Анализ экологической среды (естественнонаучное направление)

 

Анализ географических условий различных поселений показывает, что на ранних стадиях развития общества рельеф играл ведущую роль при выборе мест для строительства. Чаще всего выбирался участок у реки, на высокой надпойменной террасе, удобный и для обороны, и для стройки. Однако не всегда территория, выбранная по экономическим и политическим соображениям, оказывалась удачной в экологическом отношении. Часто поселения оказывались в болотистых низинах, в зонах землетрясений, на конусах выноса лавин и селей, в горных ущельях, на склонах вулканов и других неблагоприятных местностях. Сложные природные условия нередко принимали катастрофический характер.

Основатели Екатеринодара в этом отношении справились со своей задачей удовлетворительно. Только заболоченность и связанный с ней микроклимат и, в некоторой степени, угроза землетрясения представляли реальную экологическую угрозу на момент основания города.

Современная экологическая ситуация представляет резкий контраст исходных условий. Основными источниками загрязнения окружающей среды являются: автомобильный транспорт, объекты теплоэнергетики (ТЭЦ и котельные), промышленные и сельскохозяйственные предприятия, полигоны ТБО и несанкционированные свалки.

Загрязнение воздуха.

Объем выбросов от стационарных источников сократился с 306 тыс. т в 1990 г. до 80 тыс. т в 1998 г., а затем после дефолта на основе компенсационного подъема в промышленности вновь вырос до 108 тыс. т к 2002 г. и до113 в 2005 г.

 

Рисунок 3 - Индексы промышленного производства и валового загрязнения атмосферы, в % (с 1997-2005 гг.).


Рисунок 4 - Динамика атмосферного загрязнении

 

С учетом выбросов автотранспорта атмосферное загрязнение Краснодара существенно увеличивается. Так в городе Краснодар среднегодовая концентрация формальдегида составила 7 ПДК, фенола - до 4,8 ПДК.

 

Таблица 2 - Показатели воздействия автотранспорта на воздушное загрязнение

Город Объём выбросов (тыс. т/год) Общий пробег (машин км в сутки) Коэффициент загрязнения (кг/1 машин км) Ранг по объему выбросов Ранг по коэффициенту загрязнения
Краснодар 185 4004517 0.126569 2 2

 

Крупнейшим загрязнителем воздуха из всех предприятий города является ТЭЦ, которая дает более половины всех промышленных выбросов в атмосферу (9806 тысяч тонн ежегодно). Реконструкция системы воздухоочистки позволила в 1994 году снизить выбросы ТЭЦ примерно в два раза. К тому же экономический кризис за последние два-три года привел к снижению промышленного производства, уменьшив долю промышленного загрязнения. Важную роль сыграл переход котельных на газообразное топливо вместо мазута. Все это привело к тому, что суммарный выброс от промышленных источников в городе снизился с 51569 тонн в 2000 году до 17081 тонны в 2007 году.

Водное загрязнение.

Качество поверхностных вод края формируется под воздействием сброса загрязненных и недостаточно очищенных сточных вод от промышленных предприятий и объектов ЖКХ, поверхностного стока с сельхозугодий и территорий животноводческих комплексов, поступления загрязненных биогенными элементами и пестицидами сбросных вод оросительных систем.

Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты 78,3 млн м3, в том числе 4,4 без очистки.

В последние годы заметно ухудшилась экологическая обстановка в районах, прилегающих к Краснодарскому водохранилищу. За 25 лет эксплуатации его гидротехнические и часть защитных сооружений пришли в аварийное состояние. Идет интенсивный размыв русла р. Кубань в нижнем бьефе водохранилища. Подтапливаются близлежащие сельскохозяйственные угодья, населенные пункты в Динском районе и восточной части г. Краснодара.

Объем отходов.

Уровень отходов в г. Краснодаре ежегодно увеличивается. К промышленным отходам относятся строительные отходы (до 30-40 процентов от всего количества промышленных отходов), отходы автотранспорта, отстой очистных сооружений, отходы лесоперерабатывающей и пищевой промышленности. Уровень утилизации, использования и обезвреживания токсичных отходов на предприятиях крайне невысок и составляет около 25-26%. Последнее, как не парадоксально, является следствием отсутствия отраслей тяжелой промышленности, в которых уровень утилизации отходов традиционно выше. Ежегодно в городе Краснодаре образуется 1778 тыс. м3 (2005 г) твердых бытовых отходов.

Действующая свалка в районе х. Копанском введена в эксплуатацию недостроенной в 1991 году и занимает площадь 16 гектар. Ежегодно она принимает 1,2 миллионов кубических метров отходов, высота складирования ТБО достигает 25 метров, ресурс ее уже исчерпан. При таком размере температура внутри свалки не падает ниже 37-380С даже при внешней температуре - 200С.

Вытекающий из-под свалки фильтрат заражен микроорганизмами и имеет концентрации загрязняющих веществ в сотни раз выше нормы. Причем этот процесс продолжается и после закрытия свалки, поэтому закрытая свалка в районе мясокомбината "Краснодарский", эксплуатировавшаяся с довоенных лет с грубейшими нарушениями, расположенная в прибрежной зоне старого русла реки Кубань, по сей день является крупнейшим источником опасности. Состав ранее размещенных здесь отходов включает в себя: гальваношламы, отходы производства фурфурола, хромсодержащие отходы выделки кож и другие высоко токсичные отходы. В таком же состоянии находится и закрытая свалка в ст. Елизаветинской.

Наряду с санкционированными, существует множество стихийных свалок. Общее количество незаконных свалок на заброшенных территориях и в лесополосах в зависимости от сезона составляет до 5 тысяч мест размещения. Город расположен в зоне сухих степей, бедных лесными территориями. Удельная площадь озелененных территорий общего пользования (бульвары, парки и др.) без учета придорожной, внутридворовой, рудеральной растительности составляет 4,5 м2/чел.

Существующие зеленые насаждения общего пользования в границах города Краснодара составляют 316 га и лесной фонд - 271 га.

 

Таблица 3 - Баланс зеленых насаждений

Виды зеленых насаждений Существующее положение 2007 г.
1. Насаждения общего пользования (парки, скверы, бульвары, набережные, лесопарки), га / м2 на 1 чел. 316/4,5
2. Насаждения ограниченного пользования - всего, га 3370
в том числе:  
 - жилые зоны 1820
 - общественные зоны 520
 - производственные зоны 770
 - рекреационные зоны 260
3. Насаждения специального назначения - всего, га 613
в том числе:  
 - мемориальный парк  
 - ботанический сад, дендрарий, зоопарк 63
 - насаждения кладбищ 30
 - санитарно-защитные зоны 120
 - улицы и дороги 400
Всего зеленых насаждений 4299

 

Выводы.

Анализ экологической ситуации города Краснодара выявил положительные и отрицательные моменты, связанные с различного рода загрязнениями окружающей среды. Так же выявлены проблемные факторы, которые могут ухудшить состояние экологии города при не правильном регулировании принятия решений по устранению отрицательных моментов в сложившейся ситуации.

Положительными моментами в экологической обстановке являются:

относительно невысокий уровень антропогенного воздействия от стационарных источников;

перевод теплоэнергетики на газ (ТЭЦ), как на самое чистое топливо;

устойчивое, хотя и незначительное, сокращение объема сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты с 2000-2005;

невысокий объем и доля сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты без очистки;

объездная дорога вокруг города, минуя центр.

Отрицательные моменты:

высокая доля углеводородов в атмосфере;

рост образования твердых отходов (бытовых и промышленных);

проблемная с точки зрения эколого-экономической эффективности планировочная структура города;

организация движения автотранспорта;

высокая плотность загрязнения атмосферы в зонах с минимальным количеством зеленых насаждений.

Корень негативных тенденций лежит как в продолжающихся структурных изменениях в экономике, так и специфике инвестиционного процесса.

Недостаток капитальных вложений на природоохранные мероприятия, неадекватные структуре экологической ситуации, может в дальнейшем развить отрицательную сторону существующего положения до серьезных проблем, таких как:

рост загрязнения атмосферы, опережающий рост промышленного производства;

усиление роли автотранспорта в загрязнении воздуха;

отсутствие развития интенсификации экологических процессов;

угрозы, связанные с потенциально экологически опасными инвестиционными проектами края в целом (трубопроводы, новые промышленные предприятия и пр).

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: