Анализ ассортимента и структуры продукции

Для анализа формирования и выполнения производственной программы целесообразно провести анализ по ассортименту производимой продукции, так как большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают именно ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.

Ассортимент – это перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.

Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующем на территории СНГ.

Своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.

Цель анализа - выработка рекомендаций по изменению ассортимента и структуры продукции на предстоящий период с учетом потребностей рынка и возможностей предприятия.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с дру­гой, — наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, тех­нологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Сис­тема формирования ассортимента включает в себя:

- определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

- оценку уровней конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

- изучение жизненного цикла изделий и принятия, своевременных мер по вне­дрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

- оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассор­тименте продукции.

Основные причины, влияющие на невыполнение плана по ассортименту продук­ции могут быть как внешние, так и внутренние.

К внутренним причинам относятся недостатки в организации производства, простои; недостатки в системе управления и материального стимулирования и др. К внешним причинам относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения и т.п.

Анализ выполнения плана выпуска продукции позволяет уста­новить причины неэффективного использования производственно­го потенциала.

Формирование ассортимента — проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношения между «старыми» и «новыми» товарами, товарами массового, серийного и единичного производства, «наукоемкими» и «обычными». Основная цель ассор­тиментной политики — сориентировать предприятие на выпуск товаров, которые по своей структуре, потребительским свойствам и качеству наиболее полно соответствуют потребностям покупателей. Товаропроизводитель занят не просто созданием и производством товаров, но и формированием клиентуры.

В процессе анализа необходимо выяснить, как предприятие выполняет план по ассортименту в натуральном и стои­мостном выражении, какова динамика выпуска отдельных видов изделий, а также установить выполнение плана и динамику по производству сертифицированной продукции.

Особое внимание необходимо уделить изучению выполнения плана по выпуску новых видов изделии, которые могут выступать как дополнение к существующему в прошлом периоде ассортимен­ту либо как замена выпускаемой продукции по результатам прове­денного анализа сделать выводы. Следует изучить выполнение плана по изделиям, которые являются объектом кооперированных поста­вок согласно заключенным договорам.

Обобщающую характеристику изменений в ассортименте продукции дает одноименный коэффициент, уровень которого определяется следующим образом:

                                     Кас= ВПз/ВПо*100                              (3.3)

Оформить формулы

где Кас - выполнение плана по ассортименту, %;

 ВПз – сумма фактически выпущенных изделий каждого вида, но не более их планового выпуска;

 ВПо – плановый выпуск продукции.

Анализ выполнения плана по ассортименту продукции ОАО «Брестский КСМ» проведём по методу наименьшего процента. Вы выше рассказали теорию про другой коэффициент. Его и рассчитайте При этом изделия, выпущенные сверх плана или не предусмотренные планом, в расчёт выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий (таблица 3.2).

Таблица 3.2 - Выполнение плана по ассортименту за 2011, млн. руб.

Наименование товара

Объем пр-ва в сопоставимых ценах

Темп

роста, %

Продукция зачтенная в выполнение плана

план

факт

1

2

3

4 5

Кирпич пустотелый (пустотность 30%):

 

 

 

 

М-125

898

755

84,10

755

М-100

168

153

90,75

153

Кирпич пустотелый (пустотность 18%):

 

 

 

 

М-150

1089

1444

132,57

1089

Кирпич полнотелый:

 

 

 

 

утолщ. М-150

845

904

107,03

845

одинар. М-150

1195

1070

89,54

1070

Плитка 300*200:

 

 

 

 

Гладкие однотонные 1сорт

186

195

104,65

186

Гладкие однотонные 2сорт

101

117

116,07

101

Гладкие 1сорт-сериография

939

905

96,36

905

Гладкие 2сорт-сериография

508

498

98,09

499

«Стандарт» 1 сорт

775

699

90,18

699

«Стандарт» 2 сорт

128

117

91,40

117

«Люкс»1 сорт

980

957

97,58

957

«Люкс»2 сорт

420

392

93,12

392

«Премиум» 1 сорт

923

928

100,61

905

«Премиум» 2сорт

758

740

97,53

740

«Премиум» с матовой поверхностью 1 сорт

956

947

99,06

947

«Премиум» с матовой поверхностью 2 сорт

116

124

107,07

116

Итого:

10993

10952

1695,73

10481

 

По данным таблицы 3.2 найдем коэффициент ассортимента:

 

Кас=10481/10952=0,9570 или 95,70%

 

Процент выполнения плана по ассортименту составляет 95,70%. Предприятие ОАО «Брестский КСМ» в целом выполняет план по ассортименту. В целом сниженные показателей по некоторым видам продукции незначительны и ассортимент продукции ОАО «Брестский КСМ» остался на прежнем уровне.

В ОАО «Брестский КСМ» производство и выпуск продукции не основан на выполнении договорных обязательств по поставкам, так как продукция выпускается на основании ассортимента. Ассортимент выпуска продукции корректируется на основании плана заявок, а далее разрабатывается план производства продукции. В связи с этим выпускаемая продукция рискует быть не реализованной, так как не на весь ассортимент продукции могут поступить заявки. Нереализованная продукция вынуждена будет простаивать на складе (в остатках готовой продукции на складе), а предприятие не будет иметь достаточное количество оборотных средств, чтобы обеспечить производство сырьём и материалами, из-за этого кредиторская задолженность предприятия будет только расти.

Изменение ассортимента продукции оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость продукции, прибыль, рентабель­ность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наобо­рот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельно­го веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.

Расчет влияния структуры производства на уровень перечислен­ных показателей можно произвести на основании данных приведенных в таблице 3.6.

Таблица 3.6 - Анализ структуры произведенной продукции за 2011 год, млн. руб.

Название

цена за ед., руб.

Объем производства продукции, тыс.руб.

структура продукции, %

Стоимость выпущенной продукции

изменение товарной продукции за счет структуры

план факт

темп роста

план факт план факт темп роста
1

2

3 4

5

6 7 8 9 10 11
кирпич строительный

 

   

 

           
облицовочная плитка

 

   

 

           
керамическая плитка

 

   

 

           
фризовая плитка

 

   

 

           
фризовая плитка 1 сорта

 

   

 

           
керамический кирпич

 

   

 

           
ИТОГО

 

   

 

           

 

Данные последней графы  можно получить умножением показателя стоимости выпущенной продукции план по каждому виду продукции на индекс объема выпуска продукции в целом по предприятию, исчисленного по условно-натураль­ным единицам (или по трудозатратам):

 

Индекс =.

 

При фактической структуре текущего периода общий объем выпущенной продукции выше на   млн. руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске.

Для того, чтобы предприятие имело гарантии реализации своей произведенной продукции выпуск продукции необходимо составлять на основании договорных обязательств. Тогда ОАО «Брестский КСМ» сможет гарантировать продажу продукции, а в других случаях увидеть по каким видам продукции резко возрастает доля нереализованной продукции, замедляется скорость её сбыта. Чтобы избежать последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы её возникновения с целью поиска путей её недопущения или минимизации потерь.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: