Понятие и критерии кредитоспособности клиента КБ

Кредитоспособность клиента коммерческого банка — способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обяза­тельствам (основному долгу и процентам).[1]

Кредитоспособность заемщика в отличие от его платежеспособности не фиксирует неплатежи за истекший период или на какую-либо дату, а прогнозирует способность к погашению долга на ближайшую перспек­тиву. Степень неплатежеспособности в прошлом является одним из формальных показателей, на которые опираются при оценке кредито­способности клиента. Если заемщик имеет просроченную задолженность, но его баланс ликвиден, а также достаточен размер собственного капитала, то разо­вая задержка платежей банку в прошлом не является основанием для заключения о некредитоспособности клиента. Кредитоспособные клиен­ты не допускают длительных неплатежей банку, поставщикам, бюджету.

Уровень кредитоспособности клиента свидетельствует о степени ин­дивидуального (частного) риска банка, связанного с выдачей конкретной ссуды конкретному заемщику.

Мировая и отечественная банковская практика позволила выделить критерии кредитоспособности клиента:

¨ характер клиента;

¨ способность заимствовать средства;

¨ способность заработать средства в ходе текущей деятельности для погашения долга (финансовые возможности);

¨ капитал;

¨ обеспечение кредита;

¨ условия, в которых совершается кредитная сделка;

¨ контроль (законодательная основа деятельности заемщика, соответствие характера ссуды стандартам банка и органов надзора).

 

Подхарактером клиента понимается его репутация как юридического лица и репутация менеджеров, степень ответственности клиента за пога­шение долга, четкость его представления о цели кредита, соответствие ее кредитной политике банка.

Репутация клиента, как юридического лица, складывается из длительности его функционирования в данной сфере, соответствия его экономических показателей средним по отрасли, из его кре­дитной истории, репутации в деловом мире его партнеров (поставщиков, покупателей, кредиторов).

Репутация менеджеров оценивается на основе их профессионализма, образования, моральных качеств, личного финансового и семейного положения, результатов взаимоотноше­ния руководимых ими структур с банком. Даже при четком понимании клиентом цели испрашиваемой ссуды, выдача ее является рисковой, если она противоречит утвержденной кредитной политике (например, наруша­ет утвержденные лимиты отдельных сегментов кредитного портфеля).

Способность заимствовать средства означает наличие у клиента права на подачу заявки на кредит, подписи кредитного договора или ведения переговоров, т.е. наличие определенных полномочий у представителя предприятия или фирмы, достижение совершеннолетия или другие при­знаки дееспособности заемщика — физического лица.[2] Подписание до­говора неуполномоченным или недееспособным лицом означает боль­шую вероятность потерь для банка.

Одним из основных критериев кредитоспособности клиента является его способность заработать средства для погашения долга в ходе текущей деятельности. Известна и другая позиция, изложенная в экономической литературе, когда кредитоспособность связывается со степенью вло­жения капитала в недвижимость. Последнее и является формой защиты от риска обесценения средств в условиях инфляции, это не может являть­ся основным признаком кредитоспособности заемщика. Дело в том, что для высвобождения денежных средств из недвижимости требуется время. Вложение средств в недвижимость связано с риском обесценения ак­тивов. Поэтому целесообразно ориентироваться на ликвидность баланса, эффективность (прибыльность) деятельности заемщика, его денежные потоки.

Капитал клиента является не менее важным критерием кредитос­пособности клиента. При этом важны следующие два аспекта его оценки:

¨ достаточность, которая анализируется на основе требований Цен­трального банка к минимальному уровню уставного фонда (акционер­ного капитала) и коэффициентов финансового левериджа;

¨ степень вложе­ния собственного капитала в кредитуемую операцию, что свидетельству­ет о распределении риска между банком и заемщиком. Чем больше вложения собственного капитала, тем больше и заинтересованность за­емщика в тщательном отслеживании факторов кредитного риска.

 

Под обеспечением кредита понимается стоимость активов заемщика и конкретный вторичный источник погашения долга (залог, гарантия, поручительство, страхование), предусмотренный в кредитном договоре. Если соотношение стоимости активов и долговых обязательств имеет значение для погашения ссуды банка в случае объявления заемщика банкротом, то качество конкретного вторичного источника гарантирует выполнение им своих обязательств в срок при финансовых затруднениях. Качество залога, надежность гаранта, поручителя и страхователя особен­но важны при недостаточном денежном потоке у клиента банка (пробле­мах с ликвидностью его баланса или достаточностью капитала).

К условиям, в которых совершается кредитная операция, относятся текущая или прогнозная экономическая ситуация в стране, регионе и отрасли, политические факторы. Эти условия определяют степень вне­шнего риска банка и учитываются при решении вопроса о стандартах банка для оценки денежного потока, ликвидности баланса, достаточ­ности капитала, уровня менеджмента заемщика.[3]

Контроль за законодательными основами деятельности заемщика и соответствием его стандартам банка нацелива­ет банкира на получение ответов на следующие вопросы:

¨ имеется ли законодательная и нормативная основа для функционирования заемщика и осуществления кредитуемого мероприятия;

¨ как повлияет на результаты деятельности заемщика ожидаемое изменение законодательства, напри­мер, налогового;

¨ насколько сведения о заемщике и ссуде, содержащиеся в кредитной заявке, отвечают стандартам банка, зафиксированным в документе о кредитной политике, а также стандартам органов банковс­кого надзора, контролирующих качество ссуд.

 

Изложенные критерии оценки кредитоспособности клиента банка определяют содержание способов ее оценки. К числу этих способов относятся:

¨ оценка делового риска;

¨ оценка менеджмента;

¨ оценка финансовой устойчивости клиента на основе системы;

¨ финансовых коэффициентов;

¨ анализ денежного потока;

¨ сбор информации о клиенте;

¨ наблюдение за работой клиента путем выхода на место.

Несмотря на единство критериев и способов оценки, существует спе­цифика в анализе кредитоспособности юридических и физических лиц, крупных, средних и мелких клиентов. Эта специфика заключается в комбинации применяемых способов оценки, а также в их содержании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: