Опытно-экспериментальная работа

Опытно-экспериментальная работа проводится на базе школы-лаборатории № 760 (г.Москва) и школы № 19 (г. Сергиев Посад), среди учащихся третьих классов. Здесь необходимо сказать, что Московская школа № 760 – одна из тринадцати в России школ-лабораторий. Одна из долгосрочных комплексных программ школы называется так: «Сохранение здоровья ребенка. Здравосохраняющее обучение». Уже десять лет школа работает по технологии доктора медицинских наук, профессора В. Базарного. И успешно работает. Плохую осанку здесь имеют менее 5 процентов учащихся, зрение ниже единицы наблюдается менее чем у 10% школьников. В классах этой школы еженедельно по пять уроков физкультуры, три из них отданы лечебной гимнастике.

Большие экологические панно, построенные, на основе ассоциативных картинок из детских снов, украшают стены. Под потолком во всех четырех углах - загадочные ящички с меняющимся изображением. Стоит учителю щелкнуть особым рычажком, как в ящичках-экранах появятся яркие картинки.

Первый принцип новой педагогики – обучение в движении. Дети на уроке меняются местами, то сидят за обычной партой, то переходят к конторке и пишут стоя. Еще один принцип: учиться писать надо не шариковой ручкой, как это заведено в нашей школе с 1968 года, а по старинке – металлическим пером, «с нажимом», периодически макая перо в чернильницу. При таком письме глаза и руки ребенка движутся в определенном ритме, на который настраиваются его сердце и дыхание. «Поставить ритм ребенку – это поставить ему психику, поставить чувство времени». Овладение письмом не должно быть быстрым – ведь энергии на эту науку уходит, оказывается, больше, чем на постижение основ игры на фортепьяно. Причем обучение письму безнажимным, «шариковым» способом провоцирует у малышей... стенокардию.

Кроме всего вышеперечисленного, в школе введено раздельное обучение.    

 

Краткий тест творческого мышления

Для измерения уровня креативности взята методика «Закончи рисунок». Данная методика представляет собой адаптированную форму субтеста "Незавершенные фигуры" из набора тестов для оценки креативности, разработанного П.Торренсом с использованием известного принципа "завершения гештальта". КТТМ включает 10 незаконченных фигур, на основе которых необходимо создать законченные картинки. 

Каждая из фигур как бы "навязывает" обследуемому некоторые простейшие способы ее завершения (например, для первой фигуры это изображение птицы, лица человека или очков). Креативность в данном случае проявляет себя прежде всего как способность уйти от этого "стандартного" способа завершения гештальта - то есть, как возможность найти некоторое неочевидное решение. Тест "Незавершенные фигуры" был впервые адаптирован в России в 1991 г. на учащихся г. Москвы; адаптированная форма субтеста получила название "Краткий тест творческого мышления", или сокращенно, КТТМ. Широко применяется в психологической практике. Задание «Закончи рисунок» представляет собой 2-й субтест из набора фигурных тестов Торренса. Время выполнения теста -10 минут. При тестировании ребенок должен сидеть за столом один.

Перед началом работы дается инструкция: «На этих 2-х страницах нарисованы незаконченные фигуры. Вы можете добавить к ним дополнительные линии, чтобы получились интересные предметы или сюжетные картинки. На всю работу отводится 10 минут. Постарайтесь придумать и нарисовать картинку, которую никто другой не сможет придумать. Обязательно придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу под каждым рисунком».

При ответах на возможные вопросы необходимо избегать давать примеры или иллюстрации, рисунков. По истечении 10-и минут рисунки собираются; если дети не успели подписать рисункам, нужно выяснить у них названия сразу после тестирования.

 

 

Обработка и интерпретация результатов

Данные, полученные при тестировании обрабатываются по следующим показателям:

Беглость или продуктивность

Представляет собой просто сумму выполненных заданий за время обследования (если заполнены все 10 фигур, то он равен 10). Этот показатель, отражающий общую продуктивность и непосредственно не связанный с креативностью, является вспомогательным по отношению к другим, гораздо более значимых тестовым показателям.

Средние значения показателя беглости (и остальных 3-х показателей) приведены в таблице 1.

Гибкость

Рассчитывается как число несовпадающих категорий ответов из списков 1 и 2. Ecли ответы на все задания относятся к разным категориям, то этот показатель равен 10; если же, например к одной категории - скажем, к 24-й ("абстрактный узор"), то он равняется 1.

Показатель гибкости оценивает "идейное разнообразие" - или способность перехода от одной стратегии к другой. Низкий показатель гибкости может отражать ригидность мышления, интеллектуальную ограниченность, низкий уровень эрудиции. В некоторых случаях его можно интерпретировать как проявление низкой мотивации, а иногда - как чрезмерную фиксацию на определенной тематике («эмоциональная доминанта»).

Оригинальность

Рассчитывается с помощью списков 1 и 2: если ответ попадает в раздел А списка 1, то он оценивается как нулевой (0 баллов), если в раздел Б того же списка – он получает 1 балл. В случае, если темы рисунка нет в списке 1, он получает 2 балла, при этом с помощью списка 2 определяется номер категории ответа, что необходимо для подсчета показателя гибкости); если же этой темы нет и во 2 списке, можно ввести свою категорию – например, Х1, Х2 и так далее (на самом деле такая необходимость возникает достаточно редко). Затем все баллы суммируются и переводятся в стандартные единицы (стены) по таблице 2.

Этот показатель оценивает способность к выдвижению нестандартных идей. Высокие баллы связаны с уровнем интеллектуальной активности и неконформности; в то же время может встречаться при некоторых психических расстройствах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: