Для анализа формирования и выполнения производственной программы целесообразно провести анализ по ассортименту производимой продукции, так как большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают именно ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
Ассортимент – это перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.
Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующем на территории СНГ.
Своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.
Цель анализа - выработка рекомендаций по изменению ассортимента и структуры продукции на предстоящий период с учетом потребностей рынка и возможностей предприятия.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой, — наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:
- определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
- оценку уровней конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
- изучение жизненного цикла изделий и принятия, своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
- оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Основные причины, влияющие на невыполнение плана по ассортименту продукции могут быть как внешние, так и внутренние.
К внутренним причинам относятся недостатки в организации производства, простои; недостатки в системе управления и материального стимулирования и др. К внешним причинам относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения и т.п.
Анализ выполнения плана выпуска продукции позволяет установить причины неэффективного использования производственного потенциала.
Формирование ассортимента — проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношения между «старыми» и «новыми» товарами, товарами массового, серийного и единичного производства, «наукоемкими» и «обычными». Основная цель ассортиментной политики — сориентировать предприятие на выпуск товаров, которые по своей структуре, потребительским свойствам и качеству наиболее полно соответствуют потребностям покупателей. Товаропроизводитель занят не просто созданием и производством товаров, но и формированием клиентуры.
В процессе анализа необходимо выяснить, как предприятие выполняет план по ассортименту в натуральном и стоимостном выражении, какова динамика выпуска отдельных видов изделий, а также установить выполнение плана и динамику по производству сертифицированной продукции.
Особое внимание необходимо уделить изучению выполнения плана по выпуску новых видов изделии, которые могут выступать как дополнение к существующему в прошлом периоде ассортименту либо как замена выпускаемой продукции по результатам проведенного анализа сделать выводы. Следует изучить выполнение плана по изделиям, которые являются объектом кооперированных поставок согласно заключенным договорам.
Обобщающую характеристику изменений в ассортименте продукции дает одноименный коэффициент, уровень которого определяется следующим образом:
Кас= ВПз/ВПо*100 (3.3)
Оформить формулы
где Кас - выполнение плана по ассортименту, %;
ВПз – сумма фактически выпущенных изделий каждого вида, но не более их планового выпуска;
ВПо – плановый выпуск продукции.
Анализ выполнения плана по ассортименту продукции ОАО «Брестский КСМ» проведём по методу наименьшего процента. Вы выше рассказали теорию про другой коэффициент. Его и рассчитайте При этом изделия, выпущенные сверх плана или не предусмотренные планом, в расчёт выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий (таблица 3.2).
Таблица 3.2 - Выполнение плана по ассортименту за 2011, млн. руб.
Наименование товара | Объем пр-ва в сопоставимых ценах | Темп роста, % | Продукция зачтенная в выполнение плана | |
план | факт | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Кирпич пустотелый (пустотность 30%): |
|
|
|
|
М-125 | 898 | 755 | 84,10 | 755 |
М-100 | 168 | 153 | 90,75 | 153 |
Кирпич пустотелый (пустотность 18%): |
|
|
|
|
М-150 | 1089 | 1444 | 132,57 | 1089 |
Кирпич полнотелый: |
|
|
|
|
утолщ. М-150 | 845 | 904 | 107,03 | 845 |
одинар. М-150 | 1195 | 1070 | 89,54 | 1070 |
Плитка 300*200: |
|
|
|
|
Гладкие однотонные 1сорт | 186 | 195 | 104,65 | 186 |
Гладкие однотонные 2сорт | 101 | 117 | 116,07 | 101 |
Гладкие 1сорт-сериография | 939 | 905 | 96,36 | 905 |
Гладкие 2сорт-сериография | 508 | 498 | 98,09 | 499 |
«Стандарт» 1 сорт | 775 | 699 | 90,18 | 699 |
«Стандарт» 2 сорт | 128 | 117 | 91,40 | 117 |
«Люкс»1 сорт | 980 | 957 | 97,58 | 957 |
«Люкс»2 сорт | 420 | 392 | 93,12 | 392 |
«Премиум» 1 сорт | 923 | 928 | 100,61 | 905 |
«Премиум» 2сорт | 758 | 740 | 97,53 | 740 |
«Премиум» с матовой поверхностью 1 сорт | 956 | 947 | 99,06 | 947 |
«Премиум» с матовой поверхностью 2 сорт | 116 | 124 | 107,07 | 116 |
Итого: | 10993 | 10952 | 1695,73 | 10481 |
По данным таблицы 3.2 найдем коэффициент ассортимента:
Кас=10481/10952=0,9570 или 95,70%
Процент выполнения плана по ассортименту составляет 95,70%. Предприятие ОАО «Брестский КСМ» в целом выполняет план по ассортименту. В целом сниженные показателей по некоторым видам продукции незначительны и ассортимент продукции ОАО «Брестский КСМ» остался на прежнем уровне.
В ОАО «Брестский КСМ» производство и выпуск продукции не основан на выполнении договорных обязательств по поставкам, так как продукция выпускается на основании ассортимента. Ассортимент выпуска продукции корректируется на основании плана заявок, а далее разрабатывается план производства продукции. В связи с этим выпускаемая продукция рискует быть не реализованной, так как не на весь ассортимент продукции могут поступить заявки. Нереализованная продукция вынуждена будет простаивать на складе (в остатках готовой продукции на складе), а предприятие не будет иметь достаточное количество оборотных средств, чтобы обеспечить производство сырьём и материалами, из-за этого кредиторская задолженность предприятия будет только расти.
Изменение ассортимента продукции оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.
Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести на основании данных приведенных в таблице 3.6.
Таблица 3.6 - Анализ структуры произведенной продукции за 2011 год, млн. руб.
Название | цена за ед., руб. | Объем производства продукции, тыс.руб. | структура продукции, % | Стоимость выпущенной продукции | изменение товарной продукции за счет структуры | |||||
план | факт | темп роста | план | факт | план | факт | темп роста | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
кирпич строительный |
|
| ||||||||
облицовочная плитка |
|
| ||||||||
керамическая плитка |
|
| ||||||||
фризовая плитка |
|
| ||||||||
фризовая плитка 1 сорта |
|
| ||||||||
керамический кирпич |
|
| ||||||||
ИТОГО |
|
|
Данные последней графы можно получить умножением показателя стоимости выпущенной продукции план по каждому виду продукции на индекс объема выпуска продукции в целом по предприятию, исчисленного по условно-натуральным единицам (или по трудозатратам):
Индекс =.
При фактической структуре текущего периода общий объем выпущенной продукции выше на млн. руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске.
Для того, чтобы предприятие имело гарантии реализации своей произведенной продукции выпуск продукции необходимо составлять на основании договорных обязательств. Тогда ОАО «Брестский КСМ» сможет гарантировать продажу продукции, а в других случаях увидеть по каким видам продукции резко возрастает доля нереализованной продукции, замедляется скорость её сбыта. Чтобы избежать последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы её возникновения с целью поиска путей её недопущения или минимизации потерь.