кассовая заявка (Приложение 10).

После проверки всех предъявленных документов, старший бухгалтер выписывает распоряжение на открытие счета, (Приложение 11) в котором указываются: владелец счета, номер и дата договора банковского счета, порядок и периодичность выдачи выписок счета. Распоряжение хранится в юридическом деле клиента.

Предприниматели без образования юридического лица для открытия счета представляют в банк:

· Заявление на открытие счета,

· Свидетельство о государственной регистрации в качестве предпринимателя без образования юридические лица,

· Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе,

· Нотариально заверенную карточку с образцами подписей и оттиском печати.

Приложения и выписки из лицевых счетов выдаются лицам, указанным в карточке, либо иным представителям клиента, не указанным в карточке. При этом представителю клиента, не указанному в карточке, выписки и приложения выдаются только при наличии доверенности.

Закрытие счета клиента возможно при расторжении или истечении срока действия договора банковского счета. Расторжение договора банковского счета возможно в следующих случаях:

· по заявлению клиента,

· на основании решения суда о расторжении договора банковского счета,

· в связи с ликвидацией юридического лица,

· в связи со смертью гражданина – предпринимателя.

Счет может быть закрыт по заявлению руководителя налогового органа в связи с ликвидацией юридического лица по решению Арбитражного суда. К заявлению должен быть приложен исполнительный лист арбитражного суда о ликвидации юридического лица.

При расторжении договора банковского счета по инициативе клиента, последний представляет работнику, обслуживающему его счет, заявление о расторжении договора (Приложение 12). В заявлении должны содержаться следующие данные:

· номер расчетного счета,

· подтверждение остатка средств на расчетном счете на день закрытия и указание, куда перечислить остаток средств,

· подтверждение суммы картотеки,

· номера возвращаемых неиспользованных чеков денежных чековых книжек.

Заявление на закрытие счета, оформленное в соответствии с порядком, передается клиентом соответствующему операционному работнику, который письменно на заявлении подтверждает остаток денежных средств на счете клиента, сумму картотеки. Оформленное заявление передается старшему бухгалтеру.

Старший бухгалтер получает от клиента чековую книжку с неиспользованными чеками, незамедлительно погашает каждый сданный чек путем вырезания части чека, предназначенной для подписи, визирует заявление клиента на закрытие счета и передает его начальнику ДО для подписания. При закрытии клиенту счета юридическое дело передается в архив старшим бухгалтером. После закрытия счета старший бухгалтер обязан в 5-ти дневный срок после закрытия счета сообщить об этом в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

 

Кассовые операции.

Коммерческие банки строят свои отношения с клиентами на договорной основе, в том числе и при осуществлении их кассового обслуживания.

Прием наличных денег предприятиями при расчетах с населением производится с обязательным применением контрольно – кассовых машин. Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банком, по согласованию с руководителями предприятий. Всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе предприятия обязаны сдавать в банк в порядке и сроки, согласованные с обслуживающим их банком.

Для установления лимитов остатка наличных денег в кассе, порядка и сроков сдачи выручки в банк предприятия в начале 1 квартала представляют в банк специальный расчетна установление предприятию лимита остатка кассы (Приложение 13) и оформление размещения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу. В этой заявке предприятия показывают 3- месячный объем денежных поступлений, предполагаемый расход из выручки наличными деньгами, сумму среднедневной выручки, порядок и сроки сдачи выручки в банк, лимит остатка кассы. Лимит остатка наличных денег в кассах предприятий устанавливается исходя из особенностей деятельности предприятий и инкассации выручки. Для предприятий, имеющих постоянную денежную выручку и обязанных сдавать ее ежедневно в конце рабочего дня, лимит устанавливается в размерах, необходимых для нормальной работы с утра следующего дня. Все деньги сверх лимита предприятия обязаны сдавать в банк для зачисления на счета в установленном порядке и в определенные сроки.

Для оприходования всех поступающих в банк наличных денег и выполнения расходных операций каждое учреждение коммерческого банка имеет оборотную кассу. Все поступившие до окончания операционного дня наличные деньги должны быть оприходованы в оборотную кассу и зачислены на соответствующие счета в тот же рабочий день.

Из оборотной кассы происходит и выдача наличных денег предприятиям и организациям. При этом каждый банк должен организовать рациональный денежный оборот, т.е. стремиться удовлетворить потребности по выдаче денег клиента за счет собственных поступлений, не обращаясь в ЦБ РФ за подкреплением. Все предприятия и учреждения представляют в банк кассовые заявки.

Кассовые заявкипредприятий, организаций и учреждений имеют четыре раздела. В первом разделе отражаются все суммы поступлений наличных денег в кассы предприятий и организаций по отдельным статьям кассового плана. Во втором разделе показываются: расходы из выручки, сдача денег в учреждения Сбербанка России, сдача денег в кассы учреждений банка. В третьем разделе показываются расходы наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера, стипендии, расходы на выплату пенсий и пособий соцстраха и выдачи на другие цели. Показатели этих разделов приводятся в сопоставлении с фактическим исполнением за соответствующий квартал прошлого года.

На основании полученных от предприятий сведений и кассовых заявок коммерческий банк составляет расчет кассового прогноза, в ходе исполнения которого и осуществляется кассовое обслуживание предприятий коммерческими банками.

Банки принимают наличные деньги при личной явке клиента и в его присутствии, в баулах и от инкассаторов.

Чаще всего приходные кассы принимают деньги по объявлению на взнос наличными деньгами (Приложение 14). При взносе денег по объявлениям операционные работники проверяют правильность заполнения документа, ставят свою подпись и заносят в кассовый журнал по приходу все реквизиты по данной денежной операции: род операции, номер документа, счет, на который зачисляются деньги, символ кассовых оборотов, сумму документа. Кассовый журнал ведется по дням, отдельно приходу и расходу. После записей в кассовом журнале операционный работник передает объявление на взнос наличными вместе с кассовым журналом в приходную кассу. Кассир расписывается в журнале и вызывает вносителя денег – клиента. Далее кассир проверяет наличие и тождественность подписей операционных работников, сличает сумму, указанную в документе цифрами и прописью.

Деньги расходной кассой выдаются в основном по денежным чекам из денежных чековых книжек. Клиент заполняет заявление на выдачу чековой книжки (Приложение 15). Денежные чеки предприятия, организации вначале представляют операционным работникам. Операционист тщательно проверяет чек – сверяет соответствие печати и подписей должностных лиц предприятия с имеющимися у него образцами. В бланке должны быть указаны сумма, дата выдачи чека, наименование получателя и подпись чекодателя. Сумма прописью пишется без абзаца с заглавной буквы. Свободные строки прочеркиваются. Владелец счета обязан указать на обороте денежного чека назначение сумм.

Проверив правильность заполнения чека, операционист отрезает от чека контрольную марку и передает ее получателю денег для предъявления в кассу. Затем на основании чека заполняется кассовый журнал по расходу: род операции, номер документа (три последние цифры по номеру чека), счет клиента, с которого будут списаны деньги, символы кассовых операций, суммы по символам и общая сумма документа. Далее чек передается операционным работником в кассу. Получив чек, кассир проверяет подписи операционного работника и контролера, сличает сумму на чеке цифрами и прописью, проверяет, есть ли расписка клиента в получении денег. Затем вызывает получателя денег по номеру чека, спрашивает сумму, которую тот получает. После этого сверяет номер контрольной марки с номером на чеке и приклеивает марку к чеку. Далее кассир подготавливает необходимую сумму денег, выдает их и после этого подписывает чек.

 

2.3.4. Кредитные операции.

Клиент может обратиться в банк с просьбой о предоставлении кредита (гарантии). Перечень документов, предоставляемых для получения кредита (Приложение 16) и кредитная заявка, поступившая в кредитное подразделение, оформленная в письменном виде, в тот же день регистрируется в книге регистрации заявок и передается руководителю кредитного подразделения. Последний проставляет на ней срок рассмотрения и направляет одному из Кредитных инспекторов для исполнения. Также клиент заполняет анкету, где указывает свои данные (Приложение 17).

Переговоры с будущим заемщиком относительно кредита проводятся кредитным инспектором. Для участия в переговорах могут приглашаться сотрудники специализированных подразделений банка (сотрудники юридического отдела, управления экономической экспертизы, департамента ценных бумаг и др.).

В ходе переговоров кредитным инспектором клиенту разъясняются основные требования и стандарты кредитования банка, выясняются сведения о будущем заемщике и его бизнесе, об основных характеристиках испрашиваемого кредита, механизме и источниках его погашения, предлагаемом обеспечении, об имеющихся кредитах других банков.

По результатам переговоров с клиентом кредитный инспектор составляет краткий отчет. В отчете отражается мнение кредитного инспектора о возможностях рассмотрения кредитного проекта. Отчет предоставляется руководителю кредитного подразделения, которому кредитный инспектор непосредственно подчиняется.

При принятии руководителем кредитного подразделения отрицательного решения о дальнейшей работе с клиентом кредитный инспектор:

· уведомляет клиента об отказе в рассмотрении кредитного проекта;

· помещает в дело отказов в выдаче кредитов письменное обращение клиента (при его наличии), отчет о предварительных переговорах;

· делает отметку об отказе в выдаче кредита в Книге регистрации заявок (в случае письменного обращения).

При положительном решении о дальнейшей работе с клиентом кредитный инспектор:

· передает клиенту типовую заявку на кредит (если ранее была получена только устная заявка), анкету и список документов для более детального рассмотрения возможности предоставления кредита;

· заводит кредитное дело;

После получения от клиента необходимых документов, в соответствии со списком документов для предоставления кредита, кредитный инспектор формирует их в кредитное дело. Ответственность за ведение кредитного дела лежит на кредитном инспекторе.

Кредитный проект клиента рассматривается кредитным инспектором совместно с юридическим отделом и управлением экономической экспертизы, а при необходимости и с другими службами банка.

По результатам экспертизы юридический отдел в течение двух рабочих дней дает заключение о правоспособности клиента, о принадлежности клиенту заложенного имущества, юридической готовности документов к дальнейшему рассмотрению, при необходимости – рекомендации по оформлению кредитных документов.

Заключение на кредитный комитет банка о целесообразности предоставления кредита составляется кредитным инспектором, ведущим главный кредитный проект. В заключение кредитного инспектора должна быть дана комплексная оценка кредитоспособности клиента. Заключение должно содержать максимально точное и полное отражение финансового положения клиента, факторов, которые могут повлиять на ухудшение финансового состояния, и других факторов, которые имеют значение при принятии решения о кредитовании клиента.

Заключение кредитного инспектора должно содержать самостоятельное мнение кредитного инспектора относительно кредитного проекта, его экономической эффективности и рекомендованные им условия предоставления сопровождения кредита. Мнение должно быть аргументировано, т.е. все суждения и выводы относительно проекта должны быть основаны на фактических данных.

Реальная рыночная стоимость принимаемых в залог активов должна быть достаточна для компенсации банку суммы кредита, процентов и комиссий по нему, а также возможных издержек, связанных с реализацией залоговых прав.

В случае положительного решения о выдаче кредита кредитный инспектор:

· доводит до клиента решение кредитного комитета,

· делает отметку о положительном решении в книге регистрации заявок,

· приступает к оформлению кредитных договоров.

Кредитный инспектор оформляет пакет кредитных документов. Пакет кредитных документов в общем случае включает:

· основной документ кредитной сделки – кредитный договор, договор кредитной линии и т.д.

· документы по обеспечению – договор залога, договор поручительства, договор страхования заложенного имущества и т.д.

· платежные документы в соответствии с целевым использованием кредита и копия договора, на основании которого переводятся средства по целевому назначению.

Сопровождение кредитной сделки – это комплекс мероприятий, осуществляемых банком в целях обеспечения полного возврата выдаваемых заемщику кредитных средств и начисленных за их использование процентов в сроки, обусловленные кредитным договором.

В конце выдается распоряжение на выдачу кредита.

Кредитная политика Газпромбанка строится на основе соблюдения таких общепринятых принципов кредитования как срочность, возвратность, платность и обеспеченность.

Основными приоритетами кредитной политики Газпромбанка являются:

· кредитование предприятий и организаций, входящих в структуру ОАО "Газпром";

· кредитование компаний - партнеров газовой отрасли;

· кредитование предприятий отраслей, обеспечивающих развитие и техническое обновление производственных мощностей предприятий и организаций газовой отрасли;

· кредитование других экономически эффективных предприятий реального сектора российской экономики, в том числе организаций-экспортеров.

Новосибирским филиалом осуществляются кредитование и инвестиционные операции в рублях и в иностранной валюте:

· вексельное кредитование;

· кредит по контокорренту;

· овердрафт;

· инвестиционные кредиты;

· предоставление банковских гарантий.

Овердрафт представляет собой краткосрочное кредитование укрупненной потребности клиента в средствах при их недостаточности для завершения текущих расчетов. При данной форме расчетный счёт клиента не только сохраняется, но и на нём разрешается иметь дебетовое сальдо. Это означает, что не открывая отдельного судного счёта, клиент сверх своих остатков и поступлений средств на расчётный счёт получает право на дополнительную оплату расчётных документов и денежных чеков за счёт ресурсов банка.

Выдача его происходит автоматически и не сопровождается заключением дополнительного кредитного договора.

Овердрафт вводится для первоклассных заёмщиков.

 

2.3.5. Система "Клиент-Банк".

Система "Клиент-Банк" предназначена для обмена электронными документами и связи между банком и его клиентами и обеспечивает клиенту возможность оперативного управления собственными счетами в банке, миниминизируя время прохождения платежных документов.

Система "Клиент-Банк" базируется на общих для подобных систем принципах построения, в основе лежит механизм синхронизации баз данных.

Система КБ позволяет клиентам, находясь в собственном офисе, выполнять следующие действия:

ü подготовку и передачу в банк по телекоммуникационным каналам платежных поручений на осуществление внутрибанковских и межбанковских платежей, писем и запросов на получение дополнительной информации;

ü прием из банка следующей информации:

- результатов обработки отправленных платежных документов,

- внешних и внутрибанковских платежей, т.е. всех документов, отражающих движение средств по счетам клиентов,

- банковских выписок движения по счетам, в том числе и валютных стандартного вида,

- кредитовых и дебетовых реестров документов,

- дополнительной информации справочного характера,

- строить различные отчетные формы по собственной базе документов.

Клиентское место многопользовательское (поддерживается принцип персонофикации), может работать в локальном и сетевом режиме. Возможны импортно-экспортные обмены документами с собственной клиентской бухгалтерией при помощи.

Тарифы на эту и другие операции по расчётно-кассовому обслуживанию, оказываемые ФАБ «Газпромбанк» (ЗАО) в г. Новосибирске приведены в Приложении 18.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: