Заведующий кафедрой О.Р.Афанасьева


1. Правоохранительная деятельность, ее понятие, признаки, цели, функции и задачи.

Правоохранительная деятельность (ПД) - это деятельность специальных государственных органов, которая осуществляется путем применения мер юридического воздействия в соответствии с законом, с целью охраны и защиты прав и интересов граждан, организаций и предприятий, общества и государства, обеспечения безопасности, правопорядка и законности.

Существенные признаки правоохранительной деятельности:

1. ПД осуществляется с помощью мер юридического воздействия, к которым относятся регламентируемые законом меры гос.принуждения и взыскания: меры юридической ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной, имущественной); меры пресечения (как правило, они применяются к лицам, обвиняемым в совершении преступления: подписка о невыезде, заключение под стражу и другие); меры предупредительно-обеспечительного характера (например, наложение ареста на банковский счет, обыск и другие). В этом - отличие правоохранительной деятельности от любой другой деятельности.

2. Применяемые меры юр.воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона (и гос.орган, занимающийся ПД и меры юр.воздействия). 

3. Правоохранительная деятельность реализуется на практике с соблюдением строгих процедур (различных, но всегда определяемых законом). Особенно строгая процедура характерна для деятельности органов и должностных лиц, осуществляющих производство по уголовным делам.
4. ПД могут осуществлять, прежде всего, только специальные уполномоченные государственные органы. Существуют жесткие критерии отбора лиц для работы в этих органах. Образование, структура и деятельность правоохранительных органов четко определена нормативным актом.

5. ПД делится на виды в зависимости от конкретных целей, способов, методов и приемов, применяемых при ее осуществлении.

6. Цель ПД – охрана и защита прав и интересов граждан, законных интересов организаций и предприятий, общества и государства, обеспечение безопасности, правопорядка и законности. Охрана направлена на права трех основных объектов: личности, общества, государства.
Задачи правоохранительной деятельности. Вопрос о задачах в законодательном порядке не решен. О задачах можно судить по содержанию ряда законодательных актов, в которых решаются вопросы организации и основ деятельности различных правоохранительных органов (Закон о безопасности, З. о милиции, З. о судебной системе, УПК, ГПК и т.д.). Задачи делятся на общие (характерные для всех направлений деятельности) и конкретные (специфические для отдельных направлений).

Направления деятельности (=функции) ПД. Классификация на основе целей. Система ПО.

Цель ПД Орган, осуществляющий данный вид деятельности
Устранение несоответствий К РФ, допущенных законодательстве, а также разрешение др.вопросов, связанных с обеспечением верховенства К РФ и предусмотренных в самой К РФ и в Ф конституционном З "О КС РФ". Конституционный контроль Конституционный Суд РФ
Вынесение решений по гражданским и уголовным делам. Осуществление правосудия (наиб. значимая функция) Суды всех уровней (федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, суды субъектов РФ) (это основной орган ПД)
Выявление и устранение нарушений законов и К РФ средствами прокурорского реагирования. Прокурорский надзор Прокуратура
Раскрытие преступлений, изобличение виновных Выявление и расследование преступлений Органы, наделенные правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность (ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"),органы дознания и предварительного следствия (УПК РСФСР), следственные органы прокуратуры органов внутренних дел, ФСБ РФ и ФС РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; органы и должн.лица, уполномоченные вести дознание и оперативно-розыскную деятельность по уголовным делам, должн.лица, которым дозволено вести неотложные следственные действия по обнаруженным преступлениям (капитаны в плавании, начальники зимовок) (при определении роли данной группы органов в ПД следует учитывать удельный вес деятельности по выявлению и расследованию преступлений в общей массе полномочий конкретного органа, значимость такой деятельности для данного органа или должностного лица)
Обеспечение деятельности судов Обеспечение деятельности судов Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его местные учреждения, федеральная служба судебных приставов Минюста РФ и иные органы этого Министерства
Предоставление нуждающимся квалифицированной юридической помощи Оказание юр.помощи и защита по уголовным делам Обычно негосударственные органы, как адвокатура, нотариат и некоторые др. структуры (ЧОП) – в законе «О частной детективной и охранной деятельности» указано, что граждане, осуществляющие ч.охр.д., к ПО не относятся.
    + Уполномоченный по правам человека (п. «д» ч.1 ст.103 Конституции РФ) +см. В.35

 

 

2. Основные направления правоохранительной деятельности; система и общая характеристика органов ее осуществляющих.

Направления деятельности (=функции) ПД. Классификация на основе целей. Система ПО. См.таблицу В.1

Суд, прокуратура, органы внутренних дел, органы предварительного расследования, органы юстиции, таможенные органы, органы обеспечения безопасности, налоговой службы и налоговой полиции.

Правоохранительные органы (ПО) в РФ - это специальные гос.органы, осуществляющие ПД с целью охраны и защиты прав и законных интересов граждан, предприятий и организаций, Г и О, обеспечения безопасности, правопорядка и законности в РФ.
Признаки правоохранительных органов в РФ:
1. Специально созданные для осуществления ПД государственные органы, содержатся за счет гос.бюджета, выполняют свои функции от имени Г и должны действовать в интересах граждан и О в целом.
2. Основное назначение ПО - охрана законов от возможных и действительных нарушителей, защита и восстановление прав граждан, предприятий, организаций, общества и государства, обеспечение правопорядка и безопасности, которые реализуются на практике в одном из видов ПД.
3. В процессе осуществления своей деятельности ПО могут применять меры уголовной, административной, дисциплинарной, имущественной ответственности (меры гос.принуждения).
4. Порядок организации и деятельности ПО должен быть урегулирован законом или иным нормативным актом. Процедуральность.

5. Обязательность к исполнению решений, принятых ПО.


3. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы», соотношение с другими юридическими дисциплинами.

Предмет дисциплины "Правоохранительные органы РФ" - это круг вопросов, которые изучаются в рамках этой учебной дисциплины, состоит из множества составных частей, которые изучаются последовательно:
1. Понятие, виды правоохранительной деятельности, правоохранительных и судебных органов в РФ.
2. Порядок образования, структура и взаимодействие различных правоохранительных и судебных органов в РФ.
3. Правовое положение должностных лиц судебных и ПО РФ.
4. История возникновения и развития судов, полиции и милиции, прокуратуры и органов расследования, адвокатуры, органов юстиции и органов, обеспечивающих безопасность в России (Руси, Российской Империи, СССР, РФ).
5. Система, история возникновения и развития ПО в зарубежных государствах.
Система учебной дисциплины "Правоохранительные органы в РФ" представляет собой ее внутреннюю структуру, то есть последовательное расположение, совокупность изучаемых вопросов. Курс делится на общую и специальную части (рассмотрение организация конкретных ПО).
Значение дисциплины "Правоохранительные органы РФ" заключается в следующем: изучение данной дисциплины дает общие исходные знания о судебных и правоохранительных органах. Иногда, данный курс называют "вводным" курсом. Смежными дисциплинами являются «Конституционное право», «Административное право», «Уголовный процесс», «Гражданский процесс», «Арбитражный процесс», «Прокурорский надзор», «ТГП», «ИОГП», где глубоко изучаются конкретные узко-специальные вопросы.

 

 

4. Общая характеристика и классификация правовых актов о правоохранительных органах.

Деятельность ПО в РФ регламентируется десятками нормативных актов, т.к. учебная дисциплина «ПО» касается многих гос. и негос. Организаций и должностных лиц. В силу этого требуется особо тщательная регламентация построения соответствующих организаций, их полномочий и полномочий работающих в них должностных лиц. Это обусловлено стремлением свести к минимуму или полностью исключить вероятность, скажем, произвола, судебных или следственных ошибок, которые пагубно отражаются на судьбе людей, наносят непоправимый ущерб их правам и свободам.

Нормативный источник дисциплины "ПО РФ" - это нормативный акт или нормативный договор, который содержит юридические нормы, регламентирующие организацию и порядок деятельности правоохранительных и судебных органов в РФ.
Особенностью нормативного регулирования ПД является то, что нормативные акты, регламентирующие данную деятельность, имеют различную юридическую силу.
Существует несколько классификаций нормативных актов, регламентирующих порядок организации и деятельность ПО

I. Классификация по юридической силе (значению) источника. Эта классификация имеет четкую иерархию. Место конкретного акта в этой структуре определяется тем, какой орган его принял и в каком порядке это было сделано.

· международные договоры РФ (согласно Конституции РФ они имеют приоритет над внутренним законодательством РФ);

· Конституция РФ;

· Законы РФ и ее субъектов: ФКЗ (например, ФКЗ "О Конституционном Суде РФ"); ФЗ (например, ФЗ "О прокуратуре РФ"); законы субъектов РФ (например, закон Тюменской области "Об Уставном Суде Тюменской области") и кодексы, которые утверждаются и вводятся в законную силу федеральными законами РФ;

· Указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и ФЗ РФ (например, Указ Президента РФ "Об обеспечении деятельности Конституционного Суда РФ и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей" от 7.02.2000); постановления палат Федерального Собрания РФ, а также постановления и распоряжения Правительства РФ, которые имеют дополнительный характер по отношению к Конституции РФ, законам и Указам Президента РФ, не должны им противоречить;

· Нормативные акты министерств и ведомств, которые являются ПО или осуществляют отдельные правоохранительные функции. Они могут иметь различные названия: инструкции, приказы и т.п. (например, Инструкция по применению Положения о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда).

· Формально не являются источниками права в РФ, но имеют большое практическое значение для деятельности ПО постановления Пленумов Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Конституционного Суда РФ.

II. Классификация по содержанию нормативных источников.

· общего характера (например, Конституция РФ, международные договоры РФ)

· об организации и порядке деятельности судов (например, Закон РФ "О статусе судей", ФЗ "О мировых судьях в РФ" и др.);

· о прокурорском надзоре и органах прокуратуры (ФЗ "О прокуратуре РФ", и другие)

· имеющие отношение к организации и порядку деятельности органов предварительного расследования (УПК РСФСР и другие);

· имеющие отношение к организации и порядку деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и обеспечивающих безопасность в Российской Федерации (ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности РФ", Закон РФ "О безопасности" и др.)

· об организации юридической помощи (Положение об адвокатуре РСФСР и др.)

· об организации и деятельности органов юстиции (Основы законодательства РФ о нотариате, Положение о Министерстве юстиции РФ и др.).

Данные классификации являются условными, что связано с многопрофильностью деятельности некоторых ПО, например, таких как милиция, органы юстиции и т.д.

 

 

5. Действие нормативных правовых актов и источники их официального опубликования

Правильное применение любого нормативного акта требует того, чтобы органы и должностные лица имели возможность руководствоваться точным, не устаревшим и не искаженным текстом соответствующего акта. Государство берет на себя «хлопоты» по официальному опубликованию законов и иных актов, и в соответствии с действующим законодательством существует несколько таких изданий:

· Собрание законодательства РФ, «Российская газета», «Парламентская газета» - ФЗ, ратифицированные международные договоры РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ.

· Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература», газета «Российские вести» - ведомственные акты, имеющие межведомственное значение.

· Вестник Конституционного Суда РФ и некоторые другие издания – постановления Конституционного Суда РФ.

· Бюллетень Верховного Суда РФ, Вестник Высшего Арбитражного суда РФ – разъяснения высших судебных инстанций по вопросам судебной практики.

· Бюллетень международных договоров (издание Администрации Президента РФ) и тематические сборники – международные документы.

 

 


6. Судебная власть, ее понятие, признаки и соотношение с другими ветвями государственной власти.

Согласно действующей Конституции РФ в России действует три ветви государственной власти, причем все они самостоятельны. Самостоятельность всех ветвей государственной власти базируется на теории разделения государственной власти на исполнительную, законодательную и судебную. Власть (общее определение согласно толковым словарям) - это право и возможность распоряжаться кем (чем) - либо, повелевать управлять кем (чем) - либо. Гос.власть - более узкое понятие по сравнению с общим понятием власти, это возможность и способность государства в лице его органов оказывать воздействие на поведение людей и на общество в целом. Судебная власть - еще более узкое понятие, это лишь одна из ветвей государственной власти, это возможность и способность занимающего особое положение в гос.аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы. Судебную власть в государстве представляет система судебных органов. Эти органы отделены от органов представительной и исполнительной власти, а также от органов местного самоуправления, им не подчиняются.

Круг судебных полномочий говорит о том, что данная власть призвана выполнять важную и ответственную социальную функцию, не менее значимую, чем функции, выполняемые др. ветвями власти, что позволяет сделать вывод о равнозначности и равноправности всех ветвей власти:

· Осуществление правосудия (Судебная власть и правосудие - это неоднозначные понятия, правосудие - это одно из проявлений судеб.власти),

· Конституционный контроль (иногда его также относят к осуществлению правосудия),

· Контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов гос.власти и местного самоуправления, обществ.объединений, должн.лиц.

· Обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений.

· Дача разъяснений по вопросам судебной практики.

· Участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.

Признаки (свойства) судебной власти:

· Это вид гос.власти (осуществляется гос.органами, от имени Г, властные полномочия судам также дает Г);

· Осуществление судебной власти доверяется только специально учреждаемым гос.органам - судам, формируемым в соответствии с законом и наделенными Конституцией РФ и ФКЗ "О судебной системе РФ" полномочиями осуществлять судебную власть, состоящим из особых должностных лиц - профессиональных судей и представителей народа (присяжных, народных, арбитражных заседателей);

· С.В. независима и самостоятельна. Решения судов (судебные акты) не требуют чьего-либо утверждения, после вступления в законную силу, они обязательны на всей территории РФ, для всех граждан, должностных лиц, предприятий и организаций;

· Осуществляется способами, указанными в Конституции РФ (ст.118) и в порядке, установленном процессуальными законом (УПК, АПК …):

o Конституционное судопроизводство. Его осуществляет Конституционный Суд РФ. Он осуществляет контроль за соответствием законов и других актов Конституции РФ, а также некоторые другие полномочия, закрепленные в Конституции РФ.

o Гражданское судопроизводство. Его осуществляют арбитражные и общие суды (суды общей юрисдикции). Они разрешают гражданские, хозяйственные (экономические) споры (Конституция РФ не разделят гражданское и арбитражное судопроизводства);

o Арбитражное судопроизводство.

o Уголовное судопроизводство. Осуществляется судами общей юрисдикции;

o Административное судопроизводство. В нашей стране оно окончательно не сформировано. В настоящее время суды общей юрисдикции рассматривают в порядке административного судопроизводства некоторые виды административных проступков, в отношении которых судебное рассмотрение предусмотрено в административном законодательстве.

· Судебная власть - исключительна по своему характеру: никакой иной орган государственной власти или управления не вправе принимать на себя функции и полномочия, составляющие компетенцию суда, хотя в прошлом нашей Родины такие случаи неоднократно встречались.

Правом на судебную защиту обладают все граждане и их объединения, вне зависимости от их гражданства и подданства. В случае недееспособности гражданина или недостижения им возраста, с которого можно самостоятельно обращаться в суд, его интересы защищают законные представители (родители, опекуны, попечители). В судебном порядке можно защищать любое законное право и интерес. Каждый гражданин имеет право на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, которому это дело подсудно по закону.

 

 

7. Правосудие: понятие, признаки, отличие от других форм государственной деятельности.

Правосудие – одно из направлений гос.деятельности, именуемой правоохранительной. Относится к одному из полномочий судебной власти. Занимает центральное место и в ПД и в полномочиях судебной власти. Признаки правосудия:

· При осуществлении правосудия принимаются решения по самым важным вопросам жизни человека, общества и государства.

· В процессе осуществления правосудия суд выносит судебные акты, которые обладают особым юридическим значением: они обязательны на всей территории РФ, для всех лиц (юридических, физических, государственных органов), они имеют особое содержание, связанное с характером рассмотренных судом вопросов. Неисполнение => санкции.

· Правосудие может осуществляться только определенными способами (ст. 4 Закона "О судоустройстве"), а именно путем

ü рассмотрения и разрешения в судеб.заседаниях гражд.дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, орг-ций и предприятий,

ü рассмотрения в судебных заседаниях угол.дел и применения к виновным мер уголовного наказания или оправдания невиновных,

ü (в настоящее время закон дополнен еще одной категорией дел – административные правонарушения) - путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях дел об админ.правонарушениях, в случаях, предусмотренных действующим законодательством,

ü рассмотрения и разрешения в судеб.заседаниях дел, отнесенных законодательством к ведению конституционных (уставных) судов в РФ.

· Правосудие всегда осуществляется с соблюдением особого порядка (судебной процедуры), который четко регламентируется законом. (УПК РСФСР, ГПК РСФСР, АПК РФ, ФКЗ "О Конституционном Суде РФ", Кодекс об административных правонарушениях РСФСР)

· Правосудие может осуществляться только судом. (Ст.118 Конституции РФ) Никакой иной орган не может осуществлять правосудие.

· Правосудие осуществляется в соответствии с демократическими принципами, которые закреплены в международных актах, ратифицированных РФ, Конституции РФ и ФЗ (+ см. В.11):

ü Принцип законности (ч. 2 ст. 15 К РФ).

ü Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия.

ü Осуществление правосудия только судом (ст. 118 К РФ)

ü Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда (ст. 18, 45, 47, 119, 121 и 123 К РФ)

ü Принцип независимости судей и заседателей и подчинения их только закону (ст. 120 К РФ)

ü Равенство всех перед законом и судом (ст. 19 К РФ)

ü Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту (ст. 45 и 48 К РФ)

ü Принцип состязательности и равноправия сторон (ст. 123 К РФ)

ü Презумпция невиновности (ст. 49 К РФ)

ü Принцип открытого разбирательства дел в суде (ст. 123 К РФ)

ü Обеспечение возможности пользования в суде родным языком (ч. 2 ст. 26 К РФ)

ü Принцип участия граждан в осуществлении правосудия (ч. 5 ст. 32 К РФ)

Правосудие – это осуществляемая судом ПД по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и административных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.


8. Судебная система Российской Федерации, ее единство и структура.

Судебная система – совокупность судов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.

Построение судебной системы РФ, главным образом, регулируется следующими нормативными актами: Конституция РФ, ФКЗ "О судебной системе РФ", ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ", ФКЗ "О военных судах РФ", «о мировых судьях». Это основные нормативные акты. Они перечисляют суды РФ, осуществляющие судеб. власть и из них можно сделать след. выводы:

· Правосудие должно осуществляться только судеб. органами, уполномоч. на это. Др. же гос.органы или негос.образования, даже те, в наим. кот-х присутствует слово «суд», «судеб.», не относятся к числу органов судеб. власти, не являются частью судебной системы.

· Суды в РФ делятся на 2 вида: суды федер. (=общей юрисдикции) и суды субъектов РФ.

· Всю совокупность федеральных судов надо сгруппировать в 3 блока:

o Конституционный суд РФ (не осуществляет функции надзора),

o Верховный суд РФ и поднадзорные ему суды (в этот блок входит наибольшее число судов, они еще именуются судами общей юрисдикции, часто их называют гражд. или общими гражд. судами. Особую ветвь здесь образуют воен. суды. Их не относят к числу гражданских (общих) судов, они состоят из гарнизонных военных судов, окружных (флотских) военных судов, а также Верх. коллегии – одного из основных подразделений ВС РФ.),

o Высший Арбитражный суд РФ и поднадзорные ему суды.

Законом о судебной системе предусмотрена возможность образования судов субъектов РФ. К ним отнесены конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи. Они не образуют систем (подсистем), поскольку их конституционные (уставные) суды и учреждаемые там мировые судьи не являются взаимосвязанными или взаимоподчиненными органами.

Судебная система РФ обладает основным весьма важным свойством – единством. Единство судебной системы обеспечивается тем, что:

· судебная система устанавливается только Конституцией РФ и ФКЗ "О судебной системе РФ";

· федеральные суды и мировые судьи обязаны соблюдать правила судопроизводства, установленные федер.законодательством;

· все суды применяют единое законодательство;

· судебные постановления (акты) являются обязательными не только в том регионе, где действует суд, но на всей терр. РФ;

· статус всех судей является единым;

· федер.суды и мировые судьи финансируются из федер.бюджета.

Для обеспечения единства судебной системы принципиальное значение имеет порядок создания и упразднения конкретных судов:

· Высшие судебные органы, созданные на основе Конституции РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в нее.

· Другие федеральные суды создаются и упраздняются только ФЗ

· Суды субъектов РФ создаются и упраздняются с соблюдением требований ФЗ и законов соответствующих субъектов.

 

 


9. Основные этапы развития российской судебной системы.

Вплоть до 1864 г. сохранялась косвенная зависимость судов от Императора и исполнительных органов.

Большая проблема судов – была их сословность, негласность, устность, практиковалось рассмотрение дел, даже уголовных, без участия сторон.

1860 г. – Закон о судебных следователях. Этим самым и была разработана концепция реформы, получившая название «Основные положения преобразования судебной части в России» (1862 г.).

1865 г. Царь утвердил «Положение о введении в действие судебных уставов.

Судеб. реформа 1864 года (официально шла 30 лет, на деле - 50). Суды присяжных внедрить эта реформа не смогла. Александр II подписал Указ Правительствующему Сенату, утвердив 4 закон. акта, кот. позже стали наз-ся Уставами.: Учреждение судебных установлений; Уставы уголовного и гражданского судопроизводства; Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Важной частью данной реформы было кардинальное упрощение судоустройства, учреждение единых гражданских судов (общие судебные установления и местные судебные установления), существовали военные суды.

1872 и 1878 гг. – образование особых присутствий Правительствующего сената. Состав ежегодно утверждался царем.

Попытка в 1912 году реформировать систему мировой юстиции не удалась из-за начала Первой мировой войны, а потом и 1917 год.

Сельские суды – волостные суды. Военные суды – были обособлены от гражданских судов. Их система строилась в соответствии с предписаниями Военно-судебного устава 1867 года. Основное звено – военно-окружные суды (рассмотрение уголовных дел), а в их подчинении - полковые суды (рассмотрение преступлений, не представлявшие большой опасности). Роль высшего военного суда – Главный Военный Суд.

В конце 19, начале 20 века широкое распространение приобрели Чрезвычайные суды. Создавались для рассмотрения дел, связ. с посягательством на основы гос. строя. Приговоры не подлежали обжалованию и исполнялись в течение 3 дней. Были упразднены примерно 1907 году.

1917 год – Керенский (Министр Юстиции) издал Инструкцию для временных судов, в их состав входили уже избранные мировые судьи, проходили с участием представителей народа.

1917 г.- начало создания военно-революционных судов.

1917 – 1924 гг. – период создания чрезвычайных судов (военных трибуналов) параллельно с обычными судами.

К концу данного периода сформировались 3 подсистемы: Общие (общегражданские) суды; Революц. трибуналы; Революц. воен. трибуналы.

Первый процессуальный кодекс РСФСР 1922 года: Решение о восстановлении институтов адвокатуры, прокуратуры.

Итог реформы 1922-24 гг. был подведен принятием Положения о судопроизводстве 22 года (упразднение революционных военных трибуналов, единая система общегражданских судов, сост-х из 3х звеньев: народные суды, губернские суды, СВ РСФСР).

1924 год – создание Верховного Суда Союза ССР – существовал до 1991 года. 

Период 1925 год – 30-е годы – образование командно-административной системы.

1930-1953: репрессии, незаконные приговоры, сфальсифицированные дела в отношении мнимых врагов государства; легальная деформация судопроизводства; продолжение централизации.

1953-1980: упразднение внесудебных органов репрессий, начало судебной реформы 1957 года. Конституция 1953.

1958 год – принятие основного законодательства о судоустройстве СССР. Демократическое обновление судебной системы.

1960: З о судоустройстве, УК, УПК.

1981 – принят действующий З о судоустройстве.

Современная судебно-правовая система: Необходимость повышение авторитета судов. Обеспечение ее большей независимости.

1988 год – изменения в конституции, которые коснулись изменений порядка избрания судей т срок их полномочий.

1989 год – приняты новые Основы законодательства о судоустройстве.

1990 год – многочисленные изменения в конституции 78 года, имевшие прямое и косвенное отношение к судам:

ü Предусмотрено образование Конституционного суда РСФСР и системы арбитражных судов.

ü Расширение прав судов по контролю за законностью решений и действий.

ü Судьи наделяются бессрочными полномочиями, их больше не могут досрочно отзывать избравшие органы.

ü Допущена возможность рассмотрения дел судьями единолично, или с участием присяжных заседателей.

ü Концепция  судебной реформы в РСФСР и установление основных направлений судебной реформы на ближайшее время.

 

 


10. Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы, ее цель, задачи, общая характеристика.

Общая характеристика программы:

Реализация федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 годы положила начало позитивным изменениям в деятельности судебной системы. Были приняты нормативные правовые акты, регламентирующие процедуры и меры, обеспечивающие защиту прав личности и доступность правосудия. В то же время многие проблемы, связанные с деятельностью судебной системы, разрешить не удалось.

Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы (далее - Программа) призвана решить новые задачи, обусловленные стремлением России соответствовать мировым стандартам в области судопроизводства, а также развитием информационных технологий. Указанные задачи требуют комплексного подхода к их решению и существенных материальных затрат. Вложение необходимых для реализации Программы средств в приоритетные проекты, направленные на совершенствование судебной системы, способно оказать позитивное влияние на развитие экономических отношений в России в целом.

Необходимость комплексного решения проблем, связанных с реформированием и развитием судебной системы, а также системы исполнения судебных решений, программно-целевым методом обусловлена объективными причинами, в том числе:

ü большим значением эффективной работы органов правосудия для построения демократического правового государства;

ü тесной взаимосвязью процессов социально-экономического развития общества и сферы правосудия;

ü сложностью организационной структуры судебной системы, особыми требованиями к ее формированию и функционированию;

ü многообразием проблем, для решения которых необходимо выполнение значительных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных проектов и мероприятий.

Цель и задачи Программы определены с учетом Стратегии социально-экономического развития России на период до 2010 года. Решение этих задач взаимосвязано с осуществлением стратегических целей государства, направленных на повышение доступности и качества предоставляемых государственных услуг, повышение качества и конкурентоспособности судебной системы, обеспечение информационной прозрачности деятельности органов государственной власти.
Срок реализации Программы составляет 5 лет.

Финансир-е Программы основывается на положениях ст.124 К РФ, в соответствии с которой финансир-е судов производится только за счет средств федер. бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независ. осущ-я правосудия в соответствии с федеральным законом. Объемы финансирования Программы ежегодно подлежат корректировке в соответствии с возможностями федер. бюджета на соотв. год.

Текущее управление и контроль за ходом выполнения Программы осуществляются гос. заказчиком - координатором Программы и ее гос. заказчиками, функции которых определены постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 594.

Мероприятия Программы реализуются посредством заключ-я гос. контрактов между гос. заказчиками и исполнителями мероприятий Программы.

Основной целью Программы является повыш-е кач-ва правосудия, уровня судеб. защиты прав и закон. интересов граждан и орг-ций.

Для реализации цели Программы необходимо решить следующие задачи:

ü обеспечение открытости и прозрачности правосудия;

o формирование информационных ресурсов правовой базы и банков данных судебных решений и судебной практики арбитражных судов и судов общей юрисдикции;

o обеспечение открытого доступа к правовой базе и указанным банкам данных при условии соблюдения необходимого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации;

o учет общественного мнения в работе судов на основе регулярного общественного мониторинга качества работы судов (предусматривается проведение на постоянной основе общественного мониторинга качества работы судов, а также проведение исследований в области анализа практики рассмотрения дел Европейским Судом по правам человека в целях выявления причин обращений и выработки предложений по их устранению.).

ü повышение доверия к правосудию, в том числе путем повышения эффективности и качества рассмотрения дел:

o предусматривается создание в районных судах общей юрисдикции структурных подразделений по приему заявлений и обращений граждан (приемных).

ü создание необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности:

o выделение средств Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на строительство, реконструкцию или приобретение зданий судов общей юрисдикции и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в размере 25 874,2 млн. рублей

o ввести в эксплуатацию объекты незавершенного строительства, а также осуществить строительство зданий, на которые разработана проектно-сметная документация

o последовательный перевод всех судов из арендуемых зданий и помещений в здания, находящиеся в федеральной собственности и передаваемые арбитражным судам и Судебному департаменту при ВС РФ в оперативное управление.

o необходимо создать условия для работы судебных приставов

o создание в арбитражных судах "офисов судьи",

ü обеспечение независимости судей:

o при вынесении судебного акта предполагается закрепление процедуры, препятствующей оказанию воздействия (давления) на судью в связи с рассматриваемым им делом.

o установить запрет на участие в рассмотрении дел адвоката - супруга, родственника или свойственника судьи

o осущ-я мероприятий по обеспеч-ю жильем судей и работников судеб. системы в рамках Программы выделяется 2672 млн. рублей

ü повышение уровня исполнения судебных решений:

o внедрение единой информационной системы, охватывающей всю систему Федеральной службы судебных приставов и обеспечивающей ее взаимодействие с судебными органами.

Для достижения цели и решения задач Программы необходимо, в частности, совершенствовать судоустройство.

 

Цели: оптимизация и повышение эффективности правосудия + прозрачность работы судов.

Задачи:

· Вопросы технического и хозяйственного развития судебной системы – создание автоматизированных рабочих мест в судах;

· Создание вед сайтов судов, как судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов;

· Помещение в Интернете информации о работе судов = отчеты о судебных заседаниях;

· Создание в судах офисов судей (помещения);

· Наделение судей жильем = предотвращение коррупции;

· Ведение аудиозаписи во время ведения судебного процесса;

· Обязательное декларирование судьями своих доходов (это не распространяется на членов семьи);

· Запрет участия лиц в судеб. процессах в качестве судей состоящих в родственной связи с судьями – в целях предотвращения коррупции;

· Перераспределение судебных полномочий между районными судами общей юрисдикции и мировыми судами, в пользу последних;

· Создание «Приемных» во все судах - для лучшей доступности населению и более эффективной работы;

· Строительство зданий для федеральной службы судебных приставов;

· Совершенствование системы охраны судов.


11. Конституционные принципы правосудия: их понятие, истоки и значение.

Демократические основы (принципы) правосудия – это общие руководящие, исходные идеи, положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида гос.деятельности, которые закреплены в действующем законодательстве, и в первую очередь в Конституции РФ, это основные начала, руководящие положения, в соответствии с которыми должна осуществляться деятельность судов, называемая правосудием.
== В Конституции РФ принципы правосудия в основном закрепляются в Главе 1. Основы конституционного строя; Главе 2. Права и свободы человека и гражданина; Главе 7. Судебная власть.

== Обязательны не только для граждан, должн.лиц и органов, призванных соблюдать и исполнять законы, но и для законодательных органов.

== (=истоки) Рождены практикой развития и совершенствования правосудия в РФ. Они также учитывают положительный опыт других стран, а также опыт международного сотрудничества.    

== Относительно стабильны.

1. Принцип законности (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).

Законность – это соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных правовых актов всеми гос. и негос. учреждениями и организациями, их служащими и должн.лицами, гражданами, иными лицами, находящимися на территории РФ. Это универсальный, самый общий из принципов правосудия. Речь идет о действиях суда и о решениях суда. Нарушение любого другого принципа правосудия автоматически влечет за собой и нарушение принципа законности.

2. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия (ст. 2 Конституции РФ).

Речь идет о неприкосновенности личности (жизнь, здоровье, произвольный арест), частной жизни, жилища.

3. Осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ)

4. Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда (ст. 18, 45, 47, 119, 121 и 123 Конституции РФ)

Средства, обеспечивающие эти свойства, объединяются в три группы правил:

- правила, регламентирующие порядок наделения судей, присяжных и арбитражных заседателей их полномочиями, включая требования к кандидатам на эти должности,

- правила определения суда, где должно рассматриваться конкретное дело (подведомственности), а также его состава (подсудимости),

- правила, соблюдения которых гарантирует объективность и беспристрастность судей, принимающих решения по существу вопросов, возникающих при отправлении правосудия по конкретным судебным делам.

5. Принцип независимости судей и заседателей и подчинения их только закону (ст. 120 Конституции РФ)

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и ФЗ. Суд должен иметь реальную возможность принимать решения без вмешательства извне, только на основе ФЗ. Независимым должен быть как сам гос.орган - суд, так и судьи, которые наделяются конкретными полномочиями по осуществлению правосудия. Независимость судьи должна гарантироваться на всех уровнях: в отношениях с коллегами - судьями, в отношении судьи с участниками судебного процесса, в отношении с другими органами власти и управления, в отношении со всеми юр.и и физ. лицами. Предусматривается ряд гарантий независимости судей:

- специальная процедура осуществления правосудия, установленная законом;
- запрет вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия под угрозой юридической ответственности;
- определенный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи;
- неприкосновенность судьи;
- право судьи на отставку;
- система органов судейского сообщества;
- особый порядок предоставления материального и социального обеспечения и пр.

6. Равенство всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ).

- вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям и других обстоятельств. Не должно существовать никаких привилегий отдельным гражданам и ущемлений прав по каким-либо критериям. Однако по отношению к отдельным категориям должностных лиц в РФ законодательством устанавливаются дополнительные гарантии осуществления ими своей деятельности. Это Президент РФ, кандидаты в депутаты и депутаты законодательных органов, судьи, прокурорские работники и некоторые другие должностные лица.

7. Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту (ст. 45 и 48 Конституции РФ)

Лицам привлекаемые к уголовной ответственности за совершение преступления гарантируется право на защиту от подозрения или обвинения:
- осуществлять свою защиту самостоятельно способами, не запрещенными законом, прибегнуть к квалифицированной юридической помощи
- пользоваться помощью специалиста - защитника.
- обязанность предоставить защитника возлагается на лиц ведущих расследование преступления, прокурора и суд, хотя выбрать и пригласить защитника обвиняемые и подозреваемые могут самостоятельно.
- могут отказаться от защитника, но в некоторых случаях их отказ может не учитываться, например в делах по обвинению несовершеннолетнего, лица, не владеющего языком, на котором ведется судопроизводство, а также некоторые др.случаи, установленные в УПК РСФСР.

8. Принцип состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ).

Лица, участвующие в судебном разбирательстве имеют равные права и возможности для защиты своих интересов. Если принцип состязательности осуществляется в своей классической форме и в полной мере - то суд должен играть роль арбитра. То есть суд, не принимая ничью сторону, беспристрастно оценивает доказательства, предъявляемые каждой из сторон. Сам он доказательства разыскивать не должен.
Значение этого принципа весьма велико, его полная реализация традиционно считается признаком сильной судебной власти, демократичности государства (ведь в первую очередь при осуществлении этого признака защищаются права граждан).

9. Презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ).

Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Обязанность доказывания возлагается на лиц, осуществляющих предварительное расследование и прокурора. Это основное начало правосудия по уголовным делам. Оно обеспечивает права и свободы человека.

10. Принцип открытого разбирательства дел в суде (ст. 123 Конституции)

На судебном заседании могут присутствовать все желающие, даже если они не являются участниками процесса. В зал судебного разбирательства допускаются представители СМИ. Не допускаются только граждане, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, если они не являются участниками процесса.
ФЗ предусматривает случаи, когда дело слушается в закрытом заседании:
- во всех случаях, когда возможно разглашение государственной тайны,
- в иных случаях, закрытое заседание проводится по усмотрению суда при условии, что возможность проведения закрытого заседания в данном случае предусмотрена в законе. Такие правила, например, установлены в УПК РСФСР для случаев, когда подсудимые не достигли 16 лет, по половым преступлениям, по преступлениям, когда возможно разглашение интимной тайны граждан, когда необходимо обеспечение защиты свидетелей и потерпевших.
В любом случае провозглашение итогового судебного акта (приговора, решения, постановления или определения) производится открыто.

11. Обеспечение возможности пользования в суде родным языком (ч. 2 ст. 26 Конституции)

12. Принцип участия граждан в осуществлении правосудия (ч. 5 ст. 32 Конституции).

Проявляется в выполнении обязанностей присяжного заседателя или арбитражного заседателя.

 

 

12. Понятие звена судебной системы и судебной инстанции.

Звено судебной системы – суды, занимающие одинаковое положение в судебной системе.

С учетом этого гражданские суды общей юрисдикции, военные суды делятся на 3 уровня, а апелляционные – на 4.

Суды субъектов РФ не образуют подобного рода подсистем, т.к. их уставные суды и учреждаемые там мировые судьи не являются взаимосвязанными или взаимоподчиненными органами.

Судебной инстанцией считается суд (его структурное подразделение), выполняющий конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел.

Обычно, с разрешением дела в суде общей юрисдикции связано три функции. Это разрешение дела по существу (суд первой инстанции), проверка законности и обоснованности вынесенного решения, не вступившего в законную силу (суд второй - кассационной или апелляционной - инстанции), а также проверка законности и обоснованности решения, вступившего в законную силу (надзорная инстанция). В зависимости от этих функции выделяют и судебные инстанции.

В системе судов общей юрисдикции:

Суд первой инстанции - это любой суд общей юрисдикции.

Суд кассационной инстанции - это обычно суды вышестоящего звена по отношению к тому суду, который вынес первоначальное проверяемое судебное решение.
Суд апелляционной инстанции - это районный суд, который проверяет законность и обоснованность не вступивших в законную силу судебных актов (приговоров по уголовным делам, решений по гражданским делам, постановлений и определений) по правилам, предусмотренным в суде первой инстанции (то есть пересматривает дело по существу). По отношению к иным судам общей юрисдикции (районным, федеральным судам субъектов РФ, Верховному Суду РФ) апелляционная инстанция не образована.
Суд надзорной инстанции - могут быть: президиумы судов среднего звена (в том числе и военных), судебные коллегии Верховного Суда РФ, Президиум Верховного Суда РФ.

В системе арбитражных судов:

Судом первой инстанции могут быть суды основного звена (арбитражные суды субъектов РФ) и Высший Арбитражный Суд РФ.
Суд апелляционной инстанции - могут быть только арбитражные суды основного звена (арбитражные суды субъектов РФ).
Суд кассационной инстанции - могут быть только федеральные арбитражные суды округов (арбитражные суды среднего звена).
Судом надзорной инстанции в системе федеральных арбитражных судов может быть только Высший Арбитражный Суд РФ (его Президиум).

 

13. Федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации и их соотношение. = см. В.8

 

 

14. Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля.

Конституционный Суд РФ - это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства; гарант разделения властей, верховенства права (в первую очередь Конституции); наличие эффективно действующего органа конституционного контроля в государстве - признак демократического политического режима.

Деятельность Конституционного Суда РФ регламентируется Конституцией РФ (гл. 7; ст. 125), ФКЗ "О Конституционном Суде РФ", ФКЗ "О судебной системе РФ", Регламентом Конституционного Суда РФ.
Цели деятельности Конституционного Суда РФ

ü защита основ конституционного строя;

ü защита основных прав и свобод человека и гражданина;

ü обеспечение верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.

Конституционный Суд РФ может разрешать только вопросы права. Он не может устанавливать фактические обстоятельства, т.е. разрешать конкретные дела по спорам между гражданами, организациями, рассматривать уголовные дела и т.д. Конституционный Суд РФ независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношении.
Считается, что впервые в мире конституционный контроль стал осуществлять Верховный Суд США с 1803 года, когда признал за собой право рассматривать конституционность действий и решений гос.органов и должностных лиц, а также отменять неконституционные законы.
Впервые в России Конституционный Суд, как самостоятельный судебный орган, появился после принятия 12 июня 1991 г. Закона РСФСР "О Конституционном Суде", а 30 октября были избраны 13 судей Конституционного Суда. 7 октября 1993 года активная деятельность этого суда была практически приостановлена в связи с принятием ряда решений, имевших большой резонанс в обществе (касающихся в частности деятельности КПСС, конституционности правоприменительной практики, связанной с индексацией доходов и сбережений населения и пр.), а также из-за того, что суд «оказался в глубоком кризисном состоянии». 24 декабря 1993 года Указом Президента РФ он был признан недействующим. 21 июля 1994 года в соответствие действующей Конституции РФ был принят новый Федеральный конституционный закон, а в соответствие с ним - переформирован и Конституционный Суд РФ. 19 судей. Очередная корректировка статуса Конституционного суда и его судей произошла в 2001 году (увеличение с 12 до 15 лет срока, отмена возрастных ограничений и др.).
Сегодня конституционный контроль заключается в

ü выявлении актов (нормативных и ненормативных) и действий гос.органов и должн.лиц, которые противоречат действующей Конституции;

ü принятии мер по устранению этих несоответствий и противоречий.

ü разрешении так называемых "конституционные споры о компетенции" между высшими органами власти в Российской Федерации.

 

 


15. Принципы и общие правила конституционного производства. + см. В.11

Базовые принципы сходны с теми, которые лежат в основе деятельности других судов (см. В.11). К ним прежде всего относятся:

ü Независимость судей (ст. 29 ФКЗ).

В своей деятельности судьи КС РФ выступают в личном качестве и не представляют ни гос.органы, ни обществ.орг-ции, политические партии, движения, гос. и иные предприятия, учреждения, наций, социальных групп. Решения судей КС РФ представляют только правовую позицию.

ü Коллегиальность (ст. 30 ФКЗ).

КС РФ рассматривает дела и принимает решения либо в пленарном заседании, либо на заседании палаты. В пленарных заседаниях может быть рассмотрен любой вопрос, входящий в компетенцию КС РФ. Только в пленарных заседаниях могут быть рассмотрены орг. вопросы (избрание председателя КС РФ, Регламент и т.п.), толкование Конституции, заключение о порядке выдвижения обвинения в отношении Президента РФ, принятие послания КС РФ, вопрос о законодательной инициативе. Единолично дела, подсудные КС РФ не рассматриваются. Участие представителей народа (то есть непрофессиональных судей) не предусмотрено.

ü Гласность (ст. 31 ФКЗ).

Рассмотрение дел в КС РФ осуществляется в открытом заседании. Закрытое заседание (ст. 55 ФКЗ) проводится в необходимых случаях для сохранения охраняемой законом тайны; обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности. Но и в закрытом заседании процедура не меняется и решение - публично оглашается.

ü Устность разбирательства (ст. 32).

Разбирательство происходит устно. Заслушиваются объяснения сторон, показания экспертов, свидетелей, документы - оглашаются (не оглашаются только, если с ними ознакомлены суд и стороны).

ü Состязательность и равноправие сторон (ст. 35 ФКЗ)

Особенности принципов конституционного производства:

ü Не упоминается принцип законности, т.к. КС РФ должен руководствоваться требованиям двух законов: К РФ и З о КС

ü Не упомянуты принципы презумпции невиновности, обеспечения прав подозреваемого/обвиняемого/подсудимого на защиту, участие представителей народа в отправлении правосудия, осуществления правосудия только судом, т.к. КС РФ не вершит правосудие по конкретным гражданским или уголовным делам, у него другая задача – конституционный контроль.

Основы организации работы в КС:

Присутствие всех судей. Отсутствие только по уважительной причине. Уполномочено принимать решения только при наличии не менее 2/3 от общего числа назначенных судей.

Руководит его работой Председатель Суда, который избирается из числа судей на 3 года с соблюдением процедуры, тайным голосованием.

Формирование палат – на пленарных заседаниях путем жеребьевки. Только две палаты (9 и 10 судей в каждой), Председатель Суда и его зам. не могут быть в одной палате, состав обновляется раз в три года.

Зам.Председател я призван выполнять функции, возложенные на него Председателем и Судом, замещает Председателя в его отсутствие.

Судья-секретарь Суда несет ответственность за ненадлежащее решение ряда вопр., связ. с орг.обеспечением деятельности Суда в целом.

Секретариат КС РФ осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное обеспечение Суда (прием посетителей, рассмотрение в предварительном порядке обращений, дача на них ответов и пр.). Действует под общим руководством Председателя Суда и непосредственным руководством судьи-секретаря.

Судебный пристав и его служба. Подчиняется председательствующему. При рассмотрении дел вправе делать замечания присутствующим в зале, его требования обязательны к исполнению. Информирует о наличии своб.мест в зале суда. При входе/выходе предлагает всем встать. Отказ от выполнения его требований – санкции, в т.ч. штраф.

Научно-консультативный совет – при КС РФ (как и при ВС РФ и ВАС РФ) – из числа ученых и практикующих специалистов в области права. Его задача – обсуждение сложных проблем, рекомендации.

КС РФ издает «Вестник КС РФ», в коором публикуются принимаемые им постановления, решения, особые мнения судей, высказанные при вынесении решений по конкретным делам и др. материалы.

На пленарных заседаниях рассматриваются следующие вопросы:

ü О соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ. Иные законодательные акты не рассматриваются.

ü О толковании К РФ.

ü О даче заключен. о соблюдении установл.порядка выдвижения обвинения През.РФ в гос.измене или совершении др. тяжкого преступления.

ü О посланиях КС РФ.

ü О выступлении с законодательной инициативой.

ü Об избрании Председателя, зам.Председателя и судьи-секретаря КС РФ.

ü О формировании персонального состава палат суда.

ü Об утверждении Регламента КС РФ и внесении изменений в него.

ü Об установлении очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях, а также о распределении дел между палатами.

ü О приостановлении или прекращ. полномочий судей, о досрочном освоб. от должности Председ. Суда, его зам. или судьи-секретаря Суда.

Правила проведения заседаний.

ü Центральная фигура – судья.

ü Присутствуют участники процесса (стороны=заявители, их представители, свидетели, эксперты, переводчики).

ü Могут принимать участие Президент РФ, Председатель Совета Федераций, Председатель Гос.Думы, Председатель Правительства РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Уполномоченный по правам человека, Ген.Прокурор РФ, Министр Юстиции РФ и излагать свою позицию по делу, вне зависимости от того, являются ли они сторонами или нет.

ü Председательствующий: следит за порядком разбирательства, его полнотой и всесторонностью, фиксирует ход и результаты, предоставляет слово судьям и участникам процесса, может их прерывать и лишать слова.

ü Предъявляются требования регламента (вставать при входе/выходе из зала, дает слово председательствующий, формы офиц.обращения, уважительное отношение к суду).

 

 


16. Решения Конституционного Суда Российской Федерации, их виды и юридическая сила.

Решения, принимаемые КС РФ, можно подразделить на 2 вида:

а) Итоговые решения.

ü Выносятся по результатам разбирательства конкретного дела.

ü Оформляются постановлениями. Лишь одно итоговое решение называется заключением (при разрешения вопроса о правильности порядка выдвижения обвинения в отношении Президента РФ).

ü Принимаются открытым голосованием, как правило, большинством голосов, однако, если это предусмотрено законом, то решение должно быть принято квалифицированным большинством (например, о толковании Конституции РФ) Судьи КС РФ не вправе уклоняться или воздержаться от голосования, они имеют право на особое мнение.

ü Жесткие требования к форме и содержанию согласно З о КС.

ü Провозглашаются сразу после подписания.

ü Направляются - судьям Конституционного Суда РФ, высшим должностным лицам и органам РФ, высшим судам РФ, Генеральному Прокурору РФ, Министру юстиции, а также иным лицам, если это предусмотрено в законе.

ü Публикуются незамедлительно в официальных изданиях РФ (и субъектов РФ), Вестнике Конституционного Суда РФ.

б) Иные решения.

ü они либо связаны с организацией работы в Конституционном Суде РФ (например, об избрании Председателя Конституционного Суда РФ, об одобрении Регламента, о формировании палат, о приостановлении или прекращении полномочий судьи и т.п.).;

ü они могут быть приняты по процедурным вопросам - в ходе разбирательства дела (например, об затребовании документов, об отказе в принятии обращения).

ü Называются определениями. Не оформляются в виде отдельных документов. Их излагают в протоколах пленарных заседаний или заседаний палат.

Юридическая сила решений: Решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории РФ, для всех органов власти (представительной, исполнительной, судебной) и органов местного самоуправления, должностных лиц, и граждан. В силу они вступают сразу после принятия; обжалованию не подлежат.

 

 

17. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации, его функции и принимаемые решения.

В соответствии с К РФ одной из основ современного гос.устройства является признание права входящих в ее состав республик иметь свои конституции и законодательство, а других субъектов РФ – уставы и законодательство (ч.2 ст.5 К РФ). Т.е. допускается существование локальных правовых систем.

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ для (= функци и) рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования этого учредительного документа.
Данные суды являются судебными органами субъектов РФ, осуществляют судебную власть в форме конституционного судопроизводства в субъектах РФ.
Финансирование конституционных (уставных) судов субъектов РФ производится исключительно из бюджета субъекта РФ. Порядок формирования, компетенция такого суда, порядок формирования судейского состава определяются законодательством субъекта РФ.

Их решения не могут быть пересмотрены иными судами, если они были приняты в пределах их компетенции. Это подчеркивает их автономность этих судов от других судов, в том числе от КС РФ.

 

 

18. Верховный Суд Российской Федерации как высший судебный орган, его функции и полномочия.

Правовое положение ВС РФ закреплено в Конституции РФ (ст. 126) и ФКЗ "О судебной системе РФ" (ст. 19).
ВС РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
ВС РФ выполняет три основные социальные функции:

ü Выполнение задач, которые возлагаются на него, как на высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. (т.е. рассмотрение по существу (по первой инстанции) наиболее сложных и ответственных гражданских и уголовных дел, которые отнесены к ведению судов общей юрисдикции; проверка законности, обоснованности и справедливости приговоров и иных судебных решений)

ü Осуществление в предусм. ФЗ процессуальных формах судебного надзора за деятельностью таких судов. (выявление и исправление ошибок)

ü Дача разъяснений по вопросам судебной практики.

ü Имеет право законодательной инициативы. Ст.104 К РФ.

Верховный Суд РФ является судом первой (в случаях, предусмотренных законом), кассационной и надзорной инстанций. По отношению ко всем судам общей юрисдикции среднего звена Верховный Суд РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией.

Полномочия Верховного Суда РФ.

ü может рассматривать гражданские дела в качестве суда I инстанции. ВС РФ рассматривает в порядке гражданского судопроизводства по существу: дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, Федерального Собрания РФ и Правительства, нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающиеся прав и свобод граждан; жалобы на решения квалификационных коллегий судей о прекращении судебных полномочий и другие дела, прямо перечисленные в ГПК РСФСР.

ü может рассматривать уголовные дела в качестве суда I инстанции. В частности, он рассматривает уголовные дела по обвинению в совершении преступлении судей, если они заявили соответствующее ходатайство.

ü рассматривает уголовные и гражданские дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и протестам на судебные акты судов общей юрисдикции среднего звена, не вступившие в законную силу.

ü рассматривает дела в качестве суда надзорной инстанции по протестам на судебные акты всех судов общей юрисдикции (включая собственные), если они вступили в законную силу.

ü  может возобновлять дела по вновь открывшимся обстоятельствам, если решения по ним вступили в законную силу, в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

ü изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику.

ü может влиять на судебную практику, путем дачи разъяснений по


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: