Порядок оформления результатов торгово-хозяйственной деятельности

 

Документальное оформление поступления товаров.

В организации торговли и общественного питания товары поступают главным образом от поставщиков. Движение товаров от поставщика к покупателю оформляется сопроводительными документами, предусмотренными договорами поставки и правилами перевозки грузов. Основными сопроводительными документами, которые выписывают поставщики, являются товарно-транспортная накладная, товарная накладная (форма N ТОРГ-12) и счет-фактура (на сумму НДС, относящегося к товарам).

Товарно-транспортную накладную выписывают при доставке товаров автомобильным транспортом.

При доставке товаров от иногородних поставщиков транспортные организации выписывают при следовании груза по железной дороге - железнодорожную накладную, а водным путем - коносамент.

В зависимости от особенностей товаров к вышеуказанным документам могут быть приложены документы, подтверждающие массу (количество) товаров (упаковочный ярлык (форма N ТОРГ-9), спецификация (форма N ТОРГ-10), расходный отвес (спецификация) (форма N ТОРГ-19) и др.) или их качество (качественное удостоверение, сертификат, справка о результатах лабораторных анализов и др.).

При закупке товара и его приемке необходимо проверить наличие сертификата соответствия на закупаемый товар.

Порядок и сроки приемки товаров по количеству и качеству и ее документального оформления регулируются договорами поставки, техническими условиями и инструкциями о порядке приемки товаров по количеству, качеству и комплектности.

Приемка товаров по количеству предусматривает проверку соответствия фактического наличия товаров данным, содержащимся в сопроводительных документах, а при приемке товаров по качеству и комплектности - требованиям, предусмотренным в договоре.

                                                               31

Порядок приемки товаров и ее документального оформления зависит: от места приемки (на складе поставщика, от транспортной организации, на складе покупателя), характера приемки (по количеству, качеству, комплектности), степени соответствия фактически поступивших товаров условиям договора и сопроводительным документам, наличия или отсутствия сопроводительных документов и т.п.

Приемка товаров, получаемых от поставщиков, может быть от транспортной организации, на складе поставщика и на складе покупателя.

Если материально ответственное лицо получает товары на складе поставщика или на станции железной дороги (в аэропорту, морском или речном порту), то необходимым документом является доверенность, которая подтверждает право на получение товаров. Порядок оформления доверенностей, получения по ним товаров установлен Гражданским кодексом РФ (ст. ст. 185 - 189) и Инструкцией о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности, получения товаров от транспортной организации материальнответственному лицу кроме доверенности выдается грузовая квитанция. Предъявив указанные документы и паспорт представителям транспортной организации, материально ответственное лицо получает от них соответствующие сопроводительные документы.

При приемке товаров прежде всего следует проверить, была ли обеспечена сохранность груза при перевозке. С этой целью проверяют целостность вагона или контейнера, наличие и целостность пломб, ясность оттисков на них, исправность тары и упаковки и т.п. Если никаких повреждений не обнаружено, получатель делает об этом отметку в транспортном документе. Если органы транспорта выдают груз без проверки массы, то это отмечается в транспортном документе.

Незатаренные грузы при приемке перевешивают. При этом выписывается приходный грузовой отвес (форма N ТОРГ-17). Факт приемки груза удостоверяется подписями получателя и представителя транспортной организации.

В случае установления при приемке товаров каких-либо нарушений, порчи груза,

                                                          31

несоответствия наименования и массы груза или количества мест сопроводительным документам и т.п. получатель должен потребовать от транспортной организации обязательную проверку количества мест или массы груза. Если будут установлены факты недостачи или порчи груза, составляется коммерческий акт.

Если выявленная недостача не превышает установленных норм естественной убыли, коммерческий акт не составляется, но об этом делается отметка в транспортном документе.

Приемка товаров на складе поставщика

Приемка товаров на складе поставщика проводится путем проверки соответствия количества и качества товаров данным сопроводительных документов.

Если товары находятся в ненарушенной таре, их приемка может проводиться по количеству мест, массе брутто или количеству товарных единиц и маркировке на таре. Если проверка фактического наличия товаров в таре не проводится, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе.

Прием (сдача) товаров оформляется подписями лиц, получивших и сдавших ценности.

Приемка товаров на складе покупателя

Порядок приемки товаров на складе покупателя во многом зависит от того, поступают ли ценности в таре или без нее.

В первом случае товары принимают по массе нетто или количеству товарных единиц, а во втором случае - по количеству мест и массе брутто (приемка товаров по качеству и комплектности осуществляется в момент вскрытия тары).

При отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными (по количеству и качеству) составляется акт о приемке товаров (форма N ТОРГ-1). Вместо этого документа оприходование товаров может оформляться проставлением на документе поставщика штампа, где указывается дата приемки товаров, номер и дата сопроводительного документа, стоимость принятых товаров и тары, подпись материально ответственного лица.

В случае несоответствия фактического наличия товаров данным сопроводительных

                                                             31

документов или отклонений от качества, установленного в договоре, должен составляться акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (отечественных - форма N ТОРГ-2, импортных - форма N ТОРГ-3). В сопроводительном документе следует сделать отметку об актировании. Акт составляется комиссией, в состав которой входят представители поставщика и покупателя (возможно составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика).

При поступлении от поставщиков товаров без сопроводительных документов составляется акт о приеме товара, поступившего без счета поставщика (форма N ТОРГ-4).

При поступлении от поставщиков тары, включенной в цену товара, составляется акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика (форма N ТОРГ-5).

Документальное оформление продажи товаров

Основным видом выбытия товаров является их продажа.

Продажа товаров в оптовой торговле оформляется документально в вышеуказанном порядке.

Согласно ст. 493 ГК РФ договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего факт оплаты товара.

В розничной торговле и общественном питании денежные расчеты с населением ведутся в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 N 171.

При учете товаров по продажным ценам стоимость проданных товаров за наличный расчет, подлежащих списанию с материально ответственных лиц, определяется на основании Сведений о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке

                                                           31

организации, где по каждому отделу (секции) указывается сумма выручки, подтверждаемая подписью заведующего отделом (секцией). Этот документ в свою очередь составляют на основании Справок-отчетов кассиров-операционистов.Для составления последних используются журналы кассиров-операционистов и журналы регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста.

Уценка товаров ненадлежащего качества и её документальное оформление.

Изменение цены продажи товара в сторону ее уменьшения - уценка товара, широко распространенный механизм ускоренной реализации продукции, применяемый во всех секторах торговли. Уценка товаров и продажа их по сниженным ценам учитывает как интересы покупателя – он может приобрести продукцию по существенно меньшей цене, так и интересы продавца – он реализует товарные запасы и в кратчайшие сроки получает оплату в размере, соответствующем качеству продаваемых изделий и текущей конъюнктуре рынка.

Оснований для уценки товара может быть достаточно много, вот основные:

физическое повреждение товара;

повреждение упаковки и утрата товарного вида не повлекшее видимое повреждение товара;

изменение конъюнктуры рынка;

моральное устаревание товара и тд.

Как правило уценка товаров производится во время инвентаризации и включает в себя осмотр товаров членами инвентаризационной комиссии, выявление и описание дефектов и принятие обоснованного решения о снижении продажной стоимости товара. Если речь идет об уценке товаров больше, чем на 20%, то в работе инвентаризационной комиссии, как правило, принимает участие независимый оценщик. Участие независимого оценщика обусловлено тем, что при изменении цен продажи на однородные объекты более, чем на 20% налоговая инспекция в праве проверить соответствие цен продажи рыночным ценам на данный товар и, в случае не согласия с ценами продажи, начислить дополнительные налоги, а отчет

                                                     31

независимого оценщика, в котором определена рыночная стоимость данного товара с учетом всех основных факторов и обстоятельств, будет играть роль важного аргумента при разрешении конфликта с налоговыми органами.

Запрещается хранить в отделе торгового зала товар, утративший свои потребительские свойства. Такой товар (с истекшим сроком годности, с нарушением вакуумной упаковки, несвежий, с дефектами и тп.) необходимо хранить в специально отведённом для этого месте.

Продавец должен своевременно снять товар с итекающим сроками годности с продажи и подготовить его к списанию:

- снятый товар вывезти из торгового зала;

- снятый товар в сформированном и упакованном виде разместить в зону хранения товара ненадлежащего качества;

составить перечень товаров, подготовленных к списанию, и передать его начальнику секции, а начальник секции в свою очередь передаёт специалисту по возвратам.

Начальник секции для ознакомления и владения ситуации по своей группе может вести отчёт по товарам подлежащим возврату поставщикам.

Контроль за своевременным снятием с продажи товара с истекающими сроками реализации осуществляют начальники секции и дежурные начальники секции.

Под списаниями подразумевается товар являющийся потерями по известным причинам — бой-порча, товар и истекшим сроком годности, потери связанные с предпродажной подготовкой (срезы колбас, зачистка овощей). Документы списаний должны регистрироваться ежедневно по факту, чтобы иметь корректные остатки. Утилизация товара должна происходить после принятых решений и оформления соответствующих документов.

  Списания должны проводится на ежедневной основе.

  В течении рабочего дня (смены) испорченный и просроченный товар собирается в зону испорченного, просроченного товара. Зона должна быть подконтрольна начальнику отдела контроля заказа и цен (ОКЗиЦ) или менеджеру

                                                             31

склада склада (где нет ОКЗиЦ).

В течении рабочего дня (смены) собираются технологические потери (срезы колбас, зачистка овощей). Товары и сведения подаются менеджеру склада.

В конце рабочего дня (смены) менеджером склада подготавливаются списки документов списаний (акт передачи на склад бой, истекший срок, технологические потери). Документы подготавливаются отдельно для каждого вида потери.

Документы визируются директором магазина или лицом его замещабщим и представителем службы безопасности подразделения.

Товар утилизируется согласно закрытым документам передачи на склад списаний в присутствии представителя службы безопасности подразделения и сотрудников подразделения.

Для всех перечисленных следующих списаний должны быть утверждены соответствующие бюджеты и списания проводится в рамках этих бюджетов. Порядок действий определяется соответствующими технологиями.

Так же см.приложение.

 

 

                                                                     31

Заключение.

 

Проходя практику в супермарките «Перекрёсток», расположенного по адресу ул. Дзержинского, 21, знания, полученные мной в учебном процессе, я смогла применить на практике. Благодаря этой учебной практике я смогла повысить уровень своих знаний и приобрела навыки работы товароведа.

При прохождении практики я участвовала в приемке товаров по количеству и качеству, выкладке товаров, оформляла витрины и товары.

Супермаркет находится в густонаселенном районе и пользуется у населения успехом.

Хотелось бы порекомендовать супермаркету:

- более тщательно проверять качество товаров, для максимального удовлетворения спроса покупателей;

- пересмотреть цены на многие товары, т.к. стоимость товаров выше, чем в соседних продовольственных магазинах, что отрицательным образом влияет на большинство покупателей;

- усилить контроль за работой охранников, так как сумки сотрудников проверяются не тщательно.

В целом в супермаркете хорошая рабочая атмосфера. Между сотрудниками существует понимание, взаимное уважение, что сказывается на слаженность выполняемой работы.

 

 

                                                    31

Список литературы:

1. www.x5.ru;

2. www.perekrestok.ru;

3. Войтоловский Н.В. «Экономический анализ: основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации»;

4. Кравченко Л.И. «Анализ хозяйственной деятельности в торговле»;

5. Так же использована информация, данная на предприятии.

 

 

 Приложение

                                      

 

                            АКТ УЦЕНКИ

 

    "___" ______ 20___ г. комиссионер в лице ________________________

                                            (фамилия, имя, отчество)

 

и комитент ________________________________________ произвели уценку

                   (фамилия, имя, отчество)

 

нижеследующего товара.

 

---------------------------------------------------------------------

Дата¦ Наименование ¦Nо. договора¦ Цена согласно ¦Процент¦Цена после

      ¦ товара ¦       ¦ договору ¦ уценки¦ уценки

----+--------------+------------+----------------+-------+-----------

----+--------------+------------+----------------+-------+-----------

----+--------------+------------+----------------+-------+-----------

---------------------------------------------------------------------

 

    Комиссионер ______________________ (подпись)

    Комитент _________________________ (подпись)

 

                           КОММЕНТАРИИ:

                           ------------

    Уценка вещей оформляется актом, составляемым комиссионером в

одном экземпляре, и фиксируется в перечне.

    Одновременно в товарном ярлыке, прикрепленном к вещи,

проставляется новая цена и дата проведения уценки.

    Акт уценки передается материально ответственным лицом с товарным

отчетом в бухгалтерию.

 

 


Показатели 2007 2008 2009 Абсолютное отклонение (+, -) Темп роста
1 2 3 4 5                  6  7                  8
1. Розничный товарооборот, тыс.руб. 10159.02 10483.16 12304.36 2145.34 1821.2 21.12     17.37
2. Товарооборот по покупным ценам, тыс.руб. 5329.46 6020.98 7259.04 1929.58 1238.06 36.21     20.56
3. Валовый доход, тыс.руб. 1941.17 4428.73 5431.47 3490.3 1002.74 179.80   22.64
4. Уровень валового дохода, % 28.95 29.00 30.41 1,46       1,41 -                  -
5. Численность персонала, чел. - всего работающих 4 4 4 - 100.00 100.00
Торгово-оперативных раб. 2 2 2 - 100.00 100.00
Продавцов 1 1 1 - 100.00 100.00
6. Выработка, тыс.руб. На 1 работающего На 1 торгово-оперативного работника На 1 продавца     3043.01 2170.14     3085.32       3289.56 2318.90     3467.36     3846.50 3443.82     4260.78     803.49 556.94 1273.68 1124.92     1175.46 793.42        26.40     16.93 58.69     48.51     38.10     22.88                                                                          
7. Фонд оплаты труда работников, тыс.руб.-всего работающих в т.ч. Торгово-оперативных работников продавцов   745.00   150.00     240.00   768.00   180.00     208.00   1045.00   240.00     300.00   300.00  277.00   90.00     60.00     60.00     92.00   40.27   36.07   60.00   33.33     25.00    44.23
8. Среднегодовая з/п.тыс.руб. -на 1 работ-го -на 1торг.-операт.работника продавца     146.70   123.34 123.00     168.60   170.00 150.00     235.85   190.00 180.00     89.15   67.25   66.66    20.00 57.00    30.00     60.77     39.89   54.05      11.76 46.34     20.00      
9. Издержки обращения,тыс.руб. 1257.48 1574.00 1728.30 470.82 154.3 37.44       9.80
10.Издержкоотдача 3,61 3,64 3,97 0,36       0,33 -               -
11.Уровень издержек обращения, % 35.20 34.18 32.33 -2,87  -1,85 -                -
12. Прибыль от продаж, тыс.руб. 1435.79 2706.73 2990.38 1554.59 283.65 108.27 10.48                           
13. Рентабельность продаж, % 14.65 16.74 19.89 5.24      3.15 -                  -
14.Фондоотдача,р. 4,87 6,69 8,98 4.11          2.29 -                  -
15.Оборачивае-мость оборотных средств, обороты 17.23 19.26 22.82 5.59          3.56 -                  -
16. Коэффициент опережения темпов роста ПТ над темпами роста средней ЗП.          

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: