Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.
Правила игры. Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли не считается. Осаленные выходят из круга. Ребенок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу.
Достань шапку (дагестанская народная игра)
Игроки делятся на две команды, до десяти человек в каждой. На расстоянии 10—15 м находятся шапки. Играющие в обеих командах становятся в пары и движутся к шапкам, выполняя разные движения. Сначала двигаются первые пары, затем вторые и т. д. Например, первые пары продвигаются вперед, прыгая на одной ноге, вторые пары передвигаются на четвереньках, третьи пары идут на пятках, четвертые пары — в полуприседе, пятые пары продвигаются в глубоком приседе. Правила игры. Взять шапку имеет право только та пара, которая дошла первой. Побеждает команда, набравшая больше шапок. При повторении игры лучше поменять виды движений между парами. Можно выбрать и другие движения.
Медный пень (башкирская народная игра)
Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями. На башкирскую народную мелодию водящий-покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:
Я хочу у вас спросить,
Можно ль мне ваш пень купить
Хозяин отвечает:
Коль джигит ты удалой,
Медный пень тот будет твой
После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три — беги» — разбегаются в разные стороны. Добежавший первым встает за медным пнем. Правила игры. Бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином.
Печки (украинская народная игра)
Для игры необходимы маленький резиновый мяч и открытая площадка. В земле на одной линии недалеко друг от друга выкапывают ряд ямок — печек (если грунт мягкий, то ямки можно выдавить каблуком или мячиком). Печки делают неглубокими, чтобы по ним мог прокатиться мячик. Количество печек соответствует количеству игроков. Игроки становятся с двух сторон линии печек, каждый около своей печки. Крайние игроки становятся лицом друг к другу, они и начинают игру. Крайний игрок прокатывает мячик по печкам. Если мячик не остановился ни в одной из ямок, то второй крайний игрок катит его назад. Когда же мяч застрянет в чьей-либо печке, все участники игры стремительно разбегаются в разные стороны, а тот, в чьей печке оказался мяч, кидает его в одного из участников игры. Побитый ловит мяч и в свою очередь бьет им другого игрока. При этом бросать следует с того места, где мяч настиг играющего. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо не промахнется. Тогда все возвращаются к своим печкам. Тот, кто промахнулся, меняется печками с одним из крайних игроков и начинает игру сначала. За второй промах около печки «мазуна» проводят черту, а за третий промах делают гнездо и сажают палочку-квочку. За каждый дальнейший промах около печки втыкают палочку-цыпленка. Когда у кого-либо наберется пять цыплят, их прячут, а хозяин квочки должен их найти и раздать остальным игрокам, т. е. догнать и дотронуться палочкой. Все остальные игроки убегают от квочки. Игра начинается сначала.
Правила игры. Количество игроков — от пяти до семи. У каждого своя печка, около которой отмечаются промахи. Салить мячом надо с места и только в ноги. В конце игры хозяин квочки салит до тех пор, пока у него не останется ни одной палочки.
Приложение 3
Результаты исследования этнокультурного развития дошкольников на втором (контрольном) этапе в экспериментальной группе детей.
| №№ | Фамилия, имя | Народный фольклор (песни, сказки, пословицы) | Национальные праздники, костюм, знание языка, традиции, обычаи | Общий уровень знаний |
| Количество правильных ответов на вопросы | ||||
| 1 | Актуганова Даша | 9-высокий | 9-высокий | Высокий |
| 2 | Бахтин Ярослав | 8-высокий | 8-высокий | Высокий |
| 3 | Власова Кристина | 9-высокий | 8-высокий | Высокий |
| 4 | Воробьев Кирилл | 6- средний | 6- средний | Средний |
| 5 | Ведерников Данил | 7-высокий | 8-высокий | Высокий |
| 6 | Ефремов Илья | 5-средний | 5-средний | Средний |
| 7 | Казаков Миша | 7-высокий | 7-высокий | Высокий |
| 8 | Казаков Никита | 6- средний | 6- средний | Средний |
| 9 | Короткова Настя | 6- средний | 6- средний | Средний |
| 10 | Лисин Максим | 5-средний | 4-средний | Средний |
| 11 | Лякишев Женя | 6- средний | 6- средний | Средний |
| 12 | Мамаева Аня | 6- средний | 6- средний | Средний |
| 13 | Майорова Таня | 9-высокий | 8-высокий | Высокий |
| 14 | Назарова Софья | 6- средний | 6- средний | Средний |
| 15 | Новикова Маша | 7-высокий | 8-высокий | Высокий |
| 16 | Николаева Лена | 5-средний | 4-средний | Средний |
| 17 | Пустовойтова Жанна | 5-средний | 5-средний | Средний |
| 18 | Сергеев Илья | 7-высокий | 7-высокий | Высокий |
| 19 | Софронов Борис | 6- средний | 6- средний | Средний |
| 20 | Савельев Андрей | 9-высокий | 8-высокий | Высокий |
Результаты исследования этнокультурного развития дошкольников на втором (контрольном) этапе в контрольной группе детей
| №№ | Фамилия, имя | Народный фольклор (песни, сказки, пословицы) | Национальные праздники, костюм, знание языка, традиции, обычаи | Общий уровень знаний | |||
| Количество правильных ответов на вопросы | |||||||
| 1 | Александров Кирилл | 7-высокий | 7-высокий | Высокий | |||
| 2 | Баранова Ксения | 6- средний | 6- средний | Средний | |||
| 3 | Васильева Лена | 3-низкий | 3-низкий | Низкий | |||
| 4 | Видяев Рома | 5-средний | 4-средний | Средний | |||
| 5 | Гусев Алеша | 6- средний | 6- средний | Средний | |||
| 6 | Загайнов Сергей | 3-низкий | 3-низкий | Низкий | |||
| 7 | Капелькина Инна | 5-средний | 4-средний | Средний | |||
| 8 | Краснов Дима | 6- средний | 6- средний | Средний | |||
| 9 | Колчин Саша | 3-низкий | 3-низкий | Низкий | |||
| 10 | Майков Егор | 5-средний | 4-средний | Средний | |||
| 11 | Мочалов Костя | 5-средний | 5-средний | Средний | |||
| 12 | Мухина Вика | 3-низкий | 3-низкий | Низкий | |||
| 13 | Новиков Женя | 5-средний | 4-средний | Средний | |||
| 14 | Николаева Аня | 5-средний | 5-средний | Средний | |||
| 15 | Осокин Петя | 7-высокий | 7-высокий | Высокий | |||
| 16 | Овсянников Витя | 6- средний | 6- средний | Средний | |||
| 17 | Петров Юра | 3-низкий | 3-низкий | Низкий | |||
| 18 | Решетов Саша | 5-средний | 4-средний | Средний | |||
| 19 | Рыбакова Настя | 7-высокий | 7-высокий | Высокий | |||
| 20 | Сушенцов Владик | 3-низкий | 3-низкий | Низкий | |||






